Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», находящегося на заключительном этапе достройки на плаву на в Санкт-Петербурге. С июля 2013 года на корабле ведутся швартовные испытания, но заводские ходовые испытания до настоящего времени еще не начинались. На фотографии хорошо видно нынешнее состояние корабля.

И немного подробнее об этом проекте:

Согласно программе вооружения на 2011–2020 годы, Военно-морской флот России получит фрегаты проекта 22350. Всего за этот срок планируют построить 10 фрегатов этого проекта.

Это первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху. В настоящее время в Петербурге строятся два фрегата проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году, в строй войдет в этом году – по плану), его планируют передать Балтийскому флоту; в 2009 году заложен фрегат «Адмирал флота Касатонов», его ввод в строй запланирован на 2012 год.

История

Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён в июне 2003 года командованием флота. В начале 2005 года проект утверждается как многоцелевой фрегат (по советской классификации - большой сторожевой корабль). 28 февраля 2005 г. был объявлен тендер на строительство этого корабля, в нём участвовали три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие».

Заказ получило ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». 1 февраля 2006 г произошла закладка корабля, и ему был присвоен заводской номер 921. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина фрегату присваивается имя «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков». 26 ноября 2009 года произошла закладка второго фрегата серии. Ему присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Стоимость головного корабля проекта 22350 должна составить около 400-420 млн. долларов США, но в итоге реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн. долларов.

Символично, что новые русские фрегаты названы в честь советских адмиралов, так много сделавших для советских ВМФ, связь поколений очень важна. Горшков и Касатонов – однокашники по Военно-морскому училищу, соратники по службе. На параллельных курсах рядом друг с другом они прослужили в течение более полувека. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков практически в течение трёх десятилетий с 1956 года являлся Главнокомандующим ВМФ и заместителем Министра обороны СССР. До этого в течение четырёх лет (1951–1955) он командовал Черноморским флотом. Фактически Горшков реализовал идею создания океанского флота страны. Одним из его ближайших сподвижников и являлся Владимир Афанасьевич Касатонов.

В.А. Касатонов родился в 1910 году в Петергофе. В 1927 году поступил, а в 1931 окончил Военно-морское училище, затем Военно-морскую академию (1941). В годы Великой Отечественной войны являлся начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота, где умело применял опыт службы, в своё время приобретённый на Балтике и Тихоокеанском флоте. Затем был переведён в Москву, где служил начальником отдела оперативного управления Главного морского штаба ВМФ. Являлся одним из участников работы Ялтинской конференции, по её результатам готовил боевые действия Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке в будущей войне с Японией. В 1945–1947 годах – начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района, начальник морского отдела Главного оперативного управления Генерального штаба. В 1947–1949 годах - начальник отдела и помощник начальника Главного управления Генерального штаба. С 1949 года – начальник штаба 5-го ВМФ, затем – ТОФ, командующий 8-м ВМФ, Черноморским, а в дальнейшем Северным флотами. В 1964–1974 годах – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. С 1974 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Герой Советского Союза (1966) адмирал флота Касатонов – один из ведущих организаторов освоения атомного флота. Совершил поход на атомоходе в район Северного полюса. В 1971–1972 годах возглавлял советскую делегацию на переговорах с ВМС США. В результате было принято соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве». Награждён 14 орденами. Умер Владимир Афанасьевич в 1989 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Назначение: Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Особенности

Фрегаты делаются по современной концепции стелс-кораблей. Они имеют встроенное в корпус ракетное вооружение, и сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композитных материалов (на основе поливинилхлорида и углеродных волокон). Это обеспечивает поглощение и распыление радиоволн, что существенно снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Значительно снижена эффективная поверхность рассеивания, все это обеспечивается, кроме использования вышеперечисленных материалов, ещё и оригинальной конфигурацией надстройки. Кормовая оконечность корабля – транцевая. Острый форштевень должен обеспечить кораблю хорошие мореходные качества. Фрегаты имеют двойное дно, которое протянулось от носовых отсеков с боезапасом и до машинного отделения и кормового подзора. Установлены новые успокоители качки с неубирающимися рулями. Устройства успокоения качки должны обеспечить уверенное применение всего арсенала вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Боезапас ракет будет храниться в вертикальных пусковых установках, имеющих дополнительную защиту. На корме установлен ангар, в котором сможет размещаться один вертолет Ка-28.

Силовая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. Установка дизель-газотурбинного агрегата типа CODAG, обеспечивающая совместную работу дизелей и газотурбинных двигателей в агрегате ДГТА-М55МР. Это решение позволит получить большую суммарную мощность и экономичность на малых ходах под дизелями. Компоновка элементов ДГТУ скорее всего будет размещена в двух отсеках: газотурбинные двигатели в носовом, а дизеля в кормовом машинном отделении.

В качестве маршевой установки будут установлены два новых дизеля Коломенского завода 10Д49 по 3825 КВт (5200 л. с.) с автоматизированным управлением, каждый имеет двухскоростную редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей со звукоизолирующей композитной муфтой, и локальную систему управления. Ускорительная установка будет представлена двумя ГТД М90ФР совместной разработки НПО «Сатурн» с НПП «Заря - Машпроект» мощностью 27500л.с каждый. Таким образом на двух маршевых дизелях корабль будет иметь мощность 10400 л.с, что будет соответствовать 15-16 уз. экономичного хода. И на полном ходу при совместной работе дизелей и турбин - 64800 л.с. что вполне должно хватить на 29-30 уз. полного хода для корабля такого водоизмещения. Нужно отметить, что это наиболее оптимальное решение для корабля такого класса и ранее в отечественном флоте не было реализовано только по причине сложности конструкции, большой сложности управления установкой из-за разного принципа регулирования маршевого и ускорительного двигателя и нежелания разработчиков агрегатов брать на себя разработку всей установки в комплексе.

Вооружение

Два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2). Применение этого комплекса делает этот боевой корабль по-настоящему многоцелевым. Так как его боевое назначение можно будет легко изменять путем замены боезапаса на другой тип ракет.

ЗРК: Первоначально планировалось установить на корабле ЗРК «Ураган» (или его модернизированную версию «Штиль-1»). Но скорей всего от этой идеи откажутся, так как еще с 90-х годов ведутся работы по созданию нового ЗРК средней дальности с вертикальными пусковыми установками сотового типа на 32 или более ракет. Под эту пусковую установку сейчас активно разрабатывается новая ракета ближнего радиуса действия – до 10км, с диаметром 125мм, аналог авиационной ЗУР РВВ-АЕ (9м100). В одной ячейке можно будет расположить до четырех ракет, и в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса, что, согласитесь, немаловажно. Новый зенитный комплекс называется «Полимент-Редут», и он будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь».

В комплекс будут входить 4 фазированные антенные решетки (АФАР) «Полимент» , РЛС общего обзора, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками (ВПУ) для ЗУР среднего и ближнего радиуса действия, а так же под перспективные создаваемые ракеты в комплекс войдут системы единого управления, средства РЭБ, артиллерийские установки А-192 и ЗАК «Палаш», все элементы будут работать и управляться в едином контуре ПВО, обеспечивая круговую противовоздушную оборону корабля от самолетов и низколетящих целей. Комплекс будет способен одновременно выдавать целеуказание как минимум по 16 целям (по 4 на каждую ФАР). Комплекс сможет поддерживать темп стрельбы до одной ракеты в секунду. После чего прорвавшиеся низколетящие цели будут добивать с помощью артиллерии. Система так же будет подавлять системы наведения ракет с помощью своих систем РЭБ. Всё это позволяет создать систему ПВО с единым контуром. Кроме того, это позволит сократить количество боевых постов и значительно сократить экипаж корабля.

Артиллерийский комплекс: новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума» обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить по бортам два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение: будет состоять из 2-х пусковых установок Медведка-2. Этот комплекс будет иметь по четыре ракеты в каждом пусковом модуле и размещаться так же по бортам в районе средней части надстройки за лацпортами. Подводные лодки противника будут обнаруживаться гидроакустическим комплексом «ЗАРЯ-М» либо его дальнейшей модернизацией и низкочастотной активно-пассивной гидроакустической станцией «ВИНЬЕТКА-М». Эта станция состоит из буксируемой гибкой протяженной антенной (ГПБА) и низкочастотного излучателя, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных подводных лодок. Кроме того, одновременно с гидролокацией, осуществляется работа гидроакустической системы, что позволит обнаруживать торпеды и надводные корабли на большом расстоянии - до 60 км.

Авиационная компонента: противолодочный вертолет Ка-28.

Основные ТТХ

Водоизмещение - 3900/4500 т,
Основные размеры, м: длина - 130-135 ,
Ширина – 16,
Осадка - 4.5,
Силовая установка - Дизель-газотурбинная энергетическая,
Мощность - 65 000 л. с. (общая),
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с.,
Скорость полного хода, уз. – 29,
Дальность плавания, миль (уз) - 4000 (14уз),
Автономность, сутки – 30,
Количество валов - 2,
Тип винтов – ВФШ,
Экипаж, чел. – 180-210,
Вооружение:
Ракетное – УКСК: 2х8,
ЗУР - 4х8 ЗРК «Редут»,
АУ - 130мм (А-192),
ЗРАК - 2 БМ «Палаш»,
ПЛУР - 2х4 «Медведка-2»,
АВ – 1 вертолет Ка-28.

Планы на 2014 год

«Ох, сколько всего не сделано. И сколько еще предстоит не сделать»! Старая флотская шутка хорошо описывает текущую ситуацию в ОСК. На следующий год перенесен ввод строй значительного количества кораблей.

А что происходит с большим десантным кораблем «Иван Грен»? Он строится с 2004 года, и, очевидно, продолжит строиться в дальнейшем.
БДК пр. 11711 «Иван Грен» создан на основе чертежей советских БДК пр. 1171 «Тапир» - чрезвычайно удачных корабликов, вот уже более 40 лет несущих службу в составе отечественного флота. Крепкая, надежная транспортная платформа с носовой десантной аппарелью. Интересно, что при СССР такие БДК строили без лишних разговоров за полтора - максимум два года. Пекли, как горячие пирожки.

«Иван Грен». Никаких сложных ракетных комплексов и радиолокаторов с АФАР - тем не менее, постройка «Грена» растянулась на 10+ лет

В общем, вопросов к ОСК накопилось немало. Но, к счастью, ситуация не настолько критична, как могло показаться с первого взгляда - следующий год обещает преподнести немало ярких сюрпризов.

В первую очередь, речь идет о подлодках: в декабре уходящего года начались государственные испытания третьей РПКСН из семейства «Бореев» - К-551 «Владимир Мономах». В отличие от своих предшественников-долгостроев, этот подводный крейсер строился с 2006 года - и вот, уже год, как находится на плаву, проходя различные этапы ЗХИ/ГИС. Планируется, что лодка пополнит состав флота уже в начале 2014 года.

Еще один ожидаемый - многоцелевая дизель-электрическая подлодка Б-261 «Новороссийск», строящаяся по проекту 636.3. (модернизированная «Варшавянка»). По параметру «скрытность» ДЭПЛ этого типа превосходят любую из существующих атомных подлодок. «Черные дыры» - такое прозвище получили «Варшавянки» на Западе. «Новороссийск» войдёт в строй с обновленным составом вооружения - вместо части ракетного боекомплекта лодка будет оснащена крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Б-261 «Новороссийск» была спущена на воду в ноябре 2013 г. и планируется к передаче ВМФ уже летом 2014 года.

Третья по счету крупная боевая единица - десантный корабль-вертолетоносец «Владивосток». Головной представитель семейства «Мистраль а-ля рус». Результат совместных усилий ОСК, французской оборонной компании DCNS и южнокорейской корпорации STX. Крупный 200-метровый корабль был заложен на верфи в Сен-Назере 1 февраля 2012 года - и уже летом 2013 был спущен на воду. К этому времени из России подоспела кормовая часть «Владивостока», строившаяся на мощностях Балтийского завода (согласно условиям контракта, 20% секций корпуса строилось в России). Необходимость тесного сотрудничества с зарубежными коллегами оказала самое благотворное влияние на российских судостроителей. Всё сделали точно и в кратчайшие сроки.

К 16 октября 2013 года французы состыковали кормовую часть с корпусом УДК и спустили готовый корабль на воду. В ближайшие месяцы ДВКД-1 «Владивосток» должны перевести в Санкт-Петербург, к достроечной стенке завода «Северная верфь». Специалистам ОСК останется лишь дооснастить корабль российским вооружением, провести полный цикл заводских и государственных испытаний, после чего передать корабль Тихоокеанскому флоту. С осени 2013 года началось формирование экипажа для первого десантного вертолетоносца в составе ВМФ России. Ожидается, что «Владивосток» пополнит ряды ВМФ в конце 2014 года.

Отдельный интерес представляет история с фрегатом «Адмирал Григорович» - головным кораблем проекта 11356. Строящийся, как более дешевая замена для суперфрегатов пр. 22350, дело с которыми с самого начала не заладилось, «Адмирал Григорович» планировался к спуску на воду уже осенью 2013 года. Увы, до нового года остались считанные дни, а данного события так и не произошло. Несмотря на задержку в строительстве, фрегат находится в высокой степени готовности и может быть принят в состав ВМФ к концу следующего года.

Изначально на 2014 год был запланирован ввод в строй еще двух фрегатов пр. 11356 - «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Но создается ощущение, что данное радостное событие произойдет не ранее 2015-16 гг. У «Макарова» до сих пор не завершено формирование корпуса. Также необходимо учесть, что после спуска на воду кораблям потребуется еще как минимум год для достройки и насыщения всем необходимым оборудованием. А после - продолжительный цикл ЗХИ/ГИС.

Фрегат ВМС Индии F44 «Табар» (экспортная модификация фрегатов пр. 11356 строящихся для ВМФ России)

Корветы! Здесь все по-прежнему. В планах две единицы - «Стойкий» и «Совершенный» (проект 20380). Существует высокая вероятность, что в 2014 году состав Каспийской флотилии пополнит малый ракетный корабль «Великий Устюг» (МРК пр. 21631 шифр «Буян-М»).

На этом список боевых кораблей ВМФ, чье вступление в строй намечено на 2014 год, неожиданно заканчивается. Итого:

Подводный стратегический ракетоносец - 1 ед.;
- многоцелевая ДЭПЛ - 1 ед.;
- десантный вертолетоносец - 1 ед.;
- фрегаты пр. 22350 - 2 ед. (будем надеяться, что на этот раз эпопея с «Горшковым» завершится, следом подоспеет «Адмирал Касатонов»);
- фрегаты пр. 11356 - 1-2 ед.;
- корветы пр. 20380 - 2 ед.;
- МРК - 1 ед.

Мало? Вы ожидали большего?

Положительная тенденция в кораблестроении, наблюдавшаяся в 2012 и 2013 гг., сохраняется, и флот постепенно наращивает свои силы. Помимо вышеперечисленной техники, не стоит забывать о грандиозных замыслах по модернизации атомных «Орланов» - 13 июня 2013 «Севмаш» получил подряд на модернизацию ТАРКР «Адмирал Нахимов» стоимостью 50 млрд. руб. (это в 1,5 раза больше, чем было заплачено за оба «Мистраля»). По состоянию на декабрь 2013 года на крейсере ведутся работы по монтажу средств для проведения ремонтных работ, проводится дефектация и выгрузка старого оборудования. Первый модернизированный «Орлан» обещает пополнить действующий состав ВМФ в 2018 году.

Из отрицательных моментов: по-прежнему не внушают оптимизма сроки постройки. Регулярно возникают скандалы, связанные с превышением смет строящихся кораблей и поиском коррупционной составляющей. Результат предсказуем - через короткое время следует заявление о приостановке серийного строительства того или иного типа кораблей (как произошло с корветами пр. 20385). Прозвучавшее в конце года заявление от официальных лиц о нецелесообразности дальнейшего строительства подводных атомоходов 4-го поколения пр. 885 «Ясень» и «Ясень-М». Якобы лодки имеют запредельную стоимость, потому первоначальные планы о постройке 8 ПЛА следует пересмотреть в сторону их уменьшения. А в качестве их замены нужно разработать проект более простой и дешевой субмарины для массового производства.

Наконец, банальное отсутствие крупных надводных единиц - ракетные крейсеры, эсминцы… Об этом остается только мечтать. Корабли, аналогичные по размерам современным фрегатам, по классификации ВМФ СССР проходили не иначе, как «сторожевики» или БПК II-го ранга. Мелочевка, мелкие «разменные монеты», строившиеся сериями по 30 и более штук. Эхх… (в сердцах взмах рукой).

В общем, проблем достаточно. И их нужно решать.

В следующем, 2014, году ОСК имеет все шансы сохранить и преумножить результаты, достигнутые в предыдущие годы. И сделать это не только за счет сдачи в эксплуатацию долгостроев, но и реализовать по-настоящему смелые замыслы современности!

Так пожелаем отечественным кораблестроителям отметить уходящий год по всем правилам, а после приступить к ударному труду, чтобы побить все рекорды предыдущих лет!

На этом корабле нет пушек и ракет, но его можно смело считать боевым кораблем. Большой разведывательный корабль ВМФ России «Юрий Иванов» (пр. 18280), спущенный на воду в сентябре 2013 года. Согласно плану, должен вступить в строй до конца 2014 года. Именно эти разведчики следят за эскадрами «вероятного противника» в Средиземном море, в Японском море, в Индийском океане, далее - везде

К-560 «Северодвинск», на заднем плане - тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Адмирал Ушаков»

Корвет «Бойкий».

Такие разные судьбы адмиралов флота Советского Союза Николая Кузнецова, Ивана Исакова и Сергея Горшкова.

До 1993 года, пока отряхивающаяся от обломков разваленного СССР новая Россия не взялась перекраивать и систему воинских званий, высшим персональным званием в ВМФ было звание Адмирала флота Советского Союза. Его ввели указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 года, и за четыре десятилетия этого звания удостоились только три человека.

Своим появлением звание Адмирала флота Советского Союза обязано разрыву в соответствиях между армейскими и флотскими званиями, который неожиданно возник после введения в 1935 году персональных званий для военачальников РККА и РККФ. Высшим армейским стало звание Маршала Советского Союза, а соответствующего ему звания на флоте не появилось ни тогда, ни в 1940-м, когда верхней ступенью флотских званий стало звание Адмирала флота. На изменении этой обидной для флота ситуации настоял легендарный нарком ВМФ Николай Кузнецов. В его личном архиве есть такая запись (цитируется по примечаниям к мемуарам «Крутые повороты: Из записок адмирала»): «В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. «Чему это будет равно в наших Вооруженных Силах?» - спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звездочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала. Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звездочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. <…> В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то черным по белому было записано: «Маршалу Советского Союза»».
Легендарный адмирал ошибся в дате введения звания Адмирала флота, хотя остальное описано точно. Так и возникла ситуация, когда высшее флотское звание стало выше предыдущего не на одну ступеньку, а на две: ранее соответствовавшее генералу армии, оно «переехало» на строчку выше, сломав стройную систему. Справились с этим только десять лет спустя после Победы. Вот как описывает это Николай Кузнецов: «Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на «Адмирал Флота Советского Союза». Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова получил маршальскую звезду…».

Каждый из трёх адмиралов флота Советского Союза - Николай Кузнецов, Иван Исаков и Сергей Горшков - по-разному пришёл к этому высшему званию. И по-разному сложилась судьба каждого из них, хотя и были они тесно переплетены между собой - и далеко не всегда это переплетение играло положительную роль. О судьбах «флотских маршалов» сегодня рассказывает своим читателям «Историк».

Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов

11 июля 1904 года - 6 декабря 1974 года

В 1939–1947 и 1951–1955 годах - нарком Военно-морского флота, военно-морской министр и главнокомандующий ВМФ.
Герой Советского Союза, четырежды кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова
Адмирал Николай Кузнецов неслучайно назвал последнюю книгу своих воспоминаний «Крутые повороты» - именно так короче всего и можно описать его судьбу. Самый молодой нарком Военно-морского флота и первый моряк на этой должности, назначенный на неё 29 апреля 1939 года - и единственный из обладателей высшего флотского звания, который дважды (!) лишался его по воле партийного начальства. Единственный высший офицер СССР, который не побоялся привести флот в состояние полной боевой готовности за два часа до начала Великой Отечественной войны, причём не просто отдав приказ, но и позвонив лично каждому командующему Балтийским, Северным и Черноморским флотом, - и человек, обвинённый в продаже секретов союзникам по антигитлеровской коалиции.
До первых послевоенных лет служебная карьера крестьянского сына Николая Кузнецова развивалась без каких-либо резких перепадов. В 1926 году он окончил Военно-морское училище имени Фрунзе и прошёл все ступеньки от командира батареи линкора «Червона Украина» до наркома ВМФ, всюду показав себя блестящим офицером, отличным тактиком и стратегом. Успел повоевать в Испании (главный военно-морской советник правительства республиканцев под псевдонимом дон Николас Лепанто), бессменно командовал всем советским флотом в годы Великой Отечественной войны - и попал в опалу после Победы. Многие историки флота считают, что это случилось из-за слишком твёрдого и независимого характера Николая Кузнецова, который рисковал спорить с Иосифом Сталиным (причина первой опалы в 1948 году) и категорически не сошёлся характером с Георгием Жуковым (вторая опала в декабре 1955 года). И если в первый раз Кузнецов сумел добиться возвращения ему высшего флотского звания, то второй раз оно вернулось к нему только спустя 14 лет после смерти: слишком уж противился этому его бывший подчинённый и протеже на посту главкома ВМФ Сергей Горшков…

Адмирал флота Советского Союза Иван Исаков

10 августа 1894 года - 11 октября 1967 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 3 марта 1955 года
В 1938–1950 годах - заместитель наркома (министра, главнокомандующего) Военно-морского флота, в 1941–1943 и 1946–1950 - начальник Главного морского штаба.
Герой Советского Союза (7 мая 1965 года), шестикратный кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова I степени
Если Николая Кузнецова можно назвать гениальным флотоводцем-практиком, то получившего высшее флотское звание в один день с ним Ивана Исакова точнее всего будет назвать гениальным флотоводцем-теоретиком. Но ни в коем случае не кабинетным!

Если у Николая Кузнецова судьба стала делать резкие повороты после Великой Отечественной войны, то судьба Исакова с самого начала была извилистой. Армянин по национальности, уроженец селения Аджикент Карской области (оказавшейся в итоге в Турции), выросший в Тифлисе, он никогда не получил бы погон морского офицера, если бы не Первая мировая война. Осенью 1914-го Исаков стал «чёрным гардемарином»: ученики разночинских Отдельных гардемаринских классов носили чёрные погоны, а не белые, как в Морском корпусе. Но флот ни разу не пожалел о том, что дал восторженно мечтавшему о море юноше такой шанс. Иван Исаков сдал все выпускные экзамены на высший балл - среди десяти других лучших выпускников классов - и вскоре уже принял своё боевое крещение во время Моонзундского сражения 1917 года, будучи ревизором на эсминце «Изяслав». В 1928 году Исаков так же блестяще окончил и Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии РККА имени К.Е. Ворошилова, а вскоре сумел проявить себя не только как прекрасный штабной офицер, но и как великолепный теоретик и преподаватель. Он хорошо сочетал теорию и практику: начальником штаба Экспедиции особого назначения № 1, проводившей первые корабли для Северного флота по Беломоро-Балтийскому каналу, Исаков стал после публикации статьи, в которой обосновал военное значение этой водной магистрали.

Великую Отечественную войну Иван Исаков встретил на посту начальника Главного морского штаба. Будучи членом Военного совета Северо-Западного направления и координируя действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда, он получил первую тяжёлую контузию и оглох на левое ухо. А вскоре Исакова отправили выполнять ту же трудную работу на Черноморском театре военных действий, где 4 октября 1942 года он был тяжело ранен и потерял правую ногу. При этом умение ясно мыслить и анализировать военачальник сохранил, что и доказал, вернувшись на штабную работу и оставаясь заместителем главкома ВМФ до 1950 года. Потом Исаков занимался изданием «Морского атласа», продолжал активно писать теоретические статьи для «Морского сборника» и даже стал членом Союза писателей СССР.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков

13 февраля 1910 года - 13 мая 1988 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 26 октября 1967 года
В 1956–1985 годах - главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель министра обороны СССР.
Дважды Герой Советского Союза (7 мая 1965 года и 21 декабря 1982 года), семикратный кавалер ордена Ленина, четырежды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер ордена Ушакова I и II степени
…Спустя год, после того как из Высшего военно-морского училища имени Фрунзе выпустили новоиспечённого морского командира Николая Кузнецова, туда же на штурманский факультет поступил недоучившийся студент физмата ЛГУ Сергей Горшков. Блестящим курсантом он не был, но и в середнячках не ходил, как, собственно, и всю дальнейшую военную карьеру. Она привела его к высшему флотскому званию и высшей флотской должности - главнокомандующего ВМФ, которую он занимал три десятка лет, то есть дольше, чем любой не только военно-морской, но и вообще военный чиновник в СССР!

Секрет такого рекорда традиционен для послесталинского СССР: Сергей Горшков был не просто умелым флотоводцем, которого ни соперники, ни критики никогда не могли упрекнуть в незнании флота или военного дела, но и умелым аппаратчиком. И конечно, свою роль сыграли три важных знакомства, которые будущий главком-рекордсмен свёл за время прежней службы. Первым из них оказалось знакомство с Николаем Кузнецовым, который настолько высоко ценил молодого офицера, что сумел оградить его от наказания за гибель на скалах недавно построенного тихоокеанского эсминца «Решительный». Вторым и третьим - знакомство во время обороны Новороссийска с двумя будущими начальниками Сергея Горшкова: командующим 18-й армией генерал-майором Андреем Гречко, которому суждено было стать одним из самых известных министров обороны СССР, и начальником армейского политотдела Леонидом Брежневым.

Снятый с должности главком ВМФ Николай Кузнецов сумел сделать так, чтобы его пост достался именно Горшкову, которого он ценил. А 10 лет спустя, когда высшие посты в стране заняли Брежнев и Гречко, судьба подарила Горшкову шанс построить такой флот, о котором он мечтал: сильный, океанский, демонстрирующий свой флаг во всех морях и океанах. И, хотя главкому-долгожителю не удалось избежать таких грехов, как пренебрежение интересами подчинённых, нежелание продвигать самостоятельных офицеров, пристрастие к политическим интригам и тяга к внешним атрибутам и наградам, флотскими делами Горшков занимался серьёзно и со знанием проблем. Но многие моряки, которые начали службу ещё в «кузнецовском» флоте, так и не простили адмиралу Горшкову одного проступка: нежелания добиваться возвращения высшего флотского звания его наставнику Николаю Кузнецову. Нежелания настолько сильного, что звание Адмирала флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь через три года после отставки и последовавшей за ней смерти Сергея Горшкова.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал

Биография

Родился 1 февраля 1955 года в деревне Пустынке Кашинского района Калининской, ныне Тверской области. В ВМФ с августа 1972 г.

В июне 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром электронавигационной группы штурманской боевой части многоцелевой атомной подводной лодки «К-467» проекта 671РТ. С сентября 1979 года - командир штурманской боевой части, с декабря 1982 года - помощник командира корабля.

С ноября 1984 года - старший помощник командира 246-го экипажа 6-й дивизии подводных лодок Северного флота. В августе 1987 года после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ назначен командиром многоцелевой атомной подводной лодки «К-387» 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. Во время боевой службы в августе 1991 года успешно выполнил поставленные задачи в Средиземном море в условиях активного противодействия противолодочной авиации отряда ВМС НАТО.

С ноября 1992 года - заместитель командира 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. С апреля 1996 года - начальник отдела, а затем службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба Северного флота.

В период 2000 - 2002 годов командовал дивизией атомных подводных лодок Северного флота. Контр-адмирал (10.06.2001). С 2002 года - первый командир Гаджиевской военно-морской базы. В последующем - начальник штаба, а с августа 2005 года - командир12 эскадры атомных подводных лодок Северного флота.

С ноября 2007 года - заместитель командующего Северным флотом.

Осенью 2008 года возглавил поход отряда боевых кораблей Северного флота, выполнивший ряд важнейших военно-политических задач в Средиземноморском регионе и Карибском бассейне. Руководил с борта крейсера «Петр Великий» международными учениями «ВЕНРУС-2008» в Карибском море. Под его флагом впервые в истории большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» совершил переход Панамским каналом из Атлантического океана в Тихий и обратно, а также впервые в постсоветский период истории совершил деловой заход в порт Гавана на Кубе, совершил заходы в Венесуэлу и Панаму.

С августа 2009 года - начальник штаба - первый заместитель командующего Северным флотом.

С июля 2010 года - командующий Черноморским флотом. Был инициатором реставрации Храма Святого Равноапостольного князя Владимира в г.Севастополе и создания музейного комплекса легендарной 35-й береговой батареи на м.Херсонес.

С июня 2011 года — командующий Северным флотом. Осенью 2012 года надводные корабли Северного флота под его флагом приступили к освоению Арктики и впервые в российской истории совершили высадку морского десанта на Новосибирские острова.

В декабре 2014 года возглавил объединённое стратегическое командование Северного флота, усиленное Кольским соединением ПВО, отдельными мотострелковой и арктической бригадами и авиацией. Зона ответственности командования на территории Российской Федерации по побережью Северного Ледовитого океана расширилась до административной границы с Чукотским автономным округом. Под его непосредственным командованием в 2015 году происходило активное создание военной инфраструктуры Северного флота в Арктике.

В апреле 2016 года назначен на должность Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.

Участник 18 дальних походов на атомных подводных лодках и надводных кораблях.

Член президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Почетный полярник (2015).

История российского насчитывает более трёх веков. За это время сотни выдающихся командиров были удостоены звания адмирала. Некоторые из них сыграли значительную роль в судьбе не только флота, но и всей страны.

Апраксин Фёдор Матвеевич

По легенде, род знаменитого адмирала и произошёл из аристократического сословия Золотой Орды. Татаро-монгольский предок боярской династии принял христианское крещение и женился на русской княжне в период правления Дмитрия Донского. Его далёкий потомок Фёдор Апраксин в юном возрасте поступил на службу при царском дворе. Исполняя обязанности стольника, он сумел снискать доверие и расположение молодого Петра.

Первым серьёзным государственным постом Апраксина стала должность воеводы в Архангельске. Ему довелось сопровождать царя в плаваниях по Белому морю. Вскоре после этого Апраксин получил от государя чин майора и назначение в Семёновский полк. В последующие годы он был неизменным спутником императора-реформатора во всех военных походах и дипломатических миссиях. Апраксин принимал участие во второй осаде Азова. В составе Великого посольства он посетил Голландию, где ознакомился с основами морского дела. Апраксин руководил в Воронеже постройкой кораблей, которые должны были стать основой российского флота. Он внёс огромный вклад в осуществление планов Петра Великого по превращению страны в новую морскую державу. Апраксину было суждено стать одним из первых в списке российских адмиралов.

Командуя в ходе Северной войны армией и флотом в Ингерманландии, он проявил себя благоразумным стратегом. Апраксин сумел отразить наступление шведов на Петербург и заставил капитулировать крепость Выборг. Один из первых адмиралов флота России участвовал в знаменитом разгроме эскадры короля Карла у мыса Гангут.

Вскоре после этого Апраксин впал в царскую немилость из-за обвинений в коррупции. Только прежние заслуги спасли его от сурового наказания. Впоследствии царь Пётр простил Апраксина и назначил его генерал-губернатором завоёванных у шведов провинций. Один из первых адмиралов флота России на несколько лет пережил своего императора и скончался в 1728 году.

Этот морской командир знаменит тем, что не потерял в сражениях ни одного корабля. Другой необычный факт заключается в том, что православной церковью Федор Федорович Ушаков причислен к лику святых. Один из наиболее выдающихся адмиралов флота России начал свою карьеру на Балтийском море. Во время первой войны с турками он участвовал в обороне берегов Крыма. Позднее Ушаков командовал личной яхтой Екатерины II и защищал в Средиземном море российские торговые корабли от нападений британского флота. Свои блестящие способности он в полной мере проявил во время войны с Османской империей 1787-1791 годов. Ушаков разгромил превосходящие вражеские силы у острова Фидониси, в Керченском проливе и у мысов Тендра и Калиакрия. В 1799 году он стал одним из адмиралов флота России.

Ушаков вышел в отставку, не проиграв ни одной из своих 43 морских баталий. Последние годы жизни флотоводец посвятил молитвам и церковным службам.

Крузенштерн Иван Фёдорович

Знаменитый русский адмирал имел немецко-шведские корни. При рождении ему было дано имя Адам Иоганн Риттер фон Крузенштерн. Этот мореплаватель возглавлял первую российскую кругосветную экспедицию. Крузенштерн поступил на службу в императорский флот в звании гардемарина после обучения в кадетском корпусе в Кронштадте. За доблесть, проявленную в сражениях русско-шведской войны, он получил чин лейтенанта.

В 1799 году Крузенштерн представил царскому правительству проект установления прямого морского сообщения с русскими колониями в Америке. Предложение было поддержано Академией наук и утверждено Александром Первым. Дополнительная выгода проекта заключалась в проложении более удобного пути для ведения торговли с Китаем. Экспедиция продолжалась два года. Крузенштерн и его помощники составили атлас и отчёт о путешествии, в котором подробно описали все увиденные земли и народы. Этот научный труд был переведен на многие европейские языки.

Последующие годы своей жизни Крузенштерн в основном посвятил преподавательской деятельности. Он удостоился почётного членства в Академии наук и был назначен директором навигационной школы. Крузенштерн внёс много усовершенствований в работу этого учебного заведения. Скончался в 1846 году в своём поместье в Эстонии.

Нахимов Павел Степанович

Вошёл в историю как командующий флотом и сухопутными силами во время Крымской войны и осады Севастополя. Нахимов учился в петербургском Морском дворянском корпусе и получил первый опыт плавания на судне в возрасте пятнадцати лет. После участия в кругосветной экспедиции он был возведён в ранг лейтенанта.

Нахимов отличился в крупной морской битве объединённой эскадры России, Франции и Англии против флота Османской империи. В истории это событие известно как В награду за искусное применение артиллерии Нахимов был назначен капитаном трофейного корабля.

В ходе Крымской войны он провёл блестящую операцию по блокированию и уничтожению турецкого флота в гавани города Синопа. Нахимов получил звание адмирала и был назначен военным губернатором Севастополя. Он командовал обороной города и поддерживал боевой дух солдат и офицеров. В 1855 году, находясь на передовых позициях, Нахимов получил смертельное пулевое ранение. Адмирал был похоронен в склепе собора Святого Владимира в Севастополе.

Командующий российским флотом на Балтийском море происходил из семьи остзейских немцев. Его предки служили империи со времён Петра Первого. После окончания кадетского корпуса и морской академии Николай Эссен получил звание лейтенанта и в процессе развития своей дальнейшей карьеры командовал несколькими кораблями, включая броненосец "Севастополь". Имя адмирала вошло в историю в связи с русско-японской войной. После капитуляции крепости Порт-Артур он затопил "Севастополь", чтобы корабль не достался неприятелю. Эссен был доставлен в Нагасаки в качестве военнопленного, но спустя два месяца освобождён. После возвращения в Петербург в награду за свои отважные действия получил орден Святого Георгия.

В период Первой мировой войны Эссен командовал Балтийским флотом. Многие считали его самым способным русским адмиралом того времени. Николай Эссен неожиданно скончался в 1915 году в результате болезни. Его именем назван фрегат Военно-морских сил РФ.

Колчак Александр Васильевич

Последний адмирал империи стал признанным лидером Белого движения. Александр Колчак обладал огромным авторитетом среди противников большевиков. В период Гражданской войны он возглавлял находившиеся в Омске Временное сибирское правительство. Попытки Колчака объединить все антибольшевистские силы не увенчались успехом. После того как Белое движение оказалось на грани поражения, чешские союзники выдали адмирала Красной армии. Колчак был казнён без суда. Место его захоронения неизвестно.

В Российской империи чина адмирала удостоились 189 человек. Первым из них был сподвижник Петра Первого последним - Александр Колчак. В СССР это звание начали присваивать в 1940 году. В общей сложности его получили 79 советских морских командиров. По решению Иосифа Сталина было установлено более высокое звание, соответствующее сухопутному маршалу - адмирал флота. Вскоре после распада СССР его отменили.

Российская Федерация

Многие советские адмиралы остались на службе в ВМФ РФ. Присвоение высшего морского звания продолжалось и в новую эпоху. Список адмиралов Российской федерации насчитывает 35 человек. С 1992 года шесть обладателей этого звания занимали пост главнокомандующего ВМФ:

  1. Громов Феликс Николаевич.
  2. Куроедов Владимир Иванович.
  3. Масорин Владимир Васильевич.
  4. Высоцкий Владимир Сергеевич.
  5. Королёв Владимир Иванович.

Предшественник нынешнего главнокомандующего Виктор Викторович Чирков был вынужден подать в отставку из-за проблем со здоровьем. Министр обороны вручил адмиралу Королёву штандарт ВМФ в апреле 2016 года.

Россия - великая морская держава. Однако исторически выход в моря был тернист, завоевание пространства шло нелегкими путями экспедиций, войн. Мужественные и находчивые мореплаватели, простые матросы и талантливыефлотоводцы ковали славу российскому флоту. Доблестные защитники вписаны в военную летопись нашей страны. Несокрушимую силу русского флота демонстрировали они в боях под Гангутом и Гренгамом, под Чесмой и Керчью, под Наварином и Синойом, под Севастополем и в Цусиме. О десяти легендарных русских адмиралах, беззаветно служивших Отчизне, наша статья.

Федор Апраксин

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. Карьера Федора Матвеевича Апраксина началась в 1682 году, когда стал стольником Петра, участвовал в создании «потешного войска» и флотилии Переславского озера. В 1693–96 гг. он был назначен двинским воеводой и губернатором Архангельска, под его бдительным оком строится заложенный самим Петром I 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел», город обрастает новыми укреплениями, расширяется Соломбальская верфь. Именно Апраксин заложил основы коммерческого и военного судостроения, впервые снарядил за границу русские суда с товарами. В 1697 году Апраксин контролировал судостроение и в Воронеже, где в срочном порядке создавался флот для Азовского моря. С 1700 года Ф.М. Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа и Азовский губернатор, главный распорядитель всеми делами по устройству и снабжению адмиралтейств и судов, заходивших в Азовское и Балтийское моря. Он ведал делами снабжения, отвечал за строительство верфи в устье Воронежа, открытие пушечного завода в Липицах, выход в открытое море судов, постройку гавани и укреплений в Таганроге, углубление мелководных устьев Дона, исследовательские работы в море.

В 1707 году Федор Матвеевич пожалован в адмиралы и президенты адмиралтейств, получил личное командование над флотом на Балтийском море, а также часто командовал и сухопутными войсками. В 1708 он возглавил корпус, действующий в Ингерманландии, который отразил нападение шведов на Кроншлот, Котлин и Петербург: 28 сентября у Ракобора был разбит корпус Штромберга, а 16 октября – корпус Либекера в Капорском заливе (эти два корпуса по плану действия шведов шли с двух сторон и должны были в итоге объединиться). За победу Федор Матвеевич получил статус действительного тайного советника и графский титул. За заслуги Апраксина перед Отечеством и проявленное им военное искусство царь Петр наградил его специальной именной серебряной медалью, на одной стороне которой был изображен сам Апраксин и выгравирована надпись: «Царского Величества Адмирал Ф.М. Апраксин», а на другой – четыре военных парусных корабля на фоне сражения; вверху – две руки, простертые из облаков, держат лавровый венок – символ победы. По окружности – надпись: «Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность».

Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, харизматичная личность которого проявилась на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.

Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Он отличился не только в сражениях за Северное море, но и прославился как исследователь новых земель. Иван Крузенштерн вместе с Юрием Лисянским совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он открыл для России новые торговые пути в Ост-Индию и Китай. Он сумел доказать, что морское направление более выгодное. В период кругосветной экспедиции были исследованы такие острова Тихого океана, как Курилы, Камчатка и Сахалин. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. 16-летняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В результате турецкий флот был уничтожен за считаные часы. За эту победу Нахимов получил Высочайшую грамоту Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил оборонойСевастополя с 1855 года. Приняв непростое решение о затоплении русского флота, он перекрыл вражеским судам путь в бухту. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».

Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в Русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Действия Ушакова отличались необычайной отвагой и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный стратегический расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.

Владимир Шмидт

Предки адмирала Шмидта были выписаны в XVII веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войне, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в Русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский.

Александр Колчак

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в Русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.

Владимир Истомин

Контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны. По окончании Морского корпуса в 1827 году простым гардемарином на линейном корабле «Азов» отправился в далекое плавание из Кронштадта в Портсмут, к берегам Греции. Там отличился в Наваринском сражении и получил Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия и звание мичмана. В 1827-1832 годах В. Истомин бороздил Средиземное море, совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре. В 1830 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Впоследствии служил на Балтийском флоте, потом - на Черном море. В 1837 году был произведен в лейтенанты и назначен командиром парохода «Северная Звезда», на котором в том же году совершили плавание по портам Черного моря император Николай I с императрицей. Истомин награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем. В 1843 году он получил орден Святого Станислава 2-й степени. До 1850 года находился в распоряжении наместника на Кавказе князя Воронцова, принимая деятельное участие в совместных операциях армии и флота, направленных к покорению Кавказа. В 1846 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а в следующем году за действия против горцев произведен в капитаны 2 ранга. В 1849-м становится капитаном 1 ранга. В 1850 году он командир линейногокорабля «Париж». В 1852 году был представлен к ордену Святого Владимира 3-й степени. Отличился в Синопской битве 18 ноября 1853 года, за чтополучил звание контр-адмирала. В донесении императору адмирал П.С.Нахимов особенно отмечал действия линейного корабля «Париж» в Синопском бою: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля „Париж“». В 1854 году, когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем стал начальником штаба при вице-адмирале В. Корнилове. 20 ноября 1854 года Истомин был награжден орденом Святого Георгия3-й степени. Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций; он и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года 45-летнему В. И. Истомину ядром оторвало голову, когда он выходил из своей землянки. Истомин был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым. В.И. Истомин имел четырех братьев, и все они служили во флоте; Константин и Павел дослужились до адмиральских чинов.

Владимир Истомин

Знаменитый российский флотоводец был воспитанником Морского кадетского корпуса. В 1823 году поступил на военно-морскую службу, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов». С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Корнилов фактически является основоположником парового флота России. В 1853 году участвовал в первом историческом бое паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». После 3-часового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. Во время начавшейся войны с Англией и Францией фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина. После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что, поскольку из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флотдолжен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный итехнический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание - затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу. Однако раздосадованный Корнилов сумел дать достойный ответ: «Остановитесь! Это самоубийство... то, к чему вы меня принуждаете... но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам». В.А. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 000 человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане 5(17) октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым.

Всеволод Руднев

Герой Русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского флота, командир легендарного крейсера «Варяг». В начале морской карьеры участвовал в кругосветном путешествии. Он одним из первых привез из Франции специально построенный для России паровой военный корабль. C 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. В 1890-м возвращается в Кронштадт. С 1891-го он командует кораблями и продвигается по служебной лестнице. В 1900-м в Порт-Артуре проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1-го ранга. В декабре 1902-го вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» он пришел уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трех кругосветных путешествий, одно из которых проделал будучи командиром судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника наДальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е.И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.26 января (7февраля) 1904-го японская эскадра остановилась на внешнемрейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В.Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своем решении. Японская эскадра преградила путь в открытое море. Эскадра противника открыла огонь». «Варяжцы» ответили, дав достойный отпор врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнем противника. По сообщениям из разных источников, огнем с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 орудий разбиты. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905-го Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.