В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

Предпосылки

Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

Начало пути русской рати

Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

Краткое описание

Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

Ход событий

В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

Окружение

Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Выводы

Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

Древнерусская
литература

С чего начнётся наше знакомство с русской литературой? С погружения в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси.
Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и её сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые «заграничные» путешествия, столкновения с западными соседями, Смутное время...
Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями, написанными «старыми словесы» - по-старославянски и по-древнерусски.
Прислушайтесь, как звучат старинные слова: аще, рци, велми, уныша. «Днепрь темне березе плачется мати Ростиславля» - «На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава».
Прочитайте древние книги, вначале рукописные, а затем печатные и нередко анонимные, и вам откроется мир, в котором жили наши предки, и вы узнаете, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали.
Вчитайтесь внимательнее в эпиграф. Откуда взяты эти слова и что они означают? Не правда ли, в них слышится предостережение, обращенное и к потомкам, в сегодняшний день, к нам с вами?
Рекомендуем вам познакомиться с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам. В них увлекательно и доступно рассказывается о том, что показалось вам непонятным, сложным или скучным. И вы легко, играючи ответите на предложенные здесь вопросы.
Готовы ли вы вступить в игру? Тогда вперёд! Желаем удачи!


1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила?
2. Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения?
3. Первые книги представляли собой собрания переводных и оригинальных сочинений. Как они назывались?
4. Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега («Песнь о вещем Олеге»)?
5. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор?
6. Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого?
7. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: «се бо рекы, напояющие вселенную»?
8. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
9. Какую фразу произнес князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо...»?
10. Как, судя по летописи, перехитрили осаждённые белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их «питьем» из колодцев?
11. К кому обращался в своём «Поучении» князь Владимир Мономах?
12. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?
13. Известны ли вам в древнерусской литературе произведения, озаглавленные «Слово о...»? Почему они так назывались?
14. Что считал митрополит Иларион «законом», а что «благодатью» в своём «Слове о законе и благодати» (XI в.)?
15. Был в древнерусской литературе жанр «житие». Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры.
16. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
17. Кого автор называет «соловьем старого времени»?
18. Какую художественную декларацию провозглашает автор в начале «Слова...» и претворяет ли он её на практике?
19. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то...»?
20. Точен ли следующий перевод: «мысь» - это мысль, а «бебрян» - бобровый («растекашется мыслью по древу», «омочу бобровый рукав в реке Каяле»)?
21. С кем отправился в поход князь Игорь?
22. Какой эпитет употреблен к слову «кони»: «А сядем, братья, на своих... коней»? Кто и кому говорит это?
23. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить...»? Что обозначает это выражение?
24. Какого былинного богатыря напоминает буй-тур Всеволод, который «куда поскачет - там лежат поганые половецкие головы»?
25. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове...»?
26. Кто такие «даждьбожии внуки»?
27. Какой бог выступает в «Слове...» покровителем половцев?
28. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
29. Какой рефрен, посвящённый прощанию с родной землёй, звучит в «Слове...»?
30. Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете «Слова...»?
31. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
32. С чем автор сравнивает битву?
33. В «тёмном сне» Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует?
34. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
35. Какой поэтический прием использован в следующей фразе: «Се ли створисте моей серебряной седине»? Чьи это слова?
36. Почему «застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти»?
37. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь её «ладе»?
38. Вспомните литературную сказку XIX в., герой которой тоже трижды обращается к природным стихиям с просьбой сказать, где его невеста.
39. Как метафорически говорится в «Слове...» о пленении Игоря?
40. Кто помог князю бежать из плена?
41. Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием?
42. А герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
43. С каким «дитятей» вернулись князья на Русскую землю из плена?
44. Чему радуются города и страны: «страны рады, грады веселы»?
45. Автор называет Кончака не только поганым, но и... , как персонажа русских сказок. Какой смысл вкладывался в это слово?
46. Упоминаются ли в «Слове...» христианские понятия, церковные термины?
47. Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры.
48. Известен ли автор «Слова...»? Кем он был, кто он?
49. На какие фольклорные жанры он опирался и как называл свое произведение?
50. Кем и когда был найден один из списков «Слова...»? Какова была его дальнейшая судьба?
51. Кто из русских поэтов использовал образы «Слова...» вскоре после его открытия и публикации?
52. Какие поэтические переводы «Слова...» вам известны?
53. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова...» вы можете назвать?
54. Как называется произведение о нашествии Батыя на Рязань и начале татарского ига?
55. О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу - рать татарскую», рассказывается в этой повести?
56. Рязанцы бились с татарами «един с тысящею, а два с тмою». Сколько человек в тьме?
57. Кто о ком сказал: «Сии бо люди крылати и не имеюще смерти» и «Аще бы у меня такий служил, - держал бы его против сердца своего»?
58. К кому обращается рязанский князь Юрий: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой... быти»? Вставьте пропущенное слово.
59. Как погибает княгиня Евпраксия, не захотевшая пережить своего мужа, убитого татарами?
60. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в Куликовской битве?
61. Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами?
62. Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра?
63. Почему повесть о Куликовской битве называется «Задонщина»?
64. Автор «Задонщины» сознательно строит её по аналогии с другим древнерусским произведением, противопоставляя прошлое и настоящее, поражение и победу: там «черна земля посеяна костьми русских» - здесь... , там «готские девы звенели русским златом» - здесь... , там «тоска разлилась на Русской земле» - здесь... . О каком произведении идёт речь?
65. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV в. псковским старцем Филофеем: Москва - Третий Рим после второго - ... , а четвертому... ?
66. Какой стиль в древнерусской литературе назывался «плетением словес»?
67. В «Задонщине» плачут коломенские жены и просят князя запрудить веслами Днепр, а Дон шеломом вычерпать. При чём тут Днепр, почему он упомянут?
68. Повествуя о подготовке к битве, автор пишет: «трубы трубят на Коломне», «стяги стоят у Дону великого». А где трубили трубы и стояли стяги в «Слове о полку Игореве»?
69. Какой русский поэт в начале XX в. обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении?
70. В XVI в. большой популярностью пользовался сборник «поучений и наказаний» мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник?
71. Какая повесть о любви князя и простой крестьянской девушки напоминает, с одной стороны, библейскую легенду, а с другой - европейский рыцарский роман? Какую легенду и какой роман?
72. Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить?
73. Какой принцип равенства всех перед лицом государя выдвинул публицист XVI в. Иван Пересветов: «Все есмя дети... »?
74. Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны?
75. В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там?
76. Какую «первопечатную» книгу издал Иван Фёдоров в 1564 г.?
77. Кто был автором первого политического памфлета в русской литературе - «Истории о великом князе Московском» - и кому был посвящен памфлет?
78. Какие повести XVII в. пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
79. В какой повести рассказывается история, напоминающая притчу о блудном сыне, но герой которой так и не вернулся в родной дом?
80. Чей это портрет: «Босо-наго, нет на... ни ниточки, ещё лычком... подпоясано», а есть у него богатырский голос?
81. Удалось ли молодцу убежать от Горя, которое его преследовало?
82. К каким выводам приходят герой и автор: «Когда у меня нет ничего, и тужить мне... » и «А в горе жить - ... быть»?
83. При дворе какого царя был создан первый русский театр, представления в котором длились по 10 часов подряд?
84. Как звали бродячих актёров в народных балаганах?
85. Кто из писателей, рассказывая о своем 15-летнем тюремном заключении, описывал, как гнил в «земляном гробу» в ожидании смерти, проклинал своих мучителей и молился Богу?
86. С кем сравнивал он себя: «как... в соломе лежу на брюхе»?
87. Какой библейский эпизод толкует автор в современном духе: «Лукавый хозяин накормил и напоил, да и со двора спихнул. Пьяный валяется на улице, ограблен, а никто не помилует»?
88. В одной повести XVII в. юноша влюбляется в чужую жену и продаёт душу дьяволу, а в другой - герой-плут с помощью всяких проделок добивается руки богатой невесты. Назовите эти повести.
89. Как в XVII в. называли древнерусские стихи и почему?
90. Крупнейший стихотворец XVII в., принявший монашество и ставший учителем царских детей, выбрал себе поэтический псевдоним по названию родного города. Кто этот поэт?
91. Как можно понять заглавие книги Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный»?
92. Каков смысл строк, написанных С. Полоцким: «Родителей на сына честь не прохождает, Аще добродетелей их не подражает»?
93. В древнерусской литературе редки женские имена: героинь называют по отцу или по мужу. Можете ли вы привести примеры имен, отчеств, фамилий?
94. Известны ли вам древнерусские живописцы? О ком из них был снят фильм русским режиссером XX в.?
95. Назовите известные памятники древнерусского зодчества.


1. Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица - на основе греческой азбуки (863-864 гг.).
2. Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами (смердами); традиция чтения вслух и переписывания текстов, сочинительство, распространенное не только среди монахов, но и среди князей, царей, дружинников и бояр.
3. «Изборники», т. е. сборники разных сочинений.
4. Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, «и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу» (912 г.).
5. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (XII в.) - первые слова летописи и стали ее заглавием. Монах Нестор.
6. Иафета.
7. Словеса книжные, книги.
8. Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
9. «...сраму не имам» (971 г.).
10. В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить («Сказание о белгородском киселе»).
11. К сыновьям и ко всем русским князьям.
12. Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). «Сказание о Борисе и Глебе».
13. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли Русской» (XIII в.). Эти произведения обращены к слушателям, как произнесенная речь.
14. Ветхий и Новый Завет, доказывая превосходство второго над первым.
15. Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие» протопопа Аввакума (хотя последнее не совсем соответствует законам жанра).
16. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
17. Бояна - легендарного древнерусского певца.
18. Писать «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. придерживаться действительных событий, а не придумывать их; однако сам обращается и к вымыслу (например, «вещий сон» Святослава), и к образной и риторической речи.
19. «...растекашется мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка).
20. Скорее - «белка», так как система сравнений выдерживается в едином ключе: белка, волк, орел (а не мысль, волк, орел). Бебрян - сорт шелковой ткани особой выделки, а не бобровый мех.
21. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом.
22. «...борзых», т. е. быстрых. Князь Игорь своим родственникам.
23. «...шеломом Дону». Выпить воды из реки побеждённой страны - символ победы.
24. Илью Муромца.
25. Гзак и Кончак.
26. Так автор «Слова...» называет русских - сыновья Бога Солнца.
27. Стрибог - Бог Ветров.
28. Нет, ханы называют её «красной девицей».
29. «О Русская земля, ты уже за холмом!»
30. 1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это знамение предвещало неудачу.
31. Каялы - от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). Какая реальная река имелась в виду, не выяснено.
32. С пахотой и жатвой: «Черна земля под копытами посеяна костьми русских» и «снопы стелют головами»; с пиром - «Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» (кстати, Кончак и впрямь сват Игоря: их дети помолвлены); с грозой - «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!».
33. В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слёзы.
34. «Золотое слово, со слезами смешанное».
35. Аллитерация на звук «с». Слова Святослава, киевского князя.
36. Киев сочувствует поражению князей, а Чернигов страдает от набегов кочевников, поднявших головы после своей победы и разорявших юг Руси.
37. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее - русским, а Днепр Словутич - пограничная славянская река.
38. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу.
39. «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло кощиево», т. е. рабское.
40. Половчанин Овлур.
41. «Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле приклонилось». Олицетворение.
42. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует».
43. С внуком Игоря Изяславом - сыном Владимира и Кончаковны.
44. Возвращению Игоря из плена.
45. Кощеем. Происхождение этого слова В. Даль связывает с «костями» (изможденный, худой человек, скряга, скупец). Употреблялось в значении «подлый раб, нехристь».
46. «Аминь», которым завершается «Слово...»; «христианы» и др.; половцы называются «погаными»: «побарая за христианы на поганые полки».
47. Культ Солнца: четыре солнца - четыре князя, обращение Ярославны к «пресветлому Солнцу», «Солнце светится на небесе - Игорь князь в Русской земле». Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.
48. «Слово о полку Игореве» анонимно, автор неизвестен; возможно, он был дружинником Игоря, участвовавшим в походе, или приближенным киевского князя Святослава, сторонником Ольговичей, преувеличивавшим их силу.
49. На плачи и «славы» (песенные восхваления). «Слово», «песнь», «повесть».
50. Собирателем древних рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 90-х гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.
51. А. Н. Радищев. «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств»; В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»; А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; К. Ф. Рылеев. «Боян».
52. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И. Шкляревского, В. Сосноры, В. Кожевникова.
53. Опера А. Бородина «Князь Игорь»; картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», В. Шварца «Боян», К. Васильева «Ярославна».
54. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).
55. О Евпатии Коловрате (вероятно, прозвище, означающее «ворот, вал с рычагами, сверло»).
56. Десять тысяч.
57. Татары о рязанцах и Батый о Коловрате.
58. К дружине, «...воле».
59. Узнав о гибели мужа, выбросилась с маленьким сыном из «превысокого терема».
60. «Задонщина» (XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.).
61. Сергий Радонежский.
62. Пересвет.
63. По месту битвы - «за Доном».
64. О «Слове о полку Игореве». «...Татарскими»; «русские жены восплескаша татарским золотом»; «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».
65. Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. Византии. Не бывать.
66. «Плетение словесных венков», т. е. восхваление с обилием сложных синтаксических конструкций, повышенной метафоричностью и риторическими приемами.
67. К Днепру обращалась Ярославна, это пограничная русская река.
68. В Новеграде и Путивле.
69. А. Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом».
70. «Домострой».
71. «Повесть о Петре и Февронии» - библейская легенда о царе Соломоне и Суламифи, роман о Тристане и Изольде.
72. Они умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.
73. «...Адамовы».
74. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
75. В Индию, три года.
76. «Апостол» - книга апостольских посланий для богослужения.
77. Князь Андрей Курбский - царю Ивану IV.
78. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде».
79. «Повесть о Горе-Злочастии».
80. «...Горе», «...Горе».
81. Да, он спасается в монастыре.
82. «...не о чем», «...некручинну».
83. Алексея Михайловича.
84. Скоморохами.
85. Протопоп Аввакум.
86. «...собачка».
87. О дьяволе, соблазнившем Еву и Адама и оставившем их в беде после изгнания из рая.
88. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве».
89. Вирши (от лат. verse - стихи) - силлабические русские стихи создавались по польскому образцу. При написании таких стихов учитывалось лишь количество слогов (силлаб), а не количество ударений.
90. Симеон Полоцкий (город Полоцк).
91. Плодовый сад или виноградник, в котором много разных сортов плодов, ягод, цветов.
92. Честь родителей не передается сыну, если он не подражает их добродетелям (вечная проблема отцов и детей).
93. Евпраксия и Феврония, Ярославна и Марковна, Андреева и Святополча.
94. Феофан Грек и Андрей Рублёв. О последнем снял фильм А. Тарковский.
95. Софийский собор в Киеве (XI в.), церковь Покрова на Нерли (XII в.), Троице-Сергиев монастырь (XIV в.), ансамбль Московского Кремля (XIV-XVII вв.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Новодевичий монастырь (XVII в.), Преображенская церковь в Кижах (XVII в.).

В 912 году. Отношение к этой личности со стороны историков неоднозначное. Однако это не уменьшает его достижения. Даже потерпев неудачу в 1 Византийском походе, он не опустил рук, а последовательно довел дело до конца.

Правящий длительное время Олег, заставил уважать Киевскую Русь. После его смерти, вставший на престол Игорь, решил продолжать прежнюю политику. Однако это было не так просто, поскольку молодой князь еще не успел завоевать достаточного авторитета. Достичь этого можно было только решительными походами.

Основные походы князя Игоря представлены в таблице.

Поход на Каспий

Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.

Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.

Усмирение древлян

Платившие дань Руси древляне, не видели в новом князе большой силы. Чтобы освободиться от такой зависимости народность взбунтовалась. Требовалось срочно принимать меры. Это поход князя Игоря. произошел в 914 году. Мятеж был жестоко подавлен. В результате древляне не избавились от дани. Более того, поборы значительно возросли. В дальнейшем с их стороны больше бунты не возобновлялись.

Борьба с печенегами

Печенеги, будучи кочевой народностью, проживала в степях Евразии. Засуха конца IХ века заставила их переместиться в западные районы, где они совершали набеги на оседлые поселения. Не стала исключением и Киевская Русь. Наскоки голодающих кочевников вызывали разорения и гибель людей, защищавших свое имущество.

Согласно записям «Повести временных лет» реакция князя Игоря наступила в 920 году. Причем это был именно поход, а не защита от набегов. К сожалению, летописи об этом событии не сохранились до наших времен. Однако последующие факты говорят об удачном исходе похода.

В течение последующих 2 поколений со стороны печенегов не было проявлено никакой агрессии, а ведь места их проживания были всего в 1 дневном переходе.

Противостояние с Византией

Важным этапом в жизни Игоря были походы на Византию. После смерти Олега византийское государство перестало выплачивать дань Киевской Руси, посчитав себя свободной от прежних обязательств. Для возврата поступления в казну прежних доходов потребовалось совершать 2 похода.

Первый поход на Византию

Состоялся он в 941 году. Ему предшествовала серьезная подготовка. Если в свое время Олег смог выставить в своем походе на Византию 2000 кораблей, то сейчас была собрана флотилия из 10000 единиц.

Путь судов лежал сначала через Днепр, а потом по Черному морю. Подойдя к Константинополю, часть войска была переправлена на сушу. Однако со стороны Византии то же полным ходом шла подготовка. На суше завязался бой, в котором греки одержали победу.

Следующее сражение состоялось на море. Перекрыв пролив, на встречу русичам вышла византийская эскадра. Подойдя на нужное расстояние, греки применили новинку, под названием «греческий огонь». Эта смесь, состоящая из нефти, селитры, серы смолы и ряда других компонентов, поджигала все на своем пути, к чему прикасалась. Она не тухла в воде.

Противостоять этому русичи не могли, им пришлось покинуть место сражения и вернуться в Киев.

Второй поход на Византию

Второй поход состоялся через 2 года. На этот раз Игорь в союзники взял наемные отряды, где присутствовали кроме русичей и варягов народности:

  • поляне;
  • словены;
  • кривичи;
  • печенеги;
  • тиверцы.

Выступившая армия была больше, чем та, что принимала участие в первом походе. Движение одновременно шло по морю и суше. Заранее предупрежденный соперник не решился вступить в бой. Начались переговоры.

После недолгих колебаний со стороны князя Игоря был заключен мирный договор. Возможно, этому способствовало настроение в войске. Условия были составлены идентичные прежним договоренностям.

В результате второго похода на Византию без кровопролития была достигнута основная цель: возложена былая дань на греческое государство .

Результаты военной деятельности князя Игоря

Подводя итоги походов князя Игоря, следует отметить, что не всегда все складывалось удачно. Победы чередовались с поражениями. Однако нельзя отнять, что Игорь постоянно стремился наполнить казну, искренне желая процветания Киевской Руси.

, 55.24kb.

  • , 45.65kb.
  • А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них , 44.67kb.
  • Литература ХI хiх веков курсовая работа «Проблема жанра Слова о полку Игореве» , 309.49kb.
  • Литература в XІІ начале XIII в на примере «Слова о полку Игореве» , 81.43kb.
  • «Слово о полку Игореве» , 251.57kb.
  • «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве , 228.59kb.
  • Кто же автор поэмы «Слово о полку Игореве»? , 314.67kb.
  • Глава I. О ЦЕЛЯХ ПОХОДА КНЯЗЯ ИГОРЯ И ПЕРВЫХ СКАЗИТЕЛЯХ ОБ ЭТОМ ПОХОДЕ

    1.1. О целях похода князя Игоря

    К концу XII века ярко проявились негативные последствия распада некогда единого русского государства. Княжеские усобицы не только нарушали хозяйственную деятельность в вечно конфликтующих княжествах, но и вели к ослаблению их военной мощи перед лицом внешних угроз. Враждовали между собой не только отдельные князья, но и целые династии. Так, например, потомки Олега Святославовича Черниговского (Ольговичи) постоянно конфликтовали с сыновьями и внуками Владимира Всеволодовича Мономаха - Мономашичами. В свои усобицы русские князья всё чаще вовлекали кочевников, с верхушкой которых они находились в тесных родственных связях. Так, у Всеволода Ярославовича Тихого, сына Ярослава Владимировича Мудрого, после первой жены - дочери византийского императора Константина Мономаха, матери Владимира Всеволодовича Мономаха, была вторая жена, половчанка Анна, которая была матерью Ростислава Всеволодовича. У Святополка (Михаила) Изяславовича Пылкого, сына Изяслава Ярославовича Незлобливого, внука Владимира Святого, была супруга Елена - дочь половецкого князя Тугоркана, от которой у него было четыре сына - Мстислав, Изяслав, Ярослав и Брячеслав и две дочери - Сбыслава и Преслава. У основателя Москвы Георгия (Юрия) Владимировича Долгорукого, сына Владимира Мономаха, была первая жена - дочь Аепы, половецкого хана. Князь Игорь по линии матери был внуком половчанки и правнуком половецкого хана Аепы. Рюрик Ростиславович, соправитель Святослава в Киеве, был женат на дочери Беглюка, сестре Гзака, половецкого хана, и имел двух сыновей - Ростислава и Владимира. Олег Святославович Северский был женат первым браком на Феофании Музалон, а вторым браком - на дочери половецкого князя Осулка (Осолука), которая приходится матерью Святослава Северского и бабушкой основных персонажей «Слова…». Таким образом, князь Игорь Святославович по линии отца был внуком половчанки, правнуком половецкого хана Осолука. Сын Игоря Святославовича Владимир Игоревич женился на дочери половецкого хана Кончака, а внук Игоря Святославовича был одновременно и внуком Кончака.

    Тесные родственные связи между русскими, половецкими, черноклобуцкими элитами побуждали степняков принимать самое активное участие в политической жизни Руси. Княжеские усобицы, наложенные на непрерывные конфликты в Степи, отнюдь не способствовали укреплению русской государственности.

    Особенно угрожающий характер события приняли после неудачного похода удельного новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. О цели этого похода исследователь древнерусской литературы В. Я. Келтуяла писал: «Игорь вместе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска отправились на придонскую орду, намереваясь овладеть захваченным некогда половцами у северян историческим достоянием последних - донской водной магистралью, и даже, в случае успеха, такой важной торгово военной позицией, как Тмутаракань» [Келтуяла, 1928, с. 80]. Эту точку зрения подтверждают слова бояр, комментирующих сон Святослава в «Слове…»: «…се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тьмутараканя».

    Стратегические цели задуманного князем Игорем похода склонны игнорировать исследователи, которые объясняют причины этого похода исключительно удалью Игоря. Действительно, малочисленное войско князя Игоря не могло обеспечить охрану донской водной магистрали, пролегавшей на большом удалении от русских городов, однако это вовсе не даёт оснований отрицать у князя Игоря далеко идущих планов. Дело в том, что контроль над Доном он мог установить с помощью своих половецких союзников и родственников. Для этого надо было обеспечить их гегемонию в степи.

    В январе 1180 года Игорь стал князем Северской земли. Его первым действием было заключение союза с половцами. Союзники приняли активное участие в княжеских усобицах. В сражении за Киев в 1181-м году их войска были разбиты и Игорь с Кончаком чудом спаслись от возмездия, уплыв на одной ладье. Дружеские отношения Игоря с Кончаком объясняются, в частности, кровным родством Игоря с половцами. В 1146 году Святослав Ольгович (отец Игоря), оспаривая право на киевский престол у Изяслава Мстиславовича, просил своих «уев» (половецких дядей по матери) помочь ему в борьбе против Изяслава.

    Игорь стал сватом Кончака перед своим походом на половцев. Этот факт может свидетельствовать не только о желании Игоря всемерно укреплять свои связи с Кончаком, но и о стремлении максимально использовать их. Его войско могло успешно воевать с отдельными половецкими ханами и способствовать росту авторитета Кончака. Вполне возможно, что именно Кончак и навёл полки Игоря на конкурирующую орду Кзака, потребовав соответствующую услугу за услугу. Консолидация половцев под руководством Кончака могла привести к реализации стратегических целей Игоря, которые не противоречили интересам Руси. Не противоречили они и интересам половецкого этноса, остро чувствовавшим потребность в централизованной власти перед лицом внешних угроз.

    Первое сражение с половцами закончилось для русских весьма удачно, однако, на другой день половцы окружили русское войско и взяли в плен раненого Игоря вместе с другими князьями и остатками войска. Исследователи, которые рассматривают эти сражения как межэтнический конфликт, склонны замалчивать дружественные отношения между Кончаком и Игорем, которые вовсе не были омрачнены в ходе этих сражений. Между тем факты всё чаще побуждают исследователей говорить об этой дружбе. Так, например, А. Л. Никитин в статье «Поход Игоря: поэзия и реальность» высказал мысль, что поход князя Игоря в 1185 году вообще не замышлялся как военный. На основании того, что этот поход привёл к женитьбе сына Игоря на дочери Кончака, А. Л. Никитин полагает, что поход на самом деле был элементом свадебного обряда, а описание в «Слове…» первого боя войск Игоря с половцами, окончившегося поразительно лёгкой победой, «в исторической реальности… соответствует обыкновенной инсценировке умыкания невесты» [Никитин, 1984, с. 132]. На следующий день после начала свадебного обряда на русских совершенно неожиданно напали другие, враждебные половцы под предводительством Гзака; подоспевший Кончак спас своего свата, взяв его на поруки. Таким образом, нашёл отражение сюжет «в то время… широко распространённый в куртуазной литературе» [Там же. С. 181]. Б. А. Рыбаков также вынужден был констатировать: «Суммируя все факты и соображения, мы должны сказать, что у нас нет никаких данных о враждебности Игоря к Кончаку, а также о враждебных действиях Кончака против своего верного (с 1180 года) союзника и свата Игоря. Если подытожить признаки дружественных отношений в 1185 году между Кончаком и Игорем, то мы получим следущее.

    Игорь не нападал на юрт Кончака.

    Кончак не организовывал окружения Игоря.

    Кончак прибыл к Каяле одним из последних, когда русский лагерь был уже обложен.

    На поле битвы Кончак «поручился» за пленённого тарголовцами Игоря (выкупил его?), как за своего свата, отца жениха Кончаковны.

    После победы над северскими полками Кончак отказался участвовать в разгроме обезоруженного Северского княжества.

    Кончак предоставил Игорю вольготную и комфортабельную жизнь в плену.

    После побега Игоря из плена Кончак отказался расстрелять его сына как заложника.

    Уговор о женитьбе Владимира Игоревича на Кончаковне воплотился в жизнь: у Игоря и Кончака к 1187 году появился общий внук. Вероятно, для этой свадьбы и предварительного крещения язычницы Кончаковны и понадобился Игорю пленнику священник с причтом» [Рыбаков, 1991, с. 84-85]. Мысль о том, что Кончак выкупил князя Игоря, находит подтверждение в «Слове…». Это будет показано при анализе сна Святослава.

    Идея консолидация половецкого этноса путём установления своей гегемонии в Степи могла показаться Кончаку вполне реальной после ознакомления с политикой, которая проводилась русскими князьями, и в которой он активно участвовал. Идею привлечь для установления своей гегемонии представителей другого этноса ему также подсказывала практика великих русских князей. Таким образом, мысль о том, что Кончак навёл русские полки на орду Гзака, не должна показаться надуманной. Следует также учесть, что Гзак находился в тесных родственных связях с Рюриком Ростиславовичем, соправителем Святослава в Киеве. Поражение Гзака увеличивало политический вес Ольговичей, причём не только в Степи.

    Половецкие ханы были кровно заинтересованы иметь агентов влияния в стане русских по великому множеству причин. С помощью таких агентов можно было не просто избежать внезапной атаки русского воинства, но и подставить своих конкурентов под удар каолиции русских князей и их степных союзников. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что у степняков не было принято держать родственников в плену. Учёт подобного рода реалий позволил авторитетному исследователю «Слова…» А. Н. Робинсону предположить, что побег князя Игоря был «не произвольным и случайным действием, а целенаправленным актом, входящим в состав мирного соглашения князя и хана» [Робинсон, 1928, с. 148-154]. Погоня половцев за князем Игорем, описанная в «Слове…», а также упомянутая в Лаврентьевской летописи, имела, согласно А. Н. Робинсону, чисто «демонстративный» характер. Надуманными являлись слухи о том, что половцы собирались убить русских князей, придумана и озабоченность, которая звучит в диалоге половецких ханов, скачущих по следу князя Игоря: «Аже соколъ къ гнђзду летитъ, а ве сокольца опутаевђ красною девицею». И рече Гзакъ къ Кончакови: аще его опутаевђ красною дђвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дђвице, то почнутъ наю птицы бити въ полђ Половецкомъ». Дело в том, что эта озабоченность не помешала половцам отпустить сына Игоря с молодой женой в Русь, причём сделано это было без всякой инсценировки.

    Мысль о том, что побег князя Игоря является следствием сепаратного сговора с половцами, разделяет всё большее число исследователей. Так, например, известный археолог С. А. Плетнёва разделяет взгляды А. Н. Робинсона и Б. А. Рыбакова на отношения Игоря и Кончака. Она допускает, что Кончак «разумно распорядился результатами победы»: выкупил Игоря, напал на владения его врага - Владимира Глебовича, выдал свою дочь за сына Игоря, а также «создал условия для побега Игоря из плена», чтобы приобрести надёжного союзника не только в лице самого Игоря, но и всей его семьи [Плетнёва, 1986, с. 46]. И автор «Слова…» и его современники прекрасно понимали, что вовсе не половцев опасался Игорь, решив вернуться на Русь. Игнорируя назревающий скандал обсуждать причину появления, а также идейную направленность «Слова…» не имеет смысла.

    До 912 года Киевской Русью правил князь Олег от имени Игоря, поскольку последний был еще совсем юным. Будучи от природы и воспитания скромным, Игорь уважительно относился к старшим и не смел предъявлять свои права на престол при жизни Олега, который за свои дела окружил свое имя ореолом славы. Князь Олег одобрил выбор жены для будущего правителя. Киевский князь Игорь женился в 903 году на простой девушке – Ольге, жившей вблизи Пскова.

    Начало правления

    После того, как умер Олег, Игорь стал полноправным князем Руси. Его правление началось войной. В это время племя древлян решило выйти из-под власти Киева и началось восстание. Новый правитель жестоко покарал восставших, нанеся им сокрушительное поражение. Этим сражением начались многочисленные походы князя Игоря. Результатом похода на древлян стала безоговорочная победа Руси, которая на правах победителя потребовала с восставших дополнительную дань. Следующие походы были направлены на противостояние с печенегами, которые, изгнав из Урала племена Угорцев, продолжили свое продвижение на Запад. Печенеги, в борьбе с Киевской Русью, заняли низовья реки Днепр, тем самым перекрывая торговые возможности Руси, поскольку именно через Днепр проходил путь из варяг в греки. Походы, которые проводил князь Игорь, против половцев осуществлялись попеременным успехом.

    Походы на Византию

    Несмотря на продолжающееся противостояние с половцами, новой войны продолжаются. В 941 году Игорь объявляет войну Византии, тем самым продолжая внешнюю политику предшественников. Причиной же новой войны послужило то, что после смерти Олега Византия посчитала себя свободной от предыдущих обязательств и перестала выполнять условия мирного договора. Поход на Византию был поистине выдающимся. Впервые столь большая армия надвигалась на греков. Киевский правитель взял с собой около 10 000 кораблей, если верить летописцам, что в 5 раз больше того войска, с которым одержал победу Олег. Но на этот раз русским не удалось застать греков врасплох, те успели собрать большое войско и первую битву на суше выиграли. В результате русичами было решено выиграть войну морскими сражениями. Но и этого не получилось. Византийские корабли при помощи специальной зажигательной смеси начали жечь русские суда с помощью нефти. Русские войны были просто поражены этим оружием и восприняли его, как небесное. Армии пришлось вернуться в Киев.

    Через два года, в 943 году, князь Игорь организует новый поход на Византию. На этот раз армия была еще больше. Помимо русского войска были приглашены наемные отряды, которые состояли из печенегов и варяг. Войско двинулось к Византии по морю и по суше. Новые походы обещали быть успешными. Но внезапной атаки не получилось. Представители города Херсонес успели доложить византийскому императору, что новое многочисленное русское войско надвигается на Константинополь. На этот раз греки решили избежать сражения и предложили новый мирный договор. Киевский князь Игорь, посовещавшись со своей дружиной, принял условия мирного договора, которые были идентичны с условиями договора, подписанного византийцами с Олегом. На этом византийские походы были завершены.

    Конец правления князя Игоря

    Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень . Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…