Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и вокруг Солнца вместе с другими планетами, движется наша Земля в просторах Вселенной. Беспредельна Вселенная, а Земля лишь ее небольшая частица, на которой за миллиарды лет образовалась тонкая оболочка жизни. В процессе эволюции жизни на Земле сформировался человек, который пытается осмыслить, осознать окружающий его мир, сохранить его для будущих поколений.

Природа Земли и человечество составляют единое целое и одновременно представляют собой великое многообразие.

Чтобы разобраться в причинах необычайного разнообразия природы Земли, продолжим изучение главных особенностей устройства и взаимодействия ее оболочек, природных комплексов, а также истории расселения человека по материкам.

Литосфера и рельеф Земли

Здесь вы познакомитесь со строением литосферы, с научными предположениями ее развития, с особенностями расположения на Земле больших горных хребтов, равнин, сейсмических поясов; узнаете о причинах разнообразия рельефа Земли, познакомитесь с картой строения земной коры.

Вспомните из курса географии 6 класса:

  1. Каково внутреннее строение Земли?
  2. Что называют литосферой? Какие движения в ней происходят?
  3. На какие группы делят горные породы по происхождению? Приведите примеры.

География 7 класс

Тема урока: Главные особенности природы Земли

Дата проведения…………….

Цели:

Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».

Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.

Развивать память, пространственное мышление и логику.

Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания,полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду - я, а вы - юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден.Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина - 1медаль.

Платформа;
Климат;
Изотермы;
Водные массы;
Природный комплекс;
Широтная зональность;
Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому,чтобы нам немного по рассуждать для того,чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак«Объяснялки». Правильный ответ - 1 медаль.

1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?

2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?

3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце - вот что движет воды океана»?

4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?

5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить,почему оно является лишним.

1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

3. Река, море, залив, пролив, океан.

4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги.Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение - 6 мин.Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время - 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся.(Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в)политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое»встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

1. Самый большой океан Земли? (Тихий)

2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)

4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)

5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

7. Самое солёное море мира? (Красное)

8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)

10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение - 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути.Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа». 2002.

2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.

3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. - М.: Издательство «первое сентября», 2000. - 272 с.

7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наибольшую толщину?

1) На Западно-Сибирской равнине 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Сейсмические пояса Земли образуются:

    На границах столкновения литосферных плит;

    На границах столкновений и разрыва литосферных плит;

    В областях с наибольшей скоростью перемещения литосферных плит.

А3. Какие данные содержит климатическая карта?

    Данные о температуре воздуха и осадках;

    Данные об атмосферном давлении и ветрах;

    Все ответы верны.

А4. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами?

    Изотерма;

    Изобара;

    Изохронна;

    Изогипса.

А5. Что прежде всего влияет на образование различных поясов атмосферного давления у поверхности земли?

    Рельеф;

    Неравномерный нагрев океана и суши;

    Неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от широты;

    Вращение Земли.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внутренних сил?

    Процесс внедрения мантии в земную кору;

    Процесс сотрясения земной коры.

А7. К активизированным участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

А8. Если рельеф территории равнинный, то в основании находится:

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. От чего зависит соленость океанических вод? Укажите не менее двух причин.

7 КЛАСС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1. Где земная кора имеет наименьшую толщину?

1) В Кордильерах 2) В Гималаях 3) На дне океана 4)В Амазонской низменности

А2. Поверхностные течения Мирового океана зависят от:
1) Рельефа дна океана; 2) Постоянных ветров Земли; 3) Приливов и отливов; 4) Рельефа суши.

А3. На каких картах можно обнаружить зависимость рельефа от особенностей земной коры?

    Физической карте мира и карте «Строение земной коры»;

    Карте «Строении земной коры» и карте природных зон;

    Геологической карте и карте природных зон.

1)Изотермы;

    Изолинии;

    Стрелки;

    Изогипсы.

А5. Почему Африка – самый жаркий материк?

    Большая часть Африки расположена между тропиками;

    Здесь расположены крупнейшие пустыни мира;

    Африку омывает самый теплый океан Земли – Индийский.

А6. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внешних сил?

    Процесс поглощения солнечной энергии Землей;

    Процесс движения литосферных плит;

    Ветровая эрозия;

    Процесс образования оврагов.

А7. К устойчивым участкам земной коры относятся:
1 ) Платформы;

2) Области новой складчатости (молодые горы);

3) Области древней складчатости (старые горы).

А8. Если рельеф территории горный, то в основании находится:

1) Складчатая область; 2) Платформа.

Часть 2.

В1. Определите тип климата по описанию: температура января -10 0 …-15 0 С, температура июля +20 0 … +25 0 С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?

Часть 3

С1. В пределах Тихоокеанского вулканического кольца находится 80% всех современных действующих вулканов. Чем это можно объяснить? Укажите не менее двух причин.

Источники материала:

    ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: География: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 89 с.

    ЕГЭ 2010. География. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авторы –сост. В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. – 288 с.

    Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: 2008: География / авт.-сост. Ю.А. Словьёва. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.

1. Какие утверждения о земной коре верны:

А) Земная кора имеет под материками и океанами одинаковое строение

Б) Океаническая кора толще, чем материковая

В) Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

Г) На границах литосферных плит находятся сейсмические зоны

2. Литосфера – это…

а) Твёрдая оболочка земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии

б) Твёрдая оболочка земли, состоящая из земной коры

в) Верхняя часть мантии.

3.К внешним силам, формирующим рельеф Земли относятся:

А) Опускания Земной коры В) Поднятия земной коры

Б) Выветривание Г) Работа ветра

4. Установите соответствие:

А) Платформа А) Низкие и средние горы

Б) Область древней складчатости Б) Равнины

В) Сейсмический пояс В) Высокие горы

Г) Область новой складчатости Г) Границы литосферных плит

5. Слой атмосферы, который играет наиболее важную роль для жизни на Земле:

А) Стратосфера В) Мезосфера

Б) Тропосфера Г) Ионосфера

6. Какие данные содержит климатическая карта?

А) О температурах В) Об осадках

Б) О направлении ветров Г) Все ответы правильные

7. Пассаты – это:

А) Постоянные ветры, дующие от 30-х широт к экватору

Б) Ветры, дующие с океана на сушу летом

В) Ветры, меняющие направление дважды в год

8. Главным климатообразующим фактором является:

А) Количество солнечного тепла Б) Количество осадков

9. Самый южный климатический пояс Земли:

А) Арктический В) Экваториальный

Б) Антарктический Г) Тропический

10. К основным климатическим поясам относятся:

А) Субэкваториальный В) Тропический

Б) Экваториальный Г) Субтропический

А) Океан оказывает сильное влияние на климат Земли

Б) Течения в Мировом океане возникают из-за рельефа дна

В) В Мировом океане живые организмы распространены неравномерно

Г) Температура воды в Мировом океане увеличивается от экватора к полюсам

12. Смена природных зон от подножия горы к вершине называется:

А) Природный комплекс В) Оледенение

Б) Высотная поясность Г) Биологический круговорот

13. В условиях низких температур формируется природная зона:

А) Тайги В) Смешанных лесов

Б) Саванн и редколесий Г) Влажных экваториальных лесов

14. Установите соответствие:

А) Страна-материк А) Ватикан

Б) Самое большое число жителей Б) Родина человечества

В) «Карликовая страна» В) Австралия

Г) Юго-восток Африки Г) Китай

А) Африка, Австралия

Б) Турция, Франция

В) Америка, Россия

Тест по разделу «Главные особенности природы Земли»

  1. вариант

1.Какое утверждение о литосфере верно:

А) Землетрясения чаще всего происходит на платформах

Б) Материковая земная кора более мощная, чем океаническая

В) По границам литосферных плит возвышаются горы

Г) Большинство вулканов находится на границах литосферных плит

2. Какие силы формируют рельеф:

А) Внутренние силы

Б) Внешние силы

В) Внутренние и внешние силы одновременно

3. Основной причиной землетрясений является:

А) Влияние активной деятельности людей

Б) Воздействие космических сил

В) Движение Земной коры

4. Установите соответствие «климатический пояс – его характеристика»:

А) Экваториальный А) Мало осадков, высокие температуры

Б) Умеренный Б) Жарко, сухой и влажный сезоны сменяются

В) Тропический В) Выражены все сезоны года

Г) Субэкваториальный Г) Влажный и жаркий климат

5. Линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами:

А) Изотерма В) Изобата

Б) Изобара Г) Изогипса

6. Температура воздуха уменьшается от экватора к полюсам, так как изменяется:

А) Угол падения солнечных лучей В) Толщина тропосферы

Б) Состав воздуха Г) Направление постоянных ветров

7. Сколько климатических поясов выделяется на поверхности Земли:

А) 7 В) 13

Б) 10 Г) 15

8. Главная причина, от которой зависит количество тепла и света, поступающего на Землю:

А) Географическая широта В) Направление ветров

Б) Рельеф местности Г) Высота местности

9. Самый северный климатический пояс Земли:

А) Арктический В) Субарктический

Б) Антарктический Г) Умеренный

10. К переходным климатическим поясам относятся:

А) Субантарктический В) Тропический

Б) Умеренный Г) Субэкваториальный

11. Выберите правильные утверждения:

А) Океан накапливает и отдает атмосфере тепло

Б) Лед образуется на всей поверхности Мирового океана

В) Изучение Мирового океана неважно для человечества, так как оно размещается на суше

Г) На очень больших глубинах в Мировом океане нет живых организмов

12. Природные зоны сменяют друг друга на поверхности Земли из-за:

А) Деятельности людей В) Движения воздушных масс

Б) Разного количества тепла и влаги Г) Рельефа

А) Лесостепей и степей В) Смешанных лесов

Б) Влажных экваториальных лесов Г) Тайги

14. Установите соответствие:

А) Буддизм А) Этнос

Б) Народ Б) Высокая плотность населения

В) Южная Азия В) Комплексная карта

Г) Деятельность людей Г) Религия

15. Выберите пары, которые являются государствами (странами):

А) Европа, Китай Б) Северная Америка, Австралия В) Великобритания, Канада

Выберите правильные утверждения:

А) Воздушные массы переносят тепло, холод, влагу из одних широт в другие

Б) Распределение осадков зависит от распределения давления

В) На экваторе преобладает жаркая и сухая погода

Г) В холодном воздухе содержится много водяного пара


Цели:

  • Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».
  • Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.
  • Развивать память, пространственное мышление и логику.
  • Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса, дидактические материалы, изготовленные учителем.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания, полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду – я, а вы – юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден. Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина – 1 медаль.

– Платформа;
– Климат;
– Изотермы;
– Водные массы;
– Природный комплекс;
– Широтная зональность;
– Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому, чтобы нам немного по рассуждать для того, чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак «Объяснялки». Правильный ответ – 1 медаль.

  1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?
  2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?
  3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце – вот что движет воды океана»?
  4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?
  5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить, почему оно является лишним.

  1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.
  2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.
  3. Река, море, залив, пролив, океан.
  4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.
  5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги. Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение – 6 мин. Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время – 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся. (Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в) политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое» встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

  1. Самый большой океан Земли? (Тихий)
  2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)
  3. Самая длинная река мира? (Нил)
  4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)
  5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)
  6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
  7. Самое солёное море мира? (Красное)
  8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)
  9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)
  10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер 2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение – 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути. Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

  1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа». 2002.
  2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.
  3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. – М.: Издательство «первое сентября», 2000. – 272 с.