Предмет «Самопознание» класс 2 № 7 Дата __________

Тема: Школа –наш общий дом

Ценность: праведное поведение Качества: уважение ко всем

Цель: - показать значимость ценности любви как основного принципа взаимодействия человека.Задачи: -способствовать осознанию детьми ценности знаний;- развивать стремление к обретению знаний;- воспитывать ответственное отношение к учебе, уверенность в себе, своих способностях.

Ход урока:

1.Орг.момент. 2. Позитивный настрой «Путешествие на дно моря.»

Чтение текста по тихую и спокойную музыку.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идёте вдоль берега моря. Прислушайтесь к всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите чёрную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой в подводное путешествие. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, сколько причудливых водорослей покачивается вокруг. А теперь взгляните вон туда… этот огромный осьминог. До чего забавный и удивительный мир под водой. Заметили ли вы, какая здесь глубокая, полная тишина? Побудьте в этом состоянии покоя.(пауза) А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите вокруг, рассмотрите ещё раз все удивительные цвета, прислушайтесь к тишине. Дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс, на своё место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но сохраните в себе ощущение покоя и тишины.Анализ состояния: Какие чувства вы испытали, опускаясь на морское дно? Что интересного и необычного увидели? Удалось ли ощутить тишину и покой?
Нарисуйте то, что вы увидели после позитивного настроя.

5.Творческая деятельность, групповая работа. Игра- разминка:

Детям предлагается встать.На заданный вопрос они отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья», сопровождается жестами, указывают на себя, а затем разводя руки перед собой – на своих друзей).А если не про них, то машут отрицательно головами, топают ногами и произносят: «Это не я и не мои друзья!»* Кто сегодня в нашем классе Блеск навел и красоту?Кто всегда за дружбу, ласку, Честность, верность, доброту? Кто в поход всегда шагает Весело и дружно? Кто в беде всегда поможет, Если будет нужно? Кто сегодня на уроке Болтал как сорока? Кто зевал, ответ не знал Ждал, чтоб кто-то подсказал? Кто всегда готов к ответу? Выучил урок на пять? Чистота в его тетрадке, Все всегда у него в порядке! Кто за косу дернул Дану?Кто обидел друга Ваню?Кто дразнил вчера собаку? Кто затеял с Жаном драку?А кому из вас я смелоПоручу любое дело?

6.Групповое пение. Чему учат в школе Слова М. Пляцковского

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь

Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

"Наша школа - наш второй дом"

Цели:

    Оживить в памяти интересные моменты школьной жизни.

    Помочь осознать индивидуальные и коллективные достижения классного сообщества.

    Определить роль школы и класса в жизни выпускников, вклад каждого из них в жизнедеятельность и развитие школьного коллектива.

    Ход

    Учитель: Добрый день …………… Сегодня мы проводим наш последний классный час под названием "Наша школа - наш второй дом". На этом классном часемы решили поговорить о насс вами, о том, чего мы достигли, как хорошо мы знаем друг друга, какие воспоминания останутся у вас о школе, и что вам дала школа.

    Школьные годы летят быстро, и мы с вами ужеоказались на финишной прямой. Впереди у нас всего два месяца учебы в школе и выпускные экзамены, позади – целая школьная жизнь

    Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наш классный час.

    Ученик:

    Кем бы в жизни вы ни стали,

    Лишь бы только не устали

    Открывать и удивляться,

    Покорять, не покоряться.

    Верить чуду, верить людям

    И, конечно, улыбаться!

    Учитель: Давайте откроем наш семейный альбом и первая страниц нашего альбома – Визитная карточка класса.

    Идет показ слайдов – фото класса, классного руководителя, староста, достижения, отдых. Играет музыка.

    Ученик:

    Казалось бы, одно и то же

    Который день, который год,

    Но вновь, как в детстве, нас тревожит

    Очередного дня приход.

    Любой урок, любая встреча

    Всех вкладов на земле ценней.

    Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

Учитель:

Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Все трудности мы преодолели вместе. Учились наукам, и учились дружить. Ведь главное - чтоб каждый из вас стал хорошим, добрым человекам.

А сейчас я п риглашаем вас в путешествие по нашей школьной стране, в нашу родную школу. Она уникальна, она имеет богатую историю, в которой тесно переплелись интереснейшие страницы истории. Свою уникальность школа сохраняет и сейчас. Обратимся к истории.

Главные достижения школы

Наша школа является:

Победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы – в 2007 году;

Участником Национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России - 2010»;

Победителем в эстафете «Равнение на Победу», благодаря школьному музею «Славы»;

Победителем в национальном проекте «Образование» - «Лучшие школы России».

Наша школа - единственная в республике школа, имеющая музей «Славы», ставший Петром патриотического воспитания с краеведческо - поисковым отрядом «Патриот».

Каждый день в нашу школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся.

Наша школа – наш второй дом, потому что мы в нём проводим большую часть времени, здесь мы учимся дружить, здесь мы получаем знания. Мы хотим, чтобы наша школа сталасветлой от желания множить свои знания и умения, теплой от доброго отношения друг к другу!

Ученик: Есть у каждого детства свой адрес.
С ним расставшись, мы станем взрослей.
И бродить наше детство останется
В стенах маленькой школы своей.

Ученик: Уведёт нас всё дальше дорога
Школьных лет не вернуть, не забыть.
И хотим мы сегодня немного
О былом с вами вместе взгрустнуть.


Ученик: 11 лет назад мы пришли в школу с широко открытыми глазами, ожидая чуда. Мы были подобны чистым белым страницам, на которых вы, наши родители и учителя, писали свой текст, создавали человека.

Ученик: Наш путь не был усыпан розами, потому что для них там не оставалось места. Это место было занято: исканиями Печорина и страданиями Татьяны, синтаксисом и пунктуацией, биквадратными уравнениями и треугольниками имени Пифагора.

Ученик: Таблицей Менделеева и тем счастливым яблоком, что упало на голову мыслящему Ньютону. А также материками и океанами, битвами и сражениями, кроссами и забегами.

Ученик: Нашей основной задачей все эти годы было вкусить от древа познания. Мы вкусили, и у некоторых появилось несварение желудка.

Ученик: Мы старались разрушить гранитное основание науки и в результате совместными усилиями прогрызли в нем огромную дыру. Откуда на нас постоянно сквозило пассатами, поэтому у многих из нас хронический насморк.

Ученик: И несмотря на все это, мы по-прежнему такие же бодрые и веселые, как и 11 лет назад. В эти 11 лет уместилась целая жизнь.

Ученик: Эта жизнь была бы скучна и безрадостна, если бы нас не сопровождали наши родители и учителя – надежные товарищи, отличные советчики.

Ученик: Которые были руководящей и направляющей силой нашего взросления. Они постарались вложить в нас свои души без остатка.

Учитель: Первым помощником в достижении успеха на сегодняшний день является учитель в школе , который помогает вам приобрести знания в той или иной области, готовит вас к самостоятельной жизни, даёт советы в трудную для вас минуту .

Общаясь с первой учительницей каждый день, вы постигали, помимо школьной программы, простые истины…

Что утром совсем неплохо было бы вовремя приходить на урок…

Что писать следует не на парте и не на руках, а только в тетради…

Что старшим грубить нельзя, а малышей защищать нужно обязательно…

И ещё многие другие премудрости, которые должен знать образованный человек.

А кто у вас была ваша первая учительница? Что вы о ней можете рассказать?

Ученики: Рассказ о первой учительнице

Ученик: Сначала первая учительница была для нас самым главным человеком в школе.

Ученик: И даже в стране! Даже главнее президента!

Ученик: Потом мы узнали, что в школе есть директор.

Ученик: И от него тоже кое-что зависит.

Ученик: Да не кое-что, а практически - все!

Ученик: Окна, двери, парты...

Плакаты, доски, карты...

Лампочки электрические.
И обеды ученические.
Ученик: Методика преподавания

И санитарное состояние.

И учеба, и поведение.

И наше хорошее настроение –

Все вместе: Все зависит от директора!

Ученик: Угадайте, что было самое страшное в школе?
Ученик: Ну, конечно, попасть на ковер к завучу!

Ученик: Когда мы разбивали окно или когда мы сбегали с контрольной по алгебре.
Ученик: Или когда проводили несанкционированные опыты по химии.
Ученик: Все это заканчивалось в кабинете завуча!

Ученик: Завуч создаёт погоду в школе, от неё зависит школьный климат!

Ученик: И мы благодарныза то, что климат в нашей школе был благоприятным для нас.

Ученик: И что погода в течение 11 наших школьных лет была теплая и солнечная!

Учитель: Вы взрослели с каждым годом, становились всё умнее и умнее, поэтому сейчас мы проверим какие знания вы получили за 11 лет.

Общая тематика

    За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)

    Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

    Какая ветка не растет на дереве? (Железнодо рожная.)

    Чего не устанешь всю жизнь делать? (Дышать.)

    «Школа – дом родной»

    Сколько окон в коридоре на первом этаже?

    Сколько фотографий расположено на стенде «Наша гордость»?

    Сколько всего дверей в нашей школе?

    Какой кабинет самый большой по площади?

    Сколько столов в кабинете истории?

    Из скольких ступенек состоит лестница на второй этаж

    Чьи портреты украшают стены кабинета химии и биологии?

    Сколько ступенек у лестницы перед входом в школу?

    Наши учителя

    1.Когда день рождения вашей первой учительницы?

    2.Сколько лет директору нашей школы?

    3.Назовите ваших классных руководителей?

    4. Какого цвета глаза у учителя математики?

    5. Какое хобби у учителя физики?

    6. У кого из учителей, на ваш взгляд, самый красивый голос?

    Ученик: Пожелания учителям от учеников

    Учитель: Молодцы! Можно сказать, что школа и правда вам стала родным домом.

Кроме первой учительницы, директора и завучей, в нашей школе есть и другие педагоги, которые очень много лет и сил отдали воспитанию подрастающего поколения, в том числе и вам.

Ученик: Что можно взять у наших учителей в дорогу во взрослую жизнь? Что лучшее у наших учителей?

Возьмем целеустремленность._____________________

Строгость_____________________________________

Добавим ума____________________________________

А еще доброты______________________________________

А –--------такая вся, такая. Ее красоту добавим.

Серьезность возьмем у _________________________________

И юмор, юмор не забудьте. Его возьмем у _____________________________

А легкость у _____________________________________________________

Подсыплем туда перца___________________________________________

И подтянутость ___________________________________________________

А как же без умения программировать?

Это захватим у_____________________________________________________

Решительность _______________________________________добавим.

Еще легкости подкинем, от _______________________________________

Оригинальность _________________________________________________

Умение говорить по- английски от ____________________________________

И, наконец, ответственность от _____________________________________.

ну, вроде все.

Итак, наш класс теперь самый–

уникальный

Интеллектуальный,

Дружный,

Добрый,

Трудолюбивый,

Скромный,

Весёлый,

Организованный,

Достойный всяких похвал,

Замечательный класс.

Учитель: На протяжении ваших 11 лет, с рождения и дальше милыми помощниками, любящими вас были… родители, которые переживали за все неудачи, радовались успехом и сейчас готовы во всем помочь…

Уважаемые родители! Я говорю вам свое учительское "спасибо" за ваших детей. Они умеют себя вести, они воспитаны, а самое главное, они - добрые и открытые. В этом ваша заслуга. Я вам очень благодарна, что мы всегда с вами были единомышленниками. Наверное, поэтому и с вашими детьми не было проблем. Спасибо.

А теперь давайте послушаем одну притчу.

Сосуд жизни.

И еще запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений -большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

У меня в руках вы видите конверт, на котором начертаны слова "Мои мечты - мои надежды" 2016-2021 г напишите свои мечты и вложите в этот конверт. Встретимся через пять лет и увидим, что же у вас сложилось в жизни.

Я желаю вам добра, желаю, чтобы вы выбрали свою дорогу в жизни, чтобы ваша жизнь приносила людям радость. Проживите ее честно и с достоинством. И еще – никогда не забывайте школу, которая объединила вас.

Грустны минуты расставанья,
Но мы сейчас не будем плакать.
Всё позади: волненье, ожиданье,
И хочется сказать на память:
«Весь путь – тот, что прошли мы вместе,
Идя ступеньками крутыми,
Запомню я надолго, честно!
На Век вы стали мне родными.
Все годы вами наслаждалась,
Вам душу всю я отдавала,
Как мать - детьми, я любовалась,
К вам чувства нежные питала.
Спасибо вам за вашу честность,
За вашу искренность. Терпенье.
За те глаза, что на меня смотрели,
Всё понимая, без сомненья.
У каждого из вас своя дорога,
Какой бы путь ни выбрали вы свой.
Я жду вас всех у школьного порога
С открытой, чистою душой».

Ученики: Дорогие наши учителя!

Наш путь по жизни только-только начат,
Спасибо Вам - он начат так, как нужно.
Желаем Вам здоровья и удачи,
Учеников - хороших и послушных!

Спасибо вам, учителя родные,
За доброту и за терпенье,
За то, что позабыв покой,
Отдали душу, без сомненья,

Классный час

«Школа - мой второй дом»

Цель: дать целостное восприятие понятию «школа» и всего, что с ней связано; рассмотреть правила поведения учащихся в школе, выявить основные права и обязанности школьников.

Ход занятия

Звучит, мелодия марша, дети в парадной форме входят в класс!

Ведущий. Раз-два!

Все. Три-четыре!

Ведущий. Три-четыре!

Все. Раз-два!

Ведущий. Кто шагает дружно в ряд?

Все. Солнышко отряд!

Дружных, смелых, ловких и умелых!

Ведущий. В школу вы пришли зачем?

Ведущий. Научились вы чему?

2. Пол мыть, носки стирать, Труд любить и тех, кто трудится!

Все. Мы любим нашу школу.

3. Школа - это наш второй дом.

Ведущий. Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

5. Мы теперь не просто дети -
Мы теперь ученики!

Ведущий. Нам многому предстоит научиться: научиться дружить, уважать друг друга, делать друг для друга добрые дела, помогать друг другу.

6. В наш первый класс, строго принимали нас.

Мы считали и читали, и с психологом общались.

7. А сейчас наш 1 класс, “грызет” гранит науки.

Программа трудная у нас, за нами нужен глаз, да глаз.

Дети исполняют песню “Чему учат в школе” (слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского).

Ведущий.- Ребята, скажите, а есть ли на учебном пути трудности? Что труднее всего? Легко ли учится в первом классе? (проблемный вопрос )

(Дети дают разные ответы, мнения расходятся)

Послушайте, как на этот вопрос отвечали другие дети поэту Роману Сефу.

Первый класс. Роман Сеф

Я спросил у Галочки:
- Что трудней всего?
Она сказала:
- Палочки
Писать трудней всего.

Тогда спросил у Жени я:
- Что трудней всего?
Сказал он:
- Умножение
На икс трудней всего.

Что на Земле трудней всего? -
Я обратился к Васе.
- Трудней всего
Учиться в первом классе!

Что же на Земле трудней всего?

(Дети дают увереннее ответы, подчеркивая, что трудней всего учиться в первом классе)

Ребята, вы не переживайте. Каждый день с вами будут рядом учителя и родители. Они вам помогут преодолевать трудности, будут уверенно вести вас по ступенькам знаний. В школе - учителя, дома - родители. Будьте послушны и прилежны, выполняйте требования родителей, помните, они вас очень любят и хотят видеть вас известными учеными, смелыми космонавтами, умными инженерами, заботливыми врачами, достойными гражданами России.

Вот пришел желанный час.
Ты зачислен в первый класс.
А чтобы не было проблем,
Запомнить это нужно всем:
Как учиться, как играть,
У доски как отвечать.

А знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать!

Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно.
На уроках не хихикай,
Стол туда - сюда не двигай!
Учитель спросит -надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Сначала подумай,
Потом отвечай!

Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей!

Ребята, каким советам будете следовать, чтобы убедить Васю в том, что в первом классе учиться не трудно? Что же надо для этого делать?

(дети пересказывают правила школьника).

Вы должны знать и помнить, что

Сами вещи не растут,
Сделать вещи - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, сумку - береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Твой учебник - не альбом,
Рисовать не надо в нем,
Ты читай, решай задачи,
Но учебник не испачкай.
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.
Каждой книгой дорожи
В чистоте портфель держи!

Что должно быть в портфеле у каждого школьника? Знаете ли? Отгадайте!

То я в клетку, то в линейку, У меня обложка синяя,
Написать по ним сумей-ка! На любой странице линия,
Можешь и нарисовать… Чтоб помочь ученику
Что такое я? …(тетрадь) Ровно вывести строку

Стальной конек Я шариковая ручка.
По белому полю бегает, Знакомьтесь и со мной.
За собою фиолетовые Писать умею на бегу,
Следы оставляет. (ручка) Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет -
Сколько он хороших слов
Написать сумеет!

Грамоты не знаю, Я другой приятель ваш -
А весь век пишу. Проворный черный карандаш.
(карандаш) В тетрадях палочек ряды -
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.

В тетради я бываю Я - линейка.
Косая и прямая. Прямота -
В другом совсем значении Главная моя черта.

Я планка для черчения.

Хоть я и не прачка, друзья. Я - ластик, я, резинка,
Стираю старательно я. Чумазенькая спинка.
(Резинка- ластик) Но совесть у меня чиста -
Помарку стерла я с листа.

Если сломан карандаш - Почему из-под точилки
Я помощник верный ваш, Вьются стружки и опилки?
Я, как врач, его лечу - Карандаш писать не хочет-
Быстро, остро заточу. (Точилка)
Вот она его и точит.

Она нужна нам для порядка Я - красивая закладка.
Чтоб не листать страницы зря. Я нужна вам для порядка.
(закладка) Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Хорошо знаете школьные принадлежности. А сейчас проведем игру.

Игра "Собери портфель"

Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.

Учебники и книжки, Игрушечная мышка, Паровозик заводной, Пластилин цветной, Кисточки и краски, Новогодние маски, Ластик и закладки, Степлер и тетрадки, Расписание, дневник. Собран в школу ученик!

Молодцы! Но чтобы быть настоящим учеником, нужно не только уметь собрать портфель и не опоздать в школу, но и справляться с разными заданиями. Я предлагаю проверить. В нашем классном портфеле для вас приготовлены задания. Сумеете с ними справиться? Посмотрим.

Вот вам первое испытание. Доскажите имя литературного героя.

Кот (В сапогах, Леопольд, Матроскин) Винни (Пух)

Старуха (Шапокляк) Муха (Цокотуха)

Почтальон (Печкин) Красная (Шапочка)

Дядя (Степа, Федор) Черепаха (Тортила)

Крокодил (Гена) Барон (Мюнхгаузен)

Молодцы, справились с заданием.

Следующее задание -

И еще одно испытание - ребусы.

ЛАС . У. КОС. ВИ 3 НА 7Я 40А ОС3Ё

2-й к о н к у р с. Узнайте по описанию.

1. Это лесной зверь. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Зимой легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов шуба, которая цветом, как снег. (Заяц.)

2. Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм - семена хвойных деревьев. (Белка.)

3. Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных… (Волк.)

4. Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство - мед. (Медведь.)

Тема: Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника

Цель: 1. Дать целостное восприятие понятию «школа» и всего,

что с ней связано.

2. Рассмотреть правила поведения учащихся в школе.

3. Выявить основные права и обязанности школьников.

4. Воспитывать уважение к правам других;

Ход занятия:

Послушайте загадку, о чѐм в ней говорится?

Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретѐт.

Что это?

Школа

Тема урока – «Школа – мой второй дом».

Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

Игра «Ассоциация»

Класс делится на две команды. Участники по очереди подбегают к учителю и называют ассоциацию со словом школа. Команда, назвавшая последнюю ассоциацию, становится победителем игры.

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

Давайте вспомним основные правила поведения в школе?

Правила поведения в школе:

1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.

2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.

3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.

4. Не отвлекай соседей своими разговорами.

5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгай, соблюдать правила этикета за едой.

6. На переменах не толкай товарищей, не дерись.

Сюжетно – ролевая игра

Класс делится на маленькие группы. Каждой группе даѐтся задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и доказывает свою точку зрения.

Ситуация №1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация №2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошѐл к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация №3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация №4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у неѐ линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация №5 Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задаѐт вопрос.

Ситуация №6 Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что еѐ обижают одноклассники.

Послушайте стихотворение А.Барто «Муха».

Алѐша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо,

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеѐнке поползла,

Забралась на счѐты,

У неѐ свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе –

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухи!

А разве Лѐша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

«Виновата Муха!»

О чѐм это стихотворение?

Что вы можете сказать о поведении Лѐши?

Справедливо ли учитель поставил Лѐше замечание в дневнике?

Загадки

На столе учителя – «волшебный» сундучок со «школьными» загадками. Дети по очереди подходят к учительскому столу, достают из сундучка загадку и отвечают на вопрос.

1. Стоит дом,

Кто в него войдѐт –

Тот ум приобретёт.

Школа

2. По чѐрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей –

Чистая страница.

Школьная доска

3. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

Мел

4. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведѐт обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

Парта

5. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

Тетрадь

6. В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своѐм значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

Линейка

7. В этой узенькой коробке

Ты найдѐшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Пенал

7. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

Ручка

Творческое задание «Новое расписание»

Однажды в одну школу был назначен новый директор, который решил переделать всѐ в школе. И он начал всѐ переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение»…

Помогите весѐлому директору и придумайте не менее трѐх названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.

Физкульминутка

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Упражнение " Собери пословицу"

Задача: Собрать пословицу из отдельных слов.

1. В книге ищут не буквы, а мысли.

2. Знанье – не водица – в рот само не станет литься.

3. Золото добывают из земли, а знания - из книг.

4. Красна птица перьями, а человек – ученьем.

6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

9. Чтение – лучшее учение.

10. От ученья человек с пути не сбивается.

Учитель - Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Обсуждение ситуации

Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

Кто защищает ваши права? (Государство.)

Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

Какие права ты считаешь главными для человека?

Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

В школе я должен...

В школе я имею право...

Дома я должен...

Дома я имею право...

На улице я должен...

На улице я имею право...

Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Разговор о домашних обязанностях

У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

Вымойте за собой посуду.

Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

Умейте постирать носовой платок, носки.

Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод . Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

Какие права есть у учащихся?

Какие есть обязанности?

Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Учитель: Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только даѐт вам ценные знания, но учит строить свои отношения с людьми, уважительно относиться к взрослым, общаться с товарищами, завоѐвывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.

Самопознание
Тема: Дорогою добра

Цель: раскрыть сущность понятия «доброжелательность», углубить знания учащихся о таких понятиях как «доброжелательность», «человечность», «милосердие», «доброта», «порядочность», «чуткость»; снять внутреннее напряжение с помощью упражнения «песочная арт-терапия».
Задачи:
Образовательная - учить учащихся рассуждать, задавать вопросы, умению слушать и слышать друг друга, обоснованно строить свои ответы.
Развивающая - развивать умения учащихся контролировать свои поступки, учить применять нравственные понятия в жизни, развивать навыки общения, аудирования, приобщить к искусству слова; развивать доброжелательное отношение к людям, друг к другу.
Воспитательная - воспитание высокой нравственности, человечности, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: презентация «Доброта», видеоролик «Доброе сердце», материал для выполнения упражнения «песочная арт-терапия», шкатулка, «Корзина добра», ромашки

Ход урока.
Приветствие
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, пожалуйста, поприветствуйте их.
2. Круг радости
- Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем радости, счастья, всего хорошего.Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра!
(ребята передают друг другу сердце и говорят добрые пожелания)
3. Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (музыка для души) Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным. (Каждый ребёнок заглядывает в шкатулку и видит своё отражение.) Так, что вы увидели? (зеркало) А в зеркале вы увидели? (своё отражение, себя) Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (ответы детей) Пока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. А значит, не сможем дарить счастье, доброту другим людям.
Введение в тему.
Ученик:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта она от века
Украшенье человека

Сегодня у нас необычный урок – урок доброты, любви, дружбы. Мы поговорим о доброте и доброжелательности. То есть мы будем рассуждать о том, как человек относится к человеку, к животному, к природе.
Тема нашего урока «Дорогою добра» Слайд 1
Что это за понятие "доброта"? (ответы детей) Слайд 2
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомним волшебные слова.
5. Игра «Доскажи словечко» Слайд 3Растает даже ледяная глыба От слова теплого.(спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. (добрый день) Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь. (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, Говорим (извините, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания) - Волшебные слова вы знаете. А как вы думаете – от чего зависит их сила? - Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. 6. Доброжелательность
- Как вы понимаете слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ?
Доброжелательность – это стремление человека быть открытым другим людям, желание другим добра слайд 4
Да, ребята, вы все правильно сказали, что это понятие состоит из двух слов: желание и добро.
- А какого человека можно назвать доброжелательным? (Человека, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые, искренние, не желают вам боли и зла)
7. Цитата урока слайд 5«Доброе намерение – половина счастья». Народная мудрость
- Как вы понимаете эти слова?
Ученик:
А как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами,А может не слова дела важны?Дела делами, а слова словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.

8. Просмотр видеоролика «Доброе сердце»
- Ребята, которые были в «Доме престарелых и инвалидов» поделятся своими впечатлениями.
- Мы все совершили доброе дело – подарили птицу счастья, сделанную своими руками.
- Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
9 . Работа по учебнику. С.59 Чтение рассказа
- Почему подружки говорили, что они во всём одинаковые?
- Почему мама осудила Соню?- Можно ли поведение Сони по отношению к подруге назвать недоброжелательным?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
10. Творческая деятельность «Пусть всегда будет солнце!».
Давайте изготовим подарок друг другу «Доброе солнышко».
- Мы будет выполнять упражнение, которое называется «песочная арт-терапия», т.е. мы будем рисовать песком. У каждого на парте вы видите пластиковую поверхность и песок. Подумайте, какой рисунок вы хотите выполнить. Затем берём песок в кулак, сыпем его медленно и пальчиками делаем изображение. (звучит музыка)

Подарите свою работу товарищу по парте, при этом произносите добрые пожелания.
-Какое чувство вы испытывали, делая прекрасное дело?
11. Упражнение «Корзина добра»
- А сейчас мы с вами соберём в корзину добро. Я вам предлагаю написать на ромашках одно доброе слово и отнести в корзину.
12. Круг «От сердца к сердцу»
- Давайте улыбнемся друг другу, постараемся быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово и все вместе споём песню

Исполнение песни «Дорогою добра».

Учитель:
Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле.