Маркина Елена

Презентация является результатом и практическим выходом проектной работы ученицы. Презентация может использоваться в качестве ЭОР на уроках по теме "Эволюция". Презентация сопровождается комментарием.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Макроэволюция в общем Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т.д. Процессы макроэволюции требуют огромных промежутков времени и непосредственно изучать ее невозможно. Тем не менее, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивное разобщение. Так же, как и микроэволюция, макроэволюция имеет дивергентный характер.

Палеонтологические доказательства Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

Скелет ископаемого котилозавтра сеймурии, занимавшей промежуточное положение между амфибиями и рептилиями. Окаменевшие яйца динозавров Некоторые из раскопок палеонтологии

Эти открытия относятся к недавнему времени и касаются форм, называемых Ихтиостега. Скелет этих форм отчетливо свидетельствует о переходном характере этой группы. Хвост и лучи хвостового плавника обладают еще характерными рыбьими признаками, тогда как грудные и брюшные плавники уже изменились в передние и задние конечности, служащие для передвижения по суше. Поэтому эти формы заслуживают того, чтобы их поместить между классом рыб и классом земноводных.

В каменноугольном и пермском периодах достигли вершины своего развития земноводные. Земноводные этого периода относились к вымершей группе Labyrinthodontia, которые достигали 1,5 метров длины. Другие формы были значительно меньших размеров и отличались большим разнообразием. Земноводные в свою очередь дали начало новому классу позвоночных, а именно пресмыкающимся.

Максимальный расцвет пресмыкающихся приходится на все три периода мезозойской эры, которая поэтому иногда называется также эрой пресмыкающихся. Наиболее известные пресмыкающиеся относятся к группе так называемых динозавров. Этот термин относится еще к временам Оуэна и значит по-гречески "страшные ящерицы".

Довольно быстро после того как возникли первые пресмыкающиеся, то есть наземные животные, эволюционные процессы привели к тому, что некоторые из них снова приспособились к жизни в воде. Земноводные были главным образом животными, которые размножались в пресных водах. Пресмыкающиеся же, вторично приспосабливаясь к водной среде, заселили моря и в мезозойской эре являлись основным элементом фауны морских позвоночных животных, так как лишь в меловом периоде начинается бурное развитие костистых рыб. Плезиозавры, специализированные плавающие ящеры. Ихтиозавры

В следующем периоде, то есть юрском, первые пресмыкающиеся начинают завоевывать воздушную среду. Чтобы приобрести способность к полету, организмы должны были соответственным образом приспособиться, причем эти приспособления были многочисленными и сложными. Тело летающего позвоночного должно быть легким, а мышцы, двигающие крылья, хорошо развитыми.

Остатки первых несомненных млекопитающих относятся к юрскому периоду. От них сохранились лишь зубы и остатки челюстей, однако уже на этом основании можно себе представить в общих чертах, как выглядели эти примитивные млекопитающие животные. Млекопитающие как юрского, так и мелового периода были небольшими животными, которые жили как бы в тени преобладающих тогда пресмыкающихся.

Археоптерикс. Животное величиной с голубя имело признаки птицы, но сохраняло еще черты пресмыкающихся.

Сравнительно-анатомические доказательства Общие особенности строения скелета, взаимоотношения его частей – это принципиальные, глубокие особенности, и свидетельствуют они о несомненном родстве всех позвоночных животных. Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов. Сколь ни различны по форме и функциям передние конечности разных млекопитающих – они приспособлены и для рытья (крот, броненосец), и для плавания (киты, тюлени), и для полета (летучие мыши), - все они состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Все это разнообразие конечностей – лишь вариации типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех млекопитающих.

Гомологичная кость в черепах: 1.акулы 2.скумбрии 3.змеи 4.кошки 1 4 3 2

Рудименты задних конечностей у питонов.

Рудиментарное крыло птицы киви.

Родство человека и животных подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется около 90 нефункционирующих рудиментарных органов. У некоторых людей развиты мышцы, позволяющие им двигать ушами и кожей головы; у других – копчиковая кость (остаток хвоста); маленькая складка в уголке глаза (остаток третьего века) и др. Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде.

Иногда у человека проявляются особенности, обычно у него не встречающиеся, но имеющиеся у животных. Такие особенности называются атавизмами. Например, хвост, обильный волосяной покров на теле, включая лицо, добавочные соски, сильно развитые клыки и др.

Биогенетический закон - закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез)является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Эмбриология – это наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Эмбриологические доказательства

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. У новорожденных наблюдается несовершенная терморегуляция, что указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у примитивных млекопитающих. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. В соответствии с биогенетическим законом эти и многие другие признаки, возникающие у человека в эмбриональном развитии, могут рассматриваться как повторение признаков предков.

Новорожденный человек очень похож на новорожденную обезьяну. Ребенок, еще не умеющий разговаривать, пользуется тем же врожденным языком мимики и жестов, что и детеныш обезьяны.

Доказательства макроэволюции Макроэволюция Палеонтологические доказательства Эмбриологические доказательства Сравнительно-анатомические доказательства

Предварительный просмотр:

Комментарий к презентации по биологии.

Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т.д.

Процессы макроэволюции требуют огромных промежутков времени и непосредственно изучать ее невозможно. Тем не менее, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивное разобщение.

Так же, как и микроэволюция, макроэволюция имеет дивергентный характер.

Существует 3 вида доказательств макроэволюции: палеонтологические, эмбриологические и сравнительно-анатомические.

Палеонтологические доказательства.

Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

Палеонтологические находки убедительно доказывают, что животный и растительный мир прошлого сильно отличался от знакомого нам мира живых существ. И чем в более глубоких слоях залегают ископаемые организмы (то есть чем они геологически старше), тем меньше, как правило, их сходство с современными формами.

На этом слайде можно увидеть окаменевшие яйца динозавров и скелет ископаемого котилозавтра сеймурии, занимавшей – по строению конечностей, позвоночника, черепа – промежуточное положение между рептилиями и амфибиями.

Замечательным свидетельством родства современных организмов служат находки так называемых «переходных форм».

На этом слайде можно увидеть переходную форму между классом рыб и земноводных.

Эти открытия относятся к недавнему времени и касаются форм, называемых Ихтиостега. Скелет этих форм отчетливо свидетельствует о переходном характере этой группы. Хвост и лучи хвостового плавника обладают еще характерными рыбьими признаками, тогда как грудные и брюшные плавники уже изменились в передние и задние конечности, служащие для передвижения по суше. Поэтому эти формы заслуживают того, чтобы их поместить между классом рыб и классом земноводных.

В каменноугольном и пермском периодах достигли вершины своего развития земноводные. Земноводные этого периода относились к вымершей группе Labyrinthodontia, которые достигали 1,5 метров длины. Другие формы были значительно меньших размеров и отличались большим разнообразием.

Земноводные в свою очередь дали начало новому классу позвоночных, а именно пресмыкающимся .

Максимальный расцвет пресмыкающихся приходится на все три периода мезозойской эры, которая поэтому иногда называется также эрой пресмыкающихся. Наиболее известные пресмыкающиеся относятся к группе так называемых динозавров. Этот термин относится еще к временам Оуэна и значит по-гречески "страшные ящерицы".

На рисунке слева мы видим бромозавра (огромный растительноядный ящер из Северной Америки (юрский период). Достигал 18 метров длины и, по крайней мере, 20 тон веса).

На рисунке справа изображен Игуанодон из Бельгии (меловой период). Достигал 5 м высоты при 10 м длины.

Довольно быстро после того как возникли первые пресмыкающиеся, то есть наземные животные, эволюционные процессы привели к тому, что некоторые из них снова приспособились к жизни в воде. Земноводные были главным образом животными, которые размножались в пресных водах.

Рисунок справа - плезиозавры, специализированные плавающие ящеры.

Рисунок слева - реконструкция ихтиозавров юрского периода.

В следующем периоде, то есть юрском, первые пресмыкающиеся начинают завоевывать воздушную среду. Чтобы приобрести способность к полету, организмы должны были соответственным образом приспособиться, причем эти приспособления были многочисленными и сложными. Тело летающего позвоночного должно быть легким, а мышцы, двигающие крылья, хорошо развитыми.

На рисунках изображены летающие ящеры того периода времени.

До настоящего времени существуют две теории, старающиеся объяснить, каким образом у предков птиц могла развиться способность к полету. Одни из авторов предполагают, что первые птицы были быстрыми бегунами и движения крыльев им в этом очень помогало. И у многих современных птиц можно наблюдать, как они помогают себе движениями крыльев. Можно предположить, что благодаря естественному отбору выжили те мутации, у которых это свойство было все лучше выражено. Со временем это дало птицам возможность летать. Другие авторы считают, что первичные птицы карабкались и лазали по деревьям, а крыльями вначале пользовались, как парашютами, как современные летяги. Поверхность крыльев постепенно увеличивалась, благодаря чему птицы приобрели способность к полету.

Остатки первых несомненных млекопитающих относятся к юрскому периоду. От них сохранились лишь зубы и остатки челюстей, однако уже на этом основании можно себе представить в общих чертах, как выглядели эти примитивные млекопитающие животные.

На рисунке изображен млекопитающий ящер из Южной Африки (пермский период).

Наиболее высокий интерес с эволюционной точки зрения представляет находка археоптерикса. Это животное величиной с голубя имело признаки птицы, но сохраняло еще черты пресмыкающихся. Признаки птиц: сходство задних конечностей с цевкой, наличие перьев и общий вид. Признаки пресмыкающихся: длинный ряд хвостовых позвонков, брюшные ребра и наличие зубов. Археоптерикс не мог быть хорошим летуном, так как у него слабо развиты грудная кость (без киля), мышцы крыльев и грудные. Позвоночник и ребра не являлись жесткой костной системой, устойчивой при полете, как у современных птиц.

Сравнительно-анатомические доказательства.

Общие особенности строения скелета, взаимоотношения его частей – это принципиальные, глубокие особенности, и свидетельствуют они о несомненном родстве всех позвоночных животных. Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов.

Внутри каждой из крупных групп позвоночных животных сходство в строении скелета еще более значительно. Это и естественно: все амфибии - лягушки, жабы, тритоны – более близкие родственники, чем, скажем, рыбы и птицы.

Прежде хочу напомнить, что такое гомологичные органы. Итак, это органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции.

Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов. Сколь ни различны по форме и функциям передние конечности разных млекопитающих – они приспособлены и для рытья (крот, броненосец), и для плавания (киты, тюлени), и для полета (летучие мыши), - все они состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Все это разнообразие конечностей – лишь вариации типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех млекопитающих.

На этом рисунке показана гомология скелета передней конечности позвоночных: а) рука человека, b ) конечность кита, с) лошади, d) летучей мыши, е) вымершего летающего ящера, f) рыбы, g) вымершего водного ящера;

r) плечевой отдел, р) предплечье, d) кисть.

На этом слайде можно проследить положение и размеры гомологичной кости в черепах разных животных.

Ухо всех млекопитающих делится на три основные части: наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо – ушная раковина – концентрирует звуки, среднее ухо передает эти звуки к внутреннему, где они и воспринимаются тончайшими нервными окончаниями, расположенными в улитке. В среднем ухе всех млекопитающих звуковые колебания с барабанной перепонки передаются на слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко. Сравнение черепа в ряду высших и низших позвоночных показывает, что у акул одна из костей – будущая наковальня – была большой костью и занимала важное конструктивное положение в черепе, у костистых рыб она резко сокращается в размерах, у рептилий она также резко изменяется и служит как бы подвеской подвижной челюсти, и, наконец, у млекопитающих она превращается в маленькую слуховую кость – наковальню. Все эти кости гомологичны.

Гомологичные структуры помогут ответить на вопрос о родстве изучаемых форм, но не могут сказать, какой из организмов – предок, а какой – потомок. На этот вопрос помогают ответить изучение рудиментов (зачатков органов) и атавизмов.

На рисунке можно увидеть рудименты задних конечностей у питонов.

У птицы киви, живущей в Новой Зеландии, нет крыльев. Да они и не нужны ей, поскольку она живет в густой и высокой траве. От крыльев остались едва заметные выросты. Получается, что у предков этой птицы были настоящие крылья.

Родство человека и животных подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется около 90 нефункционирующих рудиментарных органов. У некоторых людей развиты мышцы, позволяющие им двигать ушами и кожей головы; у других – копчиковая кость (остаток хвоста); маленькая складка в уголке глаза (остаток третьего века) и др. Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде.

Иногда у человека проявляются особенности, обычно у него не встречающиеся, но имеющиеся у животных. Такие особенности называются атавизмами. Например, хвост, обильный волосяной покров на теле, включая лицо, добавочные соски, сильно развитые клыки и др.

Эмбриологические доказательства.

Эмбриология – это наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Уже давно было отмечено, что эмбрионы различных животных более сходны друг с другом, чем взрослые организмы.

Чем более ранние стадии развития мы изучаем, тем больше сходства обнаруживается между различными животными. Любой организм начинает свое развитие от одной – оплодотворенный яйцеклетки. Эта яйцеклетка много раз делится, так что образуется шар из клеток. На этом этапе фактически невозможно отличить будущего человека от слона, рыбы или лягушки.

Если сравнить особенности эмбрионального развития разных видов позвоночных – человека, обезьяны, крысы, черепахи, тритона, рыбы, - то окажется, что на самых ранних стадиях развития все зародыши очень похожи друг на друга. Это зародышевое сходство сохраняется в процессе индивидуального развития тем дольше, чем ближе друг к другу сравниваемые организмы. Это явление зародышевого сходства широко используется для восстановления путей исторического развития и определения родства сравниваемых организмов.

Биогенетический закон - закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза).

Основные положения биогенетического закона:

1) наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;

2) после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;

3) зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;

4) зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Таким образом, развитие зародыша повторяет именно ЗАРОДЫШЕВЫЕ стадии предков.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. У новорожденных наблюдается несовершенная терморегуляция, что указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у примитивных млекопитающих. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. В соответствии с биогенетическим законом эти и многие другие признаки, возникающие у человека в эмбриональном развитии, могут рассматриваться как повторение признаков предков.

На этом слайде мы можем видеть, насколько новорожденный человек похож на новорожденную обезьяну.

На протяжении всего первого года жизни человеческий малыш проходит стадию четвероного животного, передвигаясь, как и большинство зверей, на четырех конечностях. До того времени, как ребенок начинает сознательно говорить (в возрасте 1,5 – 2 лет), мимика, жесты, нечленораздельные звуки, несущие определенный смысл, и эмоции ребенка удивительно напоминают звуки и жесты, характерные для человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл, орангутангов.

Таким образом, рассматривая в совокупности все три группы доказательств макроэволюции, можно утверждать, что макроэволюция – это реально существующий процесс.

Первая наша задача – сформировать понятие «макроэволюция» и сравнить с понятием «микроэволюция» (Слайды 3, 4)
Различие макроэволюции и микроэволюции:
Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т.д.)
Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
Сходство макро- и микроэволюции:
– В основе лежат процессы: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляции.
– Носят дивергентный характер.
Наука располагает множеством доказательств, свидетельствующих о реальности макроэволюционных процессов .
Группы доказательств эволюционного процесса: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические (морфологические),молекулярно-биологические и цитологические, биогеографические (Слайд 5)
Работа по терминами . (Слайды 6, 7)
Что изучают науки?
Палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, молекулярная биология, биогеография
Что обозначают термины?
Онтогенез, филогенез, дивергенция, конвергенция, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эндемики, реликты
Учитель дает задания группам. (Презентация, Слайд 8)
Задания.
1. Используя учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 кл § 61, (дополнительно) учебник Д.К. Беляева «Общая биология» 10-11 кл § 41 и материалы, лежащие на столах найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете.
I группа – палеонтологические доказательства эволюции;
II группа – эмбриологические доказательства эволюции
III группа – сравнительно-анатомические доказательства эволюции;
IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
3. Работа группы оценивается в баллах (группы получают жетоны):
Учитель делает установку на заполнение таблицы.
(Слайд 9)
После каждого выступления группы учитель демонстрирует доказательства эволюции, используя УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и Презентацию и подводит итог работы группы.
Палеонтологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайд 2-5, урок 7, Слайды 22-24);
– наличие ископаемых остатков;
– наличие переходных форм;
– наличие филогенетических рядов (лошади)
Эмбриологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайды 6-8, урок 7);
– закон зародышевого сходства;
– биогенетический закон.
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции: (Слайды 12-19)
– клеточное строение организмов;
– общий план строения позвоночных;
– наличие гомологичных и аналогичных органов;
– наличие рудиментов и атавизмов;
– наличие ныне живущие промежуточные формы
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции: (Слайды 20-21)
– элементарный химический состав;
– строение и функции органических молекул;
– аккумулятор энергии – молекулы АТФ;
– генетический код (универсален);
– биосинтез белка;
– строение и функция органоидов клетки;
– деление клеток (митоз и мейоз).
Биогеографические доказательства эволюции. (Слайды 25-32)
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете.

Вопросы:

1. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
2. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
3. Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
4. Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
5. Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных, крупных хищников, высших обезьян?
Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).
Учитель: Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции.
Вопрос: Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?
Являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами. Представители таких видов, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.
Вывод: (Слайд 33)
Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Тема: Макроэволюция, её доказательства


Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

  • Различие макроэволюции и микроэволюции:
  • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образованию таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
  • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
  • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

Сходство макроэволюции и микроэволюции:

  • В основе лежат процессы:

1. наследственная изменчивость;

2. борьба за существование;

3. естественный отбор;

4. изоляции.

  • Носят дивергентный характер.

Группы доказательств эволюционного процесса

Сравнительно-

анатомические

(Морфологические)

Эмбриологические

Палеонтологические

Молекулярно-биологические

и цитологические

Биогеографические


Что изучают науки?

  • Палеонтология
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени
  • Эмбриология
  • Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
  • Сравнительная анатомия
  • Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
  • Молекулярная биология
  • Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
  • Биогеография
  • Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

Что обозначают термины?

  • Онтогенез
  • Филогенез
  • Дивергенция
  • Конвергенция
  • Гомологичные органы
  • Аналогичные органы
  • Рудименты
  • Атавизмы
  • Эндемики
  • Реликты

Задания группам

1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете

(Используя учебники и материалы лежащие на столах)

  • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
  • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
  • III группа – сравнительно-анатомические

(морфологические) доказательства эволюции;

  • IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
  • V группа – биогеографические доказательства эволюции.

2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.


Таблица №1 Доказательства эволюции органического мира

Группы доказательств эволюционного процесса

Факты, доказывающие существование эволюционного процесса

1. Палеонтологические

2. Эмбриологические

3. Сравнительно-анатомические (морфологические)

4. Молекулярно-биологические и цитологические

5. Биогеографические


Эмбриологические доказательства эволюции

В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

Стадии эмбрионального развития позвоночных.


Эмбриологическое доказательство эволюции

  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)
  • А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Общий план

строения

позвоноч-ных


Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая, латимерия, утконос, ехидна, асцидия)


Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

Гомология передних конечностей наземных позвоночных


Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.


Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.

Рудимент задних конечностей питона


Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.




Клеточное строение организмов

Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H , N )

Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот )


Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

  • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
  • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
  • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
  • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы


Археоптерикс

Ископаемые переходные формы

Палеонтологические доказательства эволюции


Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В.О.Ковалевский)


А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете


Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
  • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюции

  • Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
  • А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
  • Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
  • Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад

Биогеографические доказательства эволюции

  • Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции

  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)

Заселение островов

Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?


Биогеографические доказательства эволюции

  • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
  • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
  • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток

Вывод:

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Уоллес Алфред Рассел (08.01.1823– 07.11.1913), английский натуралист и писатель. Окончил школу в Хартфорде, работал землемером, подрядчиком на строительстве железной дороги, учителем в школе. С 1844 преподавал в Лестерской школе, где сблизился с другим молодым учителем, Г. Бейтсом, тоже интересовавшимся естествознанием. Накопив денег, Уоллес и Бейтс отправились на парусном судне в Бразилию, где в течение двух лет изучали район от устья Амазонки до впадения в неё Рио-Негро. Затем Бейтс направился вверх по Амазонке, а Уоллес – вверх по Рио-Негро. В 1852, собрав коллекции растений и животных, Уоллес решил вернуться в Англию. К несчастью, пожар на судне, на котором плыл Уоллес, уничтожил все его коллекции, рисунки и дневники. Однако уже в 1854 с помощью Т. Гексли Уоллесу удалось собрать средства для другого большого путешествия – на Малайский архипелаг. Здесь он провёл восемь лет, обследовал большинство крупных островов архипелага, привёз в Англию богатые коллекции. В начале 1855 Уоллес написал статью под названием «О законе, регулирующем возникновение новых видов» ,а позже пришёл к мысли о «выживании наиболее приспособленных». Набросок статьи «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа» (1858) Уоллес отослал в Англию Ч. Дарвину с просьбой представить её Линнеевскому научному обществу. Прочитав рукопись Уоллеса, Дарвин обнаружил в ней идеи, которые сам давно обдумывал. По совету друзей – Ч. Лайеля и Дж. Гукера – Дарвин передал в Линнеевское общество не только статью Уоллеса, но и резюме своих собственных исследований. Уоллесу принадлежит идея разделения суши на шесть зоогеографических областей: палеарктическую, неарктическую, эфиопскую, восточную (индо-малайскую), австралийскую и неотропическую. Из многочисленных обнаруженных Уоллесом зоогеографических контрастов самый удивительный – между островами Бали и Ломбок. Хотя эти острова разделены проливом, ширина которого в самом узком месте не превышает 24 км, различия между населяющими их птицами и четвероногими больше, чем между фауной Англии и Японии. Дело в том, что указанный пролив проходит как раз по зоогеографической границе (называемой теперь «линией Уоллеса»), отделяющей область распространения типичной австралийской фауны от лежащей к северу области распространения индо-малайской фауны. В 1862 Уоллес возвратился в Англию. В 1870 была опубликована его книга «Вклад в теорию естественного отбора» (1870), которая наряду с «Происхождением видов» Дарвина сыграла значительную роль в распространении представлений о естественном отборе и эволюции. Уоллес состоял членом Лондонского королевского общества, в 1908 был награждён орденом «За заслуги».

Тема урока: Макроэволюция и её доказательства

Класс: 11

Предмет: Биология

Учебник : Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс.- М.: Дрофа, 2013.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по предоставлению доказательств существования процесса эволюции с позиций разных наук.

Задачи урока :

Познавательные :

Формирование представления о макроэволюции как реально существующем, непрерывном и необратимом эволюционном процессе.

Формирование умения приводить аргументированные доказательства процесса эволюции с позиций разных биологических наук: палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, цитологии и интегрированных наук (биохимии, биогеографии).

Метапредметные:

Способствовать формированию умения самостоятельно ставить цель и задачи урока, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными целью и задачами.

Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (по типологии уроков Ю.А. Конаржевского).

Используемые приёмы, методы, технологии обучения : проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование и основные источники информации: 1) Учебник «Общая биология. 10-11 класс»/ А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.

2) Информационные листы.

3) Компьютер с выходом в Интернет.

4) Мультимедийный проектор. 5) Интерактивная доска.

6) Видеофрагмент телепередачи «Эволюция и креационизм»

7) Презентация урока «Макроэволюция и её доказательства»/ автор Бушуева Е.С.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прод-ть этапа урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

1 мин

Контроль и актуализация знаний

Организация фронтальной работы с учащимися по терминам: Гипотеза, Теория, Доказательство, Эволюция, Креационизм.

Организация работы с интерактивной доской и электронным ресурсом «Сравнительная характеристика Микро- и Макроэволюции».

Ответы учащихся.

Выполнение индивидуального задания на интерактивной доске «Сравнительная характеристика Микро- и Макроэволюции».

5 мин

Открытие нового знания

Организация просмотра видеофрагмента телевизионной передачи «Эволюция и креационизм».

Постановка проблемного вопроса с выходом на целеполагание «Существует или нет в живой природе процесс эволюции?»

Наводящие вопросы:

1) Как вы считаете, кто прав: представитель церкви или ученые?

2) Аргументируйте свою точку зрения.

3) Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?

4)Какую цель мы сегодня поставим?

5)Какие задачи наметим для достижения этой цели?

Сообщение цели урока:

Задачи урока:

Организация работы в 4 группах «Палеонтологи», «Эмбриологи», «Морфологи», «Цитологии, Биохимики, Биогеографы»

Просмотр видеофрагмента «Эволюция и креационизм».

Высказывание собственных точек зрения с выходом на цель и задачи урока.

Формулирование цели и задач урока.

Предполагаемые ответы:

1) Правы священники (Правы ученые).

3) Доказательства эволюции

4) Доказать или опровергнуть эволюционную теорию

5) Рассмотрим доказательства разных биологических наук

Выполнение заданий по группам.

Работа с текстом, рисунками.

Выделение доказательств эволюции. Заполнение таблицы.

Защита работы группы, выводы о проделанной работе.

5 мин

5 мин

5 мин

2-3 мин (12мин)

Закрепление.

Включение знаний в систему

Организация работы по первичному закреплению изученного материала.

Тест из 5 вопросов.

Организация взаимопроверки письменной работы.

Индивидуальное выполнение письменного задания (Тест из 5 вопросов)

Взаимопроверка письменной работы.

5 мин

Рефлексия

Организация проверки достижения цели урока.

Наводящие вопросы:

Давайте вспомним цель сегодняшнего урока.

Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

Учащимся предлагается оценить личностную значимость, ценность, изученного материала (Приём «Яблоня-Мясорубка-Ведро»)

Новый материал необходим для сдачи ЕГЭ или повлиял на мое мировоззрение, одним словом мне интересен- Присваиваю его себе, как урожай- помещаю яблоко на яблоньку.

Материал, мне интересен, но не совсем понятен- Надо всё еще раз переработать- помещаю яблоко в мясорубку.

Изученный материал мне Не интересен и не пригодится (не нужен) - помещаю яблоко в мусорное ведро.

Проверка достижения поставленной цели урока.

Оценивают личностную значимость нового материала. Помещают своё «яблоко» на яблоню, в мясорубку или в мусорное ведро.

3 мин

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

§61, вопросы.

* Привести аргументированные доказательства, опровергающие процесс эволюции.

* Создать задание любого типа на веб-сервисе «LearningApps» (кроссворд, задание на соответствие и др)

Запись домашнего задания в дневниках.

§61, вопросы.

Задание под (*) выполняют по желанию.

2 мин