Биография

РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936−1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В. В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф. И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С. А. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» - стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» - стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» - стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова - не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, А. А. Фета и С. А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень - о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь - о Д. Б. Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.

Рубцов Николай Михайлович (1936-1971) - русский поэт. Родился 3 января 1936 года в деревне Емецк Холмогорского района Северного края. Через год семья Рубцовых переехала в Няндом, где прожила около 2 год. Отец Николая устроился на работу начальником горпо. В 1941 году Рубцовы перебрались в Вологду. Отец ушел на фронт, а через год умерли мать и сестра Николая, остальные дети попали в интернаты. Тогда было написано первое стихотворение Николая Рубцова в возрасте 6-ти лет. Вначале он был распределен в Красовский детский дом, в 1943-1950 гг. был переведен в Никольский детский дом в Вологодской области. Там он окончил 7 школьных классов. Отец вернулся с фронта в Вологду в 1944 году, но из-за потери документов в детдоме не смог найти сына, и только в 1955 году они увиделись. В деревне Никольское Николай Рубцов жил в гражданском браке с Г. Меньшиковой, и у них родилась дочь Елена.

В 1950-1952 гг. получал образование в Тотемском лесотехническом техникуме, по окончанию которого на протяжении года работал в Архангельске кочегаром в траловом флоте треста «Севрыба». В 1953 году едет в Кировск и становится студентом горно-химического техникума Минхимпрома. Но через два года был отчислен за неуспеваемость. В 1955-1959 гг. поступил на службу матросом Северного флота на эсминец «Острый». В этот период впервые публикуется в газете «На страже Заполярья» его стих «Май пришел». По возвращению из флота начал жить в Ленинграде и работать на Кировском заводе.

В 1962 году переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1969 и приступает к работе газете «Вологодский комсомолец».

Николай Рубцов был убит 19 января 1971 года в Вологде в результате бытовой ссоры со своей невестой Людмилой Дербиной.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (1936-1971)

Вначале о семье Рубцовых. Отец поэта Михаил Андрианович, выходец из бедной крестьянской семьи, окончил только два класса сельской школы. Но для села и это уже было много. Молодой человек устроился работать в родном селе Самылкове продавцом в сельпо. Женился на своей односельчанке Александре Михайловне Рычковой.

В начале 1930-х годов семья переехала в Вологду. Там Михаил Андрианович закончил курсы, партийную школу, рос в должностях. К 1936 году он уже работал начальником ОРСа Емецкого леспромхоза и часто бывал в разъездах. В селе Емецк 3 января 1936 года родился Николай Михайлович Рубцов, будущий поэт.

В 1937 году отца перевели на новое место работы, и семья переехала в Няндому. Там в начале 1938 года Михаила Андриановича исключили из партии и арестовали. Через год он был освобожден, восстановлен в партии и стал работать инструктором Няндомского райпотребсоюза.

Началась Великая Отечественная война. В конце 1941 года Михаила Андриановича призвали на службу, а меньше чем через год, 26 июня 1942 года умерла Александра Михайловна. Николая отправили в Красковский детский дом, откуда в 1943 году перевели в Никольский детдом, подальше от Вологды.

До 1952 года Коля ничего не знал о своих близких. Отец его после войны с легким ранением в голову и в руку вернулся в Вологду. Выздоровев, он создал новую семью. О Коле отец на время забыл.

Николай, закончив семилетку в детдоме, попытался стать курсантом в Рижском мореходном училище, но неудачно. Пришлось поступить в Тотемский лесотехнический техникум. Закончив два курса и получив паспорт, Рубцов бросил учебу и отправился странствовать.


Он устроился угольщиком на тральщик РТ-20 «Архангельск», работал подручным кочегара, но был на судне и поваром, и уборщиком.

В июле 1953 года Николай поступил в горно-химический техникум в заполярном городе Кировск.

Там он уже много сочинял, но стихи того времени не сохранились. Оставив техникум, молодой человек перебрался в село Приютино под Ленинградом. Работал слесарем-сборщиком на артиллерийском испытательном полигоне.

Осенью 1955 года поэта призвали в армию. Попал Рубцов на боевой корабль Северного Флота, базировавшийся в заполярном городе Североморске. В годы службы Николай посещал литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья» и начал печататься.

После демобилизации Николай Михайлович приехал в Ленинград и устроился на Кировский завод кочегаром. Поселился в общежитии.

Тогда-то молодой поэт и познакомился с ленинградскими писателями, вошел в литобъединение «Нарвская застава». Его заметили, заинтересовались его творчеством в Союзе писателей.

В 1962 году Рубцов выпустил машинописную книжку «Волны и сказы» - 6 экземпляров, 38 стихотворений. Серьезно, конечно, к подобному «изданию» относиться не стоит, но Николай Михайлович почему-то очень любил именно этот сборник.

Тогда поэт случайно восстановил отношения со своей старой знакомой по детскому дому Генриеттой Михайловной Меньшиковой… Она как раз устроилась работать почтальоном в городе Ораниенбауме под Ленинградом.

23 августа 1962 года Рубцов был зачислен на первый курс Литературного института им. А. И. Герцена. А в сентябре того же года пришло извещение о кончине в Вологде от рака желудка его отца.

Знаменательным в творчестве Николая Михайловича стало лето 1963 года. На каникулы он уехал в родное село Никольское. Там он отдыхал, нянчился с дочерью, ходил за грибами и ягодами. И писал стихи… В частности, именно тогда поэтом были созданы такие шедевры русской поэзии, как «В горнице», «Я буду скакать по холмам…», «Прощальная песня».

Учение в Литинституте давалось Рубцову нелегко. Дело его наполнено записями о бесконечных отчислениях за возмутительное поведение и о восстановлениях, поскольку талант Николая ценили и не хотели потерять его для отечественной литературы.

Лето 1964 года также оказалось для поэта урожайным на великолепные стихи. Им были созданы «Звезда полей», «Взбегу на холм и упаду в траву!…», «Русский огонек». Все они в том же году были опубликованы в журнале «Октябрь». Это была первая крупная, серьезная публикация Рубцова в центральном авторитетном издании.

Первая книга стихов Николая Михайловича увидела свет в 1967 году, называлась она «Звезда полей». Сборник стал дипломной работой автора в Литинституте. 19 апреля того же года и по той же книге Рубцова приняли в Союз писателей СССР. И в довершение всего поэту дали однокомнатную квартиру в Вологде в «хрущобе» на улице Александра Яшина. Казалось, что жизнь у Николая Михайловича постепенно налаживается.

Но вскоре к Рубцову приехала его давняя знакомая по институту поэтесса Людмила Дербина. Познакомились они еще в 1963 году. Через четыре года, прочитав книгу «Звезда полей», Дербина внезапно почувствовала к Николаю Михайловичу сильное влечение. К тому времени она уже была в разводе и имела дочь. Зная о том, что Рубцов в личной жизни тоже не устроен, она вдруг решила познакомиться с ним поближе. 23 июня 1969 года Дербина приехала в Вологду, и вскоре начался их роман. Завершился он тем, что Дербина переехала с дочерью в деревню Троица, в двух километрах от Вологды, и устроилась на работу библиотекарем. Отныне они с Рубцовым могли общаться постоянно.

Николай Михайлович некоторое время работал литконсультантом в газете «Вологодский комсомолец», но вне штата.

В последний год жизни у Рубцова вышла книга стихов - «Сосен шум». Гонорар за нее составил более 1 000 рублей, для советского времени сумма изрядная. Тогда же были написаны такие известные стихотворения, как «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы…»

На Новый 1971 год поэт ждал Меньшикову с дочкой Леночкой. Но они не приехали. Вместо них 5 января вернулась Дербина. Дело в том, что их отношения развивались неровно: они то расходились, то сходились вновь. Этих людей как будто притягивала друг к другу какая-то невидимая сила. В этот раз Рубцов и Дербина решили пожениться и 9 января ходили в загс - регистрацию им назначили на 19 февраля.

А потом Рубцов запил. В пьяном угаре он бывал отвратителен. Если верить Дербиной, ей подсказали, чтобы в случае нападения она хватала мужчину за горло. Когда Рубцов в очередной раз полез к ней с кулаками, женщина так и сделала.

Николай Михайлович Рубцов погиб 19 января 1971 года. Похоронили его на городском кладбище Вологды.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

Явление поэзии Николая Рубцова в 1960-1970-е годы было огромной радостью для русской души. Не только для любителей и ценителей поэзии, но для самой народной нашей души. Каким-то таинственным образом на поэзию Рубцова почти сразу же тогда откликнулись люди самые разные — от крупнейшего литературоведа и критика Вадима Кожинова и поэтов до безвестных композиторов, художников, участников художественной самодеятельности в каком-нибудь глухом районном городке. Рубцов никогда не приглашался на телевидение, один только раз выступал по радио, но его публикации в журналах, его первые книжки обратили на себя внимание по всей России.

Тому причин несколько. Во-первых, в 1960-1970-е годы в обществе был живейший интерес вообще к литературе и искусству. Сам воздух времени резонировал, передавал поэзию от человека к человеку. Во-вторых, уже пришла усталость от прямолинейных так называемых гражданских стихотворений — про Братскую ГЭС, про партбилет, суровый долг, про комиссаров в пыльных шлемах, про стройки коммунизма и тому подобное. Евтушенко еще гремел на эстраде, но подлинное поэтическое слово приходило с другой стороны, со стороны так называемой «тихой лирики». Поэты Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин, Анатолий Передреев, Василий Казанцев стали возвращать русскую поэзию на ее традиционный национальный путь, они стали опираться на русских классических поэтов, и прежде всего на Тютчева и Фета. В советские годы было написано много громких, якобы гражданских стихов, но в них не было поэзии. Поэзия, как трава, пробивалась сквозь толстенный слой асфальта, а может, даже бетона — заговорила своим, то есть подлинно поэтическим голосом именно у поэтов тихой лирики, которые на самом деле никакими «тихими» не были. Просто они не нацеливались на эстраду, на стадион, где надо кричать, витийствовать, — прежде всего они были естественными, углубленными в духовную жизнь личности и народа людьми. Николай Рубцов шел этим путем.

Сделаю небольшое отступление и расскажу читателю о мало известном читателям поэте Борисе Садовском. Этот человек — современник А. Блока — после революции почти двадцать пять лет прожил в Москве за стенами Новодевичьего монастыря, никуда не выходя. Он был парализован, и жена возила его по территории монастыря в инвалидной коляске. Так вот он в подвале одного из монастырских храмов в 1935 году написал такое стихотворение:

Карликов бесстыжих злобная порода

Из ущелий адских вызывает сны.

В этих снах томится полночь без восхода,

Смерть без воскресенья, осень без весны.

Всё они сгноили, всё испепелили:

Творчество и юность, счастье и семью.

Дряхлая отчизна тянется к могиле

И родного лика я не узнаю.

Но не торжествуйте, злые лилипуты,

Что любовь иссякла и что жизнь пуста:

Это набегают новые минуты,

Это проступает вечный день Христа.

Тогда такие стихи в стране никто не писал. Может быть, даже никто и не думал таким образом о будущем. Естественно, поэт не предлагал тогда эти стихи в печать. Дело плохо бы кончилось. Кругом гремели, именно гремели, другие стихи. Примерно такие же, как у «эстрадных» поэтов 1960-х. Но приведенные строки Бориса Садовского оказались пророческими. Он предсказал, что жизнь все равно вернется в свое естественное русло, кончится атеистический угар, «злые лилипуты» уберутся. Он видел, что «набегают новые минуты», хотя поверить в это в 1930-е годы было невозможно. Но, правда, и «набегали» они довольно долго, пока побежали. Именно Николай Рубцов стал тем поэтом, который окончательно и ясно вернул русскую поэзию на ее извечный путь. Именно Николай Рубцов дал нам всем понять, что и любовь не иссякла, и жизнь не пуста, и торжество «лилипутов» никакое не торжество, что настоящее, истинное торжество поэзии в России — это достичь светлых вершин русских богов поэзии — Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета…

В этом главное чудо и значение Рубцова — он вернул русскую поэзию к самой себе, именно к русской и именно к поэзии. Конечно, не он один, это было вообще направление и жизни и творчества — тогда была и «деревенская проза», и театр Вампилова, и музыка Свиридова и Гаврилина, и живопись, например, Харитонова… Но в поэзии голос Рубцова был самым пронзительным и очищенным от наносного.

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен!

Я буду скакать по следам миновавших времен…

Дух захватывало от такого поэтического простора, от такой красоты и всего такого родного.

В горнице моей светло,

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

От поэзии Рубцова как будто что-то вообще изменилось в мирозданье. Русские люди, прочитав его стихи, почувствовали себя другими, чем прежде, — ушло какое-то сиротство, люди услышали как бы самих себя, свою душу услышали как песню, в которой не только грусть, но и красота и надежда.

Я помню в Литературном институте, куда я пришел учиться через год после гибели Рубцова, о нем говорили больше, чем о каком другом поэте, его именем «аукались и перекликались» молодые русские поэты, хотя на радио и на телевидении продолжали вбивать в голову все тех же Евтушенко, Вознесенского, Рождественского… «Эстрадная» поэзия казалась власть предержащим полезной и необходимой для пропаганды их идеологии, им казалось, что с ее помощью строится коммунизм. Но потом обнаружилось, что и с коммунизмом власти лукавили, и «эстрадные» поэты воспринимали свое ремесло как кормушку.

А Рубцов как будто из того времени глядел уже в наши дни:

Россия, Русь! Храни тебя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

В окрестностях

Кресты, кресты…

А какую лирику принес Рубцов — и нежную, и драматически напряженную, и незабываемо чистую. Приведу полностью стихотворение «Улетели листья»:

Улетели листья с тополей —

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят,

Не кляни ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк на Северной Двине, в 150 километрах от Архангельска. Началась война, отец ушел на фронт, а мать заболела и умерла. Николая отдали в детский дом. Эта пронзительная детдомовская нота звучит во многих его стихах-воспоминаниях. Детдом в селе Никольском и само это село станут его малой родиной. Потом, после скитаний по морям, — а Рубцов будет служить на эсминце Северного флота, потом устроится кочегаром на рыболовецком судне, — он всегда будет возвращаться в Никольское. Образ этой Николы, как он называет в стихах село, навсегда вошел в русскую поэзию.

Хотя проклинает приезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В 1955 году Николай приехал в Ленинград и устроился рабочим на завод. Из армии он вернулся сюда, в эту вторую столицу. На Кировском заводе участвовал в работе литературного объединения «Кировец», печатался в первых коллективных сборниках, выступал на вечерах, изучал русскую поэзию.

В 1962 году Рубцов поступает в Литературный институт. Сближается с Вадимом Кожиновым, Станиславом Куняевым, Владимиром Соколовым, Анатолием Передреевым. В августе 1964 года в журнале «Октябрь» выходит первая большая подборка его стихотворений, которая сразу ввела поэта в литературу. Многие увидели, что пришел большой поэт.

Рубцов был непростым человеком. В нем уживались самые разные черты — кротость, доброта, но и тревога, угрюмость, гнев, даже злой какой-то норов, особенно когда поэт быть нетрезвым. В 1964 году за ряд прегрешений его перевели с дневного отделения на заочное, что означало потерю общежития. Другого жилья на белом свете у него не было. Начал скитаться по друзьям, уезжал в вологодскую деревню, где пытался наладить жизнь семейную, но не получалось… Хотя там, в вологодской деревне, уже росла его дочка. Он срывался, опять уезжал, то на Алтай, то в Москву, то в Ленинград… В 1967 году в издательстве «Советский писатель» была издана книга Николая Рубцова «Звезда полей», которая сразу поставила поэта в первый ряд отечественных поэтов. Через два года в Вологде был издан сборник «Душа хранит». В 1970 году вышла новая московская книга «Сосен шум». К этому времени в Вологде поэту дали однокомнатную квартиру. Вроде бы появился свой угол, где можно отдыхать от дорог и писать стихи. Его поддерживают вологодские писатели — Василий Белов, живший тогда в Вологде Виктор Астафьев, Виктор Коротаев, Александр Романов, Василий Оботуров. Вологда входит в стихи Рубцова как любимый город — с ее храмами, старинными деревьями, рекой и пароходами, с ее людьми.

Трудности житейские одолевали Николая и в этот период. Денег зачастую не было, просить он не умел, перебивался. В отличие от «эстрадных» поэтов, которым часто подкидывали то государственную премию, то еще какую, Рубцову даже какую-нибудь областную, типа премии вологодского комсомола, — не давали.

В одном из стихотворений Николай Михайлович написал:

Я умру в крещенские морозы…

Так и произошло. 19 января 1971 года, во время тяжелой ссоры с женщиной, на которой собирался жениться, он был убит этой самой женщиной. В Вологде до сих пор говорят: «Задушила любовница». — «Почему?» — «Часто пил». Нина Груздева, вологодская поэтесса, близко знавшая Рубцова, с этим мнением не согласна: «Такое ощущение, что за ним следили — пьет или не пьет. На самом деле Коля был просто скромным и молчаливым человеком. Спиртное позволяло ему расслабиться, стать более разговорчивым. Тогда он в компаниях начинал читать свои стихи, аккомпанируя себе на гитаре». Женщина, которая задушила поэта, отсидела в тюрьме и сейчас живет в Петербурге, выступает со своими стихами и воспоминаниями о Рубцове. Свой поступок она объясняет двумя словами: «Злой рок». Ее слова совпадают в некотором роде и с мыслями исследователя жизни и творчества поэта, хорошо знавшего Николая Рубцова, — Вадима Валериановича Кожинова: «И нет сомнения, что гибель его не была случайной. В целом ряде стихотворений с полной ясностью выразилось доступное немногим истинным поэтам, остро ощущающим ритм своего бытия, предчувствие близкой смерти».

Теперь в Вологде одна из улиц названа именем поэта. Ему поставлен памятник работы скульптора В. Клыкова. Рубцов сегодня всеми признан. Он классик. На его стихи написаны десятки песен. Ему премий не давали, но после смерти появилась литературная премия имени Рубцова «Звезда полей». Во многих городах России есть рубцовские центры, где проводятся «Рубцовские чтения».

Приведу несколько мнений критиков о поэзии Николая Рубцова.

Юрий Селезнев: «Одно из самых привлекательных явлений в нашей литературе последних десятилетий — поэзия Николая Рубцова. Мало кому из поэтов не мечталось сказать о себе столь просто, убежденно и столь пророчески: „И буду жить в своем народе“. Сказать не в поэтическом запале, но всем складом и духом своего творчества».

Михаил Лобанов: «…от красоты родной земли, от „звезды полей“ он шел к вифлеемской звезде, к нравственным ценностям…»

Вадим Кожинов: «Николай Рубцов неопровержимо доказал, что даже в самых тяжелых обстоятельствах не умирало все то, что выразила великая русская поэзия. И может быть, именно потому так бесконечно дорого нам его творческое наследие».

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Рубцов Николай Михайлович — советский лирик, автор нескольких сборников лирических стихов, 5 из них выпущены при жизни, остальные — посмертно. Является автором многих известных песен, исполняющихся на российской эстраде.

Детство

Родиной Николая Рубцова является село Емецк. Это небольшое поселение на Севере России. Мальчик родился в семье Рубцова Михаила Андриановича 3 января 1936 года. Прожили в селе еще год и переехали в Няндому. Там отец Николая служил начальником Горпо до 1941 года. Затем отправились в Вологду. Началась война.

5- летний Николаша остался с матерью, сестрой и братом дожидаться отца с фронта. Но его следы затерялись, вестей не было. В 1942 умирает мать Коли, за ней сестра. Братьев распределили по детским домам. Так в 6 лет Николай Рубцов стал сиротой.

Мальчики, Коля и Альберт, попали в Николаевский приют, недалеко от Вологды. Рубцов прилежно учился, хотя голод и одиночество не оставляли ребенка ни на минуту. Он еще не знал, что отец остался жив. Михаил Рубцов получил ранение, вернулся в родной дом в 1944 году. Не смог найти детей, женился. С сыном смог увидеться только в 1955. Спустя 7 лет умер от болезней.

Юность

Николай Рубцов закончил семилетку. С 1950 по 1952 учился в Тотемском лесном техникуме. По окончанию работал кочегаром в тресте «Севрыба». Поступил в горно-химический техникум (Кировск, Мурманская область), но был отчислен на 2 курсе из-за провала зимней сессии в 1955 году. Стал разнорабочим на военном полигоне.

Флот, трудовые годы

В октябре 1955 Н.Рубцов уходит служить в армию. Попадает на флот, становится матросом эсминца «Острый». На службе отвлекается от ежедневных забот, отдыхает за письменным столом, сочиняет стихи. Публикует первое произведение в 1957. Это было стихотворение «Май пришел». Первая публикация в газете «Заполярье» не принесла славы, известности.


Фото: Николай Рубцов

После демобилизации бывший матрос отправляется в Ленинград. Планирует жить, работать в Северной столице. Трудится кочегаром, слесарем, шлихтовальщиком. Но не оставляет надежд стать известным среди любителей поэзии.

Творчество

Знакомство с Глебом Горбовским, Борисом Тайгиным стало решающим в биографии Николая. Они помогли Рубцову издать первый сборник лирических стихотворений — «Волны и скалы». Это был самиздат. Но сколько эмоций пережил Николай Михайлович в эти дни. Он был счастлив.

В этом же, 1962 году, Рубцов поступает в литературный институт Москвы. Учеба не шла гладко. Его отчисляли, он восстанавливался вновь. Виной всему была творческая натура поэта, эмоциональность и впечатлительность, иногда пристрастие к спиртному выводило Николая из колеи.

Он продолжал творить. Выпустил еще 2 сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей». Он любил своих собратьев по перу. Восхищался Е.Евтушенко, уже известным автором, Р. Рождественским, . Но не мог стать с ними на одну сцену. Был тихим, скромным. Не увлекал публику громкими восклицаниями, призывами. Его стихи похожи на есенинские.

Николай Рубцов любил родину, деревню, простых людей. Его стихи полюбили барды. Песни получались душевные, романтичные, наполненные грустью, покоем.

Но всегда молчать не получалось. Рубцовым было написано стихотворение о тюремной доле, бросающее тень на власть. Оно стало текстом для «Осенней песни». Там были строчки: «Я в ту ночь полюбил все тюремные песни…весь гонимый народ…все запретные мысли…». Партии они точно не понравились.

В 1969 году Рубцов получает диплом. Вступает в штат «Вологодского комсомольца». Продолжает творческий путь, выпуская еще несколько сборников. Это «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Еще 4 сборника вышли после смерти поэта. «Последний пароход» (1973), «Подорожники» (1975), «Избранная лирика» (1973), «Стихотворения» (1977).

На стихотворения Рубцова были написаны сотни песен. Их исполняли Крылов С., группа «Форум», А. Барыкин. Всем известен его хит «Я буду долго гнать велосипед…». Она до сих пор звучит на концертах. Таня Буланова поет душевную песню «Отцветет да поспеет на болоте морошка», группа «Калевала» заслужила любовь зрителей с композицией «Нагрянули».

Личная жизнь

Николай был влюбчивым, пылким, крайне эмоциональным. Его чувства вспыхивали за несколько минут, так же мгновенно могли и угаснуть. Известна интересная история, связанная с девушкой Таей Смирновой. В нее поэт влюбился во время побывки, приехал к брату Альберту на пару дней. Тут же написал стихотворение «Букет». По признанию автора, это заняло у него несколько минут. Но Тая оказалась несвободной. Не дождалась Николая из армии, встретила и полюбила другого. А стих переложили на музыку, песню исполняет уже много лет Александр Барыкин.

Серьезно Николай Рубцов влюблялся дважды. Официально в брак не вступил по разным причинам. Первой его любовью стала Генриетта Меньшикова. Она работала завклубом в Никольском, где жил и учился Николай в детстве. Но познакомились и полюбили друг друга они гораздо позже.

В 1962 году состоялся вечер встреч выпускников. Рубцов приехал в Никольской повидаться с одноклассниками. Познакомился с Генриеттой, был очарован ею. Но вынужден был вернуться в Москву — ждал институт, работа. В 1963 пара сыграла свадьбу, официально не расписались. Родилась Лена — внебрачная дочь. Она жила с матерью в селе, отца видела редко. Он бывал у них наездами, продолжал жить в столице. Потом перебрался в Вологду. В Никольское переезжать не хотел.

В этом же, 1963, Николай познакомился с Людмилой Дербиной. Она была поэтессой, у них были общие знакомые. Девушка не обратила на пылкие взгляды Рубцова никакого внимания. Поняла, что заинтересована, только в 1967, когда прочитала стихи Рубцова. Вышел новый сборник. Поехала в Вологду, стала его гражданской женой. Свадьбу назначили на февраль 1971, но ей не суждено было состояться. Николай Рубцов умер.

Смерть

Личная жизнь двух творческих людей была полна эмоций. Драки, ссоры чередовались с пылкими признаниями в любви. Один из таких дней закончился для Рубцова смертью.

Судом Людмила была признана виновной в его смерти. Поэта нашли на полу в квартире, удушенным. Дербина получила 8 лет лишения свободы. Отбыла наказание. Но не признавала достоверность версии об убийстве. По ее мнению, Рубцов погиб от разрыва сердца — случился инфаркт из-за очередного запоя. А ему на момент смерти было всего 35.

Фото: Николай Рубцов портрет

Оправдания Дербиной считаются глупыми, несвоевременными. Она пишет мемуары, рассчитывает на реабилитацию после кончины. Дает интервью и продолжает утверждать, что не виновата в смерти Рубцова. Хотя факт ссоры, драки не отрицает.

Похоронили Николая Михайловича, по его завещанию, на Вологодском Пошехонском кладбище. Он хотел лежать рядом с Константином Батюшковым, тоже похороненным в Вологде. Николай любил его стихи, ценил вклад в развитие русской литературы, поэтики. Равнялся в чем-то на своего кумира. Оставил тайную просьбу о месте захоронения, ее нашли уже после несчастного случая и исполнили желание поэта.

Есть мнение, что Рубцов предсказал себе смерть. У него есть стихотворение «Я умру в Крещенские морозы». Так оно и случилось. День смерти поэта пришелся на 19 января 1971.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Николай Рубцов – русский лирический поэт. За свою недолгую биографию ему удалось написать множество произведений, которые до сих пор пользуются популярностью и переводятся на многие языки.

Биография Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке, что в Архангельской области . Его отец, Михаил Андрианович, занимал ведущую должность в потребительском кооперативе.

В 1936 г. семейство Рубцовых переехало в город Няндому, где прожило около 3 лет. Накануне (1941-1945) семья уехала в .

В скором времени Рубцов-старший, как и миллионы его соотечественников, отправился на фронт.

Детство и юность

В 1942 г. в биографии 6-летнего Рубцова произошло сразу 2 трагедии. Летом из жизни ушла его мать, а после этого умерла и сестра, которой едва исполнился 1 год.

Эти события стали настоящим ударом для мальчика, в результате чего в столь юном возрасте он написал свое первое стихотворение.

Учитывая тот факт, что мать умерла, а отец был на фронте, дети Рубцовых были распределены в разные интернаты.

Несмотря на то, что в детдоме Николай часто недоедал и испытывал множество других трудностей, он с теплотой вспоминал этот отрезок биографии. Он прилежно учился в школе и имел хорошую успеваемость по всем предметам.

В 1952 г. Рубцов устроился в Тралфлот. К этому времени он был уже убежден, что его отца убили на войне. Но на самом деле все обстояло совсем не так.

Отец будущего поэта Михаил Рубцов вернулся с фронта и сразу же занялся поиском своих детей. Однако в связи с тем, что все архивы были утрачены, ему не удалось найти ни одного ребенка.

При этом стоит заметить, что позже поэту все-таки удалось встретиться с отцом. Эта встреча произойдет в 1955 г., когда Николаю исполнится 19 лет.

В период биографии 1950-1952 гг. Николай Рубцов учился в Тотемском лесотехническом техникуме. После этого он около года работал кочегаром. В 1953 г. юноша поступил в горно-химический техникум, но окончить его так и не смог по причине проваленной сессии.

В 1955 г. Николая Рубцова призвали на службу в Северный флот, где он прослужил ровно 4 года.


Творческая биография Рубцова

Первое напечатанное стихотворение в биографии Рубцова называлось «Май пришел». Это случилось в 1957 г., когда он проходил службу во флоте.

После демобилизации в 1959 г. поэт отправился в . Там он сменил множество профессий, успев поработать слесарем, кочегаром и фабричным шихтовальщиком.

В это время Николай Рубцов познакомился с поэтами Борисом Тайгиным и Глебом Горбовским. При их поддержке, он смог опубликовать первый сборник стихов «Волны и скалы», увидевший свет в 1962 г.

В том же году он успешно сдал экзамены в столичный Литературный институт им. М. Горького.

В этот период биографии у Николая Рубцова появилось множество друзей, в том числе и литераторов.

Интересен факт, что во время обучения в институте поэта исключили из него, правда потом снова восстановили. Причиной отчисления была его алкогольная зависимость.

Стихи Рубцова

За эти годы из-под-пера Рубцова вышло 2 поэтических сборника: «Звезда полей» и «Лирика». И хотя молодой поэт не имел такой известности, как его современники в лице , Ахмадулиной, Рождественского и , у него все-таки были поклонники.

В 1968 г. Николай Рубцов получил квартиру. В следующем году он окончил институт, после чего устроился работать в издании «Вологодский комсомолец».

Примерно за 3 года до своей кончины Рубцов опубликовал сборники «Душа хранит» и «Сосен шум».

После его смерти в печать выйдет еще несколько книг, среди которых будут:

  • Зеленые цветы
  • Подорожники
  • Стихотворения

Песни на стихи Рубцова

На стихи Николая Рубцова было написано немало известных песен, которые исполняли знаменитые артисты. Наибольшую популярность получили такие композиции, как «Размытый путь», «Осенняя песня», «Улетели листья» и «Букет».

Последняя песня в исполнении Александра Барыкина до сих пор не теряет своей популярности и постоянно крутится на радиостанциях.

Личная жизнь

Будучи студентом московского института, Николай Рубцов познакомился с Генриеттой Меньшиковой. В 1963 г. молодые люди решили сыграть свадьбу, однако расписываться не стали. В этом фактическом браке у них родилась девочка Елена.

В скором времени Николай Михайлович познакомился с малоизвестной поэтессой Людмилой Дербиной.

Рубцов серьезно увлекся ею, но девушка дала понять, что не собирается развивать с ним никаких отношений. Только спустя годы она осознала, что любит его.


Николай Рубцов и Людмила Дербина

В конечном счете, Людмила отправилось в Вологду к Рубцову, и осталась жить с ним. Однако их взаимоотношения сложно назвать счастливыми.

Поэт был зависим от алкоголя и нередко уходил в запои. По причине этого между ними часто возникали ссоры и скандалы. Тем не менее, зимой 1971 г. молодые люди решили официально вступить в брак.

Смерть

Николай Михайлович Рубцов трагически погиб 19 января 1971 года в возрасте 35 лет. До своей свадьбы он не дожил всего месяц. Биографы до сих пор спорят об истинной причине смерти Рубцова.

Тело мертвого поэта нашли в квартире. Его невеста призналась, что она виновна в непредумышленном убийстве.

Экспертиза показала, что смерть была вызвана удушением. За содеянное преступление Людмилу осудили на 8 лет.

По словам женщины, во время одной из ссор у Рубцова случился инфаркт, поэтому своей прямой вины в его гибели она не видит.

Поэта похоронили на вологодском Пошехонском кладбище.

Если вам понравилась краткая биография Николая Рубцова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Многие сайты, посвящённые Николаю Рубцову, очень жёстко модерируются,
даже если там не верховодят русофобы.

Видимо, литературный официоз не давал команд анализировать с пристрастием жизнь Маяковского, Есенина, Высоцкого, но в отношении Николая Рубцова дело обстоит хуже. И Есенина, и Высоцкого задушили. Маяковского застрелили - это может сейчас сказать едва ли не любой следователь, если ему показать фотографию. Есенина пытали, пробили ему лоб.

Рубцову, вероятно, передавили сонную артерию - якобы, хотели "урезонить". Следователи пишут, что Высоцкого связали друзья, и под утро обнаружили его мёртвым.

Многие странные смерти выдающихся людей случались так, что не было свидетелей; но есть целая система, содержащая и мотивы, которые нельзя спрятать, и способы совершения преступлений.

Роль масонов в убийстве Лермонтова и Пушкина не менее явна, чем роль масонов в восстании декабристов. После восстания 1825, организованного самыми тёмными силами, лучшие люди в России попали под репрессии, а Россия погрузилась в бюрократию. Народ, победивший армию Наполеона, был освобождён от крепостничества только в 1861 году; - до того, простых людей продавали, как вещи, как скот.

В интернете существует официальный сайт, посвящённый творчеству Николая Рубцова. Там собираются сплетни, презрительные мнения о великом поэте, -

Http://rubtsov-poetry.ru

В статье

Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/anninsky_o_rubtsove.htm

Известный ещё с советских времён, официальный литературный критик Лев Аннинский с открытым презрением отзывается о Николае Рубцове, как и когда-то - Владимир Новиков, (в журнале - «Столица», 1994, № 33) . Статья В. Новикова называется - «Смердяков русской поэзии (о Н.Рубцове)». Аннинский не ссылается на В. Новикова, и сам представляет жизнь Рубцова так, что он мог разговаривать только с берёзами. Поэта и писателя Виктора Коротаева, Аннинский представляет как знакомого ему писателя, который убеждал Рубцова в том, что нужно иметь шкаф, серфизы, утварь, но Рубцов отвечал так - "вот Вам нужно, Вы и заводите". Но ведь Коротаев был другом Рубцова (Рубцов был старше его на три года). Явная фальшь и ложь.

"Николай", - пишет Аннинский, - он обратился к Рубцову в столовой. "Я прочёл подборку Ваших стихов..." А Рубцов смерил его взглядом и ответил - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует". Значит, Рубцов увидел бюрократа, и не стал с ним разговаривать. Но неужели не интересно было бы поговорить с живым Рубцовым?! Ведь Рубцов будет в памяти, пока будет Россия. А критиков едва ли будут помнить.

У Владимира Новикова есть и хвалебное, и омерзительно - презрительное о Николае Рубцове, и как о человеке, и как о поэте. В. Новикова цитируют и украинские и прочие националисты, которые действуют на сайтах, где есть разговоры о России, о Руси, о русском духе, о русских писателях и поэтах.

Русофобы оскорбляют Николая Рубцова, оскорбляют русский народ, ненавидя Россию.

На упомянутом сайте - целая подборка ужасных статей. Пишет Андрей Смолин - "Мелкобесие", в рубрике "Вокруг Рубцова и не только" (это литератор... ?)

Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/melkobesie.htm

Приводится такая версия, что крестьянка убила беса. Автор нашёл эту идею в тотемских соцсетях (оказывается, есть и такие сети) и подхватил, - и это всё на сайте "о творчестве Николая Рубцова", -

Сообщается, что " Некто А. Быков распространяет в тотемских соцсетях следующий анонс: «Только что закончил работу над криминально-эротической повестью из вологодской жизни в XVII в. Фабула такова. Крестьянин обнаружил у себя во дворе бездыханное тело своей невестки. На нём были следы побоев, горло молодой женщины перерезано ножом. Началось следствие в ходе которого выяснилось, что незадолго до смерти крестьянка признавалась, что живёт с нечистым (бесом). История подлинная, произошла в 1632 г. в Тотемском уезде». Чего же хочет этот А.Быков? Помочь ему выбрать название из следующих вариантов: «1. В постели с Нечистым 2. Бесовское наваждение 3.Тотемский Потрошитель». И потому как активно Тотьма включилась в эту «бесовщину», уже можно сделать вывод, что на «духовной родине» Рубцова полный порядок и с духовностью, и с нравственностью".

Смолин не относится к числу анти - Рубцовских критиков; - но он пишет, что "Рубцова никогда не видели трезвым", - и что "На Тотьме должны знать, что Рубцов сделал для своей родины больше, чем все его земляки" (?). Получается, что его вывод - Рубцов хороший поэт, но - пил, "не просыхая" (?). Но ведь все фотографии людей, которые злоупотребляют спиртными напитками, характерны рыхлыми чертами лица, выражения таких лиц - похожи в своей безвольности; - на фотографиях Рубцова мы же видим лицо высокоинтеллектуального человека, не приниженного какими --то жизненными трудностями. Рубцов и сам никого не одёргивал из критиков, а постоянным ответом для критиков-бюрократов, у него был такой ответ - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует".

На основании сплетен, создаются рассказы, пишутся целые книги о творчестве Николая Рубцова. Ничем, кроме идей русофобии, не пронизана книга Э.Шнейдермана «Слово и слава поэта» (СПб, 2005).

В серии "Жизнь замечательных людей" очень трудно найти книги, которые бы представляли бы своих героев в плохом свете. Книга Н.Коняева «Николай Рубцов», вышедшая в этой серии в 2001 году, показала, что если сам Коняев, якобы, любит творчество Рубцова, но он описывает личность поэта с таким упором, что тот жил большую часть творческой жизни без жилья, что он нуждался.

В стихотворении "Русь уходящая", Есенин написал, что ему хочется "задрав штаны, бежать за комсомолом". У Рубцова есть "скакать по холмам задремавшей Отчизны".
и на этом основании, Л. Котюков называет Рубцова - "воробьём недорезанным", "непутёвым, неудачливым, но добрым старшим брательником", "пожухшим, унылым и жалким", "с корявыми, похмельными глазами".

Л.В. Тимашова в "Слове о Рубцове" пишет о том, что "анти- Рубцововедение" рассчитано прежде всего на молодых людей, и описывает способы глумления над русской поэзией в виде выдёргивания строчек.

Такие же методы сухого анализа стихотворений Рубцова мы видим и у Льва Аннинского, в упомянутой статье к 80 -летию со дня рождения Поэта.

Л.В. Тимашова пишет:
«Друг поэтической юности Рубцова» Э.Шнейдерман шагнул дальше всех. Он откровенно не согласен с растущей славой заносчивого, жестокого, обидчивого, надменного, неряшливого и т. д. поэта «совпарториентации» (!) Николая Рубцова (с. 53). Проведённое в книге «профессиональное препарирование стихов и самого образа одного из наиболее знаменитых поэтов нашего времени» (с. 5) больно и жестоко, ибо это медицинское действие совершается только над мёртвыми тканями. Э.Шнейдерман режет по живому.
Он старательно ищет «достоверную детальку», «лишние кусочки» в стихах поэта, долгая работа над их «смысловой монотонностью» и «эмоциональной однородностью, однотональностью» утомляет труженика пера. Чем восхищаются, что находят в этом «безликом поэтическом вагончике» (с. 85) «дружественные Рубцову крити-
ки» – эрудиту Шнейдерману непонятно.
Откровенное глумление над поэтом и его трагической судьбой мы видим в «препарировании» стихотворения «Берёзы» (с. 45–46). «Прощальная песня» объявлена «наполненной бездушным эгоизмом»: Н.Рубцов, трактует Э.Шнейдерман, бросив своего ребёнка, вместо себя обещает прислать куклу (с. 107).
Плод явно больного воображения автора – материалы о заимствованиях, точнее, математический подсчёт слов, строк, рифм, образов, даже ритма. Учёт количественных характеристик – не новшество в филологии, чувствуется влияние работ М.Гаспарова.

Использование «целого ряда тех же или близких по смыслу слов»:
храм, печальный, мимо, как будто, Русь и др. – ставится в упрёк поэту. Обоснование – само использование этих общеупотребительных слов! Исходя из этой логики, «Я вас любил…» и «Я встретил вас…» – проигрывание одного мотива, автоплагиат. Остаётся рекомендовать Э.Шнейдерману подобным образом исследовать словарный запас А.С.Пушкина или, к примеру, ценимого им И.Бродского, ибо
применённый для «анализа» поэзии Н.Рубцова псевдонаучный метод теоретически применим ко всем пишущим стихи и прозу.

Результаты такой хирургической работы не будут существенно отличаться от уже проведённой. Это прекрасно известно филологу Э.Шнейдерману. Упрёки в плагиате возмутительны. Доказательства – сплошное словоблудие!

Литературоведение и критика – это часть художественного процесса, во многом определяющая оценки явлений искусства на долгие годы. Об этом помнит Э.Шнейдерман и активно навязывает мысль: Н.Рубцов – плохой человек и бездарный поэт. И с этим
нельзя соглашаться!

В МГУ вышло учебное пособие В.Зайцева «Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам» (М., 2002). Здесь представлен «школьный» идейно-художественный анализ хрестоматийных стихотворений в сопровождении
стандартного набора известных цитат о Н.Рубцове и его творчестве. Это издание – хороший помощник для учителя и ученика. Но и оно не отражает душу поэта, его боль и надежду.

В публикациях наших дней поэзия Н.Рубцова принижается неоправданным сближением с творчеством представителей иного направления в литературе, прежде всего с И.Бродским. Дескать, встречались они как-то на литературном вечере в Ленин-
граде, были сходства в ранних мотивах лирики, принимается во внимание даже наличие номера домашнего телефона И.Бродского в записной книжке Н.Рубцова. И что самое печальное, сложное – образ жизни поэта часто навязывается как сомнительный, недостойный. Отдаляемся же мы от подобного восприятия С.А.Есенина, В.С.Высоцкого! Н.М.Рубцова «заметили» и поняли при жизни немногие, широкое читательское признание его поэтического таланта только начинается сейчас. В связи с этим очень важно, что ещё живы люди, лично хорошо знавшие поэта, и таковых немало.

По их свидетельству, не был Н.М.Рубцов ни пьяницей, ни хулиганом. Бездомным и одиноким – был. Готовясь к защите диссертации по творчеству Н.М.Рубцова в 2004 год, иногда слышала от коллег: «Понятно, защитить хотите, но всё же не стоит он того…»".

Л.В. Тимашова это пишет, и приводит и массу положительных свидетельств о творчестве Николая Рубцова, и добрые воспоминания о нём. Вся же линия защиты поэтессы Людмилы Дербиной, которая по официальным версиям передавила сонную артерию Николаю Рубцову в бытовой ссоре, - состояла в утверждении аморальных принципов жизни поэта, в утверждении необходимой защиты, которая, якобы, была реакцией на его неадекватное поведение. Задушить же человека без явных признаков асфиксии в бытовой ссоре иным следователям представляется мало вероятным. Такой же тёмной остаётся роль Айседоры Дункан. И нет таких посмертных фотографий Есенина, на которых было бы не видно, что у него был пробит лоб; - в то время, как версия самоубийства была официальной. Не вероятны и версии, что Есенина убили чекисты.

Важно, что осознание творчества Николая Рубцова не только продолжается, но и начинается у многих, и интерес к творчеству великого поэта - возрастает. Важны не рассуждения литераторов, критиков о том, какие крепкие напитки выпивали поэты и с кем, - важны стихи, которые они написали.

Стихи Николая Рубцова мелодичны, на них поют песни, у которых множество авторов музыки. Ведь обычно мы знаем, кто композитор, - здесь же композитором является весь народ. Возможно, что такую подборку исполнителей песни "В минуту музыки печальной" делали и не из добрых побуждений; - может быть, это составлялось и для того, чтобы вызвать иронию -

Но это показывает, что интерес к творчеству Рубцова в народе, среди музыкантов и слушателей - очень велик.

Николай Рубцов

"В минуты музыки печальной"

"В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем."

Вариант музыки и исполнение - Всеволод Новопашин

Https://yadi.sk/d/sBVz7hpNptre2

Здесь уже в много ссылок, но вот ещё, о роли женщин, с помощью которых расправлялись с поэтами, и которые жили ещё долго после смерти поэтов. О Николае Рубцове, о его жизни и смерти, - Виктор Коротаев, -
"Козырная дама" -
http://www.booksite.ru/fulltext/korotkozdama/text.pdf

О роли Лилии Брик в жизни и творчестве Маяковского, -