ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 6 Л-11

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Сообщение целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Экскурсия от имени героя

«Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...»

  • По какой Москве, древней или современной героям, мы путешествовали?
  • Экскурсия от имени героини
  • Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
  • Как можно назвать экскурсию от имени героини? «Древняя святая Москва»
  1. Выяление психологизма и особенностей «внешней изобразительности» бунинской прозы
  1. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини - свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

  1. Интерпретация темы любви в романе.
  1. Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
  2. По какому же принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
  3. А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие» . В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее» . Это тоже импрессионистское описание.
  4. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение . Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
  5. А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя ).
  6. Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман ).
  7. Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
  8. «И опять весь вечер мы говорили больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).
  9. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность) .
  10. «И вот одна из идущих посередине тихо вышел из ворот » (Любовь – тоска, ностальгия) .
  11. Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
  12. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
  13. Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.

Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рас­сказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».

В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психо­логизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо­нарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей не­слись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трам­ваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зе­леные звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чер­неющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое по­вествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, вос­производит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу при­дает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древно­сти: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богоро­дицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: извест­ные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.

В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по сло­вам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюб­лен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумы­вать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадоч­на, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признает­ся: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из не­объяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за горо­дом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цве­ты были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитыва­ла, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.

Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее ны­нешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - наду­лось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник - первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
  • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.

    Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.

    Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека — тайна, а женская — особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье — если найдет.

    Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, — оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

    Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

    Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.

    В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

    Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце — трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее. Материал с сайта

    Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.

    Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • психологизм в прозах м твена
    • сочинение на тему психологизм бунинской прозы
    • чистый понедельник тайный психологизм
    • психологизм бунинской прозы
    • психологизм бунина
    Проза

    Особенности поэтики
    1. Синтез эпического и лирического начал
    (сочетание лиризма и описательности).
    2. Сосредоточенность на прекрасном и
    трагическом в индивидуальном человеческом
    существовании, на «вечных темах» бытия.
    Индивидуальная человеческая жизнь для него
    шире и глубже каких-либо общественноидеологических целей, потому что никакие
    социально-исторические перемены не отменяют
    в жизни человека испытания любовью и
    смертью, осознания радости и трагичности
    бытия. Бунин пишет о загадке человеческого
    существования.
    3.Он наделяет многих своих героев
    способностью к переживанию предельной
    полноты жизни, умением относиться к природе
    как к вечной и незыблемой ценности.

    4. Предметная детализация описаний
    («предметная изобразительность».
    5. Особая ритмическая и звуковая
    организация повествования.
    Использование системы образных,
    лексических и звуковых повторов.
    6.Часто встречающиеся приёмы
    поэтической речи – анафора,
    инверсия, градация, синтаксический
    параллелизм.
    7. Использование образов-символов.

    Тунис
    Алжир
    Цейлон
    В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления
    От этих путешествий
    отразились в рассказах и повестях,
    Палестина
    Египет
    составивших сборники «Чаша
    жизни» и «Господин из Сан-Франциско»
    Балканы
    Турция
    Италия
    Остров Капри

    «Господин из Сан-Франциско». Задания
    Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что
    вы можете сказать о заголовке? Какое слово в этом
    словосочетании является главным? Раскройте его
    значения.
    Что служит сюжетом рассказа? Определите составляющие
    сюжетной линии (экспозиция, завязка, приём
    предвосхищения развязки, кульминационная сцена,
    сюжетно не мотивированные элементы).
    Анализ образа господина.
    Найдите в тексте бытовые детали, определите их роль.
    Бытовой деталью, постепенно переходящей в ранг
    символа, стал звучный призыв к обеду. Назовите эти звуки.
    Текст наполнен образами-символами. Назовите их,
    обозначьте роль.
    О чём это рассказ, какова его тема и идея?
    Определите традиционные и новаторские черты рассказа

    Тонкий лирик и психолог - Иван Алексеевич
    Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
    как будто отступает от законов реализма,
    приближается к романтикам -символистам.
    Правдивый рассказ о реальной жизни
    приобретает черты обобщенного взгляда на
    жизнь. Это своего рода притча, созданная по
    всем законам жанра.

    Эпиграф
    Рассказ наполнен сложным философским
    смыслом, полон тревожных предчувствий, новых
    катастроф.
    Действительно, близость катастрофы предрекается
    уже эпиграфом к первому изданию: «Горе тебе,
    Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В
    дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но
    ощущение неизбежности страшных катаклизмов
    остаётся.
    Первоначальное название рассказа было «Смерть
    на Капри».

    Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско».
    Что вы можете сказать о заголовке? Слово
    господин в этом словосочетании является
    главным. Оно многозначное. Почему вместо
    имени - опосредованное определение?
    1. При фамилии или звании - формула
    вежливого упоминания или обращения (к лицу из
    господствующих классов; на письме обычно
    обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”;
    дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это
    г-ну Петрову.

    2. Человек, по внешнему
    виду принадлежащий к
    привилегированному
    сословию (дореволюц.).
    3. Владыка, повелитель,
    властитель. (Рабы
    повиновались своему
    господину.)
    В каком значении
    употреблено это слово в
    названии, затем во всём
    тексте?
    “Господин из СанФранциско” - хозяин
    положения, хозяин жизни.
    Один смысл, первый,
    перерастает в другой.
    Перерастание происходит
    по мере развития сюжета.

    . Почему именно "из Сан-Франциско?" Разве мало в Америке городов,
    где мог родиться и прожить свою жизнь господин пятидесяти восьми
    лет, отправившийся путешествовать по Европе, а до этого работавший
    "не покладая рук" (в этом определении у Бунина проскальзывает еле
    заметная ирония: что это был за "труд" хорошо знали китайцы,
    "которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами";
    современный автор написал бы не о работе, а об "эксплуатации", но
    Бунин – тонкий стилист – предпочитает, чтобы читатель сам догадался
    о характере этого "труда

    Сан-Франци́ско (англ. San Francisco) -
    город и округ в штате Калифорния,
    США, названный в честь католического
    святого (по-испански San) Франциска
    Ассизского.

    Не потому ли, что город назван так в честь
    известного католического святого Францизска
    Ассизского, проповедовавшего крайнюю бедность,
    аскетизм, отказ от любой собственности? Не
    становится ли таким образом очевиднее по контрасту
    с его бедностью неуемное желание безымянного
    господина (следовательно, одного из многих)
    наслаждаться всем в жизни, причем наслаждаться
    агрессивно, упорно, в полной уверенности, что он
    имеет полное на это право! Как замечает писатель,
    господина из Сан-Франциско постоянно
    сопровождала "толпа тех, на обязанности которых
    лежало достойно принять" его. И "так было всюду..."
    И господин из Сан-Франциско твердо убежден, что
    так должно было быть всегда.

    Что служит сюжетом рассказа?
    История увеселительного круиза пожилого американца,
    уставшего от трудов по увеличению благосостояния и
    отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый
    свет. Составленный на два года маршрут был
    грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но
    герой успел осуществить только лишь малую его часть:
    пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида»,
    с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды,
    переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной
    смертью.
    Три реализованных пункта плана и составили три
    части сюжетного содержания.
    Определите составляющие сюжетной линии.
    Экспозиция – план и маршрут путешествия.
    Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его
    растущее недовольство.
    Приём предвосхищения развязки – « В день
    отъезда<…> даже и с утра не было солнца».
    Кульминационная сцена = развязка – внезапная и
    «нелогичная» смерть героя.

    Повествование после смерти
    героя продолжается, и
    выясняется, что поведанная
    история – лишь часть общей
    картины. Появляются
    сюжетно не мотивированные
    элементы: панорама
    Неаполитанского залива,
    зарисовка уличного рынка,
    колоритные образы лодочника
    Лоренцо, двух горцев,
    обобщающая лирическая
    характеристика «радостной,
    прекрасной, солнечной
    страны». Этим автор
    подчёркивает
    неостановимость потока
    жизни.
    Сюжетно не
    мотивированные
    элементы

    Очерчен схематично,
    без психологизма, какой-либо
    индивидуальности,
    неповторимости его личности.
    Его ни разу не называют ни по
    имени,
    ни по фамилии.

    В создании образа
    господина автор
    использует точность и
    предельную
    достоверность.
    Стерильная
    регулярность и
    нерушимый
    распорядок
    существования
    господина вводят в
    рассказ мотив
    искусственности,
    автоматизма
    цивилизованного
    псевдобытия
    центрального
    персонажа.

    ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий
    западную цивилизацию,
    изжившую себя и пытающуюся прикоснуться
    к источнику мудрости на Востоке.
    ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его
    желтоватом лице…»
    Образ монгола-кочевника,
    стихия языческая и разрушительная.
    -С этой деталью связана
    излюбленная у символистов тема нашествия
    на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ.
    -Какой ещё языческий образ возникает в
    повествовании?
    ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ.
    ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО
    //ТИБЕРИЙ.
    (Намерение любоваться "живыми
    картинами"//
    знаменитые императорские оргии).

    .
    ХРОНОТОП: каждое перемещение господина
    связано с конкретным временным промежутком
    Такой маршрут был вполне традиционным
    для богатых туристов из Нового Света.
    Но время путешествия рассчитано
    по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ:
    РОЖДЕСТВО------Южная Италия.
    ПАСХА----------------Рим,
    столица католического мира
    и символ западной цивилизации.
    Выбор времени и маршрута имеет символическое
    значение:
    в начале своего пути герой должен
    стать участником двух величайших
    мистерий христианской религии:
    Рождества Христова и Его Воскресения.
    Потом он должен отправиться на восток.
    Так в рассказе намечается актуальная для
    творчества
    Бунина тема "паломничества в страну Востока".

    НОВЫЙ СВЕТ
    «Ледяная мгла»
    «Буря с мокрым снегом
    ГИБРАЛТАР
    граница
    Нового Света
    со Старым.
    СТАРЫЙ СВЕТ
    «Всех обрадовало солнце»
    АМЕРИКАтьма
    редставление
    б Америке как о мифологической стране мёртвых.
    ОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ":
    идригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку").
    ЕВРОПА
    свет

    Ницца:
    любуется
    карнавалом
    Рим:
    слушает
    церковные
    мессы
    Монте-Карло:
    участвует
    в автомобильных
    Наслаждается
    любовью
    молоденьких
    неаполитанок
    Афины
    гонках
    и
    Египетиграет в рулетку.
    Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего
    для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.

    В смысловую ткань рассказа входит,
    которая ведёт к обезличиванию,
    усреднению современного человечества.
    -Что составляет основу описания
    времяпрепровождения
    путешествующих на "Атлантиде"?
    Сцены принятия пищи –
    единственное средство
    поддержания механизма
    человеческого тела.

    Мотивы автоматизма,
    иллюзорности пронизывают
    весь быт этой новой
    "цивилизации".
    "Изящная влюблённая пара,
    нанятая...
    играть в любовь за деньги".
    "Кожа на плоском лице
    азиатского принца
    точно натянута и как будто
    слегка лакирована"- образ
    марионетки, маски.

    Стрельба по
    голубям
    Смерть
    предельно
    эстетизирована,
    живописна
    Захлебывается в
    Сирена на
    «смертной тоске»
    корабле
    Ходит «траурными от
    Намек на
    серебряной пены
    смерть в
    волнами» и гудит,»как
    портрете
    погребальная месса»
    азиатского
    Океан
    принца
    Музеи холодны
    и
    мертвенноМузеи
    чисты

    Преобладают
    желто-черно-серебристые тона:
    желтоватое лицо;
    золотистые пломбы в зубах;
    цвета слоновой кости череп.
    Кремовое белье, черные носки,
    брюки и смокинг довершают его облик.
    Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии

    Ноев ковчег
    (Модель человеческого общества,
    мира)
    Пароход «АТЛАНТИДА»
    - намёк на призрачность, обречённость
    путешествия
    образ "корабля мертвецов".
    ДЕТАЛИ:
    -огненные глаза "АТЛАНТИДЫ"
    -сирена "завывала с адской
    мрачностью..."
    -трюм и судовая машина уподобляются
    9 кругу ада).
    НОВЫЙ ВАВИЛОН
    (символ новой цивилизации).

    «Атлантида»
    Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается
    передать символическое устройство человеческого
    общества. «Знаменитая "Атлантида"- был похож на
    грандиозный отель со всеми удобствами - с ночным
    баром, с восточными банями, с собственной газетой - и
    жизнь.на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида»
    предназначена услаждать путешествующих из Нового
    Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для
    благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи
    обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная
    публика получила от путешествия максимум удовольствия.
    Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины
    упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей
    гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает
    прекрасный струнный оркестр.

    Да и сама благополучная публика старается
    не обращать внимания на досадные
    «пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди
    свято верят в надежность корабля, умение
    капитана. Им недосуг задуматься о той
    бездонной пучине, над которой они
    проплывают так беззаботно и весело. Но
    писатель предостерегает: не все так
    благополучно и хорошо, как хотелось бы.
    Недаром пароход назван «Атлантида».
    Некогда одноименный прекрасный и
    благодатный остров ушел в пучину океана, а
    что уж говорить о корабле - бесконечно
    малой песчинке в огромном бурном океане.

    Анализ
    Образов –
    символов
    Атлантида (воспоминание о давно
    погибших цивилизациях, вестник
    катастрофы). Прекрасная
    «Атлантида» - наглядная модель
    человеческого общества, где одни
    легкомысленно блаженны за счёт
    других, задавленных тяжестью труда,
    где и тем и другим недосуг думать о
    смерти, которая рядом, а значит, и о
    жизни, проходящей бесследно.
    Океан (образ Вселенной и Вечности, где
    человек лишь песчинка и мгновение)
    Дьявол, громаден, как утёс (часть
    Вечности, подстерегающая опасность)
    (Всё это указывает на бессмысленную
    спираль господской жизни,
    призрачность власти человека перед
    Вселенной)

    Бытовые детали пронизывают
    сюжет, традиционно имеют окраску
    классического
    реализма:
    Анализ
    бытовых
    подробное описание роскошной
    жизни «обитателей верхних палуб»
    резко контрастирует со скупыми
    картинками «непосильного
    напряжения» кочегаров. Бытовые
    реалии создают зримое
    представление о жизни рабов и
    господ.
    Бытовой деталью, постепенно
    переходящей в ранг символа, стал
    звучный призыв к обеду. Назовите
    эти звуки.
    («Трубные сигналы на корабле»,
    «властный гул» по этажам
    гостиницы в Неаполе, «китайский
    гонг» каприйского отеля –
    грозная предупреждающая
    ритмика «звукового мира»
    рассказа.)
    реалий

    Этому
    противопоставлены
    другие картины и
    образы.
    Зачитайте эпизод, в
    котором абруццские
    горцы на своём пути
    видят фигуру
    Божьей матери.
    Какими чувствами
    наполнен это
    фрагмент рассказа?
    («Красота, которую
    бессильно выразить
    человеческое
    слово»,
    христианская
    любовь)

    Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти:
    -описание острова.
    Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия.
    -гостиница - традиционная метафора смерти.
    -горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»
    - зубчатая корона традиционный атрибут смерти.
    -одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится.
    -Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина.
    Высадка на Капри
    УЖАС.

    -Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте?
    -Чем же заканчивается рассказ?
    -Почему?
    -Какова функция кольцевой композиции?
    -Каковы функции образа Дьявола?

    Финальная сцена
    – описание
    знаменитого
    лайнера
    «Атлантида», в
    трюме которого
    возвращается
    господин. Она
    указывает на
    кольцевую
    композицию
    рассказа, что в
    свою очередь
    является
    доказательство
    м цикличности
    бытия.

    ”... Этот рассказ о трагической хрупкости
    человеческого бытия. О бессмысленной
    трате бесценного дара - жизни. О
    “тупиковости «материального»
    человеческого существования, о жизни
    человека как пути в смерть”
    (А.Архангельский). Обо “всех
    страждущих в этом злом и прекрасном
    мире”. О том, что никто не знает, какая
    судьба ему уготована, как неведома
    участь мощного корабля, “тяжко
    одолевавшего мрак, океан, вьюгу”…

    «Синестетическое описание”
    Зрительные ощущения: “красные
    огоньки”, “волны, как чёрное масло”,
    “золотые удавы от фонарей”, “ярче
    засияла кают-компания”;
    Осязание и обоняние: “ветер теплее,
    благовонней”; “сладко пахнет в Италии
    земля после дождя, особый запах есть у
    каждого её острова””
    слух: “загремел и шлёпнулся в воду
    якорь”, “наперебой понеслись отовсюду
    яростные крики лодочников” и т.д.

    Традиционные и новаторские черты
    рассказа «Господин из СанФранциско»
    Традиции Л.Н. Толстого – обобщения,
    зоркость взгляда на жизнь, точные
    бытовые реалии, глубокие раздумья о
    современности, синестетическое
    описание.
    Новаторство – символика, условность,
    некоторый мистицизм.
    Автор не прекращает поиски Прекрасного.

    «Последний классик» русского
    классического реализма и «первый
    классик» неореализма XX столетия
    Ю.В. Бабичева, профессор Вологодского педагогического
    университета, так говорит о И.А. Бунине:
    «Да, он «последний классик» русского классического
    реализма, процветшего в XIX веке, его наследник. Но он же
    и «первый классик» неореализма XX столетия,
    соединивший в своих исканиях старейшую проблему
    загадочной славянской души с характерным серебряному
    веку стремлением приобщить русскую культуру к широкой
    и долговечной истории всего человечества».
    Согласны ли вы с такой точкой зрения учёного? Ответьте
    письменно на этот вопрос, свой ответ аргументируйте.

    Тест
    По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы
    огненными несметными глазами, и великое множество слуг
    работало в поварских, судомойнях и винных подвалах.
    Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не
    думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего
    человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы
    сонного, похожего в своем мундире, с широкими золотыми
    нашивками на огромного идола и очень редко
    появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на
    баке поминутно взвывала с адской мрачностью и
    взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из
    обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки
    прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно
    игравшего в мраморной двусветной зале, устланной
    бархатными коврами, празднично залитой огнями,
    переполненной декольтированными дамами и мужчинами
    во фраках и смокингах, стройными лакеями и
    почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что
    принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на
    шее, как какой-нибудь лорд-мэр.

    Смокинг и крахмальное белье очень
    молодили господина из Сан-Франциско.
    Сухой, невысокий, неладно скроенный, но
    крепко сшитый, расчищенный до глянца и в
    меру оживленный, он сидел в золотистожемчужном сиянии этого чертога за
    бутылкой янтарного иоганисберга, за
    бокалами и бокальчиками тончайшего
    стекла, за кудрявым букетом гиацинтов.
    Нечто монгольское было в его желтоватом
    лице с подстриженными серебряными
    усами, золотыми пломбами блестели его
    крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысая голова.

    Богато, но по годам была одета его жена,
    женщина крупная, широкая и спокойная;
    сложно, но легко и прозрачно, с невинной
    откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с
    великолепными волосами, прелестно
    убранными, с ароматическим от фиалковых
    лепешечек дыханием и с нежнейшими
    розовыми прыщиками возле губ и между
    лопаток, чуть припудренных...

    Обед длился больше часа, а после обеда
    открывались в бальной зале танцы, во время
    которых мужчины, - в том числе, конечно, и
    господин из Сан-Франциско, - задрав ноги, решали
    на основании последних биржевых новостей
    судьбы народов, до малиновой красноты
    накуривались гаванскими сигарами и напивались
    ликерами в баре, где служили негры в красных
    камзолах, с белками, похожими на облупленные
    крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной
    черными горами, вьюга крепко свистала в
    отяжелевших снастях, пароход весь дрожал,
    одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом
    разваливая на стороны их зыбкие, то и дело
    вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми
    хвостами громады, - в смертной тоске стенала
    удушаемая туманом сирена,

    мерзли от стужи и шалели от непосильного
    напряжения внимания вахтенные на своей вышке,
    мрачным и знойным недрам преисподней, ее
    последнему, девятому кругу была подобна
    подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали
    исполинские топки, пожиравшие своими
    раскаленными зевами груды каменного угля, с
    грохотом ввергаемого в них облитыми едким,
    грязным потом и по пояс голыми людьми,
    багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно
    закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и
    ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в
    танцевальной зале все сияло и изливало свет,
    тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то
    изгибались в танго - и музыка настойчиво, в какойто сладостно-бесстыдной печали молила все об
    одном, все о том же...

    2.1.К какому из перечисленных эпических
    жанров принадлежит произведение
    Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
    1) роман
    2) рассказ
    3) повесть
    4) очерк
    2.2. Приведённый выше эпизод
    1) представляет кульминацию сюжета
    2) является вставным эпизодом
    3) завершает повествование
    4) предваряет основные события

    2.3. За авторским описанием быта
    пассажиров «Атлантиды кроется
    1) уважение к сильным мира сего
    2) равнодушие к человеку и человечеству
    3) неприятие ценностей буржуазного мира
    4) шутливая ирония над светской суетой
    2.4. Назовите средство иносказательной
    выразительности, к которому обращается автор
    в первой фразе фрагмента, описывая гигантский
    корабль «Атлантида».
    2.5. Назовите средство характеристики героя,
    строящееся на описании его внешнего облика
    («Нечто монгольское было в его желтоватом
    лице»…).

    С-1. Что символизирует судьба господина из СанФранциско и кто ещё из писателей 20 века
    обращался к теме «сытых»?
    С-2. Почему И. Бунин в рассказе «Господин из СанФранциско» не изобразил внутренний мир главного
    героя и не дал ему имя?
    С-3. Почему, расставшись с умершим персонажем,
    Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о
    римском тиране Тиберии?
    С-4. Какое значение имеют в рассказе
    символические образы?

    Ответы
    2.1. – 2
    2.2. – 4
    2.3. – 3
    2.4. – метафора
    2.5. - портрет

    С-2
    В рассказе нигде не упоминается имя главного героя и
    не изображается его внутренний мир. Почему?
    Видимо, отсутствие имени героя – один из приёмов,
    выражающих авторское отношение к персонажу,
    «который до этой поры не жил, а лишь существовал».
    Всю свою жизнь господин посвятил обогащению
    материальному, внутренний же мир его пуст. Он такой
    же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён
    индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор
    наделяет именами эпизодических героев (коридорный
    Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут
    полной жизнью, видят и ценят её красоту, они
    олицетворяют естественность и радость бытия.

    .С-4. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта
    символичность воплощается в образе главного героя,
    представляющего собой собирательный образ американского
    буржуа, человека без имени, называемого автором просто
    господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя –
    символ его внутренней бездуховности, опустошенности.
    Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого
    слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только
    материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается
    символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока
    "он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в
    заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера
    служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его
    чистоту и покой …". А после внезапной "смерти тело мертвого
    старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на
    берега Нового Света. Испытав много унижений, много
    человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного
    портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же
    самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким
    почетом везли его в Старый Свет." Корабль "Атлантида" плывет
    в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под
    содовой, "но теперь уже скрывая его от живых – глубоко
    спустили в черный трюм". А на корабле все та же роскошь,
    благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в
    любовь.

    Пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает
    собой общество со своей иерархической структурой, праздная
    аристократия которого противопоставляется людям,
    управляющим движением корабля, работающим в поте лица у
    "исполинской" топки, которую автор называет девятым кругом
    ада. Сам господин – символ буржуазного благополучия, общества
    где люди вкусного едят, красиво одеваются и развлекаются, их не
    интересует окружающий мир. Этим людям ничто не может
    доставить удовольствия, это мир кукол и механизмов. Герой
    рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность
    существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль
    символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир
    бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя.
    Океан – символ реальной, действительной жизни.
    Символичен и даже вызывает удивление изображенный
    писателем реалистом образ дьявола, огромного, как утес,
    наблюдающего за кораблем, который является как бы символом
    надвигающейся катастрофы, своеобразного предупреждения
    человечеству.
    И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве,
    тем не менее нельзя считать писателем – символистом – он
    писатель реалистического направления, а символы для него –
    лишь одно из средств художественной выразительности,
    расширяющие содержание и придающие его произведениям
    особую окраску. Придавая всему изображаемому символическое
    начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.

    Тест
    Как в апреле по ночам в аллее,
    И все тоньше верхних сучьев дым,
    И все легче, ближе и виднее
    Побледневший небосклон за ним.




    Снова накануне. И с годами
    Сердце не считается. Иду
    Молодыми, легкими шагами –
    И опять, опять чего-то жду.
    10.Х.1917

    Б-1. Какое средство иносказательной
    выразительности использует Бунин в
    строке: «И все тоньше верхних сучьев
    дым»?
    Б-2. Как называется изобразительновыразительное средство языка,
    ставшее в стихотворении
    художественным определением:
    «Молодыми, легкими шагами»,
    «дымчатый, воздушный и сквозной» и
    другие?

    Б-3. Укажите терминологическое название
    приёма единоначатия строк, который
    использует Бунин:
    Этот верх в созвездьях, в их узорах…
    Этих листьев под ногами шорох,
    Эта грусть - все то же, что весной.
    Б-4. Как в литературоведении называют
    созвучие концов стихотворных строчек,
    например, у Бунина:
    Этот верх в созвездьях, в их узорах,
    Дымчатый, воздушный и сквозной,
    Этих листьев под ногами шорох…?

    Б-5. Как называется сочетание строк стихотворения,
    скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
    С-1. Определите, какая тема (мотив) является основной в
    стихотворении Бунина.
    С-2. Каким настроением проникнуто стихотворение
    Бунина и что придаёт ему особую выразительность?
    С-3. Что позволило Бунину сопоставить два времени года
    и в творчестве каких русских поэтов интимные
    переживания лирических героев связаны с сезонным
    состоянием погоды?
    А.Пушкин «Осень», А Блок «О, весна без конца и без
    краю»…, Тютчев «Весенняя гроза», А. Фет «Чудная
    картина, как ты мне родна…» и другие.

    Использованные источники
    Михайлов Олег. И. А. Бунин. Жизнь и творчество.Тула, 1987.
    Лавров Валентин. Холодная осень: Иван Бунин в
    эмиграции (1920-1953).- М., 1989.
    Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и
    творчество.-М., 1991.
    Л. Смирнова. И. А. Бунин [«Русская литература конца
    XIX - начала ХХ века», М.: Просвещение, 1993]
    А. Саакянц. О Бунине и его прозе. Предисловие к
    сборнику рассказов [М.: Правда, 1983]
    А. Ранчин. Дама без собачки: чеховский подтекст в
    «Солнечном ударе» [«Литература», № 30, 2002]
    Интернет-ресурсы.

    Домашнее задание
    Прочитать рассказы
    "Грамматика любви",
    "Лёгкое дыхание",
    "Солнечный удар",
    "Тёмные аллеи",
    "Чистый понедельник".

    Анализ стихотворения

    1. История создания произведения.

    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

    4. Особенности композиции произведения.

    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

    Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» Ф.И. Тютчева было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1865 году, а затем – в 1868 году. По поводу первой редакции И.С. Аксаков писал Е.Ф. Тютчевой: «В Русском вестнике, в последней книжке, напечатаны стихи Федора Ивановича. Прекрасные стихи, полные мысли, не нравится мне в них одно слово, иностранное: протест». Мнение Аксакова, очевидно, было принято Тютчевым во внимание: в списке М.Ф. Тютчевой-Бирилевой (1865) четвертая строфа отсутствует. Как отмечают исследователи, вряд ли дочь поэта самовольно сократила последнюю строфу. Вероятно, редактированием произведения занимался сам Тютчев. Написано же стихотворение было в Петербурге, во время поездки на острова. В это время умерла возлюбленная поэта, Е. Денисьева. И Тютчев вместе с ее сестрой, М. А. Георгиевской, ездил на острова, где они вспоминали о покойной. Утраченная строфа представляла собой риторический вопрос, в котором угадывались чувства поэта:

    И от земли до крайних звезд
    Все безответен и поныне
    Глас вопиющего в пустыне,
    Души отчаянной протест?

    Произведение мы можем отнести к философской и пейзажной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – гармоничная, разумная жизнь природы и дисгармония человеческого существования.

    Эпиграф к стихотворению («Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках») заимствован у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В первой строфе поэт утверждает, что в природе есть «певучесть», музыкальность, созвучие «ее дум и чувств». Несмотря на споры, гармонично сосуществуют все стихии – вода, воздух, огонь и земля. Стройная музыка слышится ему в шуршании камышей. Природа у Тютчева самодостаточна, значительна, спокойна и непоколебима. Все в ней гармонично, разумно, упорядоченно, в отличие от человеческой жизни:

    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе, -
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.

    Человек в этом произведении – «мыслящий тростник». Этот образ восходит к известному афоризму Паскаля: «Человек не более как самая слабая тростинка в природе, но это – тростинка мыслящая». И в душе человека, и в самом существовании его нет того созвучья дум и чувств, той полноты и гармонии, что разлита в природе. Сама свобода его – призрачна. И это, по Тютчеву, одна из трагедий человечества:

    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?

    Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который остается у поэта без ответа. В подтексте его угадывается и отчаяние, и мысль о неразумности человеческой судьбы и призрачности счастья, и осознание глубочайшего драматизма этого разлада, диссонанса в существовании человека и природы.

    В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Стихотворение делится на две части. Первая часть – это описание «созвучья полного» в природе. Вторая часть – мучительное ощущение диссонанса нашего существования. Песня человеческой судьбы не может звучать в унисон с природой. У Тютчева звучит протест против этой несправедливости: «ропщет мыслящий тростник». Это бунт жизни и любви против смерти, обращенный к равнодушной, самодостаточной природе.

    Стихотворение написано катренами, размер его – четырехстопный ямб, перебиваемый местами пиррихиями. Рифмовка – кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («в зыбких камышах», «призрачной свободе»), метафору («душа не то поет, что море»), синтаксический параллелизм («Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах»), риторический вопрос («И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?»).

    Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» как нельзя лучше отражает мироощущение поэта. Как точно заметил один из критиков, «чувство пропасти», на краю которой находится каждый человек в каждое мгновение своей жизни, – удивительное свойство, придающее поэзии Тютчева головокружительную остроту. Присутствие этой «всепоглощающей и миротворной бездны» в стихах и письмах Тютчева роднит его с Паскалем, ставившем между собой и пространством стул, чтобы отгородиться от мерещившейся ему пропасти».