«Практические работы по курсу органической химии 11 класса»

Практическая работа № 1

«Определение качественного состава органического вещества»

Цель работы : научиться определять наличие углерода и водорода в составе органических веществ.

Оборудование и реактивы : лабораторный штатив с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, дополнительная пробирка, стеклянная трубочка, спиртовка, спички, парафин, оксид меди (II ), безводный сульфат меди (II ), гидроксид кальция (известковая вода).

Ход работы .

Описание опыта

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Опыт № 1 «Окисление парафина

В сухую пробирку положили 0,5 г парафина и 1 г оксида меди (II ). Укрепили пробирку в лапке штатива в горизонтальном положении. Положили недалеко от отверстия пробирки немного безводного сульфата меди (II ) с помощью стеклянной трубочки. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой погрузили в другую пробирку с 1, 5 – 2 мл известковой воды.

Содержимое пробирки со смесью нагрели в пламени спиртовки, предварительно расплавив парафин.

оксидом

меди (II )»

Вывод:

C 18 H 38 + CuO →

Опыт № 2 «Определение углерода»

Газообразные продукты разложения парафина пропустили через раствор известковой воды.

Вывод:

CO 2 + Ca(OH) 2 →

Опыт № 3 «Определение водорода»

Продукты разложения парафина пропустили через безводный сульфат меди (II ).

Вывод:

H 2 O + CuSO 4 →

Общий вывод:

Практическая работа № 2

«Получение и изучение свойств этилена»

Цель работы : получить этилен и изучить его свойства, провести качественные реакции на двойную связь.

Оборудование и реактивы : лабораторный штатив с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, две дополнительные пробирки, спиртовка, спички, осколки фарфоровой посуды, этиловый спирт C 2 H 5 OH , серная кислота H 2 SO 4 ,

бромная вода Br 2 , раствор перманганата калия KMnO 4 .

Ход работы

Описание опыта

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Опыт № 1 «Получение этилена

В сухую пробирку налили 1 мл этилового спирта и добавили 3 мл конц.серной кислоты. Положили в смесь несколько кусочков битого фарфора для равномерного кипения. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепили пробирку в лапке штатива в горизонтальном положении.

Содержимое пробирки со смесью осторожно нагрели в пламени спиртовки до кипения.

дегидратацией

этилового спирта»

Вывод:

Опыт № 2 «Взаимодействие этилена

Не прекращая нагревания смеси, опустили конец газоотводной трубки в пробирку с бромной водой и пропустили через неё этилен.

с бромной

водой»

Вывод:

Опыт № 3 «Взаимодействие этилена

Не прекращая нагревания смеси, опустили конец газоотводной трубки в пробирку с подкисленным раствором перманганата калия малинового цвета и пропустили через него этилен.

с раствором

перманганата калия»

Вывод:

Опыт № 4 «Горение этилена»

Не прекращая нагревания смеси, повернули газоотводную трубку вверх и подожгли выделяющийся этилен с помощью спички.

Вывод:

Общий вывод:

Практическая работа № 3

«Решение расчётных и качественных задач по теме «Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами»

Цель работы : на основе знания химических свойств углеводородов и их кислородсодержащих производных научиться решать расчётные и качественные задачи на осуществление генетической связи органических веществ.

Оборудование и реактивы : штатив для пробирок, пробирки, промывалка, стакан для сливания, спиртовка, спички, пробиркодержатель, CuSO 4 , NaOH , медная проволока, метанол, этанол, формалин.

Ход работы:

Описание опытов

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Опыт № 1 «Получение альдегидов из

а) Смочили этиловым спиртом стенки сухой пробирки. Нагрели в пламени медную проволоку до появления чёрного налёта. Раскалённую проволоку опустили в подготовленную пробирку. Повторили.

спиртов»

Вывод:

б) Смочили метиловым спиртом стенки сухой пробирки. Нагрели в пламени медную проволоку до появления чёрного налёта. Раскалённую проволоку опустили в подготовленную пробирку. Повторили.

Вывод:

Опыт № 2 « Получение карбоновых

В пробирку внесли 8 капель формалина, добавили к нему 8 капель NaOH и при встряхивании по каплям CuSO 4 до появления неисчезающего осадка. Нагрели до кипения.

кислот из

альдегидов»

Вывод:

Общий вывод:

Практическая работа № 4

«Качественные реакции на кислородсодержащие органические вещества»

Цель работы : на основе знания качественных реакций научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ.

Оборудование и реактивы : штатив для пробирок, пробирки, колба с водой, стакан для сливания, спиртовка, спички, пробиркодержатель, CuSO 4 , NaOH , медная проволока, метилоранж, органические вещества в пробирках.

Задание: В четырёх пронумерованных пробирках выданы растворы: этанола, формалина, глицерина и уксусной кислоты. Опытным путём определите каждое из выданных веществ.

Ход работы:

Описание опыта

Наблюдения

Выводы и уравнения реакций

Опыт № 1 « Взаимодействие с В четырёх пробирках получили гидроксид меди (II ) при взаимодействии сульфата

меди (II ) с гидроксидом натрия и прилили к нему вещества № 1, 2, 3, 4. Перемешали.

гидроксидом

меди (II )»

Вывод:

Опыт № 2 « Взаимодействие с

Пробирки с веществами № ? и №? и гидроксидом меди (II ) из опыта № 1 укрепили в пробиркодержателе и нагрели в пламени спиртовки.

гидроксидом

меди (II ) при нагревании »

Вывод:

Опыт № 3 « Определение

В пробирку налили 1 мл р-ра вещества № ? и добавили 1 каплю метилоранжа.

уксусной

кислоты»

Вывод:

Опыт № 4 « Определение

В пробирку налили 1 мл р-ра вещества № ? Медную проволоку прогрели в пламени спиртовки до появления чёрного налёта и опустили в исследуемое вещество.

этанола»

Вывод:

учени 11 класса

_____________________________

Лабораторные опыты

Лабораторный опыт №1 Дата _________

Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Цель: моделирование построения периодической системы.

Оборудование и реактивы: 20 карточек (6*10 см).

см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.205.

Ход работы

Вывод

Лабораторный опыт № 2 Дата _________

Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств .

Цель: научиться определять тип кристаллической решетки и описывать свойства веществ.

Оборудование и реактивы: хлорид натрия, сахар, железо, сера, медь, сода, медный купорос, графит, нафталин, кремнезем.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.205 - 206.

Ход работы:

Тип кристаллической решетки

Вещества

Свойства вещества

Тип химической связи

Ионная

Атомная

Молекулярная

Металлическая

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 3 Дата _________

Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.

Цель: ознакомится с коллекцией полимеров.

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Полимер

Свойства полимера

Группа полимера

Полиэтилен

Полипропилен

Поливинилхлорид

Капроновое волокно

Хлопок

Шерсть

Лавсан

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 4 Дата _________

Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Цель: испытать воду на жесткость, научиться устранять жесткость воды.

Оборудование и реактивы: жесткая вода (раствор хлорида кальция), раствор мыла, раствор карбоната натрия, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.206.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 5 Дата _________

Ознакомление с минеральными водами.

Цель: ознакомление с минеральными водами.

Оборудование и реактивы: образцы с минеральными водами, раствор соды, раствор кислоты, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

п/п

Образец

Ионы, входящие в состав воды

Раствор соды

Раствор кислоты

Тип воды

Запишите уравнения проведенных реакций:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 6 Дата _________

Ознакомление с дисперсными системами.

Цель: ознакомление с дисперсными системами.

Оборудование и реактивы: суспензии, эмульсии, пасты, гели (с фабричными этикетками)

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.207.

Ход работы

Название образца

Применение

Срок годности

Суспензии

Эмульсии

Пасты

Гели

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 7 Дата _________

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Цель: на основании проведенного опыта сделать вывод о протекании реакции замещения.

Оборудование и реактивы: раствор медного купороса (сульфат меди (II )), кнопка, пробирка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.207.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 8 Дата _________

Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

Цель: на основании проведенного опыта сделать вывод о протекании реакции, идущих с образованием осадка, газа и воды.

Оборудование и реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор фенолфталеина, раствор азотной кислоты, раствор уксусной кмслоты, раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, раствор нитрата серебра, раствор медного купороса (сульфат меди (II )), раствор серной кислоты, раствор хлорида бария, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.208.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 9 Дата _________

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца ( IV ) и каталазы сырого картофеля.

Цель: научиться получать кислород.

Оборудование и реактивы: IV ), сырой картофель, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.208 - 209.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 10 Дата _________

Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

Цель: научиться получать водород.

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, цинк (гранулы), пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 11 Дата _________

Различные случаи гидролиза солей.

Цель: рассмотреть различные случаи гидролиза.

Оборудование и реактивы: раствор карбоната натрия, раствор хлорида цинка, раствор нитрата калия, универсальная индикаторная бумажка, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.209.

Ход работы

Раствор вещества

Индикатор

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 12 Дата _________

Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

Цель: испытание растворов кислот, оснований, солей индикаторами.

Оборудование и реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, раствор карбоната калия, раствор хлорида алюминия, раствор сульфата натрия, универсальная индикаторная бумажка, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.209.

Ход работы

Раствор вещества

Индикатор

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 13 Дата _________

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия кислот с металлами.

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, цинк (гранулы), медная проволока, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 14 Дата _________

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия кислот с основаниями.

Оборудование и реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор фенолфталеина, растворы соляной и уксусной кислоты, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.210.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 15 Дата _________

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия кислот с солями.

Оборудование и реактивы: раствор карбоната калия, раствор силиката калия, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 16 Дата _________

Получение и свойства нерастворимых оснований.

Цель: изучить способ получения нерастворимых оснований и его свойства.

Оборудование и реактивы: раствор сульфата меди (II ), раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.210 - 211.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 17 Дата _________

Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

Цель: рассмотреть гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

Оборудование и реактивы: раствор хлорида калия, раствор ацетата калия, универсальная индикаторная бумажка, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с. 211.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 17 Дата _________

Ознакомление с коллекциями металлов, неметаллов, кислот, оснований, минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Цель: ознакомление с коллекциями металлов, неметаллов, кислот, оснований, минералов и биологических материалов.

Оборудование и реактивы: алюминий, медь, цинк, свинец, сера, графит, лимонная кислота, уксусная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, гидроксид железа (III ), гидроксид меди (II ), гидроксид кальция, минералы (мел, мрамор, апатит, галит, сильвинит).

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.211 - 213.

Ход работы

1.Заполните таблицу:

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Дайте характеристику кислоте:

Кислота

Группа

Характеристика

3. Дайте характеристику основанию:

Основание

Группа

Характеристика

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Заполните таблицу:

Название минерала

Формула и название основной составной части

Внешний вид

Применение

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Практические работы

Практическая работа №1 Дата __________

Получение, собирание и распознавание газов.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.214-215.

Задание 1. Получение, собирание и распознавание водорода.

Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), раствор соляной кислоты, пробирки, спиртовка.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

…………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 2. Получение, собирание и распознавание кислорода.

Оборудование и реактивы: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV ), пробирки, тлеющая лучинка.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Задание 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Оборудование и реактивы: мрамор, раствор уксусной кислоты, известковая вода, пробирки, тлеющая лучинка, стеклянная трубочка.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Задание 4.Получение, собирание и распознавание аммиака.

Оборудование и реактивы: раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, пробирки, спиртовка, штатив, лакмусовая бумажка.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Задание 5.Получение, собирание и распознавание этилена.

Оборудование и реактивы: гранулы полиэтилена, подкисленный раствор марганцовки, пробирки, трубка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовка.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнения реакций

Общий вывод ………………………………………………………………………………………………. ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка ___________

Практическая работа № 2 Дата __________

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 11 (базовый уровень) с.216.

Задание 1.

Оборудование и реактивы: раствор хлорида натрия, раствор карбоната натрия, раствор сульфата натрия, ……………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Задание 2.

Оборудование и реактивы: раствор хлорида аммония, хлорида бария, хлорида алюминия,…………. ………………………………………………………………………………………………………………...

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Задание 3.

Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, раствор глицерина, раствор белка, ……………………. ………………………………………………………………………………………………………………...

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Задание 4.

Оборудование и реактивы: раствор ацетата натрия, раствор нитрата аммония, раствор сульфата калия, индикаторная бумажка, пробирки.

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод, уравнение реакции

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка __________

Использованная литература:

О.С.Габриелян «Химия.11 кл.» базовый уровень, Москва.: Дрофа, 2012

Представлены разработки практических работ для 11 класса


«Практическая работа №2 - 11 кл»

Практическая работа №2

Идентификация неорганических веществ.

Цель работы : с помощью характерных реакций распознать предложенные

неорганические вещества, определить качественный состав почвы.

Оборудование :

Реактивы :

Ход работы :

    Приготовить таблицу для записи выполнения работы по форме:

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

2. Выполнить опыты

3. Заполнить таблицу.

4. Сделать общий вывод.

Правила техники безопасности

    Работать с кислотами и щелочами осторожно. Концентрированные кислоты аккуратно вносить в пробирку над лотком. Если кислота попала на кожу или одежду, быстро смыть большим количеством воды.

    Ничего не пробовать на вкус.

    В пробирку наливать не более 1 мл веществ.

    Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.

    Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.

    Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.

    Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость иногда может выплеснуться из пробирки.

    При нагревании пробирки не касаться фитиля спиртовки, так как фитиль холодный и пробирка может лопнуть.

    Горящую спиртовку нельзя переносить со стола на стол.

    Зажигать спиртовку только спичками.

    Гасить спиртовку только колпачком.

    После работы привести в порядок своё рабочее место.

Опыт. Качественные реакции на неорганические вещества.

Задание: в трех пронумерованных пробирках (1, 2, 3) даны вещества:

ХЛОРИД АММОНИЯ

СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

СУЛЬФАТ НАТРИЯ

С помощью характерных реакций распознать, в какой из пробирок находятся данные вещества.

Для выполнения данного опыта содержимое каждой пронумерованной пробирки разделить на три пробы.

1. Для определения хлорида аммония – в пробирку с хлоридом аммония прилить раствор гидроксида натрия, нагреть в пламени спиртовки.

Что наблюдаете?

2. Для определения соляной кислоты - в пробирку с соляной кислотой прилить раствор нитрата серебра.

Что наблюдаете?

Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной формах.

3. Для определения сульфата натрия - в пробирку с сульфатом натрия прилить раствор хлорида бария.

Что наблюдаете?

4. Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной ионной формах.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-1»

Практическая работа №1

Цель работы :

Оборудование и реактивы: прибор для получения газов, пробирки (2 шт.), штатив для пробирок, шпатель, химический стакан, лучинка, спички, мрамор (СаСО 3), известковая вода (Са(ОН) 2), HCl (1:2).

Техника безопасности :

Ход работы :

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

    Получение углекислого газа

CaCO 3 + HCl →

    Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ.

      • Что вы наблюдаете?

    Запишите уравнения соответствующих реакций.

Ca(OH) 2 + CO 2

Вывод :

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-2»

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель работы :

Оборудование и реактивы : пробирки (3 шт.), спиртовка, спички, штатив, газоотводная трубка, хлорид аммония (кристаллический), гидроксид кальция (кристаллический), стаканчик с водой, индикаторная бумага, вата.


Техника безопасности :

Ход работы :

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

NH 4 Cl + Ca (OH ) 2 →

NH 4 OH↔

Вывод :

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1-3»

Практическая работа №1

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель работы :

Оборудование и реактивы: пробирки (2 шт.), штатив для пробирок, шпатель, лучинка, спички, перманганат калия (KMnO 4),индикаторная бумага.

Техника безопасности :

Ход работы :

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

    Получение кислорода

    Получение кислорода.

KMnO 4

    Собирание и распознавание углекислого газа

Наполнять газом пробирку в течение 1 мин. Внести горящую лучинку в стакан. Наблюдать изменения.

CxHy+O 2

Вывод :

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№1»

Практическая работа № 1.

«Получение, собирание и распознавание газов».

Цели урока: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания; продолжить формировать умения проводить эксперимент, наблюдать и делать выводы из увиденного.

Оборудование: компьютер, презентация урока, пробирки, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки; растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор,

Ход урока.

I. Подготовка к уроку (проверить готовность к уроку групп учащихся, оборудования, класса; отметить в журнале отсутствующих учащихся; сообщить тему и цели урока).

II. Инструктаж по технике безопасности.

1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты? (При попадании на кожу человека или ткань, кислоты разрушают их).

2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи? (При попадании на кожу человека или ткань, щелочи разрушают их).

3. Таким образом, как необходимо обращаться с кислотами и щелочами? (Кислоты и щелочи необходимо брать трубкой и только в нужном количестве).

4. От чьей спиртовки можно зажечь свою? (Спиртовку нельзя зажигать от другой спиртовки. Её можно зажигать только спичкой).

Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.

III. Инструктаж по работе.

Практическую работу вы будите выполнять по инструкции.

В соответствии с вашим вариантом, дайте название практической работе, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно описываете свои действия и наблюдения, записываете уравнения химических реакций, делаете рисунок установки для получения указанного вам газа, записываете вывод по работе.

По окончании работы навести порядок на рабочем месте.

IV. Выполнение работы.

    «Получение, собирание и распознавание кислорода».

    «Получение, собирание и распознавание углекислого газа».

    «Получение аммиака»

Повторите правила безопасной работы со щелочами. Соблюдайте эти правила в процессе проведения химического эксперимента.

Получение, собирание и распознавание аммиака

1) Поместите в ступку по две ложки-дозатора хлорид аммония и гидроксида кальция каждого. Разотрите смесь пестиком. Что ощущаете?

2) Соберите прибор для получения аммиака: наберите в сухую пробирку не более ¼ ее высоты приготовленной смеси, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, укрепите пробирку в лапке штатива с небольшим наклоном к пробке. Наденьте сухую пробирку для собирания аммиака на газоотводную трубку, направленную вверх.

3) Нагревайте пробирку со смесью.

4) Поднесите влажную индикаторную бумажку к отверстию пробирки с аммиаком.

5) Прекратите нагревание. Снимите пробирку с аммиаком, не переворачивая ее, опустите ее отверстием вниз в стакан с водой. Закройте конец газоотводной трубки влажным ватным тампоном.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы 11 класс оборудование и реактивы»

Практические работы 11 класс

Название работы

Оборудование и реактивы

Получение и распознавание газов

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные газоотводные трубки, вата, шпатель.

Реактивы: растворы: соляной кислоты, уксусной кислоты, пероксида водорода, известковой воды; цинк, мрамор., хлорид аммония, гидроксид кальция кристаллический, индикаторная бумага, перманганат калия.

Идентификация неорганических веществ

Оборудование : штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Реактивы : растворы: хлорида аммония, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты; синяя лакмусовая бумага, цинк, нитрат серебра.

Практическая работа «Распознавание органических веществ».

Цель: повторить качественные реакции, характерные для органических веществ, закрепить навыки химического эксперимента.

Реактивы и оборудование: исследуемые вещества (глицерин, крахмал, лимонная кислота, глюкоза), вода, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди, гидроксид натрия, йод, спиртовка, спички, пробирки, держатель для пробирок.

Ход работы

Задание №1 .Определите выданные вам вещества путём качественных реакций.Оформите результаты и сформулируйте выводы.

Определяемое вещество

Результаты качественной реакции

1. Глицерин

CH 2 -CH-CH 2

/ / /

OH OH OH

Cu(OH) 2

Ярко-синий раствор глицерата меди

2.Крахмал

(C 6 H 10 O 5 )n

Раствор йода

Раствор синего цвета

3.Лимонная кислота

А) Универсальный индикатор.

Б) Металл

В)Na 2CO 3

A )Универсальный индикатор становится красным

Б) Выделяется газ

В)Выделяется газ

4.Глюкоза

C 6 H 12 O 6

Cu(OH) 2

Ag 2 O

Красный осадок

Восстановление серебра из оксида

Задание №2 .Ответьте на предложенные вопросы.

1.Какие вещества образуются в результате гидролиза крахмала?

2.Как доказать опытным путём, что выданное вам вещество-это уксусная кислота?

3.Почему сахароза не даёт реакцию серебряного зеркала?

Выводы:


«Практическая работа№2»

Практическая работа

«Реакции ионного обмена. Гидролиз солей»

Цель работы: закрепить навыки составления реакций ионного обмена, повторить признаки протекания реакций ионного обмена до конца. Закрепить понятие «гидролиз солей». Опытным путём исследовать РН растворов солей. Закрепить навыки химического эксперимента, повторить правила техники безопасности.

Ход работы

Задание №1. Проведите эксперимент между растворами электролитов. Отметьте наблюдаемые явления.

А)Na 2 CO 3 и H 2 SO 4 (газ)

Б)BaCl 2 и H 2SO 4 (осадок б.ц.)

В)NaOH и CuSO 4 (осадок г.ц.)

Г) NaOH и H 2SO 4(вода)

Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Задание №2. Гидролиз растворов солей.

Испытайте растворы солей универсальным индикатором.Определите РН раствора соли, среду по изменению цвета универсального индикатора.

Гидролиз растворов солей.

А)Na 2CO 3

Б)NH 4Cl

В)FeCl 3

Результаты оформите в таблицу.

Na 2 CO 3

NH 4 Cl

FeCl 3

Основание

Универсальный индикатор

Составьте уравнения реакций гидролиза и запишите вывод.

Приведите своё рабочее место в порядок.

Выводы:

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа№3»

Практическая работа «Качественный анализ органических соединений»

Инструкция к работе

Цель работы: выработать навыки по качественному определению углерода, водорода и хлора в органических соединениях

Оборудование, материалы: парафиновая свеча, держатель для пробирок, пробирки, химический стакан, медная спираль, спиртовка, дихлорэтан.

Задание №1 Качественное определение углерода в органических соединениях.

Зажгите парафиновую свечу. Внесите чистую пробирку в пламя свечи. Что вы наблюдаете? Поясните результаты опыта.

Задание №2 Качественное определение водорода в органических соединениях. Накройте чистым сухим стаканом горящую свечу. Что вы наблюдаете? Поясните результаты опыта.

Задание №3 Качественное определение хлора в органических соединениях.

Медную спираль прокалить на пламени спиртовки и внести в хлоропроизводное алкана.

Затем вновь внести в пламя спиртовки. Что вы наблюдаете?

Результаты опытов запишите в таблицу. Сформулируйте и запишите вывод.

Что делали?

Что наблюдали?