©Бортаковский Т.В., 2012
©ООО «Издательский дом «Вече», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

государством , связанные с совершением геройского подвига , звания Героя Советского Союза.
2. Звание Героя Советского Союза присваивается исключительно постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
3. Героям Советского Союза выдается особая грамота…»
Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года семерым летчикам за спасение полярной экспедиции и экипажа ледокола «Челюскин» (М.В. Водопьянову, И.В. Доронину, Н.П. Каманину, С.А. Леваневскому, А.В. Ляпидевскому, В.С. Молокову и М.Т. Слепневу).
Постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года было впервые учреждено Положение о звании Героя Советского Союза. Оно вводило порядок вручения Героям Советского Союза, кроме грамоты ЦИК, еще и ордена Ленина – высшей награды СССР. Ордена Ленина задним числом были вручены 11 Героям, удостоенным этого звания до выхода постановления.
2 ноября 1938 года за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете АНТ-37 «Родина» и проявленные при этом мужество и героизм летчицам Гризодубовой В. С., капитану Осипенко П. Д. и старшему лейтенанту Расковой М. М. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. В. С. Гризодубова стала первой женщиной, удостоенной такого высокого звания.
К лету 1939 года в СССР насчитывалось уже 122 Героя Советского Союза (двое из них – летчики С. А. Леваневский и В. П. Чкалов – к тому времени погибли, а 19 званий были присвоены посмертно). Возникшую потребность в выделении данной категории граждан среди других слоев населения решил вышедший 1 августа 1939 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза»: «…В целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги: 1. Учредить медаль “Золотая Звезда”, имеющую форму пятиконечной звезды… Медаль вручается одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза и вручением ордена Ленина». Статья 3-я Указа вносила серьезное изменение в Положение о звании Героя Советского Союза 1936 года, согласно которому звание Героя Советского Союза могло быть присвоено только один раз: «Герой Советского Союза, совершивший вторичный героический подвиг… награждался второй медалью “Герой Советского Союза”, и… сооружается бронзовый бюст на родине Героя». Вручение второго ордена Ленина при повторном награждении не предусматривалось.
29 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол на территории Монгольской Республики, летчики майор С. И. Грицевец и полковник Г. П. Кравченко были первыми удостоены второго звания Героя Советского Союза.
С конца осени 1939 года начинается выдача медалей «Золотая Звезда» по порядку присвоения званий, начиная с самого первого награждения. При этом номер медали соответствовал номеру грамоты ЦИК. Медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена Герою Советского Союза А. В. Ляпидевскому.
К началу Великой Отечественной войны в стране насчитывалось 626 Героев Советского Союза. Пятеро были удостоены этого звания дважды: военные летчики С. И. Грицевец (погиб 16.09.1939 г.), С. П. Денисов, Г. П. Кравченко, Я. В. Смушкевич (арестован, находился под следствием) и полярный исследователь И. Д. Папанин.
Наибольшее количество раз звание Героя Советского Союза было присвоено в годы Великой Отечественной войны – 11 739 (из них – 3051 посмертно).
8 мая 1965 года, накануне Дня Победы, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом утвердил Положение о высшей степени отличия – звании «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Это почетное звание было присвоено: Волгограду (Сталинград), Киеву, Ленинграду, Москве, Одессе, Севастополю. Брестской крепости было присвоено звание «крепость-герой». Позднее количество городов-героев было доведено до 12. Ими последовательно стали: Керчь (14.09.1973), Новороссийск (14.09.1973), Минск (26.06.1974), Тула (07.12.1976), Мурманск (06.05.1985), Смоленск (06.05.1985).
Последний раз звание Героя Советского Союза было присвоено 24 декабря 1991 года , за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, младшему научному сотруднику – водолазному специалист у, капитану 3-го ранга Л. М. Солодков у.
Всего за время существования СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 12 862 человека (из них 3266 – посмертно). Дважды Героями Советского Союза стали 154 человека (9 посмертно). Тремя медалями «Золотая Звезда» были награждены трое:
маршал Советского Союза Буденный С. М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02.1968);
генерал-полковник авиации Кожедуб И. Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945);
маршал авиации Покрышкин А. И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).
Четырьмя медалями «Золотая Звезда» награждены два человека:
Маршал Советского Союза Жуков Г. К. (29.08.1939, 29.07.1944, 01.06.1945, 01.12.1956) и
Маршал Советского Союза Брежнев Л. И. (18.12.1966, 18.12.1976, 19.12.1978, 18.12.1981).
В общем числе Героев Советского Союза – 95 женщин, среди них летчик-космонавт С. Е. Савицкая, удостоенная этого звания дважды.
44 гражданам зарубежных государств было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе единственной женщине иностранке А. Т. Кживонь – рядовой-автоматчице дивизии им. Т. Костюшко Войска Польского, удостоенной этого звания посмертно 11.11.1943 г.
На лиц, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, обрушивались всенародная слава, почет и любовь. Их портреты печатали в газетах, а имена становились известны на всю страну. Но не все смогли вынести такое бремя славы. Свыше 100 человек в разное время и по разным причинам были лишены почетного звания. Многие из их числа были впоследствии восстановлены в звании Героя. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. в связи с необоснованным представлением к награждению. В настоящее время лишенными звания Героя Советского Союза по тем или иным причинам (в подавляющем большинстве за преступления) числятся 73 человека.
В предлагаемой вашему вниманию книге прослеживается судьба тех Героев Советского Союза, которые были возвышены властью и вознесены на небывалую высоту, а затем были ею же лишены самого главного и дорогого – жизни.
Разные причины лежали в основе расстрела того или иного Героя Советского Союза. Большинство подверглось незаконным репрессиям. Незадолго до начала Великой Отечественной войны была арестована очередная большая группа высших офицеров. Среди них было и несколько удостоенных звания Героя. Фабрикуемое дело между собой работники НКВД стали называть как «заговор Героев». Но новому громкому процессу помешала война. Мало кому повезло выйти на свободу. Большинство было расстреляно без суда и следствия в период с октября 1941 по март 1942 года. Среди них оказалось и 7 Героев Советского Союза (дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Я. В. Смушкевич; Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И. И. Проскуров; Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Е. С. Птухин; Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур; Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов; Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Э. Г. Шахт; Герой Советского Союза, генерал-полковник Г. М. Штерн).
За неудачи в первые месяцы Великой Отечественной войны были арестованы и расстреляны 2 Героя Советского Союза – генерал армии Д. Г. Павлов и генерал-майор авиации С. А. Черных.
Репрессии среди командного состава армии продолжились и в послевоенный период, вплоть до смерти И. В. Сталина. В это время были расстреляны 3 Героя Советского Союза (гвардии генерал-полковник В. Н. Гордов, летчик, майор М. И. Косса и генерал-майор (бывший Маршал Советского Союза) Г. И. Кулик).
Все вышеперечисленные 12 расстрелянных Героев Советского Союза были признаны невиновными за отсутствием в их действиях состава преступления и реабилитированы в период с 1956 по 1966 год.
Но были среди расстрелянных Героев Советского Союза и те, кто своими делами и поступками реально заслужил пулю в затылок. Особняком среди них стоит фигура летчика, гвардии подполковника П. В. Полоза, убившего в бытовой ссоре в состоянии аффекта двух человек.
Другую категорию расстрелянных Героев представляют вставшие на путь измены и перешедшие на сторону врага в годы Великой Отечественной войны летчики: старший лейтенант Б. Р. Антилевский и капитан С. Т. Бычков. В послевоенный период их дела также не раз подлежали пересмотру, но даже по прошествии многих лет за свои деяния они так и не были реабилитированы.

Часть первая. «Заговор героев»

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Проскуров Иван Иосифович
18.02.1907-28.10.1941

Иван Иосифович Проскуров родился 18 февраля 1907 года в украинской семье в селе Малая Толмачка Запорожской области. Его отец работал ремонтным рабочим на железной дороге, но в 1914 году вместе с домочадцами переехал в поселок Верхняя Хортица. Сдружившись с детьми живших по соседству немцев-колонистов, Иван легко и быстро освоил разговорный немецкий язык. Стремясь дать сыну достойное образование, отец направляет его в 1914 году на учебу в Александровское (Запорожское) железнодорожное училище. Но учебу вскоре пришлось оставить, виной тому была начавшаяся в стране Гражданская война.
Иван Проскуров рано начал трудовую деятельность – с 11 лет помогал родителям в домашнем хозяйстве, а в 15 лет нанялся батраком к немцам-колонистам в п. Хортица. В августе 1924 года он устроился помощником вагранщика в литейный цех завода имени Ф. Энгельса в г. Запорожье. Еще в 1923 году Иван Проскуров стал комсомольцем, и потому найти общий язык с молодежью предприятия ему не составило труда. Вместе с профессиональными навыками быстро рос и его авторитет среди работников завода как борца за их социальные права. В 1926 году Иван Проскуров был избран председателем районного секретариата профсоюзов в селах Хортица и Токмаковка. В этой должности он проработал два года.
В октябре 1927 года И. Проскуров был принят в ряды коммунистической партии. Для повышения образовательного уровня его посылают на учебу на рабфак (рабочий факультет) сельскохозяйственного института в г. Харькове. Закончив его в мае 1930 года, Проскуров становится студентом Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства.
В апреле 1931 года Ивана Проскурова призывают в ряды Красной Армии. В это время по стране гремел клич: «Комсомолец, на самолет!» Сам Проскуров позже вспоминал: «Я даже побаивался летного дела, но меня вызвали в райком комсомола и там сагитировали пойти в летную школу» . Так по комсомольской путевке он стал курсантом 7-й Сталинградской военной школы пилотов. Годы учебы пролетели быстро. И в декабре 1933 года Иван Проскуров становится летчиком-инструктором во 2-й легкобомбардировочной эскадрилье в 23-й авиабригаде Московского военного округа, дислоцировавшейся в г. Монино. В марте – мае 1934 года он оканчивает курсы командиров кораблей при Военной школе морских летчиков и летнабов в г. Ейске. После чего становится командиром экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-3.
В 1934 году именно экипажу Проскурова было поручено произвести испытание модифицированного самолета ТБ-3, предназначенного для переброски десантных войск. Решительность, смелость и прекрасные организаторские способности были быстро замечены командованием. В декабре 1934 года Иван Проскуров становится командиром авиационного отряда. Не останавливаясь на достигнутом, он продолжает совершенствовать свои летные качества, завоевывая все больший авторитет среди сослуживцев. Все знали: если за дело берется Проскуров, за его исход можно не волноваться, все будет выполнено точно и в срок. Поэтому когда осенью 1935 года перед командованием части встал вопрос, кому поручить ответственное задание, выбор без колебания пал на И. Проскурова.
В октябре 1935 года в столице Румынии г. Бухаресте проходил Международный авиационный слет. На нем экипаж под командованием Проскурова занял 1-е место в соревнованиях по набору высоты. Это было большое достижение всей советской авиации на международной арене. 25 мая 1936 года за успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант И. И. Проскуров был награжден орденом Красной Звезды.
20-22 июля 1936 года самолет АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова совершал рекордный беспосадочный перелет Москва – Петропавловск-Камчатский – остров Удд (ныне о. Чкалов). Вся страна с интересом и тревогой наблюдала за полетом. За 56 часов 20 минут экипаж Чкалова пролетел 9347 километров. 22 июля 1936 года при посадке на острове Удд самолет получил повреждение. Потребовалось срочно доставить из Москвы группу авиаспециалистов и запчасти для его ремонта. Нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов приказал осуществить операцию в течение трех суток.
Ответственное задание поручили командиру отряда 89-й тяжелобомбардировочной эскадрильи старшему лейтенанту И. И. Проскурову. В состав экипажа были включены только проверенные летчики, настоящие мастера своего дела. Штурманом был назначен Гавриил Михайлович Прокофьев.
Почти весь полет проходил в сложных условиях. До Омска пришлось лететь в сплошной пелене густого дыма от лесных пожаров. После Омска была низкая облачность, попытку пробиться к чистому небу пришлось оставить на высоте четырех тысяч метров, т. к. разряжение воздуха стало плохо сказываться на пассажирах. За Красноярском самолет попал в сильный дождь с грозой. В районе Байкала погода разгулялась не на шутку. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 бросало как игрушку. Из-за воздушной болтанки опасно задвигались грузы внутри самолета. Механики ремонтной бригады бросились крепить их швартовку. Оба пилота самолета еле справлялись с управлением. А над восточным побережьем Байкала погода была отличной. Благодаря мастерству пилотов и штурмана почти за сутки была пройдена большая часть пути.
После небольшого отдыха полет продолжился. В Хабаровске участников перелета встретил маршал В. К. Блюхер. Благодаря и обнимая каждого из обросших, измученных, но счастливых летчиков, он приговаривал: «Орлы! Ну настоящие орлы!»
19 августа 1936 года нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов издал приказ № 0124, в котором говорилось: «За образцовую работу по подготовке корабля к перелету в короткий срок (один день) и отличное выполнение самого полета из Монино в Хабаровск… расстояние 6860 км преодолено за 29 часов 47 минут летного времени, на сутки ранее назначенного мною срока, без всяких происшествий в пути… объявляю благодарность всему составу экипажа и награждаю старшего лейтенанта т. Проскурова И. И. именными золотыми часами» .
Обратно к месту своей дислокации Проскуров и Прокофьев возвращались поездом. По прибытии им были предоставлены путевки в подмосковный санаторий «Архангельское» На отдыхе из газет они узнают о вспыхнувшем фашистском мятеже в Испании. На помощь испанскому народу из многих стран стали прибывать добровольцы. Проскуров и Прокофьев подают рапорт с просьбой направить их в Испанию. Чтобы не терять зря время, читают всю доступную об Испании литературу и изучают испанский язык.
Получив разрешение и документы, Проскуров и Прокофьев под видом представителей московского автозавода прибыли во Францию для изучения опыта работы в фирме «Рено». Пробыв в Париже три дня, они нелегально пересекли франко-испанскую границу. Иван Проскуров имел при себе документы на имя чеха Солдатчика. Под этим именем в сентябре 1936 года в составе республиканских Военно-воздушных сил появился новый смелый и отважный летчик.
На вооружении республиканских ВВС находились самолеты устаревших типов: «Бреге-19», «Ньюпор», «Потез-54». Фашистская Германия поставляла генералу Франко современные машины марки «Хейнкель» и «Юнкерс». Итальянские фашисты снабжали самолетами марки «Фиат», «Савойя» и «Капрони». Соперничать с такой современной техникой было тяжело.
В середине октября 1936 года на аэродроме в Альбасете происходило формирование 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи «Испания». В ней насчитывалось 3 отряда. Два из них имели по три бомбардировщика «Потез-54», а третий – три «Бреге-19» и несколько гражданских самолетов разных марок. В эскадрилье отважно сражались бельгиец Бернер, француз Бурже, итальянец Примо Джибелли, болгарин Волкан Горанов.
Иван Проскуров был зачислен в эскадрилью командиром экипажа бомбардировщика «Потез-54». Это была устаревшая двухмоторная машина французского производства. Ее место скорее должно было быть в музее, чем в боевом строю. Советские летчики в шутку называли ее «протезом». Но выбирать было не из чего.
Иван Проскуров быстро освоил предоставленный в его распоряжение самолет. Рассчитывать на его летно-технические качества не приходилось. Самолет имел очень малую скорость. С полной бомбовой нагрузкой он развивал не более 270 километров в час. В отличие от СБ, он не мог уйти от вражеских истребителей, а собственное вооружение, как правило, не позволяло «Потезу» самостоятельно себя защитить. Понимая это, Проскуров научился мастерски маневрировать самолетом. Ему удавалось наносить бомбовые удары по вражеским объектам и ускользать от атак фашистских истребителей.
С первых же дней формирования эскадрилья «Испания» приняла участие в боевых действиях. 15 октября 1936 года мятежники генерала Франко начали наступление на Мадрид. Интернациональная эскадрилья наносила бомбовые удары по частям фашистов. Возвратившись с одного боевого задания, летчики получали новое. Чтобы наносить врагу больший урон, вместе с четырьмя 100-килограмовыми бомбами наружной подвески брали в самолет по 50 мелких осколочных и зажигательных бомб, которые сбрасывали вручную, как в годы Первой мировой войны.
30 октября 1936 года перед 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильей была поставлена задача нанести удар по скоплению войск и техники мятежников в Навалькарнеро, в 30 километрах юго-западнее Мадрида. На обратном пути летчики должны были произвести воздушную разведку дорог, идущих от Толедо на север к фронту, обратив особое внимание на населенные пункты Гриньон, Кубас, Ильескас.
Этот район интенсивно патрулировался вражескими истребителями, поэтому было принято решение вылететь на задание ночью, за час до рассвета. Удар предполагалось нанести 6 самолетами. Однако при старте выяснилось, что моторы 3 машин выведены из строя сторонниками мятежников. В результате с большим опозданием в воздух поднялись экипажи испанца майора Сапилло и советских летчиков-добровольцев старших лейтенантов Горанова и Проскурова.
Из-за недоговоренности и темноты группа в воздухе долго не могла собраться вместе. Летали по кругу, пока не рассвело. Во время полета ведущий майор Сапилло изменил маршрут. Вместо того чтобы обойти Мадрид с севера, как это было указано в задании, он повел группу южнее Мадрида. В результате почти 60 километров самолеты республиканцев летели над территорией мятежников, параллельно линии фронта. Как потом оказалось, делал это Сапилло с предательской целью, чтобы дать фашистам возможность вызвать истребители.
Летчики прекрасно понимали, на какой риск идут, – рассвет уже наступил, и встреча в воздухе с врагом была неизбежной. Так оно и произошло. На пути к цели группу атаковали пять франкистских истребителей «Хейнкель-51». У «потеза» Горанова был поврежден один мотор, и он стал отставать от ведущего. Иван Проскуров поспешил на помощь товарищу. Он снизил скорость и вместе с экипажем Горанова отбился от истребителей противника. После нанесения бомбового удара по цели самолеты республиканцев подверглись новым атакам истребителей мятежников. «Потез» Горанова был подбит и приземлился на нейтральной полосе. Самолет Проскурова, сильно изрешеченный пулями, на одном моторе совершил вынужденную посадку на виноградное поле, немного не дотянув до своего аэродрома.
Несмотря на неудачу, И. И. Проскуров продолжает рваться в бой. В своей записной книжке он фиксирует боевые вылеты, в которых принимает участие: «16 ноября 1936 г. – полет в Кадикс, бомбили порт и орудийный завод в С.-Карлос. Попадания хорошие. 9 января 1937 г. – полет на Мадридский фронт для бомбежки Коса де Кампо. Встретили около 20 истребителей» .
За успехи в деле оказания помощи республиканскому правительству 2 января 1937 года старший лейтенант Иван Иосифович Проскуров был награжден орденом Красного Знамени.
3 февраля 1937 года, после отъезда из Испании Героя Советского Союза Эрнста Шахта, Иван Проскуров был назначен командиром 1-й эскадрильи бомбардировщиков. На вооружении эскадрильи стояли советские бомбардировщики СБ, которые даже с полной нагрузкой могли уйти от любого вражеского истребителя. По состоянию на 14 февраля 1937 года в эскадрилье Проскурова имелось 9 самолетов (5 СБ базировались в Сан-Хавиер, а 4 – в Сан-Клименте). Штурманом в экипаже Проскурова стал старый друг и проверенный в боях товарищ Гавриил Прокофьев. Он вспоминал об этих днях: «В этот период с особой силой раскрылись его организаторские способности и талант мужественного воздушного бойца» .
В марте 1937 года генерал Франко предпринимает попытку захватить Мадрид со стороны провинции Гвадалахара. Главный удар должны были нанести части итальянского экспедиционного корпуса, в который входили четыре дивизии. 8 марта воздушная разведка сообщила, что по Французскому шоссе в сторону Гвадалахары движется многокилометровая колонна танков и автомашин с пехотой. Воздушное прикрытие отсутствовало, так как погода стояла очень плохая. Фашисты были убеждены в том, что республиканские летчики тоже не смогут летать. Но они жестоко просчитались.
Перед эскадрильей старшего лейтенанта Проскурова была поставлена задача произвести бомбардировку основной станции снабжения итальянского корпуса – Сигуэнса. Для достижения внезапности он вывел эскадрилью к цели с востока, откуда противник меньше всего ожидал налета. Шли на предельно малой высоте, прикрываясь холмистой местностью. Незаметно для противника эскадрилья подошла к цели. Станция оказалась до предела забитой железнодорожными составами, среди которых выделялся эшелон с горючим. Можно было бомбить не целясь. Взрыв цистерн превратил Сигуэнсу в огненный ад. Проскуров развернул бомбардировщики в сторону шоссе. На колонну фашистов обрушился шквал пулеметных трасс. Паника охватила итальянцев. Грузовики, потеряв управление, сталкивались и горели, уцелевшие солдаты разбегались.
С 9 марта 1937 года республиканские ВВС организовали конвейер воздушных налетов, в котором принимало участие 45 истребителей, 15 штурмовиков и 11 бомбардировщиков. Пока одна группа наносила удар, другая шла к цели, третья заправлялась, четвертая уже взлетала. Эскадрилья Проскурова совершала по несколько вылетов в день.

Звезда Героя СССР – особый символ отличия, который вручался за коллективные или личные заслуги перед Отечеством, а также за совершение подвига. Всего звания кавалер «Золотой Звезды» удостоились 12 776 человек, включая тех, кто имел по два, три и даже четыре комплекта наград. Но были и те, кто по разным причинам не смог сохранить честь и достоинство героя, – у 72 человек звезду отобрали. Еще 61 кавалер был лишен звания, однако позднее был в нем восстановлен.

За предательство

Проявив отвагу в бою, некоторые герои не смогли вынести тягот плена и вступали в сотрудничество с немцами. Советские летчики Бронислав Антилевский и Семен Бычков – мастера своего дела, проявившие необычайную смелость и силу духа во время Великой Отечественной войны. Один – стрелок-радист, имевший 56 успешных вылетов, другой – обладатель двух орденов Красного Знамени, ордена Мужества, ордена Ленина и Золотой Звезды за 15 сбитых самолетов противника.

В 1943 году при выполнении задания оба летчика были сбиты в бою и попали в плен. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли их переход к немцам вынужденным или добровольным. На суде Бычков пояснил, что командующий авиацией РОА Виктор Мальцев занимался вербовкой советских летчиков, находившихся в лагере Морицфельд. За отказ вступить в ряды власовцев Семен был избит до полусмерти, после чего две недели провел в госпитале. Но и там на Бычкова оказывалось психологическое давление. Мальцев уверял, что при возвращении в СССР его ждет расстрел как изменника, грозил ему еще худшей жизнью в концлагерях. В конце концов у летчика сдали нервы, и он согласился вступить в ряды РОА.

Словам Бычкова на суде не поверили. Он, как и Антилевский, пользовался большим доверием у немцев. Записи с их призывами перейти на сторону противника транслировались на линии Восточного фронта. Летчики получили немецкие звания, хорошие должности, им доверяли боевые машины и личный состав.

Если для некоторых подсудимых наличие медалей «За отвагу» и звания Героев СССР были смягчающим обстоятельством, в деле с перебежчиками и предателями этот фактор играл роковую роль. Оба «сокола Власова» были лишены всех званий и приговорены к расстрелу.

«Их было только 28, а за спиной была Москва»

О подвиге воинов-панфиловцев, остановивших фашистов на подступах к Москве, знает каждый, кто интересуется историей ВОВ. Биография одного из них – Ивана Добробабина (Добробабы согласно метрике) – могла бы стать основой для остросюжетного фильма. В ноябре 1941 года Иван во главе легендарной 4-й ротой 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 8-й дивизии принял неравный бой с врагом. За подвиг перед Отечеством в июле 1942 года был награжден посмертно.

Между тем Добробабин остался жив. Тяжело контуженный, он попал в плен, где стал сотрудничать с немцами, поступив на работу в полицию. В 1943 году пересек линию фронта и бежал в Одессу. Он был снова зачислен в ряды советских солдат. Лишь в 1947 году кто-то узнал в его лице бывшего нацистского полицая.

В суде выяснилось, что Иван Добробабин – один из панфиловцев, Герой Советского Союза. Его лишили всех званий и наград и признали виновным в сотрудничестве с оккупантами, дав 15 лет тюрьмы.

На этом история могла закончиться, если бы в 1955 году не открылись новые обстоятельства, подтверждающие тот факт, что в полицаи красноармеец пошел по приказу командира партизанского отряда. В тот же год Добробабина амнистировали, и лишь в 1993 году по решению Верховного суда Украины он был полностью освобожден от всех обвинений.
Звание Героя СССР ему так и не вернули. Добробабин скончался спустя три года, полностью реабилитированный в глазах общества, но так и не успевший восстановить историческую справедливость.

Плата за любовь

Жизнь Георгия Антонова – это история большого успеха и стремительного падения. Начало Великой Отечественной войны офицер встретил в составе 660-го артиллерийского полка 220-й стрелковой дивизии. Опытный командир к тому времени уже проявил себя в освободительных боях на Западной Украине и Карельском перешейке.

При столкновении под Оршей Антонов заменил убитого начальника артиллерии, взяв командование полком на себя, и обеспечил выполнение поставленных боевых задач, за что был удостоен наивысшей для звания капитана награды – ордена Красного Знамени.

Затем были сражения на берегах реки Березина, где под командованием Антонова артиллерия стрелкового полка прикрывала наступавшую пехоту. За героизм и мужество, проявленные в боях, командир был представлен на Золотую Звезду.

К окончанию войны Герой Советского Союза Георгий Антонов уже служил в должности командира артиллерийского дивизиона на полигоне Алленштайг в Австрии. После капитуляции Германии этот крупный объект перешел в ведение советских оккупационных войск.

Военное командование всячески пресекало контакты военнослужащих с местным населением, особенно с женщинами. Нарушение приказа грозило немедленным выдворением в СССР под конвоем. На родине независимо от званий и должности офицера выгоняли из партии и увольняли из армии.

Георгий Антонов, несмотря на военную выправку, оказалось человеком весьма приземленным. Вне службы он мог «принять на грудь», расслабиться и отправиться на поиски приключений, за что не раз подвергался дисциплинарным взысканиям. Однако звание Героя СССР удерживало начальство от применения серьезных мер.

Последней каплей стала интимная связь майора, которого в Москве ждала жена, с австрийкой Франциской Нестерваль. По причине «морального разложения личности» было принято решение выслать Антонова в Закавказский военный округ. К делу «прикрепили» и факт дружбы с бывшим врачом полка Лазаревым, уличенным в измене родине в 1947 году, публичные хвалебные отзывы майора об американской военной технике и привязанность к спиртному.

Узнав о грядущем отъезде, военнослужащий начал планировать побег. Как следовало из материалов уголовного дела, «26 мая 1949 года Антонов, уложив свои личные вещи в три чемодана, на грузовой машине отвез их в г. Алленштайг и сдал в камеру хранения, продал за 5000 шиллингов свою личную машину таксисту, австрийскому гражданину, и с ним же договорился о том, что тот отвезет его за 450 шиллингов в Вену вместе с сожительницей».

Влюбленным даже удалось перебраться в ту часть Вены, которая находилась под контролем американцев. Антонов приказом начальника артиллерии Советской армии был признан «изменником Родины и дезертиром» и исключен из состава Вооруженных сил. Ввиду недосягаемости обвиняемого он был заочно осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с полной конфискацией личного имущества. Звания и многочисленные медали, которые он заслуженно получил за проявленный героизм в период Великой Отечественной войны, у него отобрали. Антонов также был лишен всех военных регалий.

Фальшивый герой

22 мая 1940 года газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк о «подвигах» Героя Советского союза Валентина Пургина. Список их так велик, что хватил бы на несколько жизней. Это и выполнение специального задания на Дальнем Востоке в 1939 году, и ранение, полученное в боях с японскими милитаристами, и героические сражения с белофиннами в 1940-м. По итогам войны с Финляндией кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Ленина Валентин Пургин и получил звание Героя СССР.

Однако по фотографии, опубликованной в газете, сотрудники компетентных органов узнали во Валентине Голубенко преступника, находящегося в розыске после побега из мест лишения свободы. В ходе расследования выяснилось, что мошенник, за плечами которого уже было несколько тюремных сроков, при помощи матери, работавшей уборщицей в здании президиума Верховного Совета СССР, крал ордена и наградные книжки, ставил печати на собственноручно написанных рекомендательных письмах и приказах.

Голубенко-Пургин, умело входивший в доверие к людям и пользовавшийся личными связями, объездил всю страну по поддельным документам в качестве журналиста «Правды» и «Комсомолки». А во время Финской кампании он отсиживался у приятеля в Москве, тратя командировочные в свое удовольствие. И даже его нахождение в иркутском госпитале с тяжелым ранением было умело сфабриковано.

Врожденное обаяние и слава «живого Остапа Бендера» не помогли преступнику. В августе 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР лишила его звания Героя Советского Союза и всех незаконно полученных им наград. В ноябре 1940 года по решению Военной коллегии Верховного суда СССР в возрасте 26 лет Валентин Пургин был расстрелян.

Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. – Конев В.Н. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 352 с. (Серия «Война и мы»). Тираж 5100 экз. Доп. тираж 3100 экз.

«АНТИЛЕВСКИЙ Бронислав Романович
(07.1916–29.11.1946)
Старший лейтенант

Родился в д. Марковцы Озерского уезда, ныне Дзержинского района (Минской обл. – Авт.) Республики Беларусь. Белорус. Окончил Минский техникум народно-хозяйственного учета по гражданской специальности – экономист в 1937 г. В Красной Армии с 3 октября 1937 г. С ноября 1937 по июль 1938 г. – курсант Монинского училища авиации особого назначения. С июля 1938 г. – младший командир, стрелок-радист 1-й эскадрильи 21-го дбап (дальнего бомбардировочного авиационного полка. – Авт.).

Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Герой Советского Союза (07.04.1940).

Окончил Качинское Краснознаменное военно-авиационное училище в 1942 г. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1942 г. Летчик-истребитель, командир звена, заместитель командира эскадрильи 20-го иап 303-й иад (истребительной авиадивизии. – Авт.) 1-й ВА (воздушной армии. – Авт.), затем в 203-м иап. Лейтенант (17.09.1942). Старший лейтенант (25.07.1943). Награжден орденом Красного Знамени (3.08.1943).

В августе 1943 года сбит над территорией противника и был пленен. Запятнал свое имя сотрудничеством с врагом.

В 1946 году военным трибуналом Московского округа приговорен к высшей мере наказания. Звания Героя Советского Союза и орденов лишен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 года».

Это – первая из 27 кратких «вступительных» биографий военных летчиков, которая открывает книгу Владимира Конева «Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты». За каждой такой справкой следует более или менее подробный очерк, расшифровывающий лаконичное жизнеописание. Так, о том же Антилевском известно, что, стрелок-радист дальнего бомбардировщика ДБ-3, он был единственным, кто из 21-го дбап был представлен к высшему отличию. Золотую Звезду Героя Советского Союза № 304 ему вручили в Кремле 28 апреля 1940 года.

В том же году Антилевский стал переучиваться на истребителя, и с апреля 1942 года, получив первое офицерское звание, воевал на Западном фронте. Летом 1943 года награжден орденом Красного Знамени. Вскоре после этого Герой вновь отважно действовал в воздушном бою против 12 гитлеровских «фоккеров» (ФВ-190) во время сопровождения бомбардировщиков Пе-2. Из двух сбитых вражеских самолета один «воткнул» в землю Антилевский, группа Пе-2 не потеряла ни одной машины. «Всего в августовских боях Антилевский за три дня лично и в группе сбил три самолета противника», – отмечает Конев.

28 августа Антилевского сбивают. В полку его считают пропавшим без вести, но на самом деле он в плену и подробно дает известные ему сведения. «До сих пор не ясны мотивы, толкнувшие летчика-героя на путь предательства, – пишет автор. – Можно лишь предположить, что кто-то из его родственников был репрессирован. На этом, а также на том, что за сдачу в плен его неминуемо ждет в Советском Союзе расстрел, видимо, и сыграл завербовавший его бывший полковник РККА В.И.Мальцев».

Герой Советского Союза Бронислав Антилевский принял присягу власовской РОА – Русской освободительной армии и в чине поручика принимал участие в боевых операциях против партизан в районе Двинска. А также перегонял самолеты с авиазаводов Германии на Восточный фронт и водил эскадрилью Ю-87 на бомбежки. В 1944-м генерал Власов наградил его орденом и произвел в капитаны.

Удивительно, но в июне 1945 года Антилевский с документами участника антифашистского движения Б.Березовского (символичное совпадение!) пытается пробраться на территорию СССР. Задержанный сотрудниками НКВД, легко прошел первую проверку. Но при повторной у него в каблуке нашли Золотую Звезду. По номеру сразу же выяснили, чья она. Участь героя-предателя была решена.

В 2001 году дело Антилевского было пересмотрено Главной военной прокуратурой в порядке исполнения Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». «В заключении было отмечено, что Антилевский осужден законно и реабилитации не подлежит», – так заканчивается эта первая биография в книге.

Конев деликатно, без акцентирования внимания на «грязных» или «подлых» сторонах судьбы того или иного «бывшего Героя», в полной мере показал драму каждого из них. Сделал он это на основе отрывочных и мало известных сведений, а также с привлечением архивных источников. Повествуя, он не осуждает и не оправдывает персонажей своей книги.

В ней представлены как малоизвестные фамилии (да хоть тот же Антилевский), так и достаточно известные. Например, арестованные в первую неделю войны и расстрелянные 28 октября 1941 года как враги народа генерал-лейтенанты авиации: Иван Проскуров, профессиональный летчик, который в 1939–1940 годах возглавлял┘ ГРУ Красной Армии; Павел Рычагов – он на заседании Политбюро 9 апреля 1941 года при обсуждении вопроса о многочисленных катастрофах военных самолетов заявил Сталину: «Аварийность будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах». В тот же октябрьский день 41-го вместе с ними был расстрелян и летчик от Бога, герой Испании и Халхин-Гола (его очень высоко ценил маршал Г.К.Жуков) дважды Герой Советского Союза (1937, 1939) генерал-лейтенант авиации Яков Смушкевич, арестованный за полторы недели до начала войны┘ Впрочем, этих троих позже реабилитировали. Реабилитирован был и первый маршал авиации Александр Новиков, которого, к счастью, сталинские палачи не смогли поставить к стенке, он, под пытками оклеветавший себя и других, в том числе маршала Г.К.Жукова, выжил.

Вообще, согласно статистике, которая имеется на интернет-ресурсе «Герои страны», из 12 874 Героев Советского Союза (звание присваивалось в 1934–1991 годах) лишены его были 86 человек (все – фронтовики). Почему автор отобрал для своей книги только авиаторов? Как он объясняет, летчики становились первыми Героями в 1934-м (спасатели челюскинцев), первыми же и лишались Золотых Звезд (в 1941 году – упомянутые выше генералы). «С этого времени и пошла практика лишения этого высокого звания», – замечает Конев.

Каждая из 27 историй тех, кто по той или иной причине был лишен геройского звания, по-своему потрясает. Участник легендарного Парада Победы старший лейтенант Михаил Косса (звание Героя получил в 1946-м), 22 сентября 1950 года, поссорившись в очередной раз с женой, крепко выпив, надел новую форму, пошел на аэродром и угнал в Румынию боевой Ла-9т. Арестован, приговорен, расстрелян┘ реабилитирован в 1966 году. Подполковник Петр Полоз (Золотой Звездой награжден в 1942-м) в 1963 году у себя в киевской квартире застрелил начальника личной охраны главы государства Н.С.Хрущева – генерала Фомичева и его жену, которых сам же пригласил в гости (кровавая бытовуха). Капитан Николай Рыхлин (Героем стал в 1943-м) в 1950 году в Грозном «благодаря» жене-чеченке был осужден на 15 лет «за хищения социалистической собственности», в 1977-м сел повторно – на 12 лет.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза (1944) старший лейтенант Анатолий Синьков в Корее (там стоял его полк после разгрома империалистической Японии), будучи в нетрезвом состоянии, угрожая оружием, изнасиловал 19-летнюю корейскую девушку на глазах у ее родителей, после чего ограбил квартиру корейского гражданина. («С точки зрения нормального человека, его действия были попросту необъяснимы», – так одним предложением прокомментировал деяние Синькова автор книги «Герои без Золотых Звезд».) Кстати, этот пример ничего не напоминает? А современный разжалованный до рядовых полковник Юрий Буданов (кавалер двух орденов Мужества, их лишенный), который, согласно проведенному расследованию, будучи пьяным, изнасиловал (это ему поначалу вменялось, но потом суд не признал), а потом задушил 18-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву?..

Основная польза этой книги в том, что она невольно заставляет задаваться рядом серьезнейших вопросов. Если с такими, как Антилевский, что называется, «все ясно», то с попавшими в плен ранеными асами-Героями (в книге о таких несколько очерков) «ясно» далеко не все. Они отказались сотрудничать с гитлеровцами, прошли концлагеря, но не стали предателями. Так, отмечает Конев, «достойно вели себя в плену летчики-герои: В.Д.Лавриненков, А.Н.Карасев и другие. Герои Советского Союза летчик АДД (авиации дальнего действия. – Авт.) В.Е.Ситнов и летчик-штурмовик Н.В.Пысин даже в жесточайших условиях плена сумели сохранить Золотые Звезды».

Так, Николай Пысин, чей самолет в феврале 1945 года упал в районе Лиепаи, перед пленением успел сорвать с гимнастерки Золотую Звезду и сунуть ее в рот, а потом прятал так, что не нашло и гестапо; находясь два месяца в концлагерях, согласно данным сайта «Герои страны», он почти все время хранил свою награду во рту. С ней и совершил удачный побег из плена. Ситнов же, сбитый зенитным снарядом в июне 1943-го, прошедший несколько концлагерей, включая такой зловещий, как Бухенвальд (здесь советский летчик был одним из организаторов вооруженного восстания), утаивал от врага Звезду Героя полтора года. Погиб же он в декабре 1945 года от руки польского националиста; похоронен в Бресте. Возвратилась на родину из плена и Золотая Звезда подполковника Николая Власова, которую он перед очередным побегом из концлагеря передал находившемуся там же в плену генералу М.Ф.Лукину. Сам же летчик-истребитель, выданный предателем как один из организаторов готовившегося восстания, после жестоких пыток был заживо сожжен гитлеровцами в концлагере Маутхаузен, в Австрии.

Иные же плененные Герои позже, во второй половине 1940-х, уже освобожденные и продолжавшие служить в авиации или работающие в гражданских отраслях, были арестованы и осуждены, лишены своих Звезд. Некоторые из даже расстреляны. Сам автор книги резонно спрашивает: «Насколько оправданной была практика лишения звания Героя Советского Союза, которая всегда являлась дополнительной мерой наказания?»

Alexis пишет:

Таким образом Вы намекаете, что все расстреленные ГСС расстреляны "за дело" ?

Здесь досканально разобрано вообще все по авиации http://lib.rus.ec/b/211529/read
причины разгрома летом 1941 года и т.п.
..........после 24 мая аресты пошли один за другим.

30 мая 1941года арестован Э.Г. Шахт, 1904 г.р., член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации, помощник командующего ВВС Орловского ВО. Эрнст Генрихович, немец по национальности, родился в Швейцарии. Приехал на «родину пролетариев всего мира», в возрасте 22 лет вступил в партию большевиков. Выучился на летчика-истребителя, воевал в небе Испании, за личное мужество и мастерство, проявленные в воздушных боях, был удостоен звания Героя Советского Союза.

В тот же день, 30 мая 1941 года арестованы нарком боеприпасов И.П. Сергеев и его заместитель А.К. Ходяков.

31 мая 1941 года арестован П.И. Пумпур, 1900 г.р., член ВКП(б) с 1919 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Управления боевой подготовки ВВС РККА, затем - командующий ВВС Московского ВО. Во время войны в Испании Пумпур - руководитель группы советских летчиков-истребителей, в числе самых первых удостоен звания Героя Советского Союза , награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.

1 июня 1941 г. арестован комдив Н.Н. Васильченко, 1896 г.р., член ВКП(б) с 1918 года, помощник генерал-инспектора ВВС Красной Армии.

3 июня 1941 года приняты важные организационные решения. Дело в том, что с весны 1941 года военная контрразведка организационно входила в состав Наркомата обороны (3-е управление НКО). Это создавало определенные трудности и задержки в фабрикации «дел». Поэтому 3 июня Политбюро принимает следующее Постановление: «Удовлетворить просьбу НКГБ о том, чтобы до слушания дела Пумпура в суде передать это дело для ведения следствия в НКГБ». Аналогичные решения были приняты позднее и по другим арестованным, таким образом «чекистам» были созданы все условия для интенсивной работы.

4 июня 1941 года арестован П.П. Юсупов, 1894 г.р., беспартийный, генерал-майор авиации, заместитель начальника штаба ВВС РККА.

В тот же день, 4 июня 1941 года арестованы два начальника отделов Научно-Испытательного полигона авиационного вооружения ВВС Красной Армии: С.Г. Онисько, 1903 г. р., член ВКП(б) с 1923 года и В.Я. Цилов, 1896 г.р., член ВКП(б) с 1918 года, военинженер 1-го ранга.

7 июня 1941 г. арестован Г.М. Штерн, 1900 г.р., член ВКП(б) с 1919 года, генерал-полковник, начальник Управления ПВО СССР. Штерн никогда не был летчиком, он кадровый военный, в годы войны в Испании - Главный военный советник при республиканском правительстве, затем - начальник штаба и командующий Дальневосточного фронта. Герой Советского Союза , награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

В тот же день, 7 июня арестован нарком вооружений Б.Л. Ванников (будущий руководитель советского Атомного проекта).

В тот же день, 7 июня арестован А.А.Левин, 1896 г.р., генерал-майор авиации, заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа.

8 июня 1941 года арестован Я.В. Смушкевич, 1902 г.р., член ВКП(б)с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, в 1939–1941 гг. главком ВВС РККА, затем - генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство дважды удостаивался звания Героя Советского Союза (всего в СССР до начала войны было только пять дважды Героев).

9 июня 1941 года арестован А.Д. Локтионов, 1893 г.р., штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б)с 1921, генерал-полковник. До 1933 года он командовал стрелковыми дивизиями и 4-м стрелковым корпусом. В 1933–1937 годах Локтионов - помощник командующего Белорусского и Харьковского военных округов по ВВС, затем - командующий Средне-Азиатским ВО. В 1938–1940 гг. он главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного военного Совета. Последняя должность перед арестом - командующий Прибалтийским Особым ВО (до февраля 1941 года, затем - «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 г. арестован К.М. Гусев, 1906 г.р., член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем - ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П.А. Алексеев, 1888 г.р., член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем - помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

В воскресенье 22 июня начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и не затормозили волну арестов. Более того, смертоносная волна стала приближаться к самой вершине военного руководства страны.

24 июня 1941 года арестован Герой Советского Союза, генерал армии, заместитель наркома обороны (до этого - начальник Генштаба РККА) К.А. Мерецков. Всего за три дня до этого решением Политбюро он был назначен представителем Верховного командования РККА на Северном фронте, 22 июня прибыл в Ленинград и в течение всего этого длинного дня руководил войсками округа (фронта), т. к. командующий Северного фронта был на Севере - в Мурманске. 23 июня Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий - прямо в приемной Сталина).

В тот же день, 24 июня 1941 года арестован П.В. Рычагов, 1911 г.р., генерал-лейтенант авиации.

Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов «И-15», которой командовал Рычагов, сбила 40 самолетов фашистской авиации, из них 6 самолетов лично сбил командир эскадрильи. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б), без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии - четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940 года заместитель, а с августа 1940 года - главком ВВС РККА.

26 июня 1941 г. продолжилось истребление руководства наркомата боеприпасов. Арестован Д.А. Ирлин, начальник планового отдела наркомата и Г.А. Толстов, начальник управления снабжения наркомата боеприпасов.

В тот же день, 26 июня 1941 года арестован А.П. Ионов, 1894 г.р., член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийского ОВО).

27 июня 1941 года арестован П.С. Володин, 1900 г.р., генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент - на чальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем, в рамках «бериевской оттепели», выпустили на волю в 1939 году. С 11 апреля 1941 г. и по день ареста - на чальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года арестован И.И. Проскуров, 1907 г.р., член ВКП(б)с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году, с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил 7-ю летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом «СБ» воюет с франкистами. В 1937 году присвоено звание Герой Советского Союза . После Испании - командующий авиационной армии особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и (по занимаемой должности) заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 г. (ровно за год до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, где командует ВВС Дальневосточного фронта, позднее - помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия. На момент ареста - командующий ВВС 7-й армии.

В тот же день, 27 июня 1941 года арестован Е.С. Птухин, 1902 г.р., член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу закончил в 1929 году, летчик истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании - советник республиканских ВВС, после возвращения в Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны - командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем - командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф.К. Арженухин, 1902 г.р., член ВКП(б) с 1922 года генерал-лейтенант авиации. В 1927 года окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931 году окончил Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 гг. начальник штаба ВВС РККА, затем - начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А.И. Таюрский, 1900 г.р., член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н.А. Ласкин, 1894 г.р., беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

В начале июля 1941 года (с 4.07 по 10.07) была арестована большая группа генералов из состава командования Западного и Северо-Западного фронтов (командующий Западного фронта Павлов, начальник штаба Климовских, начальник связи фронта Григорьев, начальник артиллерии фронта Клич, командующий 4-й армии Западного фронта Коробков, командир 14-го мехкорпуса Оборин, начальник штаба Северо-Западного фронта Кленов). Был среди арестованных генералов и командир 9-й САД (смешанная авиадивизия) Западного фронта, летчик-истребитель, участник войны в Испании, Герой Советского Союза С.А. Черных. Традиционно (если только этот термин применим к событиям, о которых традиционная советская историография старалась умолчать) эта серия арестов связывается с реакцией Сталина на катастрофический разгромом Западного фронта. Судя по опубликованным за последние 10–15 лет документам, в такой версии нет ничего, кроме чисто психологического эффекта подмены понятий «после того, как» на «вследствие того, что».

Арест генерала армии Д.Г. Павлова был, скорее всего, связан именно с «военным заговором», а не с фактом разгрома Западного фронта. 30 июня 1941 года Павлова сняли с должности, вызвали в Москву, «пропесочили» там как следует, но после этого (все в том же звании генерала армии!) отправили воевать на тот же самый Западный фронт. Есть сведения о том, что Павлова назначили заместителем командующего фронта по автобронетанковым войскам. Не такое уж и большое понижение в должности - если принять во внимание тот факт, что новым командующим фронта был назначен сам нарком обороны, маршал Тимошенко. Арестовали же Павлова 4 июля, прямо на дороге, у города Довска (за 30–40 км от линии фронта, которая проходила тогда у г. Рогачева). Из протоколов допросов совершенно однозначно следует, что «заговорщические связи с Уборевичем и Мерецковым» интересовали «чекистов» гораздо больше, нежели выяснение подлинных причин разгрома Западного фронта. (119) На суде Павлов отказался от выбитого из него самооговора и был приговорен к расстрелу за «бездействие власти, нераспорядительность и развал управления войсками». Но раскручивалось-то, судя по напору «следователей», совсем другое дело - дело о заговоре высшего командного состава РККА.

Ничего общего с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации в начале войны нет и в «обвинительной справке» на командиров ВВС западных округов Ионова, Птухина, Таюрского, Ласкина. Они - точно так же, как и арестованные ДО 22 июня авиационные генералы - «уличаются показаниями» расстрелянных в 37–38 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяется в вину «участие вправо-троцкистском заговоре», шпионаж в пользу почти уже несуществующей Франции, «вредительство в аэродромном строительстве». Завербовались в «шпионы» они кто в 1938, а кто (Птухин) и в 1935 году…
Итоги большой работы, проведенной «чекистами» за неполных два месяца, потрясают. Арестованы:

Заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);

Нарком вооружений (Ванников);

Нарком боеприпасов (Сергеев);

Трое бывших командующих ВВС Красной Армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);

Начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);

Помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);

Начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);

Командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);

Заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);

Начальник штаба Северо-Западного фронта (Кленов);

Командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);

Командующий и начальник штаба Западного фронта (Павлов и Климовских);

Командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);

Командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);

Командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);

Помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);

Помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);

Начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);

Начальник НИИ ВВС (Филин);

Начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в Себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов»......

1. Дважды Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант авиации Яков Владимирович Смушкевич

* * *
4. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Петр Иванович Пумпур


С июня 1934 г. — командир и военком 403-й истребительной авиабригады. В феврале 1936 г. зачислен слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского. С октября 1936 г. по май 1937 г. находился в республиканской Испании (псевдоним «полковник Хулио»). Руководил действиями летчиков-истребителей, внеся большой вклад в воздушную оборону Мадрида. Нередко лично участвовал в воздушных боях, сбил пять самолетов противника. За боевые подвиги в Испании 4 июля 1937 г. удостоен звания Героя Советского Союза. В представлении к этому высокому званию отмечалось: «...Его заслугой является создание и непосредственное руководство бесстрашной группой республиканской истребительной авиации на Мадридском фронте, завоевавшей господство в воздухе над Мадридом. Сумел в ходе боев создать блестящую тактику борьбы в воздухе, обеспечивающую постоянный и неизменный успех. Личным героизмом и руководством воздушными боями воспитывал кадры неустрашимых воздушных бойцов, ни разу не уступивших поле боя противнику. Лично участвовал в большинстве воздушных боев. Налетал около 250 часов. Сам сбил несколько самолетов противника. Будучи общепризнанным авторитетом во всей республиканской авиации, окружил звание советского летчика ореолом героизма и непобедимости». По возвращении из Испании получил внеочередное воинское звание «комкор »(в Испанию уезжал комбригом).

С октября 1937 г. — командующий ВВС Московского военного округа. С ноября того же года — командующий ВВС ОК-ДВА. Затем некоторое время состоял в распоряжении начальника ВВС РККА. С декабря 1938 г. — начальник летно- испытательной станции авиазавода № 1. Некоторое время работал в должности начальника Управления боевой подготовки ВВС РККА. В период войны с Финляндией возглавлял группу инструкторов по боевой подготовке. В 1940-1941 гг. — командующий ВВС Московского военного округа. http://1937god.info/node/1108
Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 мая 1941 года обвинён в бездействии по организации боевой подготовки, снят с должности и зачислен в распоряжение Народного комиссара обороны СССР. Генерал-лейтенант П.И.Пумпур был арестован 31 мая 1941 года «как участник антисоветского военного заговора, на основании показаний Бергольц, Рычагова , Алексеева, Ионова и очных ставок с двумя последними; во вредительской деятельности изобличается актом сдачи Пумпур ВВС МВО другому командующему и приказом НКО № 0031 от 31.05.41 г. Дал показания, что является участником антисоветского военного заговора, завербован Смушкевичем , но от данных показаний отказался».
Ещё до суда, 9 июня 1941 года, был лишён воинского звания, звания Героя Советского Союза и государственных наград. Осужден Особым совещанием при наркоме внутренних дел СССР 13 февраля 1942 года к высшей мере наказания. На суде виновным себя не признал. Расстрелян в городе Саратове 23 марта 1942 года.
Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 25 июня 1955 года. 17 ноября 1965 года восстановлен в звании Героя Советского Союза и в правах на награды.
* * *
5. Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Петр Васильевич Рычагов



С ноября 1936 по февраль 1937 командиром звена участвовал в Гражданской войне в Испании (1936—1939), сбил 6 самолетов противника.
31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Павлу Рычагову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» №86) с вручением ордена Ленина.
С декабря 1937 г. — старший военный советник по использованию советских летчиков-добровольцев в Китае во время Японо-Китайской войны (1937—1945), командующий советской авиацией. Командующий ВВС МВО (март-апрель 1938), Приморской группы войск, ОКДВА, Дальневосточного фронта (апрель-сентябрь 1938), 1-й Отдельной Краснознаменной армии (сентябрь 1938-1939), команд. авиацией 9-й армии во время Советско-Финской войны (1939—1940).
В 1940 году в возрасте 29 лет был назначен на высшие посты управления ВВС РККА.
С июня 1940 года — заместитель начальника ВВС РККА, с июля — 1-й заместитель ГУВВС РККА, с августа 1940 года назначен начальником Главного управления ВВС РККА.
С февраля по апрель 1941 года — одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации.

П. В. Рычагов известен тем, что будучи заместителем НКО СССР по авиации на одном из заседаний на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, ответил « … вы заставляете нас летать на гробах!»

24.06.41 был арестован П. В. Рычагов. В ходе следствия к арестованным регулярно применялись избиения и пытки. Бывший начальник Следственной части МВД СССР генерал-лейтенант Влодзимирский, 8.10.1953 на допросе показал:

«В моём кабинете действительно применялись меры физического воздействия… к Мерецкову, Рычагову, … Локтионову. Били арестованных резиновой палкой, и они при этом, естественно, стонали и охали. Я помню, что один раз сильно побили Рычагова, но он не дал никаких показаний, несмотря на избиение».

Следствие затягивалось и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.
28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева по распоряжению Л. П. Берии без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П. В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «…будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа». 23 июля 1954 год был полностью реабилитирован.

«Повернувшись, Шварцман с размаха ударил Рычагова дубинкой по лицу. Брызнула кровь. Рычагов упал на пол. В тот же день в Риге был арестован генерал-полковник Локтионов (накануне получивший известие о своем повышении в звании) и этапирован самолетом в Москву. Генералу Локтионову также устроили очную ставку с Рычаговым. Старый генерал обматерил и Рычагова, и следователей. Его сбили с табурета ударом резиновой дубинки и стали бить сапогами. Окровавленного, его снова посадили на табурет и следователь Влодзимирский спросил, признает ли он себя виновным в том, что состоял в преступной организации.
- Да, - ответил генерал, вытирая ладонью кровь с лица , - признаю, что всю жизнь состоял в преступной организации, именуемой партия большевиков.» http://lib.rin.ru/doc/i/73710p3.html Подробнее о
* * *
6. Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Эрнст Генрихович Шахт

Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени
С сентября 1936 года по февраль 1937 года Шахт принимал участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства - сначала обучал испанских лётчиков, а с октября 1936 года командовал 1-й эскадрильей новейших советских скоростных бомбардировщиков СБ конструкции А. Н. Туполева (всего были сформированы три такие эскадрильи). Шахт совершил в Испании несколько сотен боевых вылетов на бомбардировщике СБ. Война была тяжёлой - группа советских СБ потеряла в Испании половину лётного состава.
31 декабря 1936 года в советских газетах было опубликовано сообщение о том, что одиннадцати советским участникам Гражданской войны в Испании (официально их называли добровольцами), в том числе Шахту, присвоено звание Героя Советского Союза. Шахт стал первым немцем, удостоенным столь высокой награды.
В представлении к званию Героя Советского Союза Шахт характеризовался как «один из выдающихся наших авиационных командиров, руководитель и участник всех боёв и операций, выполненных скоростными бомбардировщиками» .



фото из https://museum1998.livejournal.com/5801.html

В 1939 году волна репрессий в стране и армии уменьшилась немного, но в первой половине 1941 года были арестованы более сорока крупных военачальников.
30 мая 1941 года в застенках НКВД оказался и Эрнст Шахт. Полгода он выдерживал пытки и унижения, но потом всё же подписал предъявленные ему необоснованные обвинения.
29 января 1942 года Сталину был представлен список с фамилиями сорока шести арестованных, «числящихся за НКВД СССР». В документе утверждалось, что Шахт уличён как германский шпион , с 1922 года передававший немцам сведения о советском самолётостроении, а также как член антисоветского военного заговора (с 1936 года).

Сталин наложил резолюцию: «Всех поименованных в списке расстрелять».

«Армия сдавала города, а в подвалах Берии по-прежнему истязали людей»


Эрнст Шахт был расстрелян 23 февраля 1942 года в городе Энгельсе - том самом, который до сентября 1941 года, до разгона Автономной республики немцев Поволжья и депортации немцев-граждан СССР, был её столицей. Там же, в Энгельсе, в апреле 1942 года как немецкая шпионка была расстреляна и его жена. Место их захоронения не установлено.
26 ноября 1955 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Герой Советского Союза генерал-майор авиации Эрнст Генрихович Шахт был посмертно реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления». 2 апреля 1960 года он был восстановлен в правах и наградах. https://ukhudshanskiy.livejournal.com/6200038.html
* * * * *
7. Герой Советского Союза, генерал-полковник Григорий Михайлович Штерн


С января 1937 г. по апрель 1938 г. — главный военный советник при правительстве республиканской Испании (псевдоним «Григорович»), Высокую оценку работе Г. М. Штерна на этом посту дал И. В. Сталин в своем выступлении 2 июня 1937 г. на расширенном заседании Военного совета при наркоме обороны:

«...Штерна вы знаете? Всего-навсего был секретарем у т. Ворошилова. Я думаю, что Штерн не намного хуже, чем Берзин (предшественник Г. М. Штерна на посту главного военного советника в Испании. — Авт.), может быть, не только хуже, а лучше...»

С мая 1938 г. — начальник штаба ОКДВА, затем Дальневосточного фронта. В августе 1938 г. руководил боевыми действиями войск в районе озера Хасан. С сентября 1938 г. — командующий 1-й отдельной Краснознаменной армией. Во время боевых действий в районе реки Халхин-Гол возглавлял фронтовое управление, координировал боевые действия советских и монгольских войск. В приказе наркома обороны № 0040 от 4 сентября 1939 г. отмечалось:

«...Японцы были разбиты и выброшены за пределы нашей границы благодаря умелому руководству операциями против японцев т. Штерна и правильному руководству т. Рычагова действиями нашей авиации ».

В 1939 г. был удостоен звания «Герой Советского Союза ». В войне с Финляндией командовал 8-й армией. Из воспоминаний генерал-майора в отставке А. Н. Первушина: «Григорий Михайлович отличался исключительной скрупулезностью в подготовке организации и руководстве боевыми операциями или полевыми учениями войск. Он неоднократно обращал наше внимание на то, что каждая операция развертывается в своей, особой обстановке. Не может быть единой шаблонной схемы даже для двух операций, пусть и основанных на самых блестящих исторических примерах. Положительный и отрицательный опыт войны и сражения должен глубоко изучаться, систематизироваться и учитываться для наилучшего его использования в условиях трезвого учета складывающейся реальной обстановки». С июня 1940 г. по январь 1941 г. — командующий Дальневосточным фронтом. В январе — июне 1941 гг. — начальник Главного управления Противовоздушной обороны (ПВО) РККА.
Арестован 7 июня 1941 г. Обвинялся в шпионаже и участии в военном заговоре. Расстрелян без суда по распоряжению Л. П. Берии 28 октября 1941 г. в поселке Барбыш Куйбышевской области. Постановлением Главной военной прокуратуры реабилитирован в 1954 г.