Фестиваль

Тема:

Докладчик:

Новороссийск


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Тема:

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система дошкольного образования в общественном сознании воспринимается как сфера услуг :

  • по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;
  • их воспитанию;
  • их обучению;
  • их развитию.

Докладчик:

Старший воситатель МБДОУ № 20 Сидоренко Татьяна Владимировна

Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Потребители услуги - дети и их родители (опекуны), общество, государство в.ч образовательные организации следующей ступени образования.

Новороссийск


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Системное управление качеством - новый подход в управлении в сфере дошкольного образования, связанный с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования системы образовательного учреждения.

Менеджмент качества в дошкольном учреждении - это скоординированная деятельность по руководству и управлению МБДОУ применительно к качеству, которая позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы учреждения, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации.

СМК учреждения ЭТО ИНСТРУМЕНТ достижения целей и решения задач Стратегической программы развития образовательного учреждения.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Принципы менеджмента качества:

ISO 9001:2015

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на потребителя;

или

  • лидерство;
  • лидерство;

ГОСТ Р 9001-2015

  • вовлечение персонала;
  • вовлечение персонала;
  • процессный подход;
  • процессный подход;
  • улучшение;
  • улучшение;
  • принятие решений, основанных на свидетельствах;
  • менеджмент взаимоотношений.
  • менеджмент взаимоотношений.

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

1. Ориентация на потребителя

ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО

ЛИЧНОСТЬ

Формируемые и реализуемые мероприятия МБДОУ, направленные на удовлетворение ТРЕБОВАНИЙ и ПОТРЕБНОСТЕЙ потребителя


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

2. Лидерство руководства

Высшее руководство должно:

- демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества;

- демонстрировать лидерство и обязательства в отношении ориентации на потребителя;

- установить, внедрять и поддержать политику в области качества;

Обеспечивать, что ответственность и полномочия для значимых ролей установлены, доведены до персонала и поняты в учреждении


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

3. Вовлечение персонала.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход (риск ориентированное мышление)


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

5. Улучшение

Дошкольное образовательное учреждение должно:

Определять и выбирать возможности для улучшения;

Внедрять любые необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения удовлетворенности потребителя.

Эта деятельность должна включать:

a) улучшение продукции и услуг для выполнения требований, а также учет будущих потребностей и ожиданий;

b) коррекцию, предотвращение или снижение нежелательных последствий;

c) улучшение функционирования и результативности системы менеджмента качества.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

и данных

Применение принципа требует:

  • измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче
  • обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации
  • использования апробированных методов для анализа данных и информации
  • понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции

В этой связи ДОУ должно определять :

  • что должно подлежать мониторингу и измерениям;
  • методы мониторинга, измерения, анализа и оценки, необходимые для обеспечения достоверных результатов;
  • когда должны проводиться мониторинг и измерения;
  • когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы и оценены.

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

7. Менеджмент взаимоотношений

Взаимовыгодных отношения с партнерами (включая партнеров, являющимися также и потребителями услуг ДОУ, например, родители – члены Советов, а также поставщики товаров и услуг)


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.


Фестиваль «Парк инновационных технологий»

Спасибо

за внимание!

Новороссийск

Инга Владимировна
Презентация «ФГОС до и качество дошкольного образования»

В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования .

Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Основными целями ФГОС ДО являются :

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ , их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования .

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования РФ .

Так как любой стандарт представляет собой образец , следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования . Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям и срокам их реализации.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом примерных программ. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области ) : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс .

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс , а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде :

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала .

2. доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс .

Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Разработчики Стандарта исходили из того, что все дети разные и у каждого будет свой путь развития. Поэтому на требования к оценке образовательных результатов наложено вето. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника . Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте часто повторяется целевая установка - поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый - главный, направляющий. Теперь он - посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования ) ; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений ; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски : граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное, (ст. 43 Конституции Российской Федерации) но и по-настоящему качественное дошкольное образование .

Слайд 2

Показатели возврата инвестиций в образование в зависимости от образовательной ступени

Слайд 3

Чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни

Означают ли эти данные, что любое вмешательство в дошкольном возрасте приведет к таким результатам? Возникает вопрос о качестведошкольного образования

Слайд 4

Последние 7-8 лет – второй круг пересмотра задач дошкольного образования в России Формулировка задач на уровне решения конкретных проблем (очередь, финансирование, и т.п.): отсутствуют сформулированные целевые ориентиры решается задача «легкости» в управлении и контроле Оценка качества образования всегда связана с целевыми ориентирами

Слайд 5

Задачи дошкольного образования – два подхода в современном мире

Сориентировано на развитие ребенка Программы, ориентированные на ребенка Сориентировано на нужды системы ЗУН-овские программы школьного типа (хотя обычно декларируют развитие) - программы «присмотра и ухода» (потеря образовательного содержания)

Слайд 6

Пересмотр основных задач дошкольного образования – международный контекст

За рубежом (Европа, США) Движение от «дополнительного» к «основному» статусу дошкольного образования Россия В условиях развитой инфраструктуры и традиций «системности» - движение от авторитарной к личностно-ориентированнй модели дошкольного образования В России существует опасность «обратного» тренда

Слайд 7

Поиск «места» дошкольного образования во всей системе образования (отношения со школой)

Какой «готовности» школа вправе требовать от ребенка? Каковы задачи дошкольного возраста? Каковы особенности обучения в дошкольном возрасте? Каково содержание (результаты) образования в дошкольном возрасте?

Слайд 8

Оценка качества образования всегда связана с целевыми ориентирами

Исследование предпочтений родителей относительно задач дошкольного образования (два региона РФ)

Слайд 9

Хороший детский сад должен:

подготовить моего ребёнка к школе научить ребёнка слушать взрослых создать психологически комфортную обстановку для моего ребёнка научить ребёнка навыкам самообслуживания приучить ребёнка к режиму дня обеспечить безопасность моего ребёнка дать возможность моему ребёнку играть с другими детьми научить ребёнка общаться со сверстниками

Слайд 10

Слайд 11

Оценка качества дошкольного образования в ДОО

Два возможных вопроса Что происходит в ДОО (ДОУ)? Как это влияет на развитие ребенка дошкольного возраста?

Слайд 12

Международный опыт оценки качества дошкольного образования: подходы

Оценка образовательной среды (включая оценку действий взрослых – педагогов, администрации) требует высокого уровня компетентности всех субъектов образовательного процесса: инспекторов, педагогов, родителей; требует договора Оценка образовательных результатов (включая оценку разных видов детской активности) высокий риск «свалиться» в ЗУН-овскую парадигму ДО; высокий риск постоянного тестирования детей (ЕГЭ для ДО)

Слайд 13

Нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования К структуре ООП ДО К условиям ее реализации К результатам освоения ООП

Слайд 14

В рамках подхода, сориентированного на развивающее образованиеФГОС дошкольного образования

Не должен повторять ФГОС школы (в т.ч. начальной школы). Преемственность выстраивается на основании возраста Должен обеспечивать ориентиры для педагогов, родителей, «управленцев» Должен предполагать возможность выбора для детей, родителей, педагогов (вариативность организационных форм и образовательных программ) Должен создать возможность контроля качества ДО по условиям

Слайд 15

ФГОС дошкольного образования не является основанием для

оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Слайд 16

Оценка образовательных результатов (включая оценку разных видов детской активности)

Нормативный контекст ДО – необязательный уровень образования Множество посторонних факторов, влияющих на результаты Невозможна аттестация по результату ДОО становится единственным ответственным за результат В каких категориях можно выразить образовательные результаты? (ЗУН-ы, качества, «интегративные качества», качество деятельности) Проблема обеспечения транслируемой процедуры оценки результатов

Слайд 17

Нормативный контекст (продолжение) В каких категориях можно выразить образовательные результаты?

Возможные категории результатов и процедуры оценки ЗУН - ы – экзамен (в дошкольном возрасте?) Возможность отвергается Качества ребенка – тестирование. Сопряжено с проблемой валидности теста. Характеристика возраста – большой разброс нормы (тесты определяют лишь границу нормы, которая слабо зависит от неспецифического вмешательства). Также существуют специфические проблемы тестирования «Интегративные качества» - наблюдение, другие качественные методы оценивания. Все процедуры кроме тестирования непригодны для трансляции, субъективны и носят исследовательский (экспертный) характер. Качество деятельности – наблюдение. Также непригодно для трансляции в качестве нормативного измерителя. Все перечисленные методы приводят к сравнению детей между собой

Слайд 18

Связь оценки качества с финансированием: последствия возможной связи финансирования ДОО с оценкой результатов

Наилучшим образом финансируются элитные ДОО (противоречит принципу равенства и общедоступности ДО); Нет стимула для развития «слабых» ДОО; Становится невыгодно работать с детьми из социально-незащищенных и необразованных семей; ДОО стремятся избавляться от «трудных» детей; Появляется основа для коррупции (не может быть единого валидного стандартизированного измерителя); Школы на законном основании начинают отбор детей

Слайд 19

Оценка развития детей дошкольного возраста (включая оценку разных видов детской активности)

Исследовательский контекст мониторинги развития исследовательские программы (при соблюдении всех условий информирования заинтересованных субъектов)

Слайд 20

Профессиональный контекст

Цели образования в дошкольном возрасте – развитие ребенка в условиях эмоционального благополучия Обратная связь от ребенка педагогу – основа планирования в образовательном процессе Оценка развития педагогами нацелена на помощь ребенку Исходит из личности каждого ребенка (сравнивает ребенка только с самим собой) Осуществляется в привычной для ребенка обстановке Складывается из множества частных оценок

Слайд 21

Современное дошкольное образование - резюме:

ЗУН-овская школьная модель не эффективна. Эффективны возрастосообразные образовательные программы Основное условие – вариативность и разнообразие образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности Образовательный результат не может быть ориентирован только на требования школы и не может быть связан с результатом формализованного тестирования детей Качество дошкольного образования оценивается в процессе экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательных программ

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Информация для контактов [email protected]

Посмотреть все слайды

Малахова Т. А., старший воспитатель МБДОУ детский сад 15 « Теремок » Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования. Августовская педагогическая конференция « Федеральные государственные образовательные стандарты « Федеральные государственные образовательные стандарты


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 " О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки ". Модернизация современного образования предполагает новую образовательную политику его развития, которая нацелена на обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество первой ступени общественного образования – дошкольного образования выступает важнейшей ценностью современности.




Подходы к оценке качества дошкольного образования Е. И. Терзиогло, изучая качество образования в дошкольном учреждении, в своих исследованиях выделяет следующие показатели: управленческая деятельность; деятельность педагогов; динамика процесса развития детей Л. И. Фалюшина: для детей – это обучение в интересной для них игровой форме; для родителей – это эффективное обучение детей, хорошая подготовка к школе; обучение без утомления; сохранение здоровья детей; для воспитателей – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями; успешное выполнение всех программ всеми детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей; обеспеченность всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т. д.; для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми; сохранение здоровья детей; успешность деятельности педагога и детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; качественная подготовка детей к школе. Л. Л. Иванова, Т. И. Оверчук, И. А. Рыбалова выделяют основные факторы и условия управления дошкольным образованием: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование предметно - развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса и др Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к его определению и оценке


Федеральный закон от г ФЗ " Об образовании в Российской Федерации » « Единая рамочная концепция дошкольного образования » (ЕРК) - ФГБНУ « Федеральный институт педагогических измерений » 2011 г; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 год) Основные нормативные документы, определяющие оценку качества дошкольного образования на современном этапе: Федеральный закон от г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" " Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы ".


Цель определения качества дошкольного образования Основные задачи Разработать концептуальные основы определения и перечень параметров, характеризующих качество дошкольного образования Выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования для наиболее полной реализации прав граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Определить основные механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципы обработки результатов измерений Описать возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования


Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Вторая группа - параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов правовых документов Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Первая группа – параметры, характеризующие соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов Третья группа - параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов нормативных правовых документов Четвертая группа - параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО


Области ответственности участников ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Должность Ответственность 1. Заведующий СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ. Общий контроль за процедурой, изучение методических рекомендаций, анализ полученных данных по параметрам 1, 2, 3, 4, утверждение критериев материального поощрения, принятие управленческих решений. 2. Старший воспитатель Анализ полученных данных по параметрам 1, 2, 3, 4. Подготовка консультаций для педагогов и мед. работников к проведению мониторинговых исследований. 3. Зам. заведующего по АХР Анализ параметров 1, 4. Принятие управленческих решений. 4 Психолог Изучение особенностей проведения процедуры с проведением консультаций для педагогов. Анализ данных по параметрам 1, 2, 3, 4. Разработка рекомендаций педагогам по улучшению качества дошкольного образования. Разработка предложений для административного состава по улучшению качества дошкольного образования. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования


Области ответственности участников Должность Ответственность 5. Воспитатель Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества дошкольного образования. 6. Специалист по физическому воспитанию Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества образования в области физического развития. 7. Музыкальный руководитель Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3,4. Анализ полученных данных и работка плана работы по улучшению качества образования по музыкальному развитию дошкольников. 8. Медицинский работник Изучение и проведение мониторинга параметров 2,3. Анализ полученных данных и работка предложений по улучшению условий сохранения и улучшения здоровья воспитанников. 9. Родитель Заполнение анкеты по параметру Родительский комитет Разработка предложений по улучшению качества дошкольного образования.


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты комплексной самооценки ДОО Первая группа параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 1. Инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности; 2. Инструментарий для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности. Вторая группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 1. Инструментарий оценки кадрового, материально - технического, учебно - материального, медико - социального, информационно - методического, нормативно - правового, психолого - педагогического обеспечения ДОО; 2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО


Оценочные таблицы самооценки ДОУ (1 и 2 группы параметров) Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Открыть файл «Самооценка ДОУ_N1_N2.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Лист «Результаты»: Д ОУ ***** 1. оценки (баллы) по подпараметрам 2. посчитан суммарный балл по критериям (маркировка цветом) 9


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Ключевыми понятиями инструментов для фиксации развития ребенка являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка. 1. Физически развитый 2.Любознательный, активный 3. Эмоционально отзывчивый 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе 8. Овладевший необходимыми умениями и навыками 9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Третья группа - параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов нормативных правовых документов


Часть 3 – оценивается интегративное качество « физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками »(1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям. Психолого - педагогическая часть Медико - педагогическая часть Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств (2- 7; 9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Часть 2 – оценивается интегративное качество « овладевший необходимыми умениями и навыками »: показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий. Карта развития ребенка Инструменты для фиксации развития ребенка


Заполнение оценочной таблицы (индивидуальное развитие) Открыть в Excel файл «Индивид ДОУ_N1_N2.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Лист «Результаты»: Пушкин А лександр уровневые показатели характеристик интегративного качества (маркировка цветом) 2. профиль развития интегративных качеств 3


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе: - НЕ используются для проведения каких - либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »: « освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся »); - НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций; - НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).


Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам: оснащенность ДОО; квалифицированность педагогов; развитие ребенка в ДОО; взаимодействие с родителями. Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам: оснащенность ДОО; квалифицированность педагогов; развитие ребенка в ДОО; взаимодействие с родителями. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО Четвертая группа - параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.


Анкета для родителей Индивидуальное развитие Оценка готовности к школе Самооценка ДОУ Анкета для родителей Открыть файл «Анкета для родителей по ДОУ.xls» Заполнить лист «Исходные данные» Лист «Результаты»: Д ОУ ***** 1. оценки (баллы) по подпараметрам (маркировка цветом) 2. посчитан суммарный балл по критериям 3. дана качественная оценка ДОУ 10 Назначение: инструменты для выявления уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ.


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Семинар « Результаты опытного внедрения (апробации) доработанной модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов Российской Федерации ». Выводы по итогам семинара: процедура оценки не противоречит действующей нормативной базе; модель применима в ситуации разнообразия образовательных программ; модель совместима с региональными подходами к оценке качества дошкольного образования и может быть использована при разработке региональной системы оценки качества дошкольного образования; модель функциональна, охватывает необходимые аспекты деятельности ДОУ (оценка программы, условий, удовлетворенности родителей, индивидуального развития детей); инструментарий имеет широкий диапазон параметров, позволяющих комплексно и стандартизировано оценить качество дошкольного образования, динамику развития детей дошкольного возраста. Оригинальная версия предлагаемых материалов размещена по адресу:


Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Каковы направления дальнейшей адаптации модели к условиям реальной практики субъекта РФ? разработка примерного положения о проведении процедуры по оценки качества дошкольного образования на уровне субъекта РФ, муниципалитета, ДОО; разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, демонстрирующими высокий, средний, низкий уровень образовательных достижений; разработка рекомендаций и методических материалов по повышению квалификации работников ДОО; повышение уровня профессиональных компетенций педагогических и медицинских работников оснащение ДОУ компьютерной техникой, медицинскими измерительными приборами (динамометр, спирометр, шагомер); привлечение дополнительных медицинских работников для обследования детей по антропометрическим показаниям с соответствующим оборудованием; подготовка наглядных материалов для проведения диагностики; отработка подходов к созданию информационных ресурсов по результатам оценки качества дошкольного образования; адаптация модели к региональным особенностям; процедуры наблюдений должны проводиться несколько раз в год и др.



Cлайд 1

Управление качеством образования в условиях реализации образовательного процесса образовательного учреждения Харина Н.В. Томская область

Cлайд 2

Стратегическая задача модернизации образования - « обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2.

Cлайд 3

Цель проекта: разработка эффективной модели управления качеством образования в школе, основанной на современных подходах и опыте собственной практики проектирования педагогических изменений в управлении школой.

Cлайд 4

Задачи проекта: разработать внутришкольную Модель качества образования в школе, скорректировать «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; разработать новые параметры качества образования в школе (кроме региональных в рамках реализации РСОКО) на уровне школы, учителя, ученика в соответствии с целями и задачами программы развития школы; разработать модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированную на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся (в соответствии с приоритетами программы развития школы); разработать систему мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 5

В Концепции развития РСОКО В Томской области под качеством образования понимается «степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям и результатам и условиям образовательной деятельности, социальным и личностным ожиданиям». Комплексный проект модернизации образования

Cлайд 6

Качество образования в школе – это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне

Cлайд 7

Основные направления работы Службы качества: Качество управления школой Качество проводимых уроков Качество учебных достижений учащихся в соответствии с их уровнем обучаемости Достижение максимально высоких результатов итоговой и промежуточной аттестации, включая результаты ЕГЭ Качество проведения внеклассных и внешкольных мероприятий Определение уровня воспитанности учеников

Cлайд 8

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, улучшение уровня психологического климата в классах и школе Качество работы со школьной документацией (журналы, личные дела, дневники и т.д.) Качество организации учебно-воспитательного процесса Высокие достижения учащихся, учителей и коллектива школы в различных творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Cлайд 9

Провозглашенные цели школа реализовывала с помощью: внедрения в образовательный процесс современных, передовых технологий создания творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования сочетания администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления эффективного использования и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.

Cлайд 10

Параметры качества на уровне школы на первом этапе: обученность, обучаемость учащихся; адекватность достигаемых результатов образования; итоговая аттестация и результаты ЕГЭ; процент поступивших в вузы; уровень достижений в олимпиадах; уровень спортивных достижений; уровень участия в творческих конкурсах и выставках; достижения и победы учителей, школы; воспитанность учащихся; отношение к школе учеников; показатели здоровья учителей и учащихся;

Cлайд 11

На уровне учителя: психологический климат в классе качество проведения уроков качество проведения внеклассных мероприятий качество работы с документами На уровне ученика: личная успеваемость и воспитанность победы в городских и школьных олимпиадах и спортивных соревнованиях смотивированность учащихся на образование сформированность общеучебных умений и навыков

Cлайд 12

Основные направления программы развития школы: обеспечение качества и доступности образования совершенствование воспитательной и внеурочной деятельности учащихся усиление здоровьесберегающей и профилактической направленности УВП повышение эффективности организационно-методической и управленческой деятельности расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы

Cлайд 13

Анализ нормативно-правовой базы 1. Приказ Департамента общего образования Томской области (далее ДОО ТО) № 652 от 05.05. 2008 г. «О введении в действие Положения о региональном банке контрольно-измерительных материалов для мониторинга и оценки качества подготовки и обучающихся образовательных учреждений Томской области». 2. Приказ Департамента общего образования Томской области № 639 от 04.05.2008 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности общеобразовательных учреждений». 3. Приказ Департамента общего образования Томской области № 791 от 30.05.2008 г. «Об утверждении Положения о центре оценки качества образования Томской области». 4. Приказ Департамента общего образования Томской области № 833 от 07.06.2008 г. «Об утверждении инструктивно-методических материалов аккредитационной экспертизы деятельности образовательного учреждения по показателям качества образования». 5. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1005 от 07.08.2008 г. «Об утверждении региональной программы мониторинговых исследований на 2008-2010 годы». 6. Информационное письмо Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. 7. Приложение 1 к письму Департамента общего образования Томской области № 2190/01-08 от 15.10.2008 г. «Примерное положение о распределении стимулирующих выплат работникам общеобразовательных учреждений». 8. Приказ Департамента общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 г. «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области». 9. Распоряжение Губернатора Томской области № 278-ра от 08.05.2008 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации в Томской области». 10. Постановление Губернатора Томской области № 52 а «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Томской области». 11. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1. 12.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ. 13.Закон Томской области от 12. 11. 01. №119-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Cлайд 14

Деятельность по реализации проекта 1 этап – подготовительный, январь-апрель 2009 г., (разработка индивидуального проекта, анализ существующей нормативно-правовой базы, подготовка теоретического обоснования проекта) 2 этап – разработнический, май-сентябрь 2009 г., (разработка новых показателей и критериев оценки качества образования в школе, разработка положений: «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Положение о «Портфолио» ученика», корректировка Политики школы в области качества, «Положения о Службе качества» в связи с новыми целями и задачами, разработка Модели качества образования в школе, разработка системы мотивации для педагогов, учеников, родителей для повышения качества образования в школе, разработка модели непрерывного повышения квалификации учителей.) 3 этап – внедренческий, сентябрь - декабрь 2009 г. (разработка и внедрение новой системы оценивания для учащихся, формирование банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся напредметных умений, навыков, компетентностей, внедрение в практику работы школы новой Модели качества образования с новыми показателями и критериями, внедрение Модели непрерывного повышения квалификации учителей, внедрение системы мотивации для педагогов, учеников, родителей).

Cлайд 15

План-график реализации проекта (2009 год) Разработка индивидуального проекта (январь-апрель) Проведение школьных пробных ЕГЭ в 9-х, 11-х классах (апрель) Участие в тестировании по новым текстам КИМов в 10-х классах (май) Разработка новых показателей и критериев качества образования на уровне школы, учителя, ученика (июнь) Проведение анализа результатов работы школы по новым показателям и критериям (июнь) Разработка «Положения о «Портфолио» ученика» (июль) Корректировка «Политики школы в области качества», «Положения о службе качества» (июль) Разработка системы диагностики и мониторинга мотивации для педагогов, учеников, родителей (август) Разработка модели непрерывного повышения квалификации педагогов (сентябрь) Создание банка данных приемов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей (сентябрь-декабрь) Разработка и внедрение новой системы оценивания достижений учащихся (сентябрь-декабрь)

Cлайд 16

Ожидаемые результаты проекта: Модель управления качеством образования в школе, включающая «Положение о внутришкольной системе оценки качества», «Политику школы в области качества», «Положение о службе качества в школе»; «Положение о «Портфолио» ученика», новые показатели и критерии оценки качества образования в школе на уровне школы, учителя, ученика; Модель непрерывного повышения квалификации педагогов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию, многопрофильность в обучении разных групп учащихся; система мотивации для повышения качества образования в школе для всех субъектов УВП (педагогов, учеников, родителей); банк данных приёмов, способов, методов формирования у учащихся надпредметных умений, навыков и компетентностей; банк оценочных материалов для пяти ступеней внутришкольного контроля (1, 5, 7, 9, 11 кл.).

Cлайд 17

Литература. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / Москва, «Сентябрь», 2001г. Проект. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы». Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. / Москва. 1993 г. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 – 2005 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008, №1, с. 20- 38. 2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании,- М., 1996. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002. №2. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал, №4, 2006г., с. 3-9. Баранцев Р.Г. Тринитарная методология в синергетике/ / Перспективы синергетики в ХХI веке / : Сб. материалов Международной научной конференции: В 2-х томах. Т.1 Белгород, 2003. Панасюк В.П.Школа и качество: выбор будущего.- СПб.: КАРО, 200.- 384 с.- (Модернизация общего образования). Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования. / Педагогика, №1, 2006, с. 22- 31. Громова Т.В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы. 2006. №5. С.51-55. Комплексный проект модернизации образования Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его.// Народное образование, 2006, №4, с. 163-171. Гормин А.С. Процессуальная модель оценки качества образования // Директор школы- 2005. - №10. С. 17 -24.