ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

УДК 37.015.31:159.923

Л. И. Селиванова

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимой для многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основа педагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследования саморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализации в образовательной практике.

Введение

Долгое время процессы саморазвития, самосовершенствования, самопознания в становлении личности считались областью исследования философии и психологии. Так, родоначальник классической философии И. Кант утверждал, что человек может быть охарактеризован как субъект автономного поведения и самосовершенствования. В отечественной науке И. П. Павловым была сформулирована закономерность о человеке как саморегулирующейся системе. В современных научных изданиях представлено различное толкование понятия «саморазвитие»: спонтанный процесс самореализации индивида, социокультурный процесс сознательного самообразования личности, активность субъекта по изменению способностей, восхождение к индивидуальности, поиск своего места в обществе, развитие общечеловеческого в каждом, условие и результат самообразования, процесс приобщения к культуре, активной самореализации в творчестве. Варианты понимания сущности саморазвития личности можно условно объединить в группы, определяющиеся в зависимости от подхода к рассматриваемому понятию.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый подход отождествляет категорию «саморазвитие» с самодвижением и развитием. Выдающийся педагог второй половины XIX - начала XX в. П. Ф. Каптерев предвосхитил такое понимание сущности саморазвития. Он доказывал имманентность и универсальность идеи саморазвития в отношении природных и общественных явлений. В современных энциклопедиях самодвижение характеризуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция развития исходит из того, что поскольку источником развития являются внутренние противоречия, свойственные объектам с системным строением, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).

С этой точки зрения психологи в своей области исследования указывали на существование простейших психических явлений, регулирующих деятельность. В материалах круглого стола журнала «Вопросы психологии» (1993, № 5) А. В. Брушлинский говорил о формировании психики на основе саморазвития ребенка, взаимодействующего с окружающим миром. Учёный опирался на утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что психические процессы «превращаются в сознательно регулируемые действия или операции», которыми личность овладевает и направляет их на решение жизненных задач . То есть признание спонтанного (обусловленного внутренними причинами) характера развития ребенка не снимает задач педагогического руководства этим процессом.

На возможности педагогики в развитии личности при направлении его деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Он определял значение творческой самодеятельности в обнаружении, проявлении и созидании субъекта. Искусство руководства развитием личности, по мнению Г. С. Костюка, заключается в том, чтобы направлять «самодвижение» ребёнка, содействовать его творческой активности. А. Н. Леонтьев добавлял, что педагогически управлять мы можем только деятельностью ребенка при условии опоры на законы развития. В своих трудах психологи разрабатывали принцип детерминизма (внешние причины действуют на внутренние условия) и принцип деятельности (единства сознания и деятельности), что имело большое значение для исследования в педагогической науке влияния на саморазвитие личности внешних условий -среды и обучения.

В педагогике второй половины ХХ в. отмечалось стремление опереться на активность как деятельностное состояние субъекта (Л. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина). А. И. Кочетов писал о том, что человеку изначально присуща система активности отражения явлений, что делает его совершенной самообучающейся системой. И сегодня при характеристике новой парадигмы образования В. С. Кукушин определяет развитие как переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач, а саморазвитие называет высшим уровнем развития. Н. В. Бордовская считает саморазвитие показателем личностной зрелости и одновременно источником активного физического и социального долголетия человека.

Представление саморазвития в форме самодвижения определяет его позицию как внутреннего фактора развития личности. Так, один из ведущих педагогов Беларуси Н. К. Степаненков считает, что «развитие, наряду с целенаправленным процессом формирования личности, включает саморазвитие» . Т. А. Стефановская делает акцент на саморазвитии личности, а наследственность, среду, воспитание считает внешними факторами в отношении к личности. Социальная педагогика характеризует факторы, влияющие на личность, подчёркивая зависимость успеха обучения и воспитания от умения педагога пользоваться всеми окружающими ребёнка условиями.

Рассматривая воспитание как определяющий фактор становления личности, И. Ф. Харламов все же подчеркивал, что именно в саморазвитии оно получает «подлинную реализацию и эффективность» . Сущность «спонтанейности», «самодвижения» заключается в том, что внешние педагогические воздействия, преломляясь через внутреннее восприятие развивающейся личности, возбуждают у последней осознание и переживание разрыва между достигнутым и необходимым уровнем в работе над собой. В настоящее время общепринята педагогическая позиция, призывающая опираться в обучении и воспитании именно на внутренние факторы, побуждающие учащихся к саморазвитию: познавательные интересы, индивидуальные мотивы, разнообразные чувства, потребности в профессиональном и личностном самоопределении . Белорусские учёные А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская, Е. А. Коновальчик подчёркивают, что «именно активность и собственное стремление к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет развитие» . Б. Т. Лихачёв рассматривает саморазвитие как объективную «волю к жизни», предопределённую «инстинктами самосохранения и продолжения рода, собственности, свободы, власти, славы, импульсами нервной, мышечной, сексуальной, творческой потенции» . Для укрепления воли к жизни значимо взаимодействие с высоконравственными явлениями культуры, целеустремлённо организуемое в образовательном процессе.

Как видим, с точки зрения самодвижения и развития, саморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием. Данный подход формирует взгляд на ребёнка как на социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать. Задачей образования объявляется обеспечение условий, оптимальных для саморазвития личности. Среди таких условий саморазвития можно выделить следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объёма, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.

Значимым в педагогике является подход к саморазвитию личности как к «самообразованию», когда подчёркивается, что человек образует себя сам. Создание своего «я», личности переносится на почву сознательной самодеятельности. При этом в понятие «самообразование» вкладывается широкий смысл: самостроительство, самосозидание и самообучение, самовоспитание. В первом случае внимание заостряется на индивидуальном, «самости». Так, В. И. Слободчиков пишет о «самодостраивании» человека и роли в этом процессе саморазвития, «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни» .

Во втором случае акцент ставится на социально-гуманитарном саморазвитии. Согласно мнению К. А. Абульхановой-Славской, саморазвитие включает в себя «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве) .

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Личность путем сознательной деятельности стремится достроить себя до общего, осуществляет самостоятельное познание, повышение своего образования и личное совершенствование.

В связи с названными примерами понимания рассматриваемого феномена обобщающим является приведённое в «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь» (1999) определение саморазвития личности как слияния и сопряжения личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Здесь подчеркивается роль самодеятельности индивида, ориентир на культуру человечества при обогащении способностей, реализации потребностей, выработке личностных качеств.

Как видим, применительно к самообразованию, саморазвитие личности выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и в то же время как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности. Чтобы нивелировать причины отстранения «самодеятельного организма» от образования, ещё столетие назад П. Ф. Каптерев призывал перестать искать его основы вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания. Педагог выстраивал следующее соотношение между образованием и самообразованием: «главенствующим и господствующим явлением должно быть самообразование, а вспомогательным - образование» . И в современных условиях при постановке в один ряд саморазвития, самообразования и самовоспитания важно взять их за основу при организации учебно-воспитательных заведений.

В настоящее время идея саморазвития личности получает оригинальное воплощение с точки зрения дискретного подхода, который использует отдельные «само-»умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. В психолого-педагогической литературе появилось немало терминов (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и др.), отражающих отдельные аспекты личностного потенциала, реализуемого в деятельности.

Педагогические и психологические концепции акцентируют внимание на различных движущих силах саморазвития личности. Так, посредством самоосознания, по мнению представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), самость изменяется и обеспечивает бесконечное саморазвитие личности. А. Маслоу выделял потребность в самосовершенствовании, самоактуализацию, когда «Я» «прислушивается к голосу импульса», осуществляет выбор (продвижение или отступление) из имеющихся возможностей и реализует потенции внутреннего роста. На потребность личности в самосовершенствовании опирается В. А. Ситаров при понимании саморазвития как «прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности» . Система саморазвивающего обучения, разработанная руководителем «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г. К. Селевко, ориентируется на удовлетворение не только познавательной потребности, востребованной в технологиях развивающего обучения, но и ряда других потребностей в «самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации» . Современный ученый утверждает, что на внутренние механизмы саморазвития можно влиять путем организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы, средства.

На самотворчестве личности делали акцент экзистенциалисты (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. Франкл и др.). Австрийский психолог В. Франкл движущей силой жизни человека считал борьбу за её смысл посредством страдания, переживания ценности и совершения дела. Рассуждения В. Франкла о страдании как средстве нравственного совершенствования, о борьбе за достойную человека цель, о любви как способе понять суть и увидеть потенциальное в личности приводили к выводу - человек самодетерминирован. Педагогика экзистенциализма ставит цель - научить человека творить себя как личность, вооружив опытом существования.

Саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» рассматривают Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров . Современные исследователи сделали вывод, что истинным субъектом саморазвития ребёнок становится в начале подросткового возраста. В задачи педагогики саморазвития, по их мнению, должна быть включена фасилитация процессов постановки целей самоизменения, т. е. помощь подростку в их постановке, поиске информации, новых средств для её решения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Один из авторов образовательной системы «Школа 2100» А. А. Леонтьев отмечает необходимость понимания воспитания как выращивания у учащегося способности и потребности к творчеству, в первую очередь, к социальному и личностному творчеству - творчеству самого себя. Исследователь отмечает необходимость осознания ребёнком себя как преобразующего предметную и социальную действительность, ответственного начала, формирования смысловой установки на творчество и одновременно выращивания потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, способности занять собственную позицию и принять решение.

Исследования надситуативной активности человека, «самодетерминации его бытия в мире» обосновывали позицию учащегося как субъекта педагогического процесса, в котором саморазвитие личности обеспечивается предоставлением возможностей для самореализации на основе выявления индивидуальности. И. С. Якиманская доказывает, что активность тогда является источником развития, когда становится самоактивностью и выступает «в виде самоконтроля, самооценки, саморегуляции». Переход к самоактивности учащихся обеспечивается овладением рациональными приёмами учебной работы, созданием опять же оптимальных условий для саморазвития личности. Запускающим механизм саморазвития фактором Н. Н. Поддьяков считает «цикличную самостимуляцию», когда «потребность в самообновлении ведёт к усилению поисковой активности, разрушению прежних представлений, к возрастанию упорядоченности и устойчивости психических образований на новом уровне» . Анализ, синтез, дифференциацию, интеграцию автор называет фундаментальными единицами, аккумулирующими потенциал развития.

Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, например, самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация. Достижению высот творческого саморазвития, по мнению белорусского исследователя А. С. Зубра, способствует самосовершенствование личности, «творение себя» . В этот процесс автор включает такие структурные элементы, как самопознание, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, самообладание, самообновление. По его мнению, необходимо привести личность к самосовершенствованию, чтобы жизнь ее стала процессом саморождения.

С точки зрения дискретного подхода, процесс саморазвития личности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых пребывает личность. При этом овладение отдельными «само-»умениями может выступать движущей силой личностного саморазвития.

В идее саморазвития актуализируются многие из имеющихся на данный момент педагогических альтернатив (рисунок 1).

САМОРАЗВИТИЕ

С точки зрения диалектики

самодвижение

развитие

С точки зрения самообразования

Самостоятельная сознательная деятельность по встраиванию в социокультурный процесс и (или) развитию творческой индивидуальности

самообучение

самовоспитание

самостроительство

самосозидание

С точки зрения дискретного подхода

Совокупность способностей или отдельные «само-»умения личности как структурные элементы или движущие силы саморазвития

самоопределение самоорганизация самопознание саморегуляция и др.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Первый подход - отождествление саморазвития личности с самодвижением и развитием. При опоре на диалектику, на разработки в психологической науке психических процессов и сознательно регулируемых операций, на явления детерминизма, принцип деятельности педагогические исследования включают в саморазвитие личности любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.

При подходе к саморазвитию личности как самообразованию оно интерпретируется и как самостроительство, самосозидание, и как самообучение, самовоспитание. При этом внимание заостряется на индивидуальном и делается акцент на социально-гуманитарном изменении. Постановка саморазвития и самообразования в один ряд объединяет социокультурный процесс рационального самообразования и природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида. Здесь саморазвитие выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения дискретного подхода, используются отдельные умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. Опираясь на психологические концепции, педагогические исследования саморазвития ориентируются на потребности личности в позитивном самовосприятии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации, самообновлении, на предоставление возможностей самореализации, на обучение целеполаганию, поиску смысла и способов деятельности, на формирование способности к творчеству, на структурирование процесса саморазвития. На механизмы саморазвития можно влиять путем организации педагогического процесса, а также повышения роли «само-» процессов в становлении личности.

Осуществлённая классификация научных позиций способствует разрешению противоречия между акцентированием задачи саморазвития личности в современном образовании и теоретическим разнообразием в понимании сущности саморазвития, определяет механизмы его осуществления в практике обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 720 с.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. - 496 с.

3. Харламов, И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. -1990. - № 12. - С. 28-35, 134.

4. Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников: пособие для педагогов / Ф. В. Кадол. - Минск: Універсітэцкае, 1998. - 208 с.

5. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.

6. Лихачев, Б. Т. Воля к жизни в становлении личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 44-49.

7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная пресса, 2000. - 416 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

9. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 73-84.

10. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 288 с.

13. Поддьяков, Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 12-20.

14. Зубра, А. С. Формирование культуры личности: пособие / А. С. Зубра. - Минск: Выш. шк., 2004. - 206 с.

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

Время на чтение: 2 мин

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» - идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» - идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» - реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» - идеальное и «Я» - реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понятие "развитие" является наиболее общим понятием, в рамках которого может быть проанализировано саморазвитие. Развитие рассматривается как:

  • · фундаментальная категория психологии, широко используемая в разных ее сферах и признаваемая представителями практических школ и направлений;
  • · объективно существующий факт;
  • · естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п.;
  • · физическое, нравственное, личностное, интеллектуальное (применительно к человеку);
  • · некоторый объяснительный принцип многих явлений объективной реальности (применительно к науке: биологии, психологии, философии, педагогике и др.);
  • · ценность, особенно это касается наук о человеке. Для нас данный аспект будет иметь особое значение при раскрытии смысла и значения саморазвития.

Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие "саморазвитие" -- это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Каковы же характеристики и признаки саморазвития?

Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что-то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.

Понятно, что нормативный уровень -- это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, -- признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннегомира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития).

Вас мучает депрессия, вы ненавидите жизнь и ищете виновников неудач: обвиняете в своей бесхребетности тепличное воспитание, в плохой работе - придирчивого шефа, в одиночестве - эгоистичных друзей, которые не интересуются вашими проблемами? И вообще, на каждое происшествие у вас всегда находится миллион виновников, кроме вас самих? А ведь на самом деле источник всех ваших неудач - это вы, только вы и никто другой. И лишь вам под силу все исправить.

Чтобы в первую очередь себя. Именно для этой цели и существует саморазвитие личности. Для начала разберемся в том, что, собственно, означает это понятие.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность. Саморазвитие невозможно без:

Постановки перед собой конкретных целей;

Наличия убеждений;

Создания установок на действие.

Тождественным и неразрывно связанным с саморазвитием понятием является личностный рост. человека, во время которого он совершенствует в себе положительные качества, его действия становятся более эффективными и, как результат, значительно возрастает личностный потенциал, который помогает добиться успеха во всех сферах жизни.

Из чего оно состоит?

Понятия «самовоспитание», «личностный потенциал», «успех» звучат довольно абстрактно. Всего этого можно добиться только путем конкретных действий. А личностный рост и саморазвитие - процессы, которые дают положительные результаты как морального, так и материального характера, только при условии постоянной кропотливой работы над собой. Рассмотрим более конкретно, какие действия требуются от нас для того, чтобы измениться в лучшую сторону.

Саморазвитие - это, несомненно, большой и важный шаг, но вы также должны составить для себя план действий для достижения поставленных целей. Не думайте, что ваша жизнь может измениться за одну секунду или за день. Для того чтобы свершить великие дела, нужно немало времени. Но если хорошо постараться, результат непременно оправдает все ваши ожидания.

Саморазвитие личности можно разбить на пять стадий, которые неразрывно связаны между собой:

1) осознание его необходимости;

2) изучение потребностей;

3) познание себя;

4) составление стратегии;

5) действия.

Программа саморазвития требует тщательного подхода к каждому из ее пунктов. Рассмотрим их более детально.

Шаг 1. Осознаем необходимость

Перед тем как приступить к действиям, вы должны четко понять, почему в этом нуждаетесь и точно ли хотите что-то изменить. В этот момент предмет вашего раздражения не играет значительной роли. То ли вас не устраивает уровень доходов, то ли хотите, чтобы люди стали по-другому вас воспринимать, то ли нуждаетесь в каких-то изменениях внешности…

Все эти и любые другие желания имеют кое-что общее: в их основе должно лежать мощное непреодолимое желание перемен и полная готовность использовать максимум своих сил для выполнения поставленных задач.

Цель саморазвития - перебороть страх выхода из и перестать Если вы готовы к этому, можете приступать к перезагрузке своей жизни.

Шаг 2. Изучаем потребности

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно определиться, какие именно ее аспекты требуют доработки и усовершенствования. Чтобы понять и сформулировать, чего вы хотите, выполните следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первой половине перечислите в столбик все, что вас не устраивает. В другой - пути решения этих проблем и результаты, которых хотите добиться.

Затем прономеруйте пункты из второй колонки в зависимости от возможности их реализации: от простых к сложным. Это поможет вам сформулировать свои краткосрочные и долгосрочные цели и составить план действий для их достижения.

После составления этого списка не нужно хвататься за все дела одновременно. Такая стратегия зачастую приводит к тому, что, выполняя сразу кучу задач, человек сильно распыляется и не может решить качественно ни одну из них. Действуйте постепенно, сначала обращая внимание на более простые проблемы и плавно переходя к сложным. Только следуя такой системе вы сможете добиться максимального результата.

Шаг 3. Познаем себя

Определившись с целями, разберитесь с тем, что происходит у вас внутри. Вы должны четко понимать, какие ваши качества помогут в достижении целей, а какие, наоборот, будут мешать. Способность к саморазвитию есть у каждого, но не все могут использовать ее из-за других своих черт характера.

Постарайтесь оценить свои возможности и способности максимально объективно, чтобы на пути саморазвития быть готовыми к подножкам, которые вы сами себе (зачастую неосознанно) будете подставлять.

В самокопании вам также пригодится письменное упражнение. На этот раз нужно изложить на бумаге свои положительные и Будьте максимально объективными: не стоит ни перехваливать, ни унижать себя. Просто опишите то, что есть. А чтобы получить более точную информацию, попросите кого-то из близких сопоставить перечисленные вами черты с реальным положением дел.

Так вы не только узнаете, что думают о вас небезразличные люди, а и сможете сравнить то, как вы себя позиционируете, с тем, как это выглядит со стороны.

Шаг 4. Составляем стратегию

Саморазвитие - это не только познание, а еще и планирование. Когда вы определились, чего хотите, и поняли, какие качества помогут в достижении поставленных целей, настает время составить план конкретных действий.

Программа саморазвития не может дать универсального для всех ответа на вопрос: «Что нужно делать?» У каждого свои приоритеты и свои желания. Но есть у всех нас кое-что общее: мы хотим стать счастливыми. А вот каким образом - каждый решает сам.

Вы выбираете, что нужно сделать, чтобы добиться своего. При этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Оценивайте свои возможности объективно и ставьте цели, которых реально сможете добиться на данном этапе своей жизни. Хотите большего - возьметесь за его достижение чуть позже, когда выйдете на новый уровень. Путь саморазвития нельзя назвать простым и коротким, зато ваши старания непременно принесут вам приятные результаты.

2. Помните: даже самая маленькая победа - это шаг, сделанный по ступенькам, ведущим вверх. Чем больше шагов вы сделаете, тем выше продвинетесь.

3. Ставьте себе конкретные сроки для достижения каждой цели. Когда у вас все расписано по датам (или хотя бы по примерным отрезкам времени), работать на результат гораздо проще, чем на абстрактное желание.

Не предавайтесь унынию, если что-то не получается с первого раза. свои мечты и творит чудеса. Если уж решили что-то делать, так идите до конца, а личностный рост и саморазвитие помогут вам в этом.

Шаг 5. Действуем!

Все, о чем говорилось выше - это сухая теория, а практика должна начаться сию же минуту. Не нужно говорить, что вы будете что-то менять завтра или со следующей недели, или с первого числа. Не откладывайте на потом то, что можно сделать сейчас, ведь чем раньше начнете, тем скорее добьетесь результатов.

Задачи саморазвития кажутся несложными в теории, но в реальности вас ждет масса препятствий. Что бы ни происходило, не сомневайтесь в своих мечтах, забудьте о неудачах прошлого, ведь будущее - это то, что происходит именно сейчас, и только от вас зависит, каким оно будет.

Что нам мешает?

На вашем пути к достижению целей вы будете встречаться с массой преград. Но все внешние барьеры - ничто по сравнению с внутренними. Только победив себя, вы сумеете подчинить себе окружающую реальность и дойти до пункта назначения. Вы должны знать своих главных врагов в лицо, ведь саморазвитие - это постоянная борьба. Итак, знакомьтесь…

Сомнения

Внутри каждого из нас сидит злой цензор, который поддает критике любое наше решение. Даже если на первый взгляд оно выглядит самым правильным и рациональным изо всех возможных, мы все равно задаем себе вопрос: «А может, не надо?», «А ты уверен?», «Давай лучше не будем рисковать?»

Голос сомнения... В каких-то случаях он действительно спасает нас от ошибочных опрометчивых решений, но иногда мешает сделать рывок навстречу мечте. Как с ним бороться? Главный его враг - это желание. Только в нем заложена сила, достаточная для того, чтобы победить любые сомнения. Не зря же когда-то говорили: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь».

Желание дает нам энергии, оно вдохновляет и окрыляет нас, заставляет бороться за то, что нам действительно нужно, пинком выталкивает каждого из зоны его комфорта. Только вооружившись настоящим искренним желанием, можно победить любые сомнения.

Лень

Лень - еще одна проблема саморазвития. Но ее не существует, это своего рода плацебо, выдумка. А вот неправильные желания и мечты вполне реальны. Они-то и отравляют нашу жизнь, заставляя нас сидеть на месте и никуда не стремиться.

Если у тебя нет стимула, то и желания тоже не будет. А как можно что-то изменить, если не хочешь этого всем сердцем? Никак. Мечты - это бензин нашего саморазвития. Подпитка, которую они нам дают, равнозначна их масштабу. И если мечта никудышная, то и подзаправиться от нее толком не получится.

А вот когда у вас появляется действительно стоящая цель, то ни о какой лени даже и вспоминать не хочется. Ведь нами управляет сильнейшая жажда перемен.

Если у вас нет по-настоящему вдохновляющей мечты, найдите ее. Если не получается - измените круг общения, тянитесь к людям с масштабными целями, и у вас самих появятся такие же. Боритесь за свои мечты. И непременно сможете победить лень!

Привычки

Привычки - это бесценная подпитка для лени. Они появляются в результате действий, которые постоянно повторяются. Привычки бывают как хорошими, так и плохими. Но, вне зависимости от уровня своей пользы, все они доводятся нами до автоматизма.

Откуда они берутся? Когда человек долгое время выполняет одни и те же действия, он привыкает к ним, и они становятся неотъемлемой частью его жизни. Много кто впадает в катастрофическую зависимость от своих привычек, а ведь именно они мешают нам идти вперед.

То есть если мы нуждаемся в переменах, надо начать делать что-то новое, чем вы раньше не занимались. Если же вы не будете действовать, то так и застрянете на нулевой точке отсчета, не продвигаясь вперед. Запомните: изменение привычек влечет за собой глобальные перемены в судьбе.

Невежество

Еще одно препятствие на вашем пути - это невежество. Его суть состоит в том, что человек не воспринимает новую информацию и заранее, не зная никаких фактов, осуждает ее.

Как правило, люди, страдающие невежеством, очень болезненно воспринимают перемены и не желают замечать ничего нового. Они никому и ничему не доверяют, а самое печальное в их ситуации - это то, что они сами загнали себя в глухой угол.

Но они еще могут все исправить, если изменят свое восприятие окружающего мира. Если вы принадлежите к такому типу людей, то должны в полной мере осознать, что все вокруг постоянно меняется и движется вперед. Вам придется либо поспевать за прогрессом, либо зависнуть в прошлом на неопределенный промежуток времени.

Меняйтесь - и мир вокруг вас, и ваша жизнь непременно изменятся к лучшему!

В качестве механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В.Г. Маралов).

Исследователи отмечают, что именно рефлексия позволяет человеку выйти за пределы собственной жизни, деятельности и обозначить в качестве объекта своего исследования, анализа, оценки и практического отношения свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения и всего себя в целом. Рефлексия рассматривается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции. Указывается, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности.

И.С. Кон, показывая роль рефлексии как механизма и средства саморазвития, анализирует модель «рефлексивного Я », в которой низшие уровни психологических функций являются основой саморазвития высших уровней. Согласно этой модели индивид сначала становится наблюдателем собственных чувств, мыслей, поступков. Затем он может осуществить направленность собственного сознания на свое «Я », преодолеть поглощенность текущей жизнью и занять позицию над ней. Это помогает человеку осознать противоречивость и несостоятельность некоторых своих мыслей, действий, принципов и активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения. Рефлексивность определяет высокий уровень волевой регуляции личности в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями.

Рефлексию как механизм саморазвития человека исследует Ю.Н. Кулюткин, обращаясь к проблемам рефлексивной саморегуляции как процессу сознательного, целенаправленного управления человеком своей деятельностью и поведением, которые являются характерным для социально ответственной созревающей личности, осуществляются на основе ценностных ориентаций и личностных смыслов. Интересными являются идеи В.П. Зинченко, который рассматривает проблему саморазвития как творческое самодостраивание по собственному «масштабу» на основе рефлексии, соотносимого с социальными ожиданиями. Рефлексия понимается при этом как процесс познания и моделирования человеком чужого и своего сознания.



Самопринятие как механизм саморазвития, по мнению В.Г. Маралова, проявляется через признание человеком в самом себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции. Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали.

Другой механизм саморазвития – самопрогнозирование – дает возможность осуществлять человеку выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси.

· ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

· направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

· самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем.

Определенность неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.

Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованное психологического времени.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (прогноз на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные (прогноз достижений, результатов деятельности по истечении определенного срока); жизненно-целевые (далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации).

Механизмы самопринятия и самопрогнозирования являются взаимозависимыми. Их сочетание порождает разные стратегии саморазвития . Причем, как отмечает В.Г. Маралов, самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна.

Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий саморазвития является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла».

Другая стратегия саморазвития определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими-либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, – это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее.

Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается иллюзия – проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно.

Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо».

В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть.

Формы саморазвития

Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития. В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы, которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации.

Самоутверждение как форма саморазвития характеризует направленность человека самостоятельно утвердить себя как личность, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект. Или иными словами, самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт ха­рактера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; и в негативном плане – быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний – самоотрицание.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Для одного человека цель – приобрести уверенность, для другого – доказать, что он не хуже других, для третьего – испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость. Немаловажную роль имеет то, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т.п. Способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости и т.п. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко приводит к тому, что человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны – они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Возможны и другие высокие (в контексте общества, цивилизации) сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование – это форма саморазвития, которая означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самосовершенствование – это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью .

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств; в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный самосовершенствованию процесс, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

В современной психологической литературе имеется множество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели позитивного аспекта самосовершенствования, который называется личностным ростом.

В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К. Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии – переход от опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф. Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

Обобщенно можно сказать, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит определенная потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития – самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель – не конфликтовать с другими – и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он также делает шаг в своем развитии. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др.

К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно другому представителю гуманистической психологии – В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются три группы ценностей: созида ние, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть – интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, испытать высшую удовлетворен­ность собой и своей жизнью, проявлять активность, радоваться успехам и тому, что удалось что-то сделать.

В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и саморазвитие. По­знать себя, насколько это возможно, – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться – обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

А. Маслоу выделяет во­семь путей (способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

· живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;

· жизнь – процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

· способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

· способность быть честным, умение брать на себя ответственность;

· способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

· не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

· моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

· способность человека к разоблачению собственной психопатологии – умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Самый важный результат самоактуализации – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что все сделано правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признают в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность.

Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, с точки зрения В.Г. Маралова, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит). Кроме того, многие трудности определяются: неразвитостью способности к самопознанию; влиянием сложившихся стереотипов и установок; несформированностью механизмов саморазвития; препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Выводы

· Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

· Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

· Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности. Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления.

· Выделяются механизмы (рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование), формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), а также барьеры, которые могут сдерживать преобразующую активность человека.

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит междисциплинарный характер проблемы саморазвития?

2. Какие основные философские модели развития создали предпосылки для формирования представлений о саморазвитии человека?

3. Как в зарубежной психологии саморазвитие человека рассматривается в контексте проблемы «детерминация – свобода» личности?

4. В чем заключается принцип саморазвития с позиций культурно-исто­рической теории развития личности?

5. Как саморазвитие рассматривается с позиций субъектного подхода?

6. Как саморазвитие рассматривается в антропологической модели субъективной реальности?

7. Каковы механизмы саморазвития?

8. Каковы формы саморазвития?

9. Как соотносятся процессы самопознания и саморазвития?

10. Каково значение саморазвития в жизни человека?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности [Текст] / К.А. Абульханова. – М. ; Воронеж, 1999. 243 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991. – 301 с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. – М., 1995. – 296 с.

5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М. ; Воронеж, 1996. – 384 с.

6. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология личности: сб. ст. / сост. А.Б. Орлов; М., 2001. – Вып. 192. – С. 41 – 51. (Б-ка журн. «Вопр. психологии»).

7. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 1990. – 367 с.

8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2005. – 672 с.

9. Большой толковый психологический словарь [Текст] : в 2 т. / пер. с англ. А. Ребера. – М. : Аст, 2000. – 560 с.

10. Большой энциклопедический словарь [Текст] / ред. А.М. Прохоров. – М. : Норинт, 2006. – 1456 с.

11. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1994. – 109 с.

12. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст] / О.Е. Дергачева // Современная психология мотивации / под. ред. Д.А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103 – 121.

13. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11 – 32.

14. Знаков, В.В. Психология субъекта: самопознание субъекта [Текст] / В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко // Психолог. журн. – 2002. – № 1. – С. 31 – 41.

15. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 448 с.

16. Знаков, В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие [Текст] / В.В. Знаков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 65 – 75.

17. Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2000. – № 2. – С. 7 – 16.

18. Знаков, В.В. Самопонимание субъеккта как огнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2005. – № 1. – С. 18 – 29.

19. История философии [Текст] / пер. с чеш. И.И. Богута. – М., 1994. – 590 с.

20. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст] : дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Коростылева. – СПб. : [б. и.], 2003. – 416 с.

21. Кряхтунов, М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / М.И. Кряхтунов. – М. : [б. и.], 2002. – 466 с.

22. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ, 1997. – 315с.

23. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.

24. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопр. психологии. – 1989. – № 3. – С. 11 – 21.

25. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психолог. журн. – 2000. – № 1. – С. 15 – 25.

26. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1999. – 487 с.

27. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М., 1997. – С. 156 – 175.

28. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – М., 2005. – 96 с.

29. Мамардашвили, М.К. Философия и личность [Текст] / М.К. Мамардашвили // Общая психология: сб. текстов / под ред. В.В. Петухова. – М., 1988. – С. 262 – 269.

30. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – 256 с.

31. Михайловская, Т.А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Михайловская. – Тольятти: [б. и.], 2003. – 275 с.

32. Новейший философский словарь [Текст] / сост. И гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск: Кн. Дом, 2003. – 1280 с.

33. Попова, М.Г. Саморазвитие как условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М.Г. Попова. – Якутск: [б. и.], 2004. – 153 с.

34. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 431 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 1999. – 720 с.

36. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 255 – 385.

37. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопр. психологии. – 1983. – № 2. – С. 35 – 42.

38. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с.

39. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. – М., 1994. – 40 с.

40. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. – М., 2000. – 744 с.

41. Философия [Текст] : учеб. пособие: в 2 ч. : учеб. пособие / под ред. Л.А. Беляевой, Л.И. Летягина. – Екатеринбург, 2002.

Ч. 1. История философии. – 2002. – 195 с.

42. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М. : Сов. энцикл., 1983. –7840 с.

43. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / пер. с англ. Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 608 с.

44. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 1995. – 228 с.

45. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопр. психологии. – 1996. – № 3. – С. 116 – 132.

46. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / И.А. Шаршов. – Белгород: [б. и.], 2004. – 465 с.

47. Deci, E. A motivational approach to self: Integration in personality / E. Deci, R. Ryan // Perspectives on motivation / Lincoln, 1991. V. 38. P. 237 –288.

48. Deci, E. The dynamics of self-determination in personality and development / E. Deci, R. Ryan // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Hillsdale, 1986. P. 171 – 194.

49. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology / R. Harre. Oxford, 1983. 299 p.

50. Harre, R. Social being: a theory for social psychology / R. Harre. Oxford, 1979. 438 p.

51. Tageson, W. Humanistic psychology: a synthesis. / W. Tageson. Homewood (III.), 1982.