Симптомы упадка заметны уже, как сказано, при Траяне. Последние походы Траяна на Восток, разорительные для населения, не дали положительных результатов, вызвали волну недовольства и восстаний. Вследствие этого преемнику Траяна Элию Адриану, герою романа «Император», прежде всего пришлось заняться восстановлением порядка и перенести все внимание на внутреннюю организацию расшатанного войной и восстаниями государства.

Элий Адриан (117-138), по счету третий представитель династии Антонинов, родился в Риме в январе 76 г. н.э. Отец Адриана, Элий Адриан Афр, умер в звании претора, когда будущему императору было только десять лет от роду. Опекунами Адриана были римский всадник Целий Тациан и император Траян. В 100 г. Адриан женился на племяннице императора Юлии Сабине, а перед самой смертью Траяна был усыновлен римским императором.

В момент прихода к власти Адриана положение дел в империи было в высокой степени тревожным и напряженным. Дакия и восточные области грозили отделением, в Египте происходили восстания, в Палестине начиналась настоящая революция, приходили тревожные известия из Ликии, Ливии и Африки. Британия не признавала власти римского наместника.

При таком положении новому императору не оставалось ничего другого, как отказаться от энергичной внешней политики, стараться удержать из завоеванных областей лишь возможные и от наступления перейти к обороне. Так именно и поступил Адриан, находившийся в то время на Востоке. По его приказу римские войска оставили Армению и Месопотамию. Военной границей Римской империи был признан Евфрат. На дунайском фронте удалось отстоять Дакию, но пришлось, во избежание набегов даков, разрушить замечательный мост через Дунай, считавшийся чудом строительного искусства древности, построенный Траяном.

В следующем году Адриан прибыл в Рим, где был торжественно встречен сенатом и народом. Раболепный сенат продолжал устраивать в честь Адриана пышные приемы, предназначавшиеся для Траяна, но не состоявшиеся вследствие смерти триумфатора. Адриан отказался от такой высокой чести, предложив устроить торжественную процессию в честь образа (статуи) умершего императора, который он соглашался нести во время триумфа. Отказался Адриан также и от титула «отца отечества», предложенного ему сенатом. Как показывают монеты, Адриан удовлетворился в этом году титулом «выдающегося» (оптимус), покорителя Дакии, Германии и Парфии – почетными наименованиями, пожалованными в свое время Траяну.

Вынужденный отказаться от завоеваний, Адриан с тем большей энергией направил все свое внимание на внутреннюю организацию государства с целью поддержать престиж императорской власти, обеспечить права населения провинций и внести больше порядка в управление страной. Так, например, Адриан сделал свод распоряжений прежних императоров, расширил и дополнил их практику управления. Римское государство при Адриане, как и при предшествующих императорах, оставалось аристократическим рабовладельческим государством. Верховный государственный орган – сенат – теперь состоял из крупных землевладельцев – чиновников, возвысившихся на государственной службе, большей частью обязанных своим возвышением императору. В сенат был открыт доступ также и провинциальной аристократии – членам местных советов (курий) – куриалам, удовлетворяющим соответствующему имущественному цензу. В отношениях между сенатом и императором всегда существовала оппозиция абсолютистской политике принцепса . При Адриане в 120 г. был раскрыт серьезный заговор, который поставил себе целью государственный переворот и перемену правящего дома. В числе заговорщиков оказались четыре лица, пользовавшиеся большой популярностью при Траяне, – Корнелий Пальма, Публиций Цельз, Домиций Нигрин и Луций Квист. Все заговорщики, действительные и мнимые, были осуждены и казнены. Это создало для Адриана крайне нелестную репутацию тирана в глазах общественного мнения, т.е. главным образом сенаторского круга. Адриан раскаивался в совершенном поступке и из страха общественного осуждения всю вину свалил на префекта претория Титиана. Сам Титиан также вскоре подвергся опале вследствие подозрения в измене и покушении на захват власти.

Чем более портились отношения между Адрианом и сенатом, тем чаще он созывал интимный совет императора, в который входили высшие сановники государства, пользовавшиеся особым доверием и расположением главы государства. Здесь обсуждались и вырабатывались проекты законов, поступавших затем на рассмотрение, обсуждение и утверждение сената. Законы проводились в жизнь целым штатом чиновников (бюрократов) различных рангов, находившихся в ведении императора и оплачиваемых из наличных сумм императорского фиска. Для облегчения работы чиновников (прокураторов) и для унификации судебной практики по инициативе Адриана был составлен Сборник судебных правил, так называемый Постоянный эдикт, которым надлежало руководствоваться в судебно-административной практике. Для ускорения судопроизводства Италия была разделена на четыре судебных округа, предполагалось новое распределение провинций, реформа провинциального управления и пр.

Таким образом, самодержавно-бюрократическая система управления, начавшая складываться еще в конце республики, в первые века империи, в главных чертах достигла при Адриане своего завершения.

Все эти реформы вызывались двумя причинами: объективной необходимостью централизации управления и субъективным желанием Адриана, который жаждал деятельности и хотел властвовать единолично, не терпя никаких ограничений своего авторитета.

Административные дела, в особенности разбор судебных дел, были любимым занятием Адриана, льстившим его честолюбию и диктуемым его болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Он самолично разбирал массу судебных дел, в случае надобности обращаясь за советом к видным юристам того времени, во всем требуя соблюдения порядка, формы и безусловного подчинения. Должностные лица обязаны были появляться в общественных местах в установленной одежде – тоге с пурпуровой каймой – и точно придерживаться принятого этикета. Обыкновенным же гражданам, а тем более рабам, предписывалось в отношении чиновников соблюдать должное почтение и не забывать различие положений. Известен один характерный для Адриана случай. Однажды, заметив через окно, что один из его рабов прогуливается среди сенаторов, Адриан приказал дать рабу пощечину и сказал: «Мой друг, не будь столь дерзок и не смешивайся с теми, рабом которых ты состоишь».

Любовь Адриана к этикету не знала границ и доходила до соблюдения самых мелких формальностей. На государство он смотрел как на собственный дом, а дом, т.е. дворец императора, содержался в исключительно образцовом порядке. Адриан следил, как приготовляются и как подаются кушанья, интересовался и тем, что делается в других домах, особенно влиятельных и уже по тому самому, значит, подозрительных людей.

С особым вниманием воспитанник «величайшего» Траяна, покорителя Дакийского царства, относился к военному делу. Войско во все времена служило главной опорой римских цезарей. Первый чиновник государства хотел быть также и первым солдатом. Адриан показывал пример военной дисциплины, выносливости и сознательного отношения к службе. Он совершал трудные переходы по суровым и холодным местам Галлии и Германии и раскаленным пескам Африки. Адриан проявлял интерес буквально ко всем вопросам, касавшимся военного дела, вооружения, военных машин, постройки укреплений (знаменитые Адриановы рвы и валы) и т.д. Кроме того, он исследовал и изучал образ жизни, жилищные условия, пищу, одежду и психологию солдата и командира.

Большая часть жизни Адриана проходила в путешествиях и походах. Путешествия Адриана даже вошли в поговорку. Наряду с субъективными причинами, заставлявшими императора часто менять свое местопребывание, имелись также и объективные причины: испортившиеся после инцидента 121 г. отношения с сенатом, военные заботы и, наконец, семейные дела. Ни сам император, ни его августейшая супруга не отличались большими семейными добродетелями, и тот и другая имели большое число увлечений. Любовные истории в биографии Адриана занимают почетное место, и без них останутся непонятными многие стороны его жизни. Отношения с Юлией Сабиной в конце концов настолько испортились, что Адриан приказал отравить свою ворчливую и капризную подругу жизни.

Далекие путешествия отвлекали императора от неприятных для него мыслей и открывали широкий простор для его честолюбивой и деятельной натуры. Глава «круга земель» много видел, наблюдал и пережил. В своих походах он доходил до крайних пределов Востока, был в Испании, Галлии, Германии, Британии, Греции и Египте. Самое большое, неизгладимое впечатление оставило пребывание в Египте. В 132 г. Адриан посетил Александрию, беседовал с александрийскими мудрецами и затем пережил тяжелую личную драму, потеряв самого близкого ему человека – красавца Антиноя родом из Вифинии. По приказу императора Антиной был обожествлен, во всех провинциях появились храмы в честь нового бога, несколько городов получили свое название по имени императорского фаворита, например Антинополь в Египте.

Еще больше городов получили свое название по имени самого императора, как о том еще до сих пор свидетельствует город Адрианополь в римской провинции Фракии.

Пребывание Адриана в провинциях сопровождалось празднествами, раздачами подарков, освобождением от долгов, постройкой новых зданий или реконструкцией старых. Особенно многим Адриану обязаны Афины, старинный культурный центр эллинского мира. Строились храмы, дворцы, театры, водопроводы, картинные галереи и т.д. О стиле построек дает представление знаменитая вилла Адриана в Тиволи, чудо строительного искусства. По замыслу архитектора названная вилла должна была воспроизводить все замечательное, что тогда имелось в римском мире. Другой образец архитектурного мастерства и богатства художественной фантазии представляет храм Зевса в Афинах, храм Фортуны в Риме и многое другое.

Памятники искусства, литературы и науки «счастливого периода» свидетельствуют о высоком культурном уровне римского общества. Адриан также и на этом поприще стремился занять первенствующее положение. От природы он обладал незаурядными способностями, поразительной памятью, быстро овладевал предметом и мог одновременно заниматься многими вещами. Он в совершенстве владел латинским и греческим языками, сочинял стихи, писал исторические трактаты, занимался медициной, геометрией, пел, рисовал, лепил и играл на различных музыкальных инструментах. Глава государства, полагал Адриан, должен все знать, все уметь, как то, что касается войны, так и то, что касается мира. Его идеалом был «просвещенный монарх», во всех отношениях являющийся примером для своих подданных.

Из сочинений Адриана, выходивших под его собственным именем и под именами его ближайших сотрудников, например вольноотпущенника Флегона, известны «История» его времени в нескольких книгах, «Описание Сицилии», «Римские праздники», «Собрание речей», «Беседы с философом Эпиктетом», «Трактат о расположении войск во время сражения» и многие другие. Занятия литературой, философией и историей в то время считались неотъемлемым долгом всякого человека высшего общества.

В этом, как и во всех остальных отношениях, Адриан, в конце концов, был человеком своего круга и своего времени. Он делал то, что делали другие, но только во всем желал быть первым. Выше отмечалось, что общие условия при Антонинах были благоприятны для расцвета литературы, науки и искусства в пределах возможных рамок рабовладельческого строя. К эпохе Антонинов принадлежат такие выдающиеся таланты и умы, как философ-стоик Эпиктет, Плутарх, софист Полемон, историк Светоний, личный секретарь императора.

Далее, современником Адриана был писатель Флавий Аррион, автор целого ряда больших и малых книг о походах Александра Македонского, «Истории Вифинии» – родины Антиноя, «Истории аланов», «Истории Парфии» в семи книгах и т.д. Затем следует целая плеяда юристов, творцов римского права, архитекторов, скульпторов, декораторов и живописцев.

Сам император Адриан принадлежит к числу характерных фигур того периода, воплотивших в своей личности идеалы, стремления, достижения, вкусы, добродетели и пороки своего времени. Многогранная эпоха Антонинов отражена в столь же многогранной личности императора Адриана. Оценка Адриана как личности может быть самой различной, но бесспорно одно, что это один из крупных, сложных и в высшей степени противоречивых характеров мировой истории. В одном человеке сильный политический ум, охватывавший целые эпохи, уживался с душой бюрократа, богатый творческий талант существовал наряду с мелкой завистью и эгоизмом, идеал просвещенного политика в стиле Платона сочетался с низкой подозрительностью и мелким тщеславием, ясный и трезвый интеллект уживался с верой в магию и демонов, прирожденная мягкость и нежность – с дикой жестокостью и вероломством, храбрость – с трусостью и малодушием, любовь – с утонченным развратом и т.д.

Отрицательные стороны характера Адриана с наибольшей резкостью выступают в последний период его жизни. Потеря психического равновесия, наблюдаемая в последние годы его жизни, объясняется субъективными и объективными факторами. В 138 г. император опасно заболел, болезнь совершенно расстроила его нервную систему, усилила подозрительность и жестокость. К субъективным причинам присоединились факторы объективного порядка – начинавшийся распад империи, о чем говорилось на предшествующих страницах.

На почве изжившего себя рабовладельческого строя сильнее ощущались отрицательные стороны самодержавия и бюрократии. Недовольство провинций, страдающих от высоких налогов и вмешательства в дела местного управления императорских чиновников, выражалось в глубоком волнении и открытых восстаниях, подобных восстанию Бар-Кохбы (136-138) в Иудее. Отношения императора с сенатом также все более ухудшались.

В конце жизни Адриана сенаторское сословие попадает под подозрение потерявшего психическое равновесие цезаря, неизбежным последствием чего были массовые казни сенаторов, которыми омрачены последние годы жизни Адриана.

Ненависть со стороны сената к императору выразилась в том, что он объявил проклятие его имени после смерти Адриана, которая последовала на 62-м году жизни в мае 138 г.


АДРИАН Публий Элий (лат . Hadrianus) (24.01.76 г. - 10.07.138 г.), римский император с 11.08.117 г.

Происходил из Италики (Южная Испания), как и его родственник Траян, который был его опекуном и в 100 г. женил его на своей внучатой племяннице Сабине. Адриан принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах Траяна, в 108 г. был консулом и наместником в Паннонии и Сирии . Благодаря влиянию Плотины был перед смертью Траяна усыновлен и объявлен наследником.

Адриан отказался от завоевательной политики своего предшественника, в 117 г. он окончил Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой и обеспечением безопасности своих границ. В Северной Британии в 122 г. начал строительство вала Адриана с 17 кастеллами и 80 воротами на линии Сольвэй-Тайн. Верхнегерманская пограничная защитная полоса (лимес) была расширена, укреплена граница на Дунае. В продолжительных поездках Адриан инспектировал («путешествия императора») в 121-125 гг. западные и восточные провинции, в 128 г. Африку и в 128-132 гг. вновь восточные провинции. Последнее крупное восстание иудеев под руководством Бар-Кохбы Адриан подавил с крайней жестокостью (132-135 гг.).

Во внутриполитической сфере Адриан уменьшил влияние сената. В 118 г. он велел казнить четырех сенаторов-полководцев Траяна, в 136 г. - некоторых других сенаторов. Власть императора была укреплена созданием чиновничьего аппарата. Прежде всего вместо вольноотпущенников к сотрудничеству были привлечены всадники, в т.ч. во вновь созданный Государственный совет (Consilium principis). Бессрочный эдикт (Edictum perpetuum) благодаря унификации завершал развитие преторского права (128 г.). Наряду с правовой и финансовой реформами была проведена реформа войска, которая давала солдатам возможность подняться до сословия всадников. Ослабление налогов, продолжение действия алиментарных учреждений, забота о колонах, гуманизация рабского права должны были привести к консолидации государства.

Адриан вел интенсивную строительную деятельность. В Риме был перестроен Пантеон и сооружен мавзолей императора, современный замок св. Ангела. В его вилле возле Тибура (Тиволи), монументальном ансамбле с Дворцами, библиотеками, театрами, термами и палестрой, находилась копия любимого архитектурного сооружения Адриана - афинского Stoa Poikile. В провинциях поощрялась романизация, основывались города и колонии, в т.ч. Андрианополь. Адриан способствовал развитию искусства и философии, оказал влияние на архаизм. Отчетливо выражающийся филэллинизм Адриана заметен на фоне развивающейся итало-эллинистической государственной культуры. Адриан велел украсить Афины роскошными постройками, в т.ч.был закончен начатый Писистратом Олимпейон и возродилась олимпийская идея. Незадолго до смерти (в Байях) бездетный Адриан усыновил своего наследника Антонина Пия. Биография в «Истории Августов». Бюст Адриана в Пергамон-музее.

В 108 г. Адриан был только консулом; он занимал должность легата-пропретора Нижней Паннонии ок. 106-108 гг., Сирии - в 117 г. - Прим. ред. сайта.

Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989

Трибунскую власть получал 22 раза (в 117 г. дважды: 11 августа и 10 декабря, затем ежегодно 10 декабря).
Император: I (11 августа 117 г.), II (135 г.).
Консул: I (108 г.), II (118 г.), III (119 г.).

Умер от болезни 10 июля 138 г. в Байях (Baiae), погребен сначала в Путеолах (Puteoli), возле Байев, затем в саду Домиции в Риме, и, наконец, прах был помещен в мавзолее Адриана.

Жена: Вибия Сабина (Vibia Sabina).

Имена, титулы, родственники приводятся по:
1995 Chris Scarre. Chronicle of the Roman Emperors. Thames & Hudson Ltd, London, 2002.

Адриан Публий Элий (лат. Publius Aelius Hadrianus; - ), римский император (с 117)

При Адриане с помощью юриста Сальвия Юлиана была проведена кодификация римского гражданского права ; на основе полутысячелетней традиции преторских эдиктов был издан «вечный эдикт» (edictum perpetuum). В мирных условиях ослаблялось налоговое бремя.

Адриан разделил Италию на 4 части с четырьмя имперскими консулами, на государственные должности назначал только римлян.

Император Адриан был известен своей любовью к греческой культуре, поощрял романизацию и эллинизацию провинций, широко привлекая греков к управлению. Стремился к развитию провинций, основывал или перестраивал в них города по античному образцу (в т. ч. Адрианополь во Фракии). В окрестностях Рима, в Тиволи, Адриан построил для себя виллу, которую украшал копиями различных памятников архитектуры и искусства. В самой столице при Адриане был перестроен Пантеон и возведен мавзолей Адриана - будущий папский замок св. Ангела.

Римский император Адриан - гуманист и чудовище

Если бы от римского императора Адриана (76-138; правил в 117-138 годах н. э.) не осталось ничего, кроме носящей его имя виллы в городке Тиволи под Римом, он и тогда прославился бы в веках. Архитектурные объекты, возведенные в правление Адриана, оказали сильнейшее влияние на мировое искусство, а ведь император был не только их заказчиком, но и до некоторой степени автором. На этом основании некоторые историки объявили этого тонко чувствовавшего властителя гуманистом. Однако другие считали Адриана хоть и мудрым правителем, но тираном-чудовищем и даже нацистом.


АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ


Я не истерик, не мистик, но как-то в Колизее, в котором доводилось бывать неоднократно, меня вдруг прошиб ужас, какого я не испытывал с тех пор, как однажды сорвался со скалы. Но со скалой все было просто и понятно, а вот что случилось в Колизее, я не понимаю по сей день.

Всех своих друзей, которые приезжают в Рим, я обязательно тащу ночью на Аппиеву дорогу. И никого эта поездка не оставила равнодушным. Одни надолго замирали как вкопанные, другие, наоборот, просили немедленно их увезти, словно все шесть тысяч участников восстания Спартака, распятые вдоль дороги, глянули им в души сквозь две тысячи лет.

Вожу я друзей и на виллу императора Адриана в Тиволи, и не было ни одного, кто не испытал бы восторга перед этой красотой и не поддался бы в какой-то момент необъяснимой печали, которой проникнуто это место. Причем так происходит независимо от суммы сведений об Адриане, которыми владеет человек.

Адриан тихий


Адриан вошел в историю как один из пяти «хороших императоров» Римской Империи и больше всего хотел походить на грека

Адриан выдвинулся при императоре Траяне. По одной версии, Траян в 117 году н. э., прямо перед смертью, формально усыновил Адриана (де-факто он усыновил его еще в детстве) и сделал своим наследником. По другой, Траян умер, не назвав наследника, и Адриана посадили на трон Помпея Плотина, вдова Траяна, и влиятельный сенатор Лициний Сура, сочинившие историю про усыновление. Не все ей поверили, тем более что Адриан в то время был далеко от Рима. Однако, прибыв в Вечный город, он сломил сопротивление сомневающихся, для чего некоторых пришлось казнить. Для того времени его восшествие на престол было довольно тихим.

Адриан стал третьим из так называемых пяти хороших императоров. Он первым из римских правителей понял, что империю больше нельзя расширять, из-за чего у него регулярно возникали проблемы с воинственным сенатом, но он настоял на своем. Он отказывался от территорий, которые нельзя было удержать. Уже в самом начале правления Адриана римляне добровольно ушли из Ассирии и Месопотамии. Он же возвел вал в Британии длиной более 100 км и отсек таким образом непокоренный север острова.

Жизнь в империи шла своим неспокойным чередом, Адриан постоянно ездил из одного ее конца в другой, успешно подавляя восстания и налаживая отношения с соседями. Современникам Адриана казалось, что им выпала эпоха весьма бурная, но уже через несколько десятков лет римляне полагали, что правление императора отличалось тишиной и порядком.

История — наука не самая надежная и достоверная, источники противоречат друг другу даже в том, какого роста был император Адриан, и объективно оценивать его деятельность, как представляется, затруднительно. Многие считают Адриана тираном. Помимо сведений о жестоко подавленных восстаниях и убитых конкурентах это косвенно подтверждает невероятное количество его скульптурных изображений, которые до сих пор находят в самых разных местах, а больше всего портретов остается от тиранов.

Территория виллы составляла около квадратного километра. Ансамбль включал примерно 30 зданий, и назначение некоторых из них так и не удалось разгадать

Для многих Древний Рим той эпохи был страной грез, но вот Адриан не любил ни Рим, ни свое время. Он хотел быть греком и жить на несколько веков раньше. Как и многие образованные римляне, император предпочитал говорить и писать по-гречески.

Адриан первым из римских императоров отпустил бороду. По одним данным, чтобы скрыть бородавки на лице, по другим — из желания походить на грека. Был большим эстетом. Писал стихи, любил живопись, скульптуру и особенно архитектуру — почитал себя большим ее знатоком. Адриан был автором проекта огромного храма Венеры и Ромы, руины которого можно видеть и сейчас недалеко от Колизея. Если верить римскому консулу и историку Диону Кассию, родившемуся, правда, уже после смерти Адриана, известный архитектор Аполлодор Дамасский высмеял императорские архитектурные потуги, за что был казнен. Скорее всего, это правда. Адриан легко и непринужденно казнил и за меньшие проступки. Этого художника лучше было не обижать.

Судя по всему, Адриан не очень хорошо знал то, что любил. Он хотел сделать Афины культурной столицей империи и завершил там один из самых известных долгостроев античности — храм Зевса Олимпийского, который начали возводить еще в VI веке до н. э. Правда, от изначального проекта ничего не осталось.

Строительство возобновили во II веке до н. э. и снова забросили. А в I веке до н. э. римский диктатор Сулла наведался в Афины, после чего декоративные элементы с незавершенных колонн сооружения отправились в Рим, где строился аналогичный храм Юпитера на Капитолийском холме.

В 124 году Адриан, прибыв в Афины, распорядился довести объект. Он великолепен, но это абсолютно римская постройка, в ней мало греческого. Гармония здесь принесена в жертву "грандиозу". Очень высокие (17 м против 10,5 м у Парфенона), близко поставленные коринфские колонны придавливают зрителя к земле. Греки в свои лучшие времена так не строили, имперский размах им был чужд.

Адриан влюбленный


По количеству изображений, дошедших до наших дней, греческий юноша Антиной занимает третье место после Октавиана Августа и самого Адриана

Женщины Адриана не интересовали. С 24 лет он был женат на внучатой племяннице Траяна Вибии Сабине, если верить скульптурным портретам, красивой женщине, однако для него жена всегда была лишь "товарищем по партии".

Неумеренный в развлечениях Адриан был грозой всех мальчиков, до которых мог добраться. Предположительно в 123 году в одном из греческих городов на территории нынешней Турции он познакомился с низкорожденным 12-летним греком Антиноем, и все в его жизни изменилось. Вскоре они стали неразлучны, и в 128 году император взял своего друга в очередное путешествие по империи — в Северную Африку. К тому времени уже было очевидно, что Адриан поражен чем-то вроде любовного помешательства. При этом сам Антиной вел себя скромно и никак не пытался воспользоваться своим влиянием на императора.

Одно их совместное неэротическое приключение вошло в историю. То ли в Ливии, то ли в Египте они вдвоем вроде бы самолично убили льва-людоеда, да еще Адриан при этом спас Антиною жизнь. Правда, возможно, не льва, а кошку поменьше, и не вдвоем, а с группой приближенных. Вся эта история выглядит на редкость недостоверной, хотя ее упоминают разные источники. Об Адриане вообще говорят, что он был прямо ах какой охотник на львов. Но где он мог этому научиться?

Едва ли Адриан охотился на львов на римских улицах. В Северной Африке он провел не так много времени. Там жили племена, умевшие разбираться со львами с помощью копий, но делали это люди, обученные такой охоте еще в детстве. Взрослый абиссинский лев (ныне исчезнувший подвид) был мощным животным весом крепко за 200 кг — чтобы убить человека, ему было достаточно просто задеть его лапой. И вот такого зверюгу завалили император, которому было уже за пятьдесят и который не особо придерживался здорового образа жизни, и юноша? Скорее всего, лев был убит, и Адриан с Антиноем при этом даже присутствовали, но роль их здесь сильно преувеличена.

А в 130 году Антиной загадочным образом утонул в водах Нила. По поводу того, что с ним случилось, существует множество версий, вплоть до самых экзотических. Согласно одной из таких, Антиной ради императора принес себя в жертву какому-то кровожадному местному божеству. Не похоже, чтобы его утопили враги, так как до нас не дошло никаких сведений, что Адриан кого-то наказал за его смерть. Кстати, это же делает крайне сомнительной и версию с жертвоприношением.

Пока гомосексуализм не стал отчаянно моден, часто упоминалась еще одна версия, которая сейчас считается почти неприличной. Тем не менее на нее имеется прямой намек в так называемой "Истории Августов" (древнеримский памятник, сборник биографий императоров). Правда, источник этот вызывает больше вопросов, чем дает ответов, но все же есть косвенные факты, говорящие в пользу этой гипотезы.

Античный мир не был раем для гомосексуалистов в той степени, в какой принято представлять. Там было множество сексуальных табу, особенно в Риме. Например, если роль Антиноя исполнял подросток, причем более низкий по происхождению, нежели его покровитель,— все было в порядке, но, если условный Антиной продолжал такие отношения после 18-20 лет, это было уже несмываемым позором.

Антиною было уже почти девятнадцать, и в "Истории Августов" практически прямо говорится, что неуемная любовь Адриана его тяготила. Возможно, что по своим природным задаткам Антиной не был гомосексуалистом. Если так, никакого выхода для него не существовало, и он мог покончить с собой. А может, он просто утонул, трезвым или пьяным,— обычная история и до него, и после.

Адриан после смерти Антиноя впал в безграничное отчаяние, которое скоро приобрело форму мании. Император учредил город Антинополь и стал повсюду расставлять статуи ушедшего любимца. Их было огромное количество по всей империи — похоже, образцы изображений Антиноя рассылались повсюду, и уже на местах с них делали копии. Антиной занимает третье место по количеству скульптурных портретов, дошедших до нас, после Октавиана Августа и самого Адриана. Если учесть, что Адриан умер всего через восемь лет после Антиноя, это особенно впечатляет.

Адриан бешеный


Храм Зевса в Афинах, один из главных античных долгостроев, был завершен благодаря Адриану. Правда, он был весьма далек от первоначального проекта и ничего греческого в нем не осталось

В том же 130 году, когда погиб Антиной, Адриан прибыл в самую неспокойную провинцию Империи — Иудею. Язычники с язычниками всегда понимали друг друга, находили аналогии в пантеонах богов — и успокаивались на том. Более того, в самой метрополии периодически возникала новая религиозная мода, точь-в-точь как в позднесоветской и постсоветской России (последним в моду вошел воинствующий атеизм). Например, одно время в Древнем Риме в большом ходу была египетская богиня Исида.

Нет, с другими язычниками у римлян проблем не было. А вот с евреями-монотеистами — дело другое. Современные всезнающие невежды любят утверждать, что первыми агрессивную нетерпимость к инаковерующим проявили монотеисты. На самом деле это монотеисты вызывали раздражение даже у таких утонченных язычников, какими были древние греки. Ну а менее утонченная их часть регулярно устраивала погромы — к примеру, в 38 году н. э. в Александрии, где проживало много евреев и где царствовала греческая династия Птолемеев. Впрочем, евреи, хоть и были в меньшинстве, тихим нравом тоже не отличались и иногда резали греков. Так и жили.

Римляне поначалу играли роль примирителей, но постепенно все чаще брали сторону религиозно близких греков. Важную роль здесь сыграла Первая иудейская война (66-71), в которой евреи показали себя в высшей степени непокорным народом. Кроме того, римляне не могли не понимать, что евреи не смотрят на них снизу вверх, что воспринималось как невероятная наглость, основой которой была непонятная религия с единым невидимым богом.

Источники противоречат друг другу в том, что касается роли Адриана в трагедии, последовавшей вскоре за его приездом в Иудею, так что, выбрав соответствующие, можно доказать что угодно: и что Адриан сыграл ключевую роль, и что не сыграл практически никакой. Если держаться середины, получится, что Адриан вынашивал идею религиозной универсализации империи и счел, что ему удастся встроить в эту систему и евреев. То ли сам, то ли по чьей-то подсказке он решил воздвигнуть на месте разрушенного во время иудейской войны Храма (в иудаизме есть только один Храм, так что можно представить, сколь велико его значение для верующих) другой храм, Юпитера Капитолийского, и вообще сделать из Иерусалима обычную римскую колонию. Возможно, император решил искоренить иудаизм, видя в нем духовную основу сопротивления Риму.

В ответ в 132 году началось восстание, названное по имени лидера мятежников Бар-Кохбы. Эта была война невероятно жестокая и кровопролитная даже по меркам того времени. Дион Кассий оценивал количество жертв со стороны иудеев в 580 тыс. человек. По сути, речь идет о геноциде, первом холокосте, когда в процентном отношении погибло примерно столько же евреев, сколько было уничтожено нацистами в первой половине ХХ века. Потери римлян тоже были очень большими.

После окончательного подавления восстания в 136 году Адриан решил навсегда упразднить иудаизм. Он запретил обрезание (по некоторым данным, это было сделано еще до восстания) и запретил евреям появляться в Иерусалиме, который получил новое имя — Элиа-Капитолина. Император попытался уничтожить даже само название "Иудея". Он объединил провинцию с соседними и назвал получившийся регион Сирия Палестинская.

Косвенное доказательство (а косвенные доказательства часто являются единственными в некоторых аспектах древней истории) того, что "мягкая" версия роли Адриана неверна,— это память, сохранившаяся о нем в еврейской литературе. Подобно тому как в нашей прессе нельзя упомянуть ИГ, не отметив, что эта организация запрещена в России, имя Адриана практически всегда сопровождается пожеланием "да сгниют его кости". Ни император Веспасиан, воевавший с Иудеей, ни Тит, который и уничтожил Храм, ничего подобного удостоены не были. Они просто враги, которые сделали свое вражеское дело, но Адриан — история другая. Он попытался извести душу народа, его религию. Между прочим, Адриан не выделял христиан из еврейской массы и преследовал их так же яростно.

Император Адриан умер 10 июля 138 года. Причины смерти указывают разные — от инфаркта до цирроза. Ставший четвертым "хорошим императором" его приемный сын Антонин Пий, несмотря на протесты сенаторов, объявил Адриана богом. Однако уже пятый "хороший император" и вроде бы приличный человек по любым стандартам Марк Аврелий обходил фигуру Адриана молчанием, как будто того никогда не было.

99 процентов


Вилла Адриана в Тиволи поражала воображение современников, но даже сохранившиеся фрагменты производят неизгладимое впечатление

Большинство людей, которые что-то слышали об Адриане, знают о нем именно в связи с его виллой в Тиволи. Судя по всему, у императора было несколько побудительных мотивов для ее постройки.

Первый — Адриан не любил императорский дворец на Палатинском холме.

Второй — при утверждении Адриана во власти по его приказу было убито несколько влиятельных людей, поэтому он хотел убраться из Рима.

Третий — соревновательный. В XVI-XVIII веках европейские монархи устроили своего рода соревнование и один за другим возводили роскошные загородные резиденции. Подобное соревнование имело место и в Древнем Риме. "Хорошему императору" Адриану, убившему куда больше людей, нежели плохой Нерон, не давала покоя слава "Золотого дома" — грандиозного объекта, построенного Нероном в Риме, и Адриан задался целью переплюнуть предшественника.

Четвертый мотив — хотя Адриан, скорее всего, был таким же архитектором, каким и охотником на львов, он обладал хорошим и не вполне римским вкусом. Император хотел жить в собственном мире, поэтому архитектура виллы больше напоминает Грецию и эллинистический Египет.

Адриан начал строить виллу в 118 году, будучи полным надежд и веры в себя, а завершил стройку в 134-м уже совсем другим человеком — с руками по локоть в крови (впрочем, совесть его в связи с этим не мучила), впавшим в глубокую депрессию. Он много раз пытался покончить с собой, но никак не получалось. Обычная история для массовых убийц.

Император бродил по своей безразмерной вилле угрюмый и печальный. Почти никто его при этом не беспокоил. Обслуживающий персонал из рабов не должен был портить прекрасные виды (особенно во время приема гостей) и сновал по бесконечным подземным туннелям. Число незримо работавших доходило до пяти тысяч. Сколько стоило все это великолепие, никто не знает, денег не считали...

Вилла занимала территорию около квадратного километра, а возможно, и больше. На настоящий момент определено около 30 зданий, в том числе очень крупных, которые составляли ансамбль, но нельзя сказать, что известно назначение каждого.

Судя по дошедшим до нас фрагментам, архитектура была ловко вписана в ландшафт, составляла с ним прекрасное единое целое. Кроме того, местные архитекторы потрясающе умели использовать воду, благо та была в изобилии. На вилле устроили несколько водоемов, не просто украсивших ее, а сформировавших облик объекта.

Здесь было невероятное количество скульптуры, в основном римских копий с греческих оригиналов, но очень высокого качества. Виллу вдохновенно разворовывали почти две тысячи лет, но так и не смогли украсть все. Начали еще готы и византийцы в VI веке и продолжали все, кому не лень. В разное время отсюда вывезли более 300 статуй: "Дискобола" Мирона и "Убегающую дочь Ниобы" (музеи Ватикана), "Тираноубийц" (Неаполь, Национальный музей), три копии "Отдыхающего сатира" Праксителя (одна — в Капитолийском музее в Риме), "кентавров Фуриетти", молодого и старого (Капитолийский музей, Рим), "Венеру на корточках" (Национальный музей, Рим), предположительно "версальскую Диану" (Лувр, Париж) и много-много других.

Когда в конце XVI века архитектор Пирро Лигорио собрался строить неподалеку виллу Д"Эсте, он детальнейшим образом изучил виллу Адриана, а потом основательно ее разграбил, причем брал не только скульптуру, но и целые архитектурные фрагменты для своего детища, которое дало колоссальный толчок развитию дворцово-парковой архитектуры в Европе.

Изначальный облик виллы можно представить только смутно, слишком многое дошло лишь в руинах, еще больше не дошло и в них. Как сказал один мой итальянский приятель, "от виллы Адриана осталось менее одного процента. Представляешь себе, что это было?"

Один процент


Морской театр считается одним из чудес виллы Адриана - это сооружение на небольшом круглом искусственном острове с частично сохранившейся колоннадой

Вилла Адриана относится к числу памятников вроде египетских пирамид или готических соборов, которые поражают любое, даже самое невосприимчивое, воображение. Вилла огромна и открывается взгляду постепенно. Поначалу посетитель видит только привычные после Рима могучие руины. Потом между ними появляются колонны, например в Больших термах, затем колонны, в данном случае квадратные, образуют уже что-то завораживающе античное, как в Зале дорических пилястров. Наконец, открывается Золотая площадь и многое другое. Вообще, здесь нужен хороший гид, который проведет вас так, чтобы каждое следующее чудо поражало больше предыдущего.

А два главных чуда надо обязательно приберечь для финала. Первое называют то Морским театром, то Островной виллой — это сооружение на небольшом круглом искусственном острове с частично сохранившейся колоннадой. Вид невообразимо красивый и печальный. Не оставляет ощущение, что здесь не столько смотрели представления, для которых просто нет места, сколько уединялись, предаваясь не самым веселым мыслям.

Второе главное чудо — это Каноп (на латыни Canopus, по-итальянски — Canopo, в русском по какой-то причине часто переводят в женский род — Канопа). Вообще-то, Каноп, или Каноб,— город в Египте, который стал для Адриана роковым. Именно там утонул Антиной, и Каноп на вилле появился в его честь. Какой-то бог — возможно, тот самый, которого Адриан ненавидел так, что убил более полумиллиона верующих,— сохранил, не помня зла, большую часть Канопа. Он представляет собой вытянутый бассейн, 119 на18 м, один торец, где остались руины великолепного храма, прямой, другой — скругленный. Здесь уцелело полтора десятка колон с частично сохранившимися архитравом и небольшими арками и еще несколько статуй. А еще кариатиды вдоль одной из длинных сторон бассейна.

Как и положено красоте в высшем ее проявлении, красота Канопа плохо передается словами и немногим лучше — фотографиями. Здесь надо побывать, вдохнуть солнечную печаль этого места, а оно печально даже в большей степени, чем Островная вилла. Можно считать Адриана подонком и не разделять его страстей, но Каноп уже почти две тысячи лет пребывает сам по себе, вне Адриана и Антиноя. Они ушли, а он остался и пронес сквозь бездну времени что-то важное, прекрасное, что существовало и до них и не имеет к ним отношения. Разве что такое, какое имеет ко всем нам.

Публий Элий Траян Андриан, более известный как Адриан (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus являлся Римским императором в 117--138 годах н.э. Трибунскую власть получал 22 раза (в 117 дважды: 11 августа и 10 декабря, затем ежегодно 10 декабря). Императором был провозглашён два раза: 11 августа 117, а второй раз в 135. Полный титул к моменту смерти: Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 22 раза, Император 2 раза, Консул 3 раза, Отец Отечества.

Придя к власти, Адриан обратился к сенаторам с почтительной предупредительностью, пообещав никогда не применять по отношению к ним смертной казни и испросив их согласия на обожествление своего предшественника. Однако затем он стал действовать самостоятельно, проводя на Востоке военную политику, отличавшуюся от политики Траяна. По убеждению Адриана, недавние широко распространившиеся беспорядки в Месопотамии показали, что агрессивные намерения его предшественников превышали возможности финансовых и людских ресурсов Империи. Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил его предшественник. Опасения, что Адриан будет править в духе Нерона или Калигулы, также не оправдались.

Прежде всего Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам и решив не тратить силы на провальные военные проекты. Время правления императора Траяна было периодом последних блестящих завоеваний Римской империи. Огромные покоренные Римом, но не усмиренные территории было трудно держать в повиновении. Необходимость упорядочить управление обширными провинциями, подавить внутренние волнения и укрепить императорскую власть заставили преемника Траяна перейти от завоевательной политики к оборонительной. Опытный полководец, Адриан главное внимание уделял укреплению границ государства и сохранению мирных отношений с соседями, предпочитая действовать не силой оружия, а путем дипломатических переговоров. Он возвратил парфянскому царю области, завоеванные Траяном, чем предотвратил возможность новой войны с Парфией. Из покоренных Траяном областей он сохранил только Дакию и часть Аравии. Адриан большое внимание уделял провинциям, заботился о росте и обогащении провинциальных городов. Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима. Решив все проблемы на Востоке, император осенью 117 года покинул Антиохию. Адриан появился в Риме летом 118 года. Его встретили с большой помпой и были устроены традиционные великолепные зрелища.

Он также заботился и об укреплении юго-западных границ Германии и Британии. Через несколько лет император отправился в Британию, где в 122--126 годы начались работы по возведению так называемого Андрианова вала- оборонительного укрепления длиной 120 км, построенного для предотвращения набегов племён пиктов и бригантов с севера. Даже в военных целях Адриан делал упор на строительство. На юге в Немаусе он воздвиг храм в честь императрицы Помпеи Плотины, которая недавно скончалась. Он посетил Антиохию и Пальмиру. В 124 году император объездил балканские провинции Рима. Им был заложен город Адрианополь во Фракии. В 130 году Адриан посетил Иерусалим, который лежал в развалинах с 70 года. Адриан принял решение возвести на этом месте город под названием Colonia Aelia Capitolina , а на месте храма Соломона возвести храм в честь Юпитера Капитолийского.

Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. В Риме сооружён мавзолей Адриана (ныне называемый замком Святого Ангела), построена знаменитая вилла в Тибуре, проведён канал от Стимфало в Коринф. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию. Император украсил свой любимый город Афины многими великолепными зданиями, среди которых, например, храм Зевса Олимпийского. В Италии Адриан завершил начатый Клавдием проект осушения Фуцинского озера. Он создал совет при своей особе. Италию разделил на 4 части с четырьмя императорскими консулами и на государственные должности назначал только римлян.

Адриан основал город Антинуполь (Антинойполис), где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по всей империи, бесчисленные статуи отобразили его чувственную, меланхоличную красоту -- до нашего времени сохранилось около пяти тысяч таких статуй, которые император воздвиг в честь своего любимца во многих городах, было выполнено также множество его скульптурных портретов. Масштабы увековечивания его памяти были исключительными -- до нас дошло больше изображений Антиноя, чем многих других знаменитых (и гораздо более выдающихся) римлян.

Адриан много путешествовал, преследуя прежде всего политические цели и удовлетворяя в то же время свою любознательность. "Он страстно любил путешествия; со всем тем, о чем он читал относительно разных мест по всему кругу земель, он хотел познакомиться, увидав своими глазами" (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XVII, 8). Он побывал почти во всех римских провинциях от Британии до Греции и Египта. Высокообразованный ученый и художник, Адриан не был человеком цельного мировоззрения. Рационализм и практицизм сочетались у него со склонностью к мистическим культам и учениям. Он увлекался греческой философией, главным образом учением стоиков. При своем дворе Адриан стремился сосредоточить самых образованных людей империи, ученых и художников, старался развить интерес к греческой культуре среди молодежи. Эллинофильская политика императора, его увлечение греческой культурой обусловили в значительной мере создание нового направления в римском искусстве. Время Адриана было временем нового классицизма. В этот период делается много копий и воспроизведений греческих статуй. Многие из них украшали виллу Адриана в Тиволи (Тибур), представлявшую собой род музея. Из своих путешествий Адриан вынес интерес также к египетской культуре, что привело к чисто внешнему подражанию в ряде скульптур его времени формам египетской пластики. Увлечение греческой философией привело к подражанию внешности греческого философа, что сказалось на облике самого Адриана. Он стал носить бороду и ввел ее в моду в кругу придворных. Таким изображен он в дошедших до нас портретах. В скульптуре времени Адриана, в частности портретной, появляются новые стилистические черты, представляющие собой своего рода реакцию на линеарную сухость искусства периода Траяна. Они выражаются в стремлении к более живой и пластичной передаче человеческого тела. Жесткие, немного угловатые контуры траяновского портрета сменяются более мягкими и плавными.

Адриан был приверженцем всего греческого. С легкой руки Адриана римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в провинциях. Адриан любил элегантность и красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами лица и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем при Траяне. Вместе с усами и бородой они живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему создавалась иллюзия, что статуя «смотрит живым взглядом».

При Адриане, примерно в 125 году, было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира -- Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья.

Своеобразным архитектурным музеем стала вилла Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь была Золотая площадь с главным зданием в виде креста, имеющего выпукло-вогнутые формы, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна. Помимо этого на территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.

В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и получивший название Замка Святого ангела. К мавзолею вел мост через Тибр, специально сооруженный для этой цели. Украшавшие его статуи будут заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.

Новый поворот к духовному, произошедший при Адриане, очевиден и в изменении погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация уступила место ингумации -- захоронению усопших в земле. В связи с этим появился новый жанр -- скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу -- аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф с одной стороны.