Людмила Федоткина

Цель этой познавательной сказки :дать детям знания о значении воды,воздуха ,солнца и почвы в жизни на Земле ;о взаимосвязях в живой и неживой природе.

Сказка оформлена в виде магнитного театра.

Давным-давно было на нашей планете три царства-государства :царство Воздуха ,правил в нем Ветер;

в царстве Воды властвовала царица Волна;


а царством Земли управляла царица Почва.


Жили они дружно,но однажды зашел между ними спор.

Я,-сказал Ветер ,-главней и сильней вас!Захочу-устрою на море шторм,а на Земле закручу бурю-ураган .

Ну уж нет!-возразила Царица Волна. -Я своей водой,если захочу,затоплю все вокруг. Ведь в моей власти и дожди,и моря-океаны,и реки, и озера!

Не спорьте!О чем спорить,если и так ясно,что я самая главная!-уверенно сказала царица Почва . -Без меня ничего живого не было бы.

Так спорили они,забыв обо всем на свете. Застыли в безмолвии реки,не дул ветерок,земля не родила щедрый урожай. Мрачно и тихо стало на планете. Спорили они долго,но к согласию прийти так и не смогли.

А помирило их Солнышко.


Вышло оно на небосклон,осветило ласковыми лучами все вокруг,согрело воздух и воду . В воде появилась рыба,водоросли;а часть воды испарилась и превратилась в облака. Ветер собрал облака в тучу. Дождь смочил землю ,выросли на земле трава и цветы ;появились бабочки,птицы,звери,люди.

Веселой и красивой стала наша планета. С тех пор в согласии живут Воздух ,Вода ,Почва и Солнце. Поняли они,что для жизни на Земле каждый из них важен !

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется:

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

«Воздух, вода, огонь»

Давным-давно жили на планете Земля три сестры. Самую старшую звали Воздух, среднюю – Вода, младшую величали Огонь. Были сёстры неразлучными и дружными. Но как – то раз возник между ними спор, кто из них важнее и нужнее человеку.

Говорит старшая сестра Воздух:

Я – первая, кто появился на планете Земля, вместе со мной стала зарождаться жизнь: растения, животные, птицы, насекомые, и, конечно же человек. Без воздуха не прожить больше трёх минут живому организму.

Возразила средняя сестра – Вода.

Я важнее всех на свете. Даже каждая травинка, самая маленькая птица, без меня не проживут долго. Чего уж говорить о рыбах и о животных, чей дом – вода. А человек каждое утро начинает с умывания лица и чистки зубов, готовит еду и напитки, стирает одежду, поливает растения, и все благодаря мне. Я - нужнее всего на планете!

Чтобы человеку приготовить пищу, и не замерзнуть в лютый мороз, нужен огонь – сказала младшая сестра. – Когда человек появился на планете Земля, воздух и вода были для него доступны, а меня он придумал уже сам. Значит я – главнее для человека.

Долго сёстры спорили о своей важности, но не пришли, ни к какому решению. Тогда и обратились сёстры к планете Земля:

Матушка планета Земля, рассуди, кто из нас важнее и нужнее?

Дала ответ планета Земля:

Дочери мои дорогие, три стихии - Воздух, Вода и Огонь не ссорьтесь, а лучше посмотрите, как человек обращается с каждой из вас. Та, которая увидит к себе бережное отношение, той и быть самой главной.

Стали сёстры думать о словах матушки планеты, и решили понаблюдать в городе за поведением человека. Первая вызвалась посмотреть старшая сестра – Воздух.

Человек будет беречь меня, куда уж ему без чистого воздуха.

Но вдруг увидела, как машины выпускали выхлопной газ, и раскашлялась. Вдалеке стояли большие заводы и фабрики, выдыхающие клубы черного, синего, зеленого дыма. Расплакалась старшая сестра:

Совсем меня не бережёт человек, не нужна видно я ему.

Средняя сестра – Вода, усмехнулась:

Я знаю точно, человек меня беречь обязан. Куда ему без меня?

Только сказала она последнее слово, как из того же завода, прямо в чистую речку стали выливаться химические отходы. На глазах у средней сестры начала гибнуть рыба, раки и другая речная живность. Человек же, выпивший такой воды – болел.

Рассердилась Вода:

Как же так можно: сами отравляют воду, а потом её же пьют!!!

Совсем отчаялась средняя сестра. И только младшая еще надеялась на первенство. Но когда увидела, как в лесу не потушили костер, и пламя объяло все живое вокруг, взмолилась:

Матушка, планета Земля, не хочу быть в жизни человека, я же создана, что бы приносить пользу, а не вред.

Совсем поникли сестры Воздух, Вода и Огонь, уже они не помнят про свои разногласия.

Может мы совсем не нужны человеку? Может лучше, чтобы нас совсем не было в его жизни?

Постойте! Не спешите!- окликнула их планета Земля. Вы увидели лишь самые плохие поступки человека, но есть и другие люди. На планете много детей, и они ценят ваше участие в их жизни. Например, провожают зиму и встречают весну в праздник «Масленица». Дети готовят из разноцветной ткани куклу, сжигая ее на улице. Все поют, танцуют, радуются, кушают блины, которые без огня не приготовить. Летом, когда очень жарко, малыши празднуют «День Нептуна». Они радостно поливают друг друга из леек, брызгалок, прославляя воду. С помощью воздуха ребятишки надувают мыльные пузыри, воспитатель помогает им организовать игры с воздушным змеем и вертячками.

В детском саду воспитатели учат детей беречь природу. Даже самые маленькие ребятишки знают, что вода утоляет жажду не только человеку и животным, но она очень нужна растениям. Чтобы быть здоровыми детьми нужно больше гулять на свежем воздухе. А со спичками нельзя играть, а то случится беда!

Посмотрели сестры друг на друга, утерли слёзы, и решили:

Если есть на планете Земля детишки, то им одинаково нужны воздух, вода и огонь.

С тех пор стали дружно жить три сестрицы Воздух, Вода и Огонь.