Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа - плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, - говорит Виктор Болотов. - Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно - из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», - поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», - считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», - объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе - единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», - уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», - советует Александр Пименов.

Вот и до нас дошел очередной эксперимент министерства образования. На родительских собраниях в школе учителя поставили родителей в известность, что для каждого школьника должен быть создан портфолио ученика начальной школы .

Озадаченные родители стали задавать учителям массу вопросов. Что представляет собой портфолио ученика , как сделать его? Каким оно должно быть? Что должно входить в портфолио? Зачем нужно портфолио для начальных классов ?

После родительского собрания, я встретила знакомых, у которых дети учатся в другой школе и узнала, что их тоже обрадовали данным нововведением. Но в их школе решили поступить проще, они заказали готовое портфолио для школьника на все классы начальной школы. Портфолио им выдали на родительском собрании, дома они заполнили странички и сдали учителю.

Чтоб облегчить участь родителей нашего класса и свою, я вышла с предложением к учителю по поводу приобретения готовых школьных портфолио в той школе, где учиться мой ребёнок. Но, как оказалось составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои творческие способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе. Повышает самооценку и уверенность в своих возможностях. Поэтому готовые школьные портфолио не приветствуются.
Тогда я приступила к изучению информации… Пробороздив просторы интернета, стало понятно, что пока единого стандарта для оформления портфолио нет.

Пройдя этот сложный путь, мне хотелось бы помочь другим родителям, которые только столкнулись с составлением портфолио для школьника .

Итак, что нужно для портфолио:
1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, мнооого файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время

Задача родителей — помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:

1. Титульный лист портфолио ученика
На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

2. Раздел — Мой мир :
В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) — в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.

3. Раздел — Моя школа :

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.
Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.

4. Раздел — Мои успехи :

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы — самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.
Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

“Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Да, действительно, проблема портфолио наиболее актуальна в средней и основной школе.

Но я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
  • Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

И я могу с полной уверенностью сказать, что эти цели и задачи выполнены. Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.

А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

В каждом портфолио несколько разделов:

Первый раздел “” представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. (Ежов, Стасевская )

Второй раздел “Папка регалии”

Мы стараемся не оставлять без внимания творческих успехи наших учеников, награждая их почётными грамотами, вручая благодарности. Грамоты, дипломы, благодарности, медали занимают достойное место в этой папке.

В этот раздел входят различные таблицы, такие как: Результаты тестирования (таб. ) сведения об участии в творческих работах (методических неделях, по предметам, конкурсах, выставках). (таб. )

Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах (Ежов ) интересные сведения о писателях (Стаценко, Геращенко, Иванова ) графики роста скорости чтения (Иванова, Шикунова, Лысанева ) летние дневники чтения (Загуменная, Лысанева )

Творческие работы по чтению:

а) загадки, прибаутки - Стащенко, Терников
б) стихотв. - Ежов
в) сказки - Курилова; Таня, Игорь

Всё это собираем в разделе “Литературное чтение”

Следующий раздел “Русский язык” - здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования. (Курилова, Лысанева, Красильникова )

Раздел “Окружающий мир” включает в себя больше всего творческих работ: докладов, сообщений, так как на уроках Окружающего мира широко используется метод проектов. Многие задания вовлекают детей в проектную деятельность. Первые работы, которые ребята начали выполнять в 1 классе, помогали оформлять родители, а ребята писали печатными буквами. Эти работы были небольшие. (Таня, Данил. Лиза )

Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Доказательством этому то, что свои работы ребята оформляли в виде животных (Никита ), приготовили коллекцию бабочек (Джессика ), делали книжки-малышки (Ваня, Таня, Катя ) тематические, книжки-раскладушки (Таня ) – так выполнялись краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные проекты, групповые и индивидуальные проекты. После защиты проекта, все работы ребята вставляют в нужный раздел (фотографии с уроков (презентац. ), видео Красильн. )

Радует то, что некоторые ребята даже на каникулах самостоятельно подготавливают сообщения, делают творческие работы.

Это значит, на каникулах сами открывали учебники, выбирали интересные для себя темы и готовились: читали дополнительную научную литературу, писали, оформляли. Пусть это пока 4-5 уч-ков, но это пример уже другим, и с этого всё начиналось у них с 1 класса.

Раздел “Наши праздники”

Ученики проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа требует разрядки, для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. И именно в начальной школе уч-ся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во вне урочной. Им хочется много знать, им всё интересно. Уч-ся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения. Поэтому наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Есть в нашем классе свои традиции: “День именинника” проводили каждый сезон, каждый год готовим праздничный концерт мамам ко Дню матери (видео ), проводим спортивные соревнования (видео солдаты, фото с папами ). К подготовке внеклассных мероприятий мы привлекаем родителей, поэтому ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам к ним внимательнее относится. Все наши праздники, соревнования, поездки, экскурсии родители снимают на видео (отрывок праздник мам, спорт. сорев. ), а наши фотографы, их у нас трое: Красильникова Настя, Ежов Никита, Стаценко Данил, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам. А ребята создают себе странички в раздел “Наши праздники” (Никита, Ваня, Настя ). Здесь можно найти фотографии с экскурсией, походов; отзывы о проведённых праздниках (Ежов, Ястребинская ) и многое другое.

Раздел “Дополнительное образование”

В классе 24 ученика из них: 10 человек – танц. Кружок “Лотос”, в худ. школу – 11 чел., в Воскресной школе при церкви занимается 2 чел.. в муз. школе – 2 чел., спортивные секции – 22 человека, занимаются в “Пошке” - 2 чел.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках, как в стенах родной школы, так и в учреждениях дополнительного образования, всё это не должно остаться без нашего внимания. Поэтому в этом разделе:

  1. грамоты Гольева – районная “Моя семья” - рис., Ястребинская – г. Москва “Мечты о космосе”
  2. танцы: грамота районная + благодарн. танцорам.

Фотографии Танцы , листы дневников Ежов.

Раздел “Моя семья”

Сочинения про мам, а родители “Каким я вижу будущее моего ребёнка?” / показ + рубрика “Помощь на дому”

Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.

Мы делаем, собираем портфолио уже 4-ый год и можно уже говорить, что интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. В конце второго класса мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио” (слайд ), “За многогранность таланта” (+), “За творчество” (+), “За лучшее оформление работы” (+), были и др. номинации (веером )

Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Итоговая оценка знаний должна проверять межпредметные компетенции

Трехлетний опыт ЕГЭ свидетельствует, что при приеме в вузы нужно учитывать не только его результаты, но и ряд других факторов, характеризующих подготовленность абитуриентов.

"Ситуация, когда ЕГЭ является единственным способом итоговой аттестации школьников, имеет целый ряд недостатков. Это и отстранение школьного педагогического коллектива от итоговой оценки знаний, что порождает недовольство экзаменом со стороны учителей, и падение авторитета школы. Итоговая оценка знаний должна быть более разносторонней и проверять межпредметные компетенции, которых ЕГЭ не оценивает" , - считает Генеральный директор Открытого института "Развивающее образование", заместитель директора московской школы № 1133 Алексей Воронцов .

Зачем нужно портфолио?

Термин «портфолио » наиболее часто используется у фотографов, но и другие специалисты различных сфер деятельность начинают охотно его применять. Портфолио – это ресурс хранения, накопления и предоставления на показ лучших работ фотографа, художника, архитектора, модели и т.д.

Так зачем нужно портфолио? Ответ очевиден. Для каждого человека оно необходимо для различных целей. Например, для строителя – это самый простой и быстрый способ показать и впечатлить своего потенциального работодателя . Для человека, ищущего работу, портфолио жизненно необходимо. Портфолио сразу показывает: что он закончил, где работал, что он умеет и чем владеет. Портфолио – это вроде доказательства умений и профессиональных навыков.

Портфолио школьника выступает современным вариантом оценки личностных качеств ребенка по стандартам ФГОС. Заполнение разделов помогает сформировать привычку фиксировать личные успехи и достижения. Оценка возможностей школьника дает ориентацию на самодисциплину и самосовершенствование в будущем. Создание портфолио - совместная работа родителей и учеников.

Что такое портфолио ученика

Школьным портфолио называют папку, в которой содержится информация о личности, интересах, активности, достижениях и успехах ребенка в образовательном учреждении и вне него. Этот документ отражает умения и способности учащихся. В папку дополнительно включены сведения о близких и семейных устоях.

Для чего нужно

Уже в детском саду дети посещают развивающие центры, кружки, спортивные секции и прочее. Основная цель таких дополнительных занятий - обучить ребенка основам грамоты, чтения и счета.

К первому классу дети имеют характерный уровень знаний и умений и уже в начальной школе достигают первых успехов, которые должны быть отмечены.

Портфолио выступает своеобразным архивом, отражающим становление и развитие личности ребенка.

Часто детям нравится пересматривать документ, наблюдать за собственными достижениями. Это формирует стимул к саморазвитию, желание к движению вперед.

Готовые портфолио выступают документами для учителя, которые уведомляют преподавателя о личности воспитанника, его способностях. Данные портфолио используются для итоговой аттестации ученика, учитываются при поступлении в другие образовательные учреждения.

Как составить: разделы с примерами

Залог правильного оформления - сохранение разработанной структуры. В процессе учебы портфолио постоянно пополняется новой информацией. Правильное построение документа позволяет составлять представление о навыках обучающихся, видеть закономерности и особенности развития личности.

Установленных правил, как должно выглядеть портфолио, нет. Однако присутствуют некоторые рекомендации к структуре документа. При этом целесообразно освещать только те разделы, которые подходят конкретному ученику. Можно совмещать несколько глав, дополнять.

Титульный лист

На титульнике указываются основные данные об ученике или ученицы: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место проживания, контактные телефоны. На главной странице должно размещаться личное фото воспитанника. Важным моментом является самостоятельный выбор фотографии учащимся.

Автобиография

В автобиографии описывается жизненный путь человека до поступления в образовательное учреждение. Пишется краткое жизнеописание на бумажном листе формата А4 в свободной форме от первого лица. Все сведения излагаются в строго хронологическом порядке.

Основные моменты, как пишется автобиография:

  • Посередине листа печатными буквами указывается название документа «АВТОБИОГРАФИЯ», затем ниже следует основной текст.
  • Текст начинается с персонального представления: «Я, ФИО, дата и место рождения». К примеру: «Я, Иванов Сергей Павлович, родился 12.12.2011 года в городе Чехов Московской области».
  • Затем указывается точный адрес проживания по прописке и фактический.
  • После перечисляются члены семьи с указанием даты рождения, адреса проживания, места учебы/работы. Дополнительно прописываются контактные домашние/рабочие телефоны.
  • Отмечается название детского сада и дата его окончания.
  • Прописываются основные интересы и умения школьника: хобби, уровень владения персональным компьютером, знание иностранных языков и другое.

В конце автобиографии в обязательном порядке ставится дата заполнения и личная подпись.

Для ребенка, идущего в 1 класс, писать автобиографию необязательно. Начиная со 2 класса, школьник может самостоятельно написать о себе.

Мой портрет

Раздел «Мой портрет» состоит из любой информации о воспитаннике, которую хочется непосредственно отразить в документе.

Например, писать о себе можно с расшифровки значения имени ребенка. Дополнительно вносятся данные об особенностях характера, темпераменте, лучших качествах и недостатках школьника. Краткий рассказ поможет учителю подобрать правильные приемы для адаптации к учебному процессу.

В этом разделе расписывается режим дня, можно рассказать о семейных традициях и устоях. Портрет смотрится эффектно, если составить генеалогическое дерево членов семьи.

Пример

Меня зовут Сергей, что в переводе с греческого означает «ясный». Имя мне дал папа в честь дедушки. По характеру я спокойный, но иногда злюсь без причины. Мне не нравится, когда на меня громко кричат. У меня большая семья, много родных и двоюродных братьев и сестер.

Мои достижения

Материалы данного блока позволяют учителю выстроить рейтинг достижений, индивидуальных результатов, а также отследить динамику изменения учебных результатов.

Пример

В ноябре 2017 года я занял призовое место на городской олимпиаде по русскому языку/участвовал в областном семинаре по биологии/ в тематической викторине, посвященной Международному Дню защиты детей.

Мои впечатления

В разделе размещаются личные впечатления школьника после посещения выставок, музеев, школьных мероприятий, походов, экскурсий, театральных представлений. Дополнительно прилагаются фотографии, сделанные в местах посещения.

Пример

В октябре я посетил театральное представление «Гадкий утенок» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Спектакль мне понравился, было интересно… Особенно впечатлил эпизод… Он учит…

Мои интересы и увлечения

В этом разделе рассказывается, что нравится делать ребенку в свободное от школьных занятий время. Здесь перечисляются кружки, спортивные секции и развивающие центры, которые посещает школьник.

Пример

Каждую неделю по вторникам и пятницам я посещаю танцевальный кружок в развивающем центре… Мой преподаватель (перечислить достоинства). Он учит детей… Он для меня пример грации и мастерства. Я люблю танцевать и с радостью посещаю занятия.

Моя семья

В этом блоке воспитанник самостоятельно пишет о своей семье. При желании можно рассказать о каждом ее представителе. В эту рубрику рекомендуется приложить родословную и фотографии.

Пример

Состав моей семьи: мама Виктория, папа Олег, бабушка Зинаида, дедушка Александр, брат Кирилл и сестра Елизавета… Мама работает парикмахером, она добрая и внимательная, занимается и играет со мной. Папа трудится на заводе, он любит свою работу, и она отнимает у него много времени. В свободное время я люблю бороться с ним, играть в футбол. Мой брат Кирилл очень умный, он мне помогает во всех делах, мы вместе посещаем секцию карате…

Общественная деятельность

Раздел включает описание мероприятий, в которых участвовал ребенок:

  • выступление на празднике;
  • оформление класса, стенгазеты;
  • участие в выставке;
  • чтение стихотворений на утреннике.

Дополнительно событие анализируется воспитанником, дается оценка личным эмоциям, впечатлениям.

Пример

Я спортсмен и активно участвую в мероприятиях, которые проводятся в школе. Недавно я играл в сборной школы по футболу, и мне понравилось. Ребята стремились к победе и очень переживали за результат. Когда жюри подвело итоги, и команда выиграла, все радовались и обнимали друг друга…

Мои друзья

В этом разделе ребенок самостоятельно описывает друзей, приводит информацию об их увлечениях и интересах. Дополнительно размещаются фотографии сверстников, отмечаются запоминающиеся моменты.

Пример

Я дружу с Олей и Сашей. Мы общаемся с Олей с детского сада, а с Сашей познакомились на подготовительных курсах к школе. Ребята приходят ко мне домой и меня зовут в гости. Мы любим веселиться, играть в прятки, ляпы, компьютер.

Моя школа

В блоке «Моя школа» воспитанник указывает адрес образовательного учреждения, контактные телефоны администрации; фамилию, имя, отчество директора, год начала учебы. Дополнительно наклеивают фото средней школы.

Полезно нарисовать схему-маршрут от дома до школы с обязательным указанием опасных мест: пересечением дорог, размещением светофоров, искусственных неровностей («лежачих полицейских»). Совместная работа с родителями над картинкой поможет запомнить детям безопасный путь от дома до школы.

Пример

Я учусь в средней школе города Чехов Московской области, которая находится по адресу (указать). Контактные телефоны образовательного учреждения (указать). Я учусь с 2015 года…

Мой класс

В этом разделе указывается номер учебного класса, буква, приклеивается фотография и приводится описание мини-формата о жизни класса.

Пример

Я учусь в 3 Б классе. В классе 25 человек, 15 девочек и 10 мальчиков. Моя учительница - Мария Васильевна Иванова. Она интересно рассказывает материал, играет с нами, придумывает совместные мероприятия, не ругается и не кричит. Наш класс дружный. А когда кто-нибудь ссорится или дерется, Мария Васильевна помогает разобраться и помириться.

Мой мир

В раздел вносится информация о личных увлечениях, понравившихся художественных произведениях, любимых друзьях, домашних питомцах, игрушках учащегося. В этом блоке уместно рассказать о досуге малыша с описанием мест, которые он посещает. Отметить, что понравилось или нет.

Пример

Летом я прочел сборник произведений Антона Павловича Чехова. Мне понравились юмористические рассказы, и я по ним сделал проект для школы. В августе я посетил аквапарк и научился плавать. Дома меня всегда ждет мой любимый кот Фред. Он проказник и забияка, но очень меня любит и я его тоже.

Мой город

В блоке рассказывают о своей малой родине, родном городе. Целесообразно описать достопримечательности, музеи, любимые места. Раздел рассказывает о районе проживания, его особенностях, чем нравится ребенку.

Пример

Я живу в городе Екатеринбург. Он красивый, современный, здесь много торговых центров, развлекательных мест. Достопримечательности и музеи города включают краеведческий музей, живой природы, изобразительного искусства (перечислить).Особенно мне нравится памятник «Черный тюльпан», посвященный солдатам, погибшим в Афганистане и Чечне.

Моя учеба

Раздел отражает динамику учебной успеваемости, начиная с первоклассника до 4 класса начальной школы. Дети к 1 классу знают буквы и цифры, читают по слогам.

Информация об учебе помогает преподавателю правильно распределить нагрузку, чтобы избежать чрезмерного перенапряжения воспитанника. Ребенок может указать любимые предметы, описать, в каких он легко разбирается,а что получается с трудом.

Анализ успеваемости после окончания начальной школы показывает способности ученика, степень его подготовки к дальнейшей учебе.

Пример

Образец написания для учащегося 5 класса: Мне нравятся предметы: литература, русский язык, физкультура. С трудом дается математика, потому что я считаю себя гуманитарием. Но учебную программу я усвоил. За прошлый год по математике я получил оценку «4».

Мое творчество

В блок включаются сведения, какие секции, кружки и развивающие занятия посещает ребенок. Отмечают достижения ребенка, участие в выставках, мероприятиях, соревнованиях. Целесообразно приложить образцы работ.

Пример

Я посещаю вокальный кружок в центре «Раннее развитие». Мы учим песни различных музыкальных направлений, участвуем в выступлениях. Недавно я выступала на концерте для малышей в детском саду.

Мои жизненные планы

Блок «заполняется учеником 5-7 класса. Раздел включает в себя описание будущих стремлений и планов и составляется в свободной форме.

Пример

Когда закончу школу, я поступлю в Педагогический Университет. Я мечтаю стать учителем английского языка, потому что люблю этот предмет. Еще я хочу выучиться на переводчика иностранных текстов, фильмов, музыки.

Мой первый учитель

В разделе «Мой первый учитель» указывают данные о преподавателе: фамилию, имя, отчество. Делается краткое описание профессиональных качеств учителя. Можно расписать запоминающиеся моменты, связанные с ним и наклеить фотографию.

Пример

Моя первая учительница - Иванова Лариса Петровна. Я не забуду тот момент, когда пришел в первый класс. Лариса Петровна помогла мне справиться с учебой, научила писать и читать. Я постоянно буду вспоминать и навещать ее в старших классах…

Как правильно оформить

Установленных стандартов или шаблонов, как оформлять школьное портфолио, нет. Однако присутствуют рекомендации, как делать schoolформат:

  • Персональный дневник печатают в ворде в виде электронного документа, который впоследствии распечатывают.
  • Требуется аккуратное оформление в одном стиле (размер, шрифт, отступ, межстрочный интервал).
  • Разделы портфолио не нумеруются.
  • К документу прилагаются грамоты, дипломы и прочие свидетельства, подтверждающие достижения школьника.

Портфолио для мальчика можно красиво оформить по мотивам любимого мультфильма или кино («Щенячий патруль», «Простоквашино», «Человек-Паук») а для девочек - использовать странички-заготовки с принцессами.

Однако важно учесть, что с возрастом увлечения ребенка меняются, и он потеряет интерес к первоначальному варианту. Поэтому целесообразно оформить документ в нейтральном стиле.

Заполнить портфолио - это значит собрать информацию о школьнике, которая пригодится в учебном процессе. Впоследствии оно станет семейной реликвией. Заполненная анкета поможет ребенку в выборе будущей профессии, научит оценивать собственные знания, стремиться и достигать поставленных целей.