Технологическая карта урока

ФИО

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема и номер урока

Уразов Александр Александрович

МКОУ Верхнехавская СОШ №1

Учитель географии

География

7

«Общая циркуляция атмосферы»

Урок № 14/6

УМК

География 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.

под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М.:

Просвещение, 2013. (Полярная звезда)

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о типах воздушных масс; раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;
сформировать умение работать со схемами и с климатической картой.

Развивающая: развивать умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; практические умения и навыки получать и анализировать

информацию из картографических источников; продолжить формирование навыков коллективной работы.

Воспитывающая: прививать умение слушать и аргументировать свою позицию, интегрироваться в группу и строить продуктивное

взаимодействие; формировать экологическое, культурологическое и социальное мировоззрение.

Задачи урока: анализировать схему общей циркуля­ции атмосферы; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систе­матизировать знания

о господствую­щих ветрах, показать взаимосвязь между формой Земли, температурой, атмосферным давлением и постоянными ветрами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологии обучения: деятельностная, проблемная, кейс-стади

Формы организации: групповая работа; фронтальная работа

Межпредметные связи: литература, обществознание, МХК

Средства обучения:

Мультимедийная презентация, учебный атлас «География. 7 класс», электронное приложение к учебнику «География. 7

класс», учебник, карточки с заданиями группам.

Мультимедийное оборудование:

мультимедийный проектор, ПК.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Активность при выполнении работы. Умение приводить примеры и отстаивать свою позицию.

Умение находить взаимосвязи между температурой, давлением и ветрами . Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать сред­ства информационных технологий

Знание о системе постоянных ветров на Земле и причинах её образования;

понятий «пассаты», «воздушные массы», «циркуляция атмосферы»;

определять направление и название постоянного ветра в зависимости от географической широты местности и атмосферного давления;

Структура и ход урока

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 .Организационный момент

Приветствует обучающихся, организует рабочее место

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

2. Целеполагание

Слайды с эпиграфом урока и вопросами на знание общих закономерностей атмосферы.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока,

выдвигают цели и задачи урока.

3. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения

Предлагает вниманию обучающихся проблемный вопрос.

Ребята! Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма «Дон Кихот» по произведению Мигеля Сервантеса:

Вы увидели, как герой Дон Кихот принимает ветряные мельницы за отряд рыцарей и вступает с ними в бой с плачевными для себя последствиями.

Внимание, вопрос!

Почему метафора «сражаться с ветряными мельницами» означает бессмысленную борьбу с вымышленным врагом?

Разбивает класс на группы и выдает карточки с заданиями.

Определяет время на выполнение задания.

Осмысливают поставленный вопрос-проблему.

Получают задания.

Распределяют работу в группе.
Находят необходимые

источники информации.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует

самостоятельную работу

обучающихся.

Применяя различные
методы, используя дополнительные источники информации, отвечают на

поставленные вопросы,

делают выводы.

5.Контроль усвоения

Заслушивает сообщения.
Обращает внимание на
допущенные ошибки,
корректирует ответы.

Делают краткие сообщения по теме, дополняют и корректируют ответы

одноклассников. Сопоставляют физичес­кую карту и схемы, пояса увлажнения, осадков, тепловые. Сопоставляют форму Земли с тепловыми поясами, поясами атмосферного давления, увлажнения и постоянными ветрами.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока. Дает домашнее задание.

Ребята, вернёмся к проблемному вопросу.

    Почему бороться с ветряной мельницей, ветром бессмысленно? (движение атмосферы остановить невозможно)

    Почему ветряная мельница, ветер – вымышленный враг? (энергия ветра - альтернативный источник энергии для человечества; по мнению экспертов: за ветроэнергетическими установками - будущее )

    PS (задание на дом): Когда отмечается Всемирный день ветра? Для чего организован этот праздник?

Находят решение проблемной ситуации.

Оценивают собственную деятельность внутри каждой группы.

Задания группам для самостоятельной работы

Группа №1 .

    Каким образом нагревается воздух?

    Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле?

    Что такое изотерма?

    Почему границы поясов освещённости и тепловых поясов не совпадают?

Группа № 2

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

1.Существует ли взаимосвязь между температурой и атмосферным давлением?

2. Сколько поясов атмосферного давления выделяют на Земле?

3.Объясните механизм образования поясов атмосферного давления?

4.Назовите основную причину образования поясов атмосферного давления?

Группа № 3

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

    Что такое атмосферные осадки?

    С чем связано распределение облачности и осадков на Земле?

    Сопоставьте карту осадков в атласе с физической картой мира.

    Каким образом это связано с распределением поясов атмосферного давления?

Группа № 4

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание и заполнить таблицу.

    Что такое ветер и от чего он зависит?

    Что называют воздушными массами?

    Какие типы воздушных масс вы знаете?

    Каким образом воздушные массы оказывают влияние на погоду?

    От чего зависит образование воздушных масс?

Тип воздушной массы

Температура

Влажность

АВ

ВУШ

ТВ

ЭВ

Группа № 5

Отвечая на вопросы составить рассказ-описание

    Какие существуют постоянные ветры?

    Каков механизм их образования?

    Название каких ветров переводится как «благоприятствующие переезду», почему?

    Заполните таблицу, указав области распространения и отличительные черты господствующих ветров.

Пассаты

Муссоны

Западные

учителя Булыгиной Л.Н.

МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция.

Цели:

1.Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)

2.Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии : диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы : игровая, индивидуальная, групповая.

Методы : исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И.

1 высота

2 высота

3 высота

4 высота

5 высота

6 высота

7 высота

8 высота

Итоговая оценка

II . Путешествие.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4,5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель : (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления

растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель:

Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель :

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

Влияет рельеф.

Учитель :

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).(слайд11-12)

Учитель:

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта

Тема

«Атмосферная циркуляция»

Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.

Задачи:

1.Ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;

2.Формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;

3.Раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)

Тип урока : комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Добрый

Добрый день ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы.

Создает эмоциональный настрой

Слушают учителя, настраиваются на урок

II .Опрос домашнего задания

На прошлом уроке нами была изучена тема «Солнечная радиация». Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема.

Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной.

Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света )

Что мы называем суммарной солнечной радиацией?

Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это……(радиационный баланс)

А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС

П-позиция

О-обоснование

П – подтверждение

С-следствие

Позиция : « Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере»

Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята! Перед Вами небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить на три группы:

Никогда

Иногда

Всегда

1.Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается

над горизонтом ( всегда )

2.Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности

( всегда )

3.Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше,

чем на экваторе ( Иногда – только летом, когда на полюсе

полярный день)

4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом (никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий)

5. В пасмурный день можно хорошо загореть (никогда )

Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где

вам могут пригодиться данные знания?

1.Раздает карточки для индивидуальной работы для слабых обучающихся

(дифференцированный подход);

2.Фронтальный опрос для класса,

проверка усвоения пройденного материала.

3.Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС.

Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

Формулирует задание, учит анализировать.

Слушает и комментирует ответы учащихся

Формулирует вопрос, развиваю логическое мышления учащихся

Индивидуальная работа по

карточкам (Тест)

Отвечают на вопросы учителя,

осуществляют самопроверку

усвоения материала

Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление.

Зачитывают свои варианты ответов на задание.

Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать.

Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания

Отвечают на вопрос учителя

III .Изучение нового материала

    Стадия вызова

В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите примеры таких движений

(океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (какие?)

Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс

Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция»

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте поставим цель нашего урока

2 стадия: Осмысление содержания

По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России

(арктический, субарктический, умеренный).

Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе

формируются различные воздушные массы.

Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России?

Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ?

Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны?

Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс?

Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления.

Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение.

Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу?

Именно с этим термином связана резкая смена ВМ.

Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км.

Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами

Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача-составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй-холодный фронт.

Проверим, что у вас получилось.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри- циклоны и антициклоны.(Циклон - в переводе с греческого-вращающийся )

Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов.

Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки

Элементы сравнения

Циклоны

Антициклон

Давление в центре

Движение воздуха

Потоки воздуха

Погода летом

Погода зимой

Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра - по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков.

А сейчас давайте проверим вашу работу

Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это….., антициклон- это….

Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха:

Первый ряд- движение воздуха в циклоне;

Второй ряд- движение воздуха в антициклоне.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответьте пожалуйста на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека?

3 стадия: рефлексия (закрепление материала)

Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно-неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно

1.Самая большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе (верно)

2.Изменение свойств воздушных масс называется циркуляцией

(неверно)

3.Атмосферный фронт-это переходная зона между ВМ с разными свойствами (Верно)

4.Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт

(Неверно)

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это циклоны

(верно)

6.Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода

(верно)

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки.

А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание

Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94.

Мотивация ребят на изучение нового материала

Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель

Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой

Учит работать с картой

Формулирует

вопрос

Создает проблемную ситуацию

Подводит обучающихся к выводу.

Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать.

Подводит под понятие «атмосферный фронт».

Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему.

Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах.

Слушает и корректирует ответы учеников

Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение

Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы

Подведение под понятие «циклон»

Сообщает задание для физкультминутки.

Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке

Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок.

Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник.

Предполагают, высказывают свою точку зрения.

Формулируют цель урока: «Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы.

Анализируют карту

Отвечают на вопрос учителя

Анализируют физическую карту России и делают вывод.

Делают вывод.

Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления.

Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Анализируют текст учебника, составляют схему.

Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов.

Рассказывают об атмосферных фронтах.

Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу

Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо)

Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь

Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне.

Учатся делать правильное умозаключение.

Осуществляют самопроверку.

Слушают учителя.

Записывают задание в дневник.

Класс: 8

Ключевые слова: Атмосферная циркуляция , антициклон , циклон , трансформация , атмосферный фронт

Цели:

  • Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об "атмосферных фронтах", "циклоне и антициклоне"; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)
  • Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
  • Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И. 1 высота 2 высота 3 высота 4 высота 5 высота 6 высота 7 высота 8 высота Итоговая оценка

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света - это:

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы - влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы - сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом - ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Что произошло с воздушной массой?

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация - изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Влияет рельеф.

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт - переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт - возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт - возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски). (слайд11-12)

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция. Цели:

1.Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)

2.Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии : диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы : игровая, индивидуальная, групповая.

Методы : исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Итоговая оценка

II. Путешествие.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4,5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель : (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления

растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель:

Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель :

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

Влияет рельеф.

Учитель :

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).(слайд11-12)

Учитель:

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта