Некоторые изобретения устаревают, но часть из них настолько хороша, что остаётся только слегка модифицировать.

1709: Фортепиано
Этот музыкальный инструмент был изобретён итальянским клавесинным мастером Бартоломео Кристофори, который с 1698 г. работал над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата - около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван "клавесин с тихим и громким звуком", - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано.

1714: Ртутный термометр
Современную форму термометру придал именно Фаренгейт и описал свой способ приготовления в 1723 г. Изначально Фаренгейт наполнял свои трубки спиртом и только после перешёл к ртути. Нуль своей шкалы он поставил при температуре смеси снега с нашатырём или поваренной солью, при температуре "начала замерзания воды" он показывал 32°, а температура тела здорового человека во рту или под мышкой была равна 96°.

1752: Молниеотвод
Считается, что молниеотвод был изобретён Бенджамином Франклином в 1752 году, хотя существуют свидетельства о существовании конструкций с молниеотводами и до этой даты (например, Невьянская башня, а также бумажные змеи Жака Рома).

1775: Боевая подводная лодка
"Черепаха" является первой боевой подводной лодкой, построенная в штате Коннектикут в 1775 школьным учителем Дэвидом Бушнеллом. Главным назначением "Черепахи" является уничтожение вражеских судов путём прикрепления к ним взрывчатого вещества в пределах гавани.

1776: Секундомер
Упоминания о первых "настоящих" секундомерах появляются в конце XVII - начале XVIII веков. Примечательно, что механические секундомеры до сих пор используются.

1777: Циркулярная пила
К изобретателям циркулярной пилы могут быть отнесены англичанин Самуил Миллер из Саутгемптона, который получил патент в 1777 году на лесопильную ветряную мельницу. Однако его заявка только упоминает форму пилы, наверное, это было не его изобретение. Распространено мнение, что циркулярная пила была изобретена в Нидерландах в XVI веке, но никаких подтверждений или доказательств не обнаружено.

1784: Бифокальная линза
Первое упоминание бифокальных линз приписывается Бенджамину Франклину (1784 г.), когда он сообщил своему другу в письме, что придумал очки, в которых можно прекрасно видеть объекты как вблизи, так и удаленные на расстояние.
Бенджамин Франклин взял две пары очков, одни для дальнозоркости, а другие - для близорукости, и разрезал линзы этих очков пополам, затем вставил их в оправу: сверху половинки линз для близорукости, а снизу для дальнозоркости, так появились первые бифокальные очки.

1795: Консервы
Аппер очень долго проводил опыты, которые бы позволили сохранять продукты в съедобном состоянии. Считается, что именно в 1795 году Николя Аппер придумал консервирование продуктов. Изобретение Аппера пришло на смену привычным в те годы способам хранения продуктов - вялению и солению. Только в 1809 году Аппер, после проведения нескольких опытов, направил в адрес министра внутренних дел Франции письмо, в котором предложил новый способ - консервирование. В 1810 году Николя Аппер получил награду за изобретение лично из рук Наполеона Бонапарта.

Промышленная революция - инновационный период середины 18–19 веков - перенесла людей из преимущественно аграрного существования в относительно городской образ жизни. И хотя мы называем эту эпоху «революцией», ее название несколько вводит в заблуждение. Это движение, которое возникло в Великобритании, не было внезапным взрывом достижений, а представляло собой серию последовательных прорывов, которые опирались или подпитывали друг друга.

Точно так же, как доткомы были неотъемлемой частью 1990-х, именно сделали эту эпоху уникальной. Без всех этих гениальных умов многих важных товаров и услуг, которыми мы пользуемся сегодня, просто не существовало бы. Вне зависимости от того, был ли изобретатель простым мечтателем-теоретиком или упорным создателем важных вещей - эта революция изменила жизни многих людей (включая нас).


У многих из нас фраза «отложите ваши калькуляторы на время экзамена» всегда будет вызывать беспокойство, но такие экзамены без калькуляторов наглядно демонстрируют, какой была жизнь Чарльза Бэббиджа. Английский изобретатель и математик родился в 1791 году, со временем его задачей стало изучение математических таблиц в поисках ошибок. Такие таблицы, как правило, использовались в астрономии, банковском деле и инженерии, и, поскольку создавались от руки, часто содержали ошибки. Бэббидж задумал создать калькулятор и в конечном итоге разработал несколько моделей.

Конечно, у Бэббиджа не могло быть современных компьютерных компонентов вроде транзисторов, поэтому его вычислительные машины были сугубо механическими. Они были удивительно большими, сложными и их было трудно построить (ни одна из машин Бэббиджа не появилась при его жизни). Например, разностная машина «номер один» могла решать полиномы, но ее конструкция состояла из 25 000 отдельных частей общим весом в 15 тонн. Разностная машина «номер два» была разработана в период с 1847 по 1849 год и была более элегантной, наряду с сопоставимой мощностью и в три раза меньшим весом.

Была и другая конструкция, благодаря которой Бэббидж получил звание отца современной вычислительной техники, по мнению некоторых людей. В 1834 году Бэббидж решил создать машину, которую можно было бы запрограммировать. Как и современные компьютеры, машина Бэббиджа могла хранить данные для последующего использования в других вычислениях и выполнять логические операции типа if-then. Бэббидж не особо занимался разработкой конструкции аналитической машины, как в случае с разностными машинами, но чтобы представлять грандиозность первой, нужно знать, что она была настолько массивной, что ей нужен был паровой двигатель для работы.

Пневматическая шина


Как и многие изобретения этой эпохи, пневматическая шина «стояла на плечах гигантов», вступая в новую волну изобретений. Таким образом, хотя часто изобретение этой важной вещи приписывают Джону Данлопу, до него в 1839 году Чарльз Гудиер запатентовал процесс вулканизации каучука.

До экспериментов Гудиера каучук был весьма новым продуктом с относительно небольшим спектром применения, но это, благодаря его свойствам, очень быстро изменилось. Вулканизация, в которой каучук укреплялся серой и свинцом, создавала более прочный материал, подходящий для производственного процесса.

В то время как каучуковые технологии быстро развивались, другие сопутствующие изобретения промышленной революции развивались намного медленнее. Несмотря на такие достижения, как педали и управляемые колеса, велосипеды оставались больше предметом любопытства, нежели практичным видом транспорта на протяжении большей части 19 века, поскольку были громоздкими, их рамы - тяжелыми, а колеса - жесткими и маломаневренными.

Данлоп, ветеринар по профессии, отметил все эти недостатки, когда наблюдал за тем, как его сын с трудом управляется с трехколесным велосипедом, и решил их исправить. Сначала он попытался завернуть садовый шланг в кольцо и обернуть его жидким каучуком. Этот вариант оказался значительно превосходящим уже существующие шины из кожи и укрепленной резины. Очень скоро Данлоп начал производить велосипедные шины с помощью компании W. Edlin and Co., а позже она стала Dunlop Rubber Company. Она быстро захватила рынок и значительно повысила производство велосипедов. Вскоре после этого Dunlop Rubber Company начала производство резиновых шин для другого продукта промышленной революции - автомобиля.

Как и с каучуком, практическое применение следующего пункта долгое время не было очевидным.


Изобретения типа лампочки занимают очень много страниц в книге истории, но мы уверены, что любой практикующий хирург назвал бы анестезию лучшим продуктом промышленной революции. До ее изобретения исправление любого недуга было, пожалуй, более болезненным, чем сам недуг. Одна из самых больших проблем, связанных с удалением зуба или конечности, заключалась в удержании пациента в расслабленном состоянии зачастую с помощью алкоголя и опиума. Сегодня, конечно, мы все можем поблагодарить анестезию за то, что мало кто из нас может вспомнить болезненные ощущения от операции вообще.

Закись азота и эфир были обнаружены в начале 1800-х годов, но оба средства не нашли особого практического применения, кроме бесполезного одурманивания. Закись азота вообще была более известна как веселящий газ и использовалась для развлечения аудитории. Во время одной из таких демонстраций молодой стоматолог Хорас Уэллс увидел, как некто вдохнул газ и повредил ногу. Когда мужчина вернулся на свое место, Уэллс спросил, было ли больно пострадавшему, и услышал в ответ, что нет. После этого стоматолог решил использовать веселящий газ в своей работе, причем первым подопытным вызвался быть сам. На следующий день Уэллс и Гарднер Колтон, организатор шоу, уже испытали веселящий газ в офисе Уэллса. Газ действовал замечательно.

Вскоре после этого испытали и эфир в качестве анестезии при длительных операций, хотя кто на самом деле стоял за привлечением этого средства, так доподлинно и неизвестно.


Многие изменившие мир изобретения появились именно в период промышленной революции. Камера не была одним из них. По сути, предшественник камеры, известный как камера-обскура, появился еще в конце 1500-х годов.

Однако сохранение снимков камеры долгое время было проблемой, особенно если у вас не было времени, чтобы отрисовать их. Затем пришел Никефор Ньепс. В 1820-х годах французу пришла в голову идея наложить мелованную бумагу, наполненную светочувствительными химическими веществами, на изображение, проецируемое камерой-обскурой. Спустя восемь часов появилась первая в мире фотография.

Понимая, что восемь часов - это слишком долгое время для позирования в режиме съемки семейного портрета, Ньепс объединил силы с Луи Дагером, чтобы улучшить свою конструкцию, и именно Дагер продолжал дело Ньепса после его смерти в 1833 году. Так называемый даггеротип сначала вызвал энтузиазм во французском парламенте, а затем и во всем мире. Однако, хотя дагерротип мог создавать очень детальные изображения, с них нельзя было сделать реплику.

Современник Дагера, Уильям Генри Фокс Талбот, также работал над улучшением фотографических изображений в 1830-х годах и сделал первый негатив, через который свет мог высвечиваться на фотографической бумаге и создавать позитив. Похожие достижения начали быстро находить место, и постепенно камеры стали способны даже снимать движущиеся объекты, а время экспозиции - сокращаться. Фото лошади, сделанное в 1877 году, положило конец давним дебатам на тему того, отрываются ли все четыре ноги лошади от земли во время галопа (да). Поэтому в следующий раз, когда вы достанете свой смартфон, чтобы сделать снимок, на секунду задумайтесь о веках инноваций, которые позволили этому снимку родиться.

Фонограф


Ничто не может в полной мере повторить опыт живого выступления любимой группы. Не так давно живые выступления вообще были единственным способом прослушивания музыки. Томас Эдисон изменил это навсегда, разработав метод транскрибирования телеграфных сообщений, который привел его к идее фонографа. Идея проста, но прекрасна: записывающая игла выдавливает канавки, соответствующие звуковым волнам музыки или речи, во вращающемся цилиндре, покрытом оловом, а другая игла воспроизводит исходный звук на основе этих канавок.

В отличие от Бэббиджа и его десятилетних попыток увидеть свои проекты осуществленными, Эдисон поручил своему механику Джону Круэзи построить машину и спустя 30 часов получил в свои руки рабочий прототип. Но Эдисон не остановился на достигнутом. Его первые оловянные цилиндры могли воспроизвести музыку всего несколько раз, поэтому потом Эдисон заменил олово воском. К тому времени фонограф Эдисона уже не был единственным на рынке, а со временем люди начали отказываться от цилиндров Эдисона. Основной механизм сохранился и используется по сей день. Неплохо для случайного изобретения.

Паровой двигатель


Как сегодня нас очаровывает рокот двигателей V8 и скоростных реактивных самолетов, когда-то и паровые технологии были невероятными. К тому же это сыграло гигантскую роль в поддержке промышленной революции. До этой эпохи люди использовали лошадей и кареты, чтобы передвигаться, а практика добычи полезных ископаемых в шахтах была весьма трудоемкой и неэффективной.

Джеймс Уатт, шотландский инженер, не разработал паровой двигатель, но ему удалось сделать более эффективную версию такового в 1760-х годах путем добавления отдельного конденсатора. Это навсегда изменило горнодобывающую промышленность.

Изначально некоторые изобретатели использовали паровой двигатель для выкачки и удаления воды из шахт, что давало улучшенный доступ к ресурсам. По мере того как эти двигатели приобретали популярность, инженеры задавались вопросом, как их можно улучшить. Версия парового двигателя Уатта не нуждалась в охлаждении после каждого удара, которым сопровождалась добыча ресурсов в то время.

Другие же задавались вопросом: что, если вместо того, чтобы транспортировать сырье, товары и людей на лошади, задействовать машину на паровой тяге? Эти мысли вдохновили изобретателей на исследование потенциала паровых двигателей за пределами горнодобывающего мира. Модификация парового двигателя Уатта привела к другим разработкам промышленной революции, включая первые паровозы и суда на паровой тяге.

Следующее изобретение, возможно, менее известно, но обладает определенно важным значением.

Консервация


Откройте кухонный шкаф и точно обнаружите хоть одно полезное изобретение промышленной революции. Тот же период, который подарил нам паровой двигатель, изменил наш способ хранения еды.

После распространения Великобритании в другие части мира, изобретения начали подпитывать промышленную революцию с постоянной скоростью. К примеру, такой случай произошел с французским шеф-поваром и новатором по имени Николя Аппер. В поисках путей сохранения продуктов без потери вкуса и свежести Аппер регулярно экспериментировал с хранением еды в контейнерах. В конце концов он пришел к выводу, что хранение еды, сопряженное с сушкой или солью, не приводит к улучшению вкусовых качеств, а совсем наоборот.

Аппер подумал, что хранение продуктов в контейнерах будет особенно полезным для моряков, страдающих от недоедания в море. Француз работал над техникой кипячения, которая заключалась в помещении еды в банку, уплотнения, а затем кипячения в воде для создания вакуумного уплотнения. Аппер достиг своей цели, разработав специальный автоклав для консервации в начале 1800-х годов. Основная концепция сохранилась до сих пор.


До появления смартфонов и ноутбуков люди все еще продолжали пользоваться такой технологией промышленной революции, как телеграф - хотя и значительно меньше, чем раньше.

Через электрическую систему сетей телеграф мог передавать сообщения из одного места в другое на большие расстояния. Получатель сообщения должен был интерпретировать маркировку, произведенную машиной, с помощью азбуки Морзе.

Первое сообщение было отправлено в 1844 году Сэмюэлем Морзе, изобретателем телеграфа, и оно точно передает его волнение. Он передал «Что творит Господь?» с помощью своей новой системы, намекая на то, что обнаружил нечто крупное. Так и было. Телеграф Морзе позволил людям общаться практически мгновенно на большом расстоянии.

Информация, передаваемая с помощью телеграфных линий, также серьезно поспособствовала развитию СМИ и позволила правительствам быстрее обмениваться информацией. Развитие телеграфа даже породило первую службу новостей, Associated Press. В конце концов, изобретение Морзе соединило Америку с Европой - и это было очень важно на то время.

Прялка «Дженни»


Будь то носки или что-нибудь из модных предметов одежды, именно достижения текстильной промышленности в период промышленной революции сделали возможными эти вещи для масс.

Прялка «Дженни», или прядильная машина Харгривса, внесла большой вклад в развитие этого процесса. После того как сырье - хлопок или шерсть - собирается, из него нужно сделать пряжу, и зачастую эта работа весьма кропотлива для людей.

Джеймс Харгривс решил этот вопрос. Принимая вызов британского Королевского общества искусств, Харгривс разработал устройство, которое намного перевыполнило требования конкурса, чтобы оно сплетало не менее шести пряж одновременно. Харгривс построил машину, которая выдавала восемь потоков одновременно, что резко повышало эффективность этой деятельности.

Устройство состояло из прялки, которая контролировала поток материала. На одном конце устройства находился вращающийся материал, а на другом нити собирались в пряжу из-под ручного колеса.

Дороги и шахты


Создать инфраструктуру для поддержки промышленной революции было не так легко. Спрос на металлы, в том числе железо, подстрекал промышленность придумывать более эффективные методы добычи и транспортировки сырья.

В течение нескольких десятилетий железодобывающие компании поставляли большое количество железа фабрикам и производственным компаниям. Для получения дешевого металла горнодобывающие компании поставляли больше чугуна, нежели кованого железа. Кроме того, люди стали использовать металлургию или просто исследовать физические свойства материалов в промышленных условиях.

Массовая добыча железа позволила механизировать другие изобретения промышленной революции. Без металлургической промышленности не развились бы железные дороги, паровозы, мог произойти застой в развитии транспорта и других отраслей.

Известные изобретения 18 века дали толчок технологической революции следующего столетия с применением машинного оборудования и приспособлениями для прогресса человеческого общества.

Котел, цилиндр и поршень

Английский изобретатель 18 века Томас Ньюкомен и его помощник Джон Кэлли, стеклодув и сантехник прогрессируют в некоторых потенциально прибыльных экспериментах. Они знают о высокой стоимости насосов, которые поднимают воду из медных и оловянных рудников поэтому работают над улучшением парового насоса.

Они совмещают 2 элемента которые отдельно изобретены: поршень французского изобретателя 17 века Дени Папина и паровой насос английского механика Томаса Севери. В простейшем двигателе Ньюкомена поршень связан цепью с большим коромыслом, как двуплечий рычаг. Насос через цепь присоединялся с противоположным концом коромысла. При рабочем ходе поршень поднимается под действием пара.

После этого холодная вода, налитая снаружи, конденсируется в пар и создает вакуум. Вакуум заставляет поршень спуститься в цилиндр. Цепь тащит вниз один конец коромысла, активируя насос на другом конце.

Как это часто бывает в развитии науки и техники именно авария дала новому изобретению стимул для дальнейшего совершенствования. В одном из швов цилиндра появилась трещина. В результате немного холодной воды, чтобы стекать наружу, попала в цилиндр. Она создала вакуум настолько быстрый и настолько сильный что появилась энергия способная двигать коромысло.

С этим событием обнаруживается еще одна особенность парового двигателя. Во всех вновь разработанных двигателях, которые вскоре начинают работать в шахтах Англии, пар конденсируется струей холодной воды, впрыскиваемой в цилиндр.

Первый из работающих двигателей был установлен в 1712 году в угледобывающей шахте возле замка города Дадли. Он успешно работал здесь уже много лет, как первый из многих в горнодобывающих районах Великобритании. Машина, несомненно, нарушает патент механика Томаса Севери, потому что нельзя отрицать, что она работает “по двигательной силе огня”. Но отдельно изобретение Томаса Севери не имело большого коммерческого успеха. Изобретатели 18 века пришли к мировому соглашению, подробности которого не известны.

Даже с улучшениями изобретателей эти машины подходят только для медленной неустанной работы в шахтах. Доказательства более широкого потенциала парового двигателя должны будут ждать изобретательского гения Джеймса Уотта. В 1774 г. Джеймса Уотт построил первую паровую машину эффективнее двигателя Ньюкомена.

Ртутный термометр

Габриэль Даниэль Фаренгейт, немецкий стеклодув и приборостроитель, работающий в Голландии, заинтересован в улучшении конструкции термометра, который используется уже полвека. Спирт быстро расширяется с повышением температуры с совершенно нерегулярной скоростью расширения. Это создает неточные измерения и техническую проблему дуть стеклянные трубки с очень узкими отверстиями.

К 1714 году Фаренгейт добился больших успехов на техническом фронте, создав два отдельных спиртовых термометра, которые относительно точно показывают нагретость. В этом же году он знакомится с исследованиями французского физика Гийома Амонтона по термическим свойствам ртути.

Ртуть расширяется меньше, чем спирт (примерно в семь раз меньше при том же повышении температуры), но это происходит более последовательно. Он строит первый ртутный термометр, который впоследствии становится стандартным.

Остается проблема, как откалибровать термометр, чтобы показать градусы температуры. Единственным практическим методом является выбор двух температур, которые могут быть установлены независимо друг от друга, пометить их на термометре и разделить промежуточную длину трубки на несколько равных значений.

В 1701 году Ньютон предложил температуру замерзания воды для нижней шкалы и температуру человеческого тела для верхней границы. Фаренгейт, привыкший к холодным зимам Голландии, хочет включать температуру ниже точки замерзания воды. Поэтому он принимает температуру крови для верхней части его шкалы, а температуру замерзания соленой воды для нижней крайности.

Измерение обычно производится кратно 2, 3 и 4, поэтому Фаренгейт делит свою шкалу на 12 секций, каждая из которых делится на 8 равных частей. Это дает ему в общей сложности 96 градусов, ноль является точкой замерзания рассола и 96° (в его несколько неточном чтении) средняя температура крови человека. С его термометром, откалиброванным на этих двух точках, Фаренгейт может давать показания для точки замерзания (32°) и температуры кипения (212°) воды.

Более логичным был швед Андерс Цельсий который предложил в 1742 году свою шкалу. Его стоградусная шкала показывает температуру замерзания и кипения воды как 0° и 100°. Во многих странах эта менее сложная система внедряется более двух столетий. Это была .

Хронометр

Изобретения 18 века назрели в части местоопределения. Два столетия океанских путешествий, начиная с первых европейских открытий, сделали все более важным, чтобы капитаны судов – будь то в морском или торговом бизнесе могли точно рассчитать свое положение в любом из морей мира. С помощью простой и древней астролябии звезды показывают широту. Но на вращающейся планете, долгота определяется сложнее. Для определения долготы необходимо знать, сколько времени, прежде чем можно узнать, что это за место.

Важность этого становится очевидной, когда британское правительство в 1714 году предлагает огромный приз в размере 20 000 фунтов стерлингов любому изобретателю 18 века, который сможет придумать часы, способные поддерживать точное время в море.

Условия были достаточно жесткие на то время. Чтобы выиграть приз, хронометр (торжественно научный термин для часов, впервые используемый в документе) должен быть достаточно точным, чтобы вычислить долготу в пределах тридцати морских миль в конце путешествия в Вест-Индию. Это означает, что в бурных морях, сырых соленых условиях и резких перепадах температуры прибор должен терять или набирать не более трех секунд в день – уровень точности, непревзойденный в это время лучшими часами в самых спокойных лондонских гостиных.

Вызов принимает линкольнширский плотник и часовщик самоучка Джон Харрисон (1693-1776). Ему понадобилось почти шестьдесят лет, прежде чем он выигрывает деньги. К счастью, он живет достаточно долго, чтобы забрать их.

К 1735 Гаррисон построил первый хронометр, который он считал соответствующим необходимым стандартам. В течение следующей четверти века он заменяет его тремя улучшенными моделями, прежде чем официально пройдет тест правительства. Его нововведения включают подшипники которые уменьшают трение, утяжеленные балансы соединенные спиральными пружинами для того чтобы уменьшить влияния движения, и использование 2 металлов в балансирной пружине, чтобы справиться с расширением и сужением по изменению температуры.

Первые “морские часы” Гаррисона в 1735 году весят 33 килограмма и почти метр во всех измерениях. Его четвертый экземпляр, изготовленный в 1759 году, больше похож на круглые часы с 15 см в диаметре. Именно этот хронометр выдерживает морские испытания.

Изобретатель Лаэннек и стетоскоп

Рене Лаэннек, врач больницы Некер в Париже, специализировался на заболеваниях грудной клетки. Два события 1816 года дают ему представление о значительном вкладе в медицинскую практику.

Гуляя во дворе Лувра, он видит детей, играющих в акустическую игру с длинной веткой. Мальчик царапает по одному концу дерева, его друг другим концом приложенным к уху слышит ясно звук. Вскоре после этого Лаэннека посещает пациентка, слишком пухлая, чтобы ее сердцебиение было легко различимо, но слишком молодая, чтобы он мог прижать ухо к груди с приличием. Следуя примеру мальчиков, он закатывает лист бумаги в трубочку. Он мягко кладет один конец на грудь дамы, а другой-на ухо.

Лаэннек удивлен, обнаружив, что через трубку он слышит сердце с гораздо большей ясностью, чем с ухом на груди пациента. Он наткнулся на изобретение 18 века – принцип стетоскопа (от греческого stethos – груди, scopein – наблюдать).

Лаэннек теперь строит полую деревянную трубку длиной около 20 сантиметров с концами, предназначенными для плотного прилегания к груди и уху. Он проводит три года, анализируя странные и часто бурные звуки, которые доходят до него, когда пациенты дышат. Поначалу он не может их истолковать. Но он отмечает разнообразие звуков, слышимых у неизлечимо больных пациентов и наблюдает за состоянием их легких и сердца.

С помощью этого средства Лаэннек способен идентифицировать и описать характерные звуки различных стадий бронхита, пневмонии и – что все более важно, как одно из самых распространенных заболеваний XIX века – туберкулеза. Исследования Лаэннека опубликованы в 1819 году в Traité de l’auscultation médiate (Трактат о посреднической Аускультации). Аускультация, или прослушивание тела для диагностических целей, до сих пор всегда было с ухом врача, прижатым к телу пациента. Стетоскоп становится опосредующим инструментом.

Позже изобретением 18 века предложено трубка из резины как более удобная. А в 1852 году вводится знакомая современная версия, позволяющая врачу пользоваться обоими ушами.

Контактные линзы

Немецкий физиолог Адольф Фик шлифует стеклянные линзы в 1887 году до очень точной и необычной формы. Они должны точно соответствовать поверхности глаз пациента. Эти изобретения 18 века как пара очков, вместо того, чтобы быть поддержанными на носу, цепляются за глаза.

Контактные линзы остаются странностью (и, без сомнения, очень тревожной), пока они не начнут изготавливаться из пластика в 1940-х годах. После этого смелая простая идея немецкого физиолога доказывает свою ценность в ошеломляющем диапазоне адаптаций – таких как мягкие линзы, линзы длительного ношения, одноразовые линзы, линзы для изменения цвета глаз и даже бифокальные заменяющие .

ученика 7-А класса

средней школы №8 имени А.Г. Ломакина

Бутенкова Михаила

“Развитие науки и техники в Россиии в первой половине XVIII века”

Таганрог 2001

Начало XVIII века в России связано с правлением императора Петра I. В те годы с особой остротой встала проблема подготовки специалистов различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, картографов, архитекторов и многих других. Для этого необходимо было развитие науки и образовательных учреждений.

Преобразования Петра в России дали прочную базу как для развития ряда технических школ, так и для основанной в 1724 г. в Петербурге Академии наук. Развитие промышленности требовало географических и геологических изысканий. Именно в начале XVIII века были обнаружены запасы каменного угля Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть в Поволжье.

Географические исследования проводились на Юге России, в бассейнах Каспийского и Аральского морей, в Сибири и на Дальнем Востоке (район Курильских островов). Тогда же состоялась экспедиция Витуса Беринга, обнаружившая и исследовавшая пролив между Азией и Америкой.

В области новых разделов науки большое внимание ученые России уделяли изучению электрических и магнитных явлений. Так, в 1804 г. русский физик В.В. Петров издал в Петербурге фундаментальный труд по электризации и электрическим машинам, который считался одним из крупнейших исследований начала XVIII века. В дальнейшем опыты и теория электрических явлений разрабатывались академиками М.В. Ломоносовым и Г.В. Рихманом, который погиб в результате опытов с атмосферным электричеством.

В то же время в Москве была основана обсерватория, где занимались как изготовлением оптических приборов, так и расчеты астрономических явлений и популяризация астрономических знаний, например, в связи с предсказанием предстоящих солнечных затмений. В средние века заметные астрономические явления, такие как появление комет и затмения солнца служили основой для различных предрассудков. Кроме того, астрономические наблюдения необходимы для навигации и определения времени, особенно в дальних плаваниях в открытом море.

Для сбора и изучения редких явлений природы в начале XVIII века в Петербурге был основан первый естественнонаучный музей в России – Кунсткамера Петра I. Кроме того, примерно в то же время на окраине Петербурга был основан Ботанический сад, где работали ученые, изучающие различные виды растений.

В связи с географическими открытиями издаются книги по астрономии и географии и поучает развитие необходимое для науки и техники книгопечатное дело. В Москве и Петербурге открываются типографии, работающие с новым, упрощенным (гражданским) шрифтом вместо применявшегося в церковной литературе старославянского шрифта. Для развития математики важную роль играло то, что старинные обозначения для цифр были заменены на арабские цифры, используемые до сих пор. Общие очертания букв новых шрифтов были выбраны лично Петром I и похожи на те, которыми напечатан этот текст.

В 1702 году в России впервые стала выходить печатная газета “Ведомости”. Первоначально газета продавалась в Москве, в дальнейшем ее стали печатать и в Петербурге.

Для таких дел, как постройка зданий и крепостей а также кораблей, составления карт и т.п. требовалась система подготовки людей, которых сейчас называют инженерами и техниками, имеющими практическое образование. Для их подготовки была основана Московская Навигацкая школа, расположенная в так называемой Сухаревой Башне, где кроме учебных помещений располагалась также первая в России обсерватория. Выпускники этой школы сейчас назывались бы профессорами и их направляли в другие училища для обучения будущих мастеров промышленных и морских дел. В дальнейшем Школу перевели в Петербург, где она стала основой Морской Академии России, в которой учились многие знаменитые флотоводцы. Подобные же “Навигацкие” школы были открыты в портовых городах России – Ревель (Таллинн), Астрахань, а также в Нарве и Новгороде.

В 1707 году в Москве основывается первая в Росии Медицинская школа, затем вторая школа была основана в Петербурге.

В связи с широкими географическими изысканиями в Москве также были открыты школы (сейчас сказали бы – высшие школы) изучения ряда иностранных языков, особенно языков восточных соседей России, что было необходимо для подготовки дипломатов и путешественников в эти государства.

Во время царствования Петра I кроме перечисленных высших учебных и научных заведений, были основаны более 40 общеобразовательных и технических школ в различных городах России. В них учили грамоте и счету, а также основам военного и морского дела (в специальных гарнизонных школах).

Кроме учеников российских высших и технических школ в начале XVIII века широко было принято отправлять детей дворян и государственных деятелей для обучения в европейские университеты и школы (морские, артиллерийские, архитектурные и так далее).

Начало XVIII века в Европе и в России было временем наибольшего развития гидроэнергетики. Основным источником энергии для развивающейся промышленности уже не могла служить сила человека или животных, а также изменяющийся ветер. В это время были разработаны конструкции эффективно работающих водяных колес, в том числе верхненаливных, имеющих высокий коэффициент полезного действия, а также реверсивных, т.е. позволяющих изменять направление вращения. Если вначале энергия воды использовалась только в тех местах, где природные условия дают крутое падение горизонта, то во время расцвета гидроэнергетики научились строить гидротехнические сооружения (плотины, каналы и т.д.), позволяющие строить водяные колеса в любой местности, в том числе и на равнинах.

На основе источников энергии, связанных с водяными колесами, возникли крупные мануфактуры с широким применением передаточных механизмов для привода технических устройств – молотов в металлургии, станков в металлургии и производстве тканей и т.д., а также так называемых “пильных мельниц” для разделки и обработки леса. Особенно развилась подобная техника на Урале, где были открыты большие запасы полезных ископаемых и особенно железа. Для его обработки (ковки, точения, сверления) требовалось большое количество энергии. Под руководством энергичных купцов Демидовых на Урале, где гористая местность позволяла особенно легко строить гидроэнергетические установки, были построены крупные металлургические и другие фабрики с большим количеством станков, приводимых в движение с помощью ременных приводов от больших водяных колес. Там же проводились первые опыты по разработке паровых силовых установок, которые к концу XVIII века в основном вытеснили водяные колеса.

В области транспортной техники широкое развитие получили системы перевозки грузов по воде, как с помощью грузовых судов, так и с помощью буксируемых барж большой грузоподъемности, для которых прокладывались каналы и создавались шлюзы, особенно в северной части России, богатой водой. Многие проекты подобных сооружений были созданы под руководством Петра I, в том числе и проект канала между Волгой и Доном, впоследствии построенного уже в XX веке.

Значительных успехов в первой половине XVIII века достигло искусство фортификации, связанное с постройкой крепостей и необходимых для них сооружений, таких как башни, мосты, дороги, источники водоснабжения и т.д. Эти сооружения были необходимы в связи с политикой Петра, расширяющего границы Российской империи и основывавшего на освоенных землях гарнизоны и крепости, например в районе мыса Таганрога, а впоследствии при строительстве Петербурга и окружающих его военных пунктов.

В эпоху Петра значительное развитие получили также виды науки и техники, связанные с военными сферами. Это теория стрельбы из орудий, разработка новых конструкций огнестрельного оружия, минное и саперное дело и т.д.

В частности, сам Петр I обучался этим прикладным дисциплинам в Австрии и получил артиллерийский диплом с отличием. Он же во время визита в Англию лично интересовался работой Академии наук, Монетного двора, королевских верфей и т.д., по поводу работы которых состоял в переписке с Исааком Ньютоном, который в этот период заведовал Монетным двором в Лондоне и разрабатывал новые проекты быстроходных судов для верфей Англии.

Примерно в это же время британская Академия наук приняла в свои ряды одного из сподвижников Петра – А.Д. Меньшикова, при этом академиков не остановило то, что новый академик так и не научился писать и читать.

Самые известные изобретения 18 века

XVIII век подарил человечеству множество замечательных изобретений, среди которых фортепиано, поршневой паровой двигатель и спиртовой термометр. Многие из изделий, созданных тогда, используются и теперь.

Самые популярные изобретения XVIII века

До сих пор при настройке многих музыкальных инструментов используется камертон. Это изделие было изобретено как раз в XVIII веке.

Его создателем стал Джон Шор, придворный трубач королевы Великобритании. Это изобретение широко использовалось не только музыкантами, но и певцами. Изобретенный Шором камертон позволял добиться 420 колебаний в минуту, а издаваемый им звук приравняли к ноте ля.Газированная вода, которую так любят сотни тысяч людей по всему миру, была изобретена именно в XVIII веке. Прежде популярностью пользовалась вода из особых минеральных источников, однако ее транспортировка и хранение дорого обходились, поэтому ученые трудились над разработкой способа искусственно газировать воду прямо на заводах. Результата сумел добиться Джозеф Пристли, химик из Англии. Первое производство газированной воды в промышленных масштабах начал Якоб Швепп.Первая боевая подводная лодка, получившая название «черепаха» также появилась в XVIII веке. Ее изобретателем стал Дэвид Бушнелл, один из преподавателей Йельского университета. Несколько попыток применить «черепаху» для атаки на корабли противника с треском провалились, но зато в дальнейшем разработчики значительно усовершенствовали это изобретение.

Другие интересные изобретения XVIII века

Навигационный инструмент, вытеснивший в XVIII веке астролябию – секстант – был изобретен сразу двумя людьми, работавшими независимо друг от друга. Речь идет о Джоне Хэдли, математике из Англии, и Томасе Гэдфри, американском изобретателе. Секстант значительно упростил процесс определения координат во время путешествий.Еще одно замечательное изобретение XVIII века было сделано Питером ван Мушенбруком и Конеусом, его учеником. Речь идет о лейденской банке – электрическом конденсаторе. Это изобретение значительно упростило процесс изучения электричества и уровня проводимости разных материалов. Кроме того, благодаря нему была получена первая искусственная электрическая искра. Теперь лейденские банки применяют редко, и то преимущественно для демонстраций, но не стоит забывать, что это изобретение позволило ученым сделать множество очень полезных открытий.XVIII век был хорошим временем для полетов. В эту эпоху братья Монгольфье создали первый воздушный шар, наполненный горячим воздухом, а Жак Шарль – аналогичный аппарат, но уже заполненный водородом. Кроме того, именно в этом столетии появился первый парашют. Его изобретателем стал Луи-Себастьян Ленорман.

В 18 веке (1700-е годы) произошла первая промышленная революция. Началось производство паровых двигателей, которые заменили работу животных. 18 столетие ознаменовалось изобретениями и машинным оборудованием, которые заменили ручной труд.

18 век также стал частью Эпохи просвещения, исторического периода, который охарактеризован переходом от традиционных религиозных источников власти к науке и рациональному мышлению.

В результате Эпоха просвещения в 18 веке привела к Американской войне за независимость и Французской революции. В этот период развивался капитализм и распространялось все больше печатных материалов.

Список изобретений и открытий сделанных в 18 веке

1701 – Джетро Тулл изобретает сеялку.

1709 — Бартоломео Кристофори изобретает пианино.

1711 – Англичанин Джон Шор создает камертон.

1712 — Томас Ньюкомен патентует атмосферный паровой двигатель.

1717 — Эдмонд Галлей изобретает водолазный колокол.

1722 — Француз С. Хопфер патентует огнетушитель.

1724 — Габриэль Фаренгейт изобретает первый ртутный термометр.

1733 — Джон Кей изобретает летающий челнок.

1745 — Е.Г. фон Клейст создает лейденскую банку, первый электрический конденсатор.

1752 — Бенджамин Франклин изобретает громоотвод.

15 апреля 1755 — Сэмюэл Джонсон публикует первый словарь английского языка после девяти лет его составления. В предисловии Сэмюэл Джонсон написал: « Я не настолько запутался в лексикографии, чтобы забыть, что слова – это дочери земли, а вещи — сыновья неба».

1757 — Джон Кэмпбелл изобретает секстант.

1758 — Долланд изобретает хроматические линзы.

1761 – англичанин Джон Харрисон создает навигационные часы или морской хронометр для измерения долготы.

1764 — Джеймс Харгривз изобретает прядильную машину.

1767 — Джозеф Пристли изобретает газированную воду – содовую.

1768 — Ричард Аркрайт патентует прядильную машину.

1769 — Джеймс Уатт создает улучшенный паровой двигатель.

1774 — Жорж Луи Лесаж патентует электрический телеграф.

1775 — Александр Каммингс изобретает туалет со сливом. Жак Перье изобретает пароход.

1776 — Дэвид Бушнелл конструирует подводную лодку.

1779 — Сэмюэл Кромптон изобретает текстильную машину.

1780 — Бенджамин Франклин создает бифокальные очки. Гервинус изобретает циркулярную пилу.

1783 — Луи Себастьян демонстрирует первый парашют. Бенджамин Хэнкс патентует часы с автоматическим заводом. Братья Монгольфье изобретают воздушный шар.

Англичанин Генри Корт создает стальной ролик для производства стали.

1784 — Эндрю Мейкл изобретает молотилку. Джозеф Брама изобретает предохранитель.

1785 — Эдмунд Картрайт изобретает ткацкий станок. Клод Бертолле создает химическое отбеливание. Карл-Август Куломб изобретает крутильные весы. Жан Пьер Бланшар создает парашют, пригодный для эксплуатации.

1786 — Джон Фитч конструирует пароход.

1789 – Изобретается гильотина.

1790 — Соединенные Штаты выпускают свой первый патент, выданный Уильяму Полларду из Филадельфии на прядильную машину для хлопка.

1791 — Джон Барбер изобретает газовую турбину. Появляется первый велосипед в Шотландии.

1792 — Уильям Мердок изобретает газовое освещение. Появляется первая скорая помощь.

1794 — Эли Уитни патентует хлопкоочистительную машину. Уэльсец Филипп Вогэн изобретает шарикоподшипники.

1795 — Франсуа Аппер изобретает емкость для хранения еды.

1796 — Эдвард Дженнер открывает вакцинацию оспы.

1797 — Уиттмор патентует кардочесальную машину. Британский изобретатель Генри Модсли создает первый прецизионный токарный станок.

1798 – Создан первый безалкогольный напиток. Алоис Сенефелдер изобретает литографию.

1799 — Алессандро Вольта изобретает батарею. Луи Роберт конструирует длинносеточную бумагоделательную машину для производства бумажных листов.

Поиск Лекций

Развитие науки и техники в 18 веке

Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг. Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А. Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство. Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.

Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества). Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства. Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).

Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии . В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).

Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С. Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.). Все они имели общеевропейскую научную значимость.

В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П. Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В. Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.

В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г. в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г. Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.

Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.

В развитие науки и образования второй половины XVIII в. значительный вклад внесли либерально-просветительские начинания Екатерины II, в частности создание общероссийской государственной системы образования. Наряду с закрытыми сословными учебными заведениями (Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, кадетские корпуса) в ходе школьной реформы 1782-86 гг. были учреждены общеобразовательные двухлетние малые народные училища в уездных и четырехлетние главные народные училища в губернских городах. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования России. К концу XVIII столетия в России насчитывалось около 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования.

Вместе с тем, образование в России, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. Большая часть населения не была затронута реформой. Кроме того, просветительские усилия императрицы в сфере народного образования «саботировались» как местными приказами общественного призрения, которые должны были изыскивать средства для их содержания, так и самим населением. Родители учеников «главных училищ» (это были дети мещан, купцов и солдат) не считали нужным доводить детей до окончания курса и старшие классы почти пустовали. В небольших городах деятельность школ находилась в зависимости от щедрости местных городских дум. Сначала малых училищ открылось довольно много, но скоро думы начали тяготиться содержанием училищ - число школ стало уменьшаться.

В рассматриваемый период (вторая половина XVIII столетия) происходит окончательное оформление российской науки, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны. Значительную роль в открытие университета сыграла деятельность М.В. Ломоносова. Его ученики и коллеги (академики) ─ астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. ─ обогатили не только отечественную, но и мировую науку замечательными открытиями.

Развитие науки и становление научных центров, появление новых направлений в исследовательской деятельности ученых, во многом, было связано с поддержкой государства. Государство финансировало деятельность Академии наук, научные экспедиции, стажировку российских ученых за границей, выпуск учебной литературы. Например, Екатерина II оказала значительное содействие академику П.С. Паласу (1741-1811) в издании сравнительного словаря «всех языков и наречий» в 1789 г. Императрица не была довольна первым изданием и через два года вышли уже 4 тома, значительно доработанные и дополненные.

В числе выдающихся достижений в сфере естественных наук в России в рассматриваемый период стали исследования физика В.В. Петрова(1761-1834), в частности открытие им явления вольтовой дуги (первое электрическое явление, получившее приложение на практике). В. В. Петровым проводились также исследования химического действия тока, электрических явлений в газах, электропроводности и люминесценции.

Физик и математик С.Котельников (1723-1806) изучал проблемы равновесия и движения тел, ввел понятие прочности материала. В период с 1771 по 1797 гг. он управлял Кунсткамерой и собрал богатейшую коллекцию для естественнонаучного музея.

Астрономическую науку пополнили исследования академика Петербургской АН С. Румовского (1734-1812). Он составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.

Появление первого в России «Минералогического словаря» произошло благодаря исследованиям одного из учеников М.В. Ломоносова академика В. М. Севергина (1765-1826), разработавшего также отечественную научную терминологию по химии, ботанике, минералогии. В.М. Севергин выступал за сближение теории с практикой, по его инициативе с 1804 г. начал издаваться «Технологический журнал», в котором печатались труды по науке и технике не только отечественных, но и зарубежных деятелей.

В этот период были заложены основы российской медицины (Н. Максимович ─ основатель института акушерок, Д.С. Самойлович ─ исследователь чумы и разработчик мер по борьбе с ее эпидемией).

В 60-70-е гг. XVIII в. были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

Наряду с естествознанием активное развитие получили гуманитарные науки, формировавшиеся под явным влиянием идеологии Просвещения. В этой связи следует особо выделить деятельность Вольного экономического общества (1760-70-е гг.) по популяризации экономических знаний. Один из самых активных его участников А.Т. Болотова (1738-1833) провел большие исследования в области агрономии и политэкономии.

В исторической науке помимо сбора источников и их публикации (были впервые изданы многие летописи, а также «Русская правда») предпринимаются первые попытки создать обобщающий труд по российской истории (работы В.Н. Татищева, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова). Многие их наработки были впоследствии использованы Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского».

С 1770-х гг. в России начинает формироваться юридическая наука, связанная с именем первого российского профессора права Московского университета С. Десницкого, находившегося под влиянием правовых доктрин французских Просветителей.

В 1780-90-х гг. происходит формирование и политологических знаний, зарождаются три основных направления общественно-политической мысли: либеральное (выраженное в трудах канцлера Н.И. Панина, его секретаря и драматурга Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова – одного из руководителей русских масонов, популяризатора философии Просвещения, издателя около 1/3 всех российских книг в 1780-е гг.), консервативное (выражено в трудах М.М. Щербатова, прежде всего «Путешествие в Землю Офирскую» и «О повреждении нравов в России»), радикально-демократическое (труды А.Н. Радищева, прежде всего «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.) и ода «Вольность».).

Таким образом, во второй половине XVIII в. российская наука окончательно оформилась, основным научным центром стал Московский университет. Эволюция научной мысли происходило в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения. Многие исследования и открытия в области естествознания заложили основу для будущих открытий.

Обращает на себя внимание и энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых. Происходит сближение науки с практикой, что в частности выразилось в создании Словаря П.С. Палласа.

Вместе с тем, со стороны правящей системы наука рассматривалась как неотъемлемый элемент западной, европейской культуры, обязательный элемент европеизации страны, то, что не стыдно продемонстрировать Европе. Многие научные открытия просто оказались не востребованы временем. Так, изобретенный В. Рихманом электрометр ─ первый прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин, стал известен только после его трагической смерти Рихмана, описание прибора появилось в английских журналах. Предложенный М.В. Ломоносовым (отличный от Франклиновского) способ защиты зданий от молнии остался только в его докладе.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Технические изобретения 17,18,19 и
начало 20 века
Группа 141132
Участники
Шепелев В.С
Кудрявцев А.С
Мезенцев А.В
Назаров Р.Э
Симбирский М.С
Игошин И.Л
Балуков О.А

Электрическая машина Отто фон
Герике

А что это?
Электрическая машина - это
электромеханический
преобразователь энергии,
основанный на явлениях
электромагнитной индукции и
силы Ампера, действующей на
проводник с током, движущийся
в магнитном поле.
Герике построил первую
электрическую машину. Она
представляла собой шар из серы.
Расплавленной серой наполняли
полый стеклянный шар, который,
когда сера застывала, разбивали.
Сквозь шар из серы пропускали
железную ось и помещали на
особом стакане так, что его
можно было вращать вокруг оси.
На вращающийся шар нажимали
рукой, и он наэлектризовывался
трением.

А что нам это дало?
Герике изобрел прибор для получения электрического состояния,
который если и не может быть назван электрической машиной в
настоящем значении этого слова, потому что в нём недоставало
конденсатора для собирания электричества, развиваемого трением,
то все же послужил прототипом для всех поздних устраиваемых
электрических открытий. Сюда прежде всего следует отнести
открытие электрического отталкивания.

Механические часы Гюйгенса

В чем же секрет?
Гюйгенсу
пришлось
проявить
чудеса изобретательности. В конце
концов он создал особый маятник,
который в ходе качания изменял
свою длину и колебался по
циклоидной
кривой.
Часы
Гюйгенса обладали несравнимо
большей точностью, чем часы с
коромыслом.
Их
суточная
погрешность не превышала 10
секунд (в часах с коромысловым
регулятором
погрешность
колебалась от 15 до 60 минут).

Ртутный Барометр
Эванджелиисты Торричеилли
Ртуутный бароуметр - жидкостной
барометр, в котором атмосферное
давление измеряется по высоте столба
ртути в запаянной сверху трубке,
опущенной открытым концом в сосуд с
ртутью. В своем сочинении «Opera
geometrica» (Флоренция, 1644)
Торричелли излагает свои открытия и
изобретения, среди которых самое
важное место занимает изобретение
ртутного барометра.
Ртутные барометры - наиболее точные
приборы, ими оборудованы
метеорологические станции, по ним
проверяется работа других видов
барометров.

Паровая машина Джеймса Уатта
Начало новой эры в механике
В середине 60-х годов 18 века талантливый механик Джеймс Уатт работал в университете Глазго.
Однажды ему поступил заказ на ремонт паровой машины Ньюкомена, и, разобравшись в конструкции
агрегата, Уатт решил попробовать ее немного усовершенствовать. Он предположил, что можно будет
сократить расход недешевого топлива, если цилиндр паровой машины будет постоянно оставаться в
нагретом состоянии. Ведь до этого поршень двигался вниз и совершал полезную работу благодаря тому,
что емкость с паром охлаждалась при помощи впрыска воды. Но чтобы воплотить в жизнь данную
идею, следовало разобраться с проблемой конденсации пара, которую Уатт решил достаточно элегантно.
Если верить историческим источникам, мысль о том, как можно сконденсировать пар, пришла Уатту в
голову совершенно случайно, когда он увидел, как под давлением вырываются его струи из котлов
прачечных. Джеймс сообразил, что пар – это обыкновенный газ, который из цилиндра можно легко
направить в другую емкость, создав в ней меньшее давление. Для этих целей Уатт решил использовать
откачивающий насос и систему металлических отводящих трубок, которые забирали из цилиндра пар.

Веломобиль
Первые кузовные веломобили появились в США в начале ХХ столетия. Это были трёх- и четырёхколёсные транспортные
средства, оснащенные цепным приводом и фанерным (деревянным) кузовом. Описание и инструкции для постройки таких
веломобилей можно найти в известном американском журнале «Популярная механика».
«Velocar» Шарля Моше
В конце 1920-х гг французский изобретатель и предприниматель Шарль Моше (1880-1934) разработал и наладил серийный
выпуск веломобиля «Velocar» на своей фабрике.
Этот четырёхколёсный двухместный веломобиль весил, в зависимости от модели, 35-40 кг, оснащался трёх- или
пятискоростной системой переключения передач велосипедного типа и независимыми цепными приводами водителя и
пассажира. Всего с 1928 по 1944 гг было выпущено около 6000 веломобилей «Велокар»

Самокат
Самокат - наземное средство передвижения, в основном двухколёсное, приводимое в действие путём
многократного отталкивания ногой от земли в положении стоя, и управляемое при помощи руля. Самокат
используется для развлечения и как спортивный тренажёр. Существуют также трёхколёсные инерционные
конструкции самокатов с двумя подножками, где разгон происходит при переносе веса тела с одной ноги на другую
без отталкивания ногой от земли.
Точное время создания самоката неизвестно. Похожие на него изображения встречаются на древних фресках. Есть
версия, что самокат впервые был изготовлен в 1761 году в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. По
другой версии, самокат создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году, и усовершенствовал его в 1820-м,
сделав управляемым переднее колесо. Такие самокаты приобрели популярность во Франции и Англии. Английские
самокаты, в отличие от немецких, имели железную раму.

Оптический телеграф
Оптический телеграф - устройство для передачи информации на дальние расстояния при помощи световых сигналов.
В оптических телеграфах другого рода условные знаки передавались не с помощью световых источников и их лучей,
посылаемых с одного места в другое, а посредством особых механизмов с некоторыми подвижными частями в виде
линеек или кругов, видимых с дальнего расстояния. Первым изобретателем такого рода оптического телеграфа нужно
признать известного английского учёного Гука. Хотя о возможности такого способа передачи знаков уже заявлялось в
литературе и раньше, но Гук не только придумал, но и устроил сигнальный аппарат, который был им показан в Royal
Society в 1684 г. Затем француз Амонтон (Amonton) в 1702 г. устроил оптический телеграф с подвижными планками,
который он показывал в действии при дворе.
В 1792 году во Франции Клод Шапп создал систему передачи информации при помощи светового сигнала. Она
получила название «оптический телеграф». В простейшем виде это была цепь типовых строений, расположенных в
пределах видимости друг друга. На кровле строений размещались шесты с подвижными поперечинами - семафоры.
Семафорами с помощью тросов управляли операторы, которые сидели внутри.

Паровая машина Ньюкомена
В 1705 году кузнец по профессии
Томас Ньюкомен совместно с
лудильщиком Дж. Коули построил
паровой насос, опыты по
совершенствованию которого
продолжались около десяти лет, пока он
не начал исправно работать (1712).

Устройство
Пар низкого давления впускается в рабочую камеру или
цилиндр.
Атмосферное давление в верхней части цилиндра давит на
поршень и вызывает его перемещение вниз.
Машина работала путём создания в огромном цилиндре пара
с последующим охлаждением его впрыском холодной воды,
что создавало вакуум в цилиндре в свою очередь опускавший
цилиндр тем самым производя полезную работу

Секстант
Секстаунт-навигационный
измерительный инструмент,
используемый для измерения высоты
Солнца и других космических объектов
над горизонтом с целью определения
географических координат той
местности, в которой производится
измерение.

В секстанте используется принцип
совмещения изображений двух
объектов при помощи двойного
отражения одного из них. Этот
принцип был изобретён Исааком
Ньютоном в 1699 году. Секстант
вытеснил астролябию как главный
навигационный инструмент.

Молниеотвод
устройство, устанавливаемое
на зданиях и сооружениях и
служащее для защиты от
удара молнии.
Считается, что молниеотвод был
изобретён Бенджамином
Франклином в 1752 году.

Принцип
Во время грозы на Земле появляются
большие индуцированные заряды
и
у
поверхности Земли возникает сильное
электрическое поле. Напряжённость поля
особенно велика возле острых проводников,
и поэтому на конце молниеотвода
зажигается коронный разряд. Вследствие
этого индуцированные заряды не могут
накапливаться на здании и молнии не
происходит. В тех же случаях, когда молния
всё же возникает (такие случаи очень редки),
она ударяет в молниеотвод и заряды уходят в
Землю, не причиняя разрушений.

Парашют
В 1483 году Леонардо да
Винчи нарисовал эскиз пирамидального
парашюта.
Фауст Вранчич из Хорватии считается
изобретателем парашюта. В 1597 году он
прыгнул с колокольной башни высотой 87
метров на рыночную площадь в Братиславе.
Но фактически ввел парашют - как и
изобрел само слово - французский
физик Луи Себастьян Ленорман, который 26
декабря 1783 прыгнул с башни Монпелье на
изобретенном им парашюте, представлявшем
собой развитие зонтика: деревянную раму,
обтянутую льняной прорезиненной тканью.

ИЗОБРЕТЕНИЯ 19 ВЕКА

Паровоз
Изобр. Ричард Тревитик (1804г)
Паровоз - автономный локомотив с паросиловой
установкой, использующий в качестве
двигателя паровые машины. Паровозы были первыми
передвигающимися по рельсам транспортными
средствами. Паровоз является одним из уникальных
технических средств, созданных человеком. Благодаря
ему появился железнодорожный транспорт, и именно
паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX
и первой половине XX века, сыграв колоссальную
роль в подъёме экономики целого ряда стран.

Пароход
Изобр. Роберт Фултон (1807г)
Пароход - судно, приводимое в
движение поршневой паровой машиной.

Двигатель Стирлинга
Изобр. Роберт Стирлинг (1816г)
Двигатель Стирлинга - тепловая машина, в которой
рабочее тело, в виде газа или жидкости, движется в
замкнутом объёме, разновидность двигателя внешнего
сгорания. Основан на периодическом нагреве и
охлаждении рабочего тела с извлечением энергии из
возникающего при этом изменения объёма рабочего тела.

Азбука Морзе
Изобр. Сэмюэл Морзе (1838г)
Код Морзе, «Морзянка» (Азбукой Морзе код начал называться
только с начала первой мировой войны) - способ знакового
кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков
препинания и других символов
последовательностью сигналов: длинных («тире») и коротких
(«точек»). За единицу времени принимается длительность
одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза
между элементами одного знака - одна точка, между знаками
в слове - 3 точки, между словами - 7 точек.

Телефон
Изобр. Александр Белл (1876г)
Телефон - аппарат для передачи и приёма звука на
расстоянии.

Лампа накаливания
Изобр. Джозеф Сван (1878г)
Лампа накаливания - искусственный источник света,
в котором свет испускает тело накала, нагреваемое
электрическим током до высокой температуры. В
качестве тела накала чаще всего используется спираль из
тугоплавкого металла, либо угольная нить.

Автомобиль
Изобр. Джордж Селден (1879г)
Автомобиль - моторное безрельсовое
дорожное транспортное средство минимум с 3
колёсами.
Основное функциональное назначение автомобиля
заключается в совершении транспортной работы.
Автомобильный транспорт в индустриально
развитых странах занимает ведущее место по
сравнению с другими видами транспорта по объему
перевозок пассажиров и грузов

Трансформатор Тесла
Изобр. Никола Тесла (1896)
Трансформатор Тесла, также катушка Тесла является резонансным трансформатором, производящим
высокое напряжение высокой частоты.

Электрическая лампочка
Электричество, как источник энергии для освещения
чего-либо, стали использовать только ближе к концу
XIX века. Ранее этого момента люди пользовались
свечами и газовыми фонарями. Изобретение
электрической лампочки, несмотря на то что работу
в этом направлении вели множество ученых
и изобретателей, принято приписывать Томасу
Эдисону. Именно Эдисон оснастил лампы цоколем
и патроном, а кроме того, продумал устройство
выключателя.

Телефонная связь
Американец Александр Грехам Белл подал
заявку на изобретенный им телефон в Бюро
патентов США 14 февраля 1876 года. Через
два часа после приезда Белла американец
по фамилии Грей пришел в Бюро за тем же
патентом, но дело осталось за Беллом.
Стоит отметить, что в изобретении
телефона ему помогла чистая случайность.
Изначально он пытался создать
мультиплексный телеграф, который мог бы
по одному проводу передавать несколько
телеграмм одновременно.

Газовая плита
Следующим шагом после изобретения чугунной печи, работающей на угле
и дровах, стало появление газовой печи. Произошло это в 1825 году. Создатель
первой газовой печи Джеймс Шарп был ассистентом директора газовой фабрики,
и именно в доме Шарпа газовая печь была впервые установлена. Завод
по выпуску плит начал свою работу в 1936 году, правда, в те времена подобную
бытовую технику мог позволить себе далеко не каждый, и газовые плиты можно
было увидеть только в домах богатых людей.

Компрессионный холодильник
Конструктором первой холодильной машины стал англичанин Джекоб Перкинс.
Холодильник, который он изобрел в 1834 году, использовал компрессор
на диэтиловом эфире. Первый холодильник в России был построен только в 1877
году в Мурманске на рыболовных промыслах. В пищевую промышленность
холодильная камера пришла только спустя 12 лет.

Кинематограф(Синематограф)
Рождение кинематографии как вида искусства.
Аппарат для записи движущегося изображения, созданный братьями Люмьер. 13
февраля 1895 года ими получен патент за номером 245032 на «аппарат, служащий для
получения и рассматривания изображений». Устройство представляет собой
универсальный проекционный, съёмочный и копировальный аппарат для
изготовления кинофильмов на перфорированной целлулоидной 35-мм киноплёнке.
Впервые «Синематограф» был представлен зрителям 22 марта 1895 года в Париже, а первый
платный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в одном из залов «Гран-кафе»
на бульваре Капуцинок дом 14. День первого коммерческого показа считается официальной
датой рождения кинематографии как вида искусства.
Название Cinématographe было впервые применено изобретателем Леоном Були в 1892 году
для изобретённой им камеры с рулонной негативной фотобумагой. Вследствие неуплаты
годового взноса за патент название перешло братьям Люмьер. Их устройство считается
первым в мире профессиональным киносъёмочным аппаратом. Позже название
«Синематограф» использовали для своих аппаратов Роберт Бэрд, Сесил Рэй и Альфред Рэнч,
но их разработки в большинстве случаев были попытками усовершенствовать оригинальный
аппарат Люмьеров и не имели решающего значения. Успех «Синематографа» был так велик,
что его название в большинстве стран стали использовать для обозначения
первых кинотеатров, а затем и всей технологии.

Троллейбус
Троллее́ йбус - безрельсовое механическое транспортное средство(преимущественно пассажирское, хотя
встречаются троллейбусы грузовыеи специального назначения) контактного типа с электрическим
приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических
станций) через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника (в народе штанги
называют рогами) и сочетающее в себе преимущества трамвая и автобуса.
Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием
идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на
двадцать втором заседании Королевского научного общества. Электросъём осуществлялся
восьмиколёсной тележкой (Kontaktwagen), катившейся по двум параллельным контактным проводам.
Провода располагались достаточно близко друг от друга, и при сильном ветре нередко перехлёстывались,
что приводило к коротким замыканиям. Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 м
(591 ярд), открытая компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе (Halensee), действовала с
29 апреля по 13 июня 1882.