1 ноября в 12.00 по местному времени во всех регионах страны стартует Всероссийский географический диктант. О важности масштабной образовательной акции, впервые организованной Русским географическим обществом, рассказали представителям СМИ организаторы диктанта и известные общественные деятели на пресс-конференции, которая состоялась в Москве, в МИА "Россия сегодня".

"География является одной из основополагающих наук, которые определяют идентичность человека, привязывают его к его стране, к родине и одновременно делают человека космополитом в плане привязки ко всему миру", – заявил Председатель Медиа-совета Русского географического общества Дмитрий Песков , открывая пресс-конференцию.

По его словам, географическая безграмотность делает человека беспомощным. Например, сломавшийся навигатор и отсутствие сигнала GPSмногих водителей ставит в тупик – читать карту сейчас почти никто не умеет. "Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезёт", – процитировал Фонвизина Председатель Медиа-совета РГО.

Стесняться нужно не незнания географии, а нежелания её учить, считает Дмитрий Песков. И именно поэтому проведение это образовательной акции так важно для страны – для многих она станет стимулом к тому, чтобы хотя бы пролистать учебник географии перед диктантом и обновить свои знания.

По результатам диктанта планируется усовершенствовать образовательные программы. Председатель Медиа-совета РГО отметил, что это необходимо для того, чтобы сделать российскую систему образования сбалансированной.

"Русское географическое общество вместе с Правительством, вместе с Министерством образования России, намерено вести последовательную линию, чтобы увеличить количество часов преподавания", – заявил он.

Центральной площадкой Всероссийского географического диктанта в Москве станет Центральный дом художника. С 30 октября по 8 ноября там будет проходить II Фестиваль Русского географического общества . В регионах для проведения диктанта организовано 170 площадок. Их адреса .

Проверить свои знания и получить независимую экспертную оценку сможет любой желающий, независимо от возраста и образования.

Работы россиян будут проверять только профессиональные преподаватели-географы. Один из главных принципов проведения всероссийской акции – анонимность. То есть указывать имя и фамилию вовсе необязательно. На бланках для ответов, которые раздадут всем участникам диктанта, будет уникальный идентификационный номер, по которому каждый сможет узнать свой личный результат 10 декабря на .

В ходе пресс-конференции президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, профессор Московского педагогического государственного университета Александр Лобжанидзе рассказал, к чему готовиться россиянам в день Х. Диктант будет посвящён географии России. Вопросы будут разделены на три блока – россиян проверят на знание географических понятий, чтение карт и умение узнать местность по художественному описанию.

"Мы теряем свою идентичность, не зная географии. А это очень важно для детей и студентов", – отметил Лобжанидзе.

Член Медиа-совета Русского географического общества, профессор, доктор биологических наук и кандидат географических наук, телеведущий Николай Дроздов также отметил важность изучения географии в младшем возрасте. "География – самый интересный предмет. Странно, что её сокращают в школе. Ведь природа, животные – всё это вместе и есть география", – отметил известный телеведущий.

Телеведущий и издатель Пьер Броше сказал, что ему повезло – он родился в то время, когда в обиходе были географические атласы. Благодаря им он заинтересовался географией. При подготовке к диктанту он посоветовал не только полистать учебник, но и воспользоваться таким атласом, а не современным девайсом, на котором не видно цельной картины мира. "Даже если я не получу пятёрку на диктанте, я многое узнаю", – добавил Броше.

По мнению телеведущего, президента "Клуба путешествий" Михаила Кожухова , предстоящий диктант – нужен и важен. "Если перед экзаменом хотя бы несколько десятков тысяч человек пролистают учебники по географии, это уже замечательно, потому что ученье, как известно, – свет", – сказал он.

Российский автогонщик, семикратный победитель "Ралли Дакар" в классе грузовиков Владимир Чагин , которому знание географии помогло достичь уникальных спортивных результатов, сказал, что поддерживает идею проведения Всероссийского географического диктанта. "Сам с удовольствием приму в нём участие, проверю свои знания", – заявил он.

Чагин добавил, что в школе у него была пятёрка по географии. "Рецепт такого успеха прост. Мои родители повесили на стену комнаты огромную физическую карту мира. Мы с друзьями проводили возле неё очень много времени. Рекомендую всем родителям взять это на вооружение", – посоветовал известный спортсмен.

А по мнению магистра игры "Что? Где? Когда?" Андрея Козлова, география в России играет роль духовных скреп. "Чтобы почувствовать себя "русским душою", надо посмотреть на географическую карту и увидеть, в какой стране ты родился – сколько там ещё всего под землей, сколько у нас пресной воды, какие леса!", – считает знаток.

Всероссийский географический диктант позволит многим взглянуть на карту России именно с этой точки зрения.

Фото: Александр Натрускин, РИА ""Новости""

Задаются вопросом: "Зачем нужна география?" Чаще такой вопрос могут задать вовсе не школьники, а взрослые люди. Понятно, что в прошлые столетия география играла важную роль, благодаря ей человечество узнало о других материках, экзотических продуктах и о непривычных природных явлениях. Казалось бы, все уже знают географию ещё со школы. Изучили мы, что Земля - это почти сфера с шестью континентами и четырьмя океанами, хватит и этого. Но не тут-то было.

Экзотические фрукты и другие продукты питания

Кто не пробовал бананы и мандарины? Наверное, все их ели хотя бы раз в жизни. А вот где они растут? В теплых странах. Что под теплыми странами подразумевается? Какие именно это государства? Сейчас ответим сразу на несколько таких вопросов и заодно поймем, зачем человеку нужна география.

Чтобы добыть любимые бананы и мандарины, а также другие фрукты и орехи, продавец едет сам или заказывает их у производителей в таких странах, как Абхазия, Китай, Марокко, Израиль, Турция. Несомненно, хозяин магазина или ларька должен знать географию, чтобы иметь на прилавках больше экзотических фруктов, орехов, чая и кофе. А вместе с тем он должен иметь представление, где находится конкретная страна, сколько будут везти эти продукты по времени, а также сроки хранения.

Часовые пояса и время

Предположим, человек из Калининграда захочет позвонить своему другу из Владивостока в 16 часов по своему времени. А ведь друг, скорее всего, уже спит, потому что уже 12 часов ночи. И здесь можно рассказать, зачем нужна география в жизни человека. Именно эта наука объясняет, в каких часовых поясах находится тот или иной город. Есть нюансы только в переводе времени на летнее или зимнее. Не все страны занимаются этим, поэтому можно запутаться. Лучше уточнять у знающих и живущих там людей.

Туристы знают, что в большинстве отелей висят несколько часов, которые показывают, который час в том или ином городе. Как правило, Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Владивосток и, конечно же, тот населенный пункт, в котором находится гостиница. Зачем нужна география здесь, спрашивать даже не приходится. Эта наука поможет сориентироваться по карте мира. Если человек собирается переместиться из Москвы в Нью-Йорк, то он должен быть готов к тому, что окажется в противоположном часовом поясе. Если в московском регионе день, то в Америке на данный момент глубокая ночь. Важно отметить, что частые перелеты могут плохо сказываться на организме человека.

Навигация, сотовая и спутниковая связь

Как соотносится данный раздел с географией? Что у них общего? Конечно же, любой современный GPS-спутник, сотовый оператор и навигаторы не обходятся без знания местности.

У любого оператора сотовой сети есть своя зона действия. За пределами звонки совершить невозможно, либо включается роуминг. Зачем нужна современная география в данном случае? Например, абонент "Мегафона" перемещается из Москвы в Тулу. Он знает, что на территории Тульской области звонить дорого, и входящие звонки платные. Если человек хотя бы чуть-чуть имеет представление, когда закончится Московская область, то он сможет воспользоваться шансом и позвонить по местным тарифам с выгодной ценой.

А теперь пришло время поговорить о современной технике, которая неразрывно связана с географией. Навигаторы - это приборы, которые помогут добраться до места назначения. Естественно, такая техника не обходится без встроенного атласа. Это и есть ответ на вопрос: "Зачем нужна география в современном мире?"

GPS-спутники также нуждаются в картографии. Как они передают сигнал на Землю? Присылают координаты. Как правило, координаты обозначаются в градусах, минутах и секундах. Чтобы люди могли расшифровать сигнал со спутников, они должны уметь ориентироваться и знать географию.

Любовь к путешествиям

Не будем повторяться о том, как открыли различные материки, познакомились с туземцами, привезли множество экзотических плодов и растений. Об этом очень много написано и рассказано. Здесь, пожалуй, лишь только хотелось бы пояснить, зачем нужна география обществу. Особенно это касается тех, кто любит путешествовать. Даже турпоход в своем регионе предполагает знание географии.

А если кто-то хочет из Санкт-Петербурга полететь отдыхать в Египет или в Индию? Нужно помнить, что перелет может занять много времени, а потом начнутся другие неприятности, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Где находится Австралия? На юге или на севере? А где Бразилия и Канада? Далеко ли? Естественно, человек должен иметь представление о том, где расположена та страна, которую он хочет посетить.

Климат в разных городах и странах

Москвич и петербуржец, которые родились и выросли в северном полушарии, привыкли к холоду, сырости, могут тяжело перенести засуху и сильную жару. Рискованно ехать отдыхать в тот же Египет летом. Там сильнейшая жара, туристу может стать плохо. В итоге вместо моря и пустыни он увидит только кондиционер в номере.

Стоит ли задаваться вопросом о том, зачем человеку нужна география, особенно туристу? Конечно же, стоит. Прежде чем ехать в далекое путешествие, нужно изучить климат интересуемой страны. Может быть, есть те, кто, наоборот, любит посещать северные края, а не южные. Но суровые морозы и пурга могут испортить весь отдых. Чтобы этого не произошло, нужно посмотреть справочную информацию о регионе.

Знание географии может предостеречь туристов от опасности. Есть такие места, где периодически происходят землетрясения, ураганы. Чтобы не рисковать своей жизнью, стоит узнать все географические особенности.

Наблюдаем за погодой

Погодные условия везде разные и в любой сезон. Каждый человек, хорошо знающий географию, сможет определить, откуда дует ветер и какая погода может ожидать через несколько часов и даже дней. Например, ветер дует со стороны юго-запада, издалека виднеются тучи, значит, если ветер не изменит направление в ближайшие часы, то будет пасмурно.

Зачем нужна география в жизни человека вообще? Хорошо, с путешествиями и экзотическими фруктами разобрались. А играет ли роль эта наука в других вопросах? Конечно. В погодных условиях, например. Кстати, любителям рыбалки и грибникам важно знать, когда возможны удачные улов и урожай. Грибы растут только тогда, когда ночи теплые и есть дожди. А ведь ещё важно знать, в каких лесах можно собрать грибы.

Есть ещё интересные моменты - стихийные бедствия. В той же Северной Америке постоянно происходят сильнейшие ураганы, смерчи. Жителям важно обезопасить себя.

А где эти красивые места?

Мечта побывать на Байкале или в Новой Зеландии - это разные мечты из географических соображений. Ясно, что первое место посетить дешевле, чем второе. Новая Зеландия находится достаточно далеко от Европейской части России. Даже если у человека достаточно денег, чтобы посетить эти два места по очереди, ему не помешают знания. Зачем нужна география ему? Затем, чтобы он имел представление, в каких частях света они находятся, какой у них климат.

Красивейшие места мира не всегда доступны круглый год. Что-то можно посетить только летом, а что-то - весной или осенью.

Куда лучше не ездить

Есть такие места, куда не рекомендуется ездить. Причиной запрета могут быть как стихийные бедствия, так и политические проблемы. Зачем нужна география современным людям в данном случае? Чтобы понять, где что происходит, какая обстановка. Те, кто следит за новостями, прекрасно знают, в какой стране мирно, а в какой идет война.

Многие туроператоры, заботящиеся о своих соотечественниках, прекращают продажу путевок в неспокойные места. Лучше переждать тяжелый период. Например, пусть появится повод посетить не менее привлекательные места в родном крае. Необязательно ехать далеко, чтобы получить массу приятных впечатлений.

В заключение можно подвести общий итог, отвечая на вопрос: "Зачем нужна география?" Так зачем же? Чтобы было проще ориентироваться в жизни, узнавать что-то новое и делать выводы в различных областях: путешествиях, прогнозе погоды, питании, развлечениях, традициях и так далее.

"Зачем нужно изучать географию? Или как мы изучаем её в интернете..."

Ученица

МБОУ СШ № 73 г. Ульяновска

Что такое география? Наука о Земле? Да, безусловно, это верное определение, но, кроме того, география – это наука, без которой мы бы не смогли вести полноценный образ жизни. Не верите? Давайте представим, что было бы, если бы все забыли про существование такой замечательной науки, как география и рассмотрим один день из жизни любого среднестатистического человека.

Утром вы просыпаетесь и спешите в школу, в университет, на работу или же просто по каким-то делам, но вы не знаете, сколько времени, какое сегодня число, месяц и даже год, а почему? Потому что без географии не было бы часовых поясов. Согласитесь, ужасная картина! Так бы и жили мы в неведении.

После того как мы умылись и привели себя в порядок, нам нужно позавтракать, но куда делись наши любимые продукты? А их никогда и не было. Если бы не было географии, люди бы не стали исследовать другие страны и материки, и не привезли бы такие продукты, как чай, кофе, какао, манго, ваниль и даже всем нам знакомого картофеля тоже не было бы.

После завтрака мы собираемся выходить из дома, но как узнать какую одежду одевать, ведь без географии не было бы также и прогноза погоды и нельзя было бы предугадать дождь, снег или же гололёд, а про смерчи, ураганы и наводнения я и говорить не стану.

Представим, что как-то с горем пополам мы всё же выбрали, что нам одеть и вышли на улицу, но что же это, куда делись все многоэтажные дома, столь привычные для нас? Исчезли даже обыкновенные, простые строения. Всему виной опять же отсутствие географии. Не учтя количество зимних осадков нельзя построить дом: крыша может не выдержать массы снега и обрушиться. Не учтя вероятные стихийные бедствия - тоже. Без географии, без изысканий и знания геоподосновы вести проектирование и строительство вообще невозможно. Так нам бы негде было жить.

Мы не захотели идти пешком и решили поехать на машине, но вот беда, этого вы тоже сделать не сможете, потому что без географии не было бы различного рода карт, и мы бы не знали, куда нам ехать. Хорошо, если то место, куда вам нужно попасть находится неподалёку, тогда вам будет гораздо легче добраться туда, но всё же вы потратите немало времени в поисках, а если Вам вдруг нужно было бы попасть в другой город, страну или же вообще, на другой материк? Без карты Вы не смогли бы отправиться в путешествие.

Хорошо, допустим, вы добрались туда, куда собирались. К примеру, это школа. И что же там? У вас в расписании нет таких уроков, как география, история, биология и астрономия. А всё потому, что без географии эти науки тоже исчезнут. Так и не было бы ни походов, ни культурных растений, ни небесных созвездий и уж точно человек не полетел бы в космос.

Вечером, усердно потрудившись, мы настроены на отдых и развлечения. Без географии нет географических координат, на которых основаны все системы навигации. Нет систем навигации - значит, нет спутников, а значит, нет ни спутникового телевидения, ни мобильных телефонов. Все ли школьники знают, что без географии их «любимые игрушки» - мобильники перестанут работать? Согласитесь, без географии жизнь бы превратилась в хаос. Исчезло бы всё привычное нам и знакомое и мы вновь погрузились бы в первобытный век. Теперь вы понимаете, как важна наука – география.

Вспомните, произносили ли вы когда-нибудь фразу «Зачем мне это учить, если мне всё равно в жизни это не пригодится!»? Как это зачем? Во-первых, это просто интересно, во-вторых, для того, чтобы быть разносторонним человеком, а в третьих, представьте, что все люди начнут думать так же, как и вы, тогда у нас не будет учёных, и не кому будет проводить исследования и открывать, что-то новое и неизведанное. Да уж, не очень радужная перспектива. Чтобы такое никогда не произошло, приглашаю вас посетить блог .Уверяю Вас после того, как вы посетите блог и выполните задания, Вы пересмотрите своё отношение к географии и полюбите её так же, как и автор блога, учитель с многолетним стажем Борщ Елена Александровна. Там вы сможете найти для себя много нового и выполнить увлекательные задания. К тому же это замечательный способ совместить приятное с полезным – «посидеть» в интернете и расширить свой кругозор по географии. Давайте рассмотрим блог поподробнее. Он состоит из 10 модулей, в каждом из которых предложен сервис для выполнения проекта с примерами работ других учащихся и подробной инструкцией. В предложенных сервисах можно создавать викторины, тесты, кроссворды, карты и даже мультимедийные онлайн-объявления. Ученики с удовольствием выполняют задания и получают за это отличные оценки. Рассмотрим для примера 1-ый модуль, в нём предложен сервис для создания слайд-шоу и викторин Photopeach.comс подробной инструкцией с картинками, начиная от регистрации и заканчивая объяснением, как можно взять код для публикации презентации на сайтах и блогах. Будьте уверены, с таким подробным разъяснением у вас всё получится. Также в этом модуле представлены работы других учащихся, которые уже выполнили задание в данном сервисе, так что вы сможете посмотреть примеры! Во 2-10 модулях также предложены различные сервисы с инструкцией и примерами. К тому же, выполнение заданий это ещё и способ закрепления знаний по английскому языку, ведь большая часть сервисов на этом языке.При создании дидактических материалов по географии в сервисах WEB2.0 видим интеграцию таких наук,как: география, английский язык,информатика.Изучать географию дистанционно,осваивая новые сервисы интернета, интересно и увлекательно! Как сказал когда-то Ф. Бекон: «Знание есть сила, сила есть знание», учитесь и совершенствуйте свои умения. Желаю Вам удачи!

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— познакомить обучающихся с новым предметом — географией;

— раскрыть особенности содержания курса;

— показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;

— выяснить, какие задачи решает география;

— ознакомить с методами географической науки;

— познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажёр».

Когнитивный компонент урока: география; задачи и методы географической науки.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником в процессе работы с ним.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

На данном уроке учитель решает три главные задачи.

Во-первых, знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования.

Во-вторых, раскрывает основные особенности нового для обучающихся учебника географии и принцип работы с ним.

В-третьих, акцентирует внимание обучающихся на том, что успешное изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.

Целесообразно построить урок на основе изучения содержания учебника географии. Вначале учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: что они знают о географии? С чем или с кем они связывают географию? Что они хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы они уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире?

Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш географический опыт».

Затем учащимся предлагается рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3).

Учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание». География занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие учёные: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация о них.

Первый фрагмент параграфа называется «Зачем купцу география?». Изучив этот фрагмент параграфа, учитель задаёт учащимся вопрос: где были произведены товары, которые окружают вас дома?

Далее школьники обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией. Учитель спрашивает, какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией.

Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника.

Чтобы оценить значение географии, учитель приводит пример, как оценивали географию учёные. Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал так о роли географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает» . Наш современник учёный-географ В. С. Преображенский считал, что «география — это наука, создающая особую географическую картину мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека, это осознание человеком своего места в мире» . Из этих цитат видно, что во все времена учёные высоко оценивали значение географии.

Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определённых методов исследования. Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи.

Для более чёткого представления методов географической науки учащиеся заполняют в тренажёре или зарисовывают в тетради схему:

Следующий этап урока — знакомство с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Внимательно изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника. Учитель обращает внимание, что символ учебника — Полярная звезда, которая будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе. Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», учащиеся смогут добиться хороших результатов и сдать «лёгкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.

В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания.

Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником.

Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками.

В конце урока учитель объясняет значение календаря погоды в кабинете географии, говорит, что систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу.

Домашнее задание

  1. Изучить § 1.
  2. Ответить на вопросы 1-3.
  3. Выполнить задание 4.
  4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:

Название продуктов питания

Общий вывод:

Зачем нужно изучать географию? При этом вопросе сразу вспоминается эпизод с географией из комедии Фонфизина «Недоросль». Предлагаю его посмотреть.

Быть может мадам Простаковой была права, говоря о “извозчике, который довезет куда вы прикажите”? Есть специально обученные люди, которые меня доставят в нужное место, масса карт, в том числе в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приемники, турфирмы, необозримое множество географических видеофильмов. Наконец, интернет! И современные школьники задаются вопросом: зачем учить географию?

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом - два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом - по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться. На все параллели осталось 9 - 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины.

Другой проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание. Хотя, согласитесь, сложно представить себе грамотного международника или менеджера туристической отрасли, глубоко не знающего географию.

Сейчас такая область знаний, как география, представлена в российских классических университетах (24 факультета) и педагогических вузах (41 факультет). В крупных университетах и академиях это отдельные факультеты, которые выпускают бакалавров, специалистов и магистров в соответствующих узких областях знаний.

Так по статистики в крупнейшем вузе г. Челябинска ЮУРГУ вступительное испытание по географии необходимо пройти только на 1 более чем из 100 направлений программы бакалавриата!

Однако Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства», что невозможно без географии!

Так еще в 1845 году по высочайшему повелению Николая I было основано Русское географическое общество. Сегодня это одно из старейших географических обществ мира. Оно объединяет специалистов в области географии и смежных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнавать новое о России, кто готов помогать сохранению её природных богатств. Региональные отделения Общества действуют в каждом из 85 субъектов Российской Федерации. С 2009 года Президентом Общества является министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу.

С 2015 года Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества В.В.Путина ежегодно проводится Всероссийский географический диктант. Его основной целью является оценка уровня географической грамотности населения. В этом году некоторые учащиеся нашей школы приняли онлайн участие в диктанте.

В условиях же модернизации образования возрастают требования к профессиональным навыкам учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса. Традиционные проведение уроков требует коренных изменений в связи с образовательными стандартами нового поколения. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает системно-деятельностный подход. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, создавать ситуации взаимодействия.

Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично.

Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования. Таким образом, обучающиеся овладевают законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? - Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры. - Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. - Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира во время экскурсий, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией. - Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса. - Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями.