Каждое живое существо имеет более или менее устойчивый распорядок жизни в течение суток, месяца, года. У животных он диктуется физиологическими потребностями, взаимоотношением в природном сообществе, в стаде или стае, а также биоритмами в протекании жизненных процессов. У человека определяющими являются социальные моменты - работа, общественная деятельность, семейные обязанности и прочее.

Этот распорядок - не столько расписание дел по часам, сколько ставшая привычной смена сна и бодрствования, труда и отдыха. Это режим жизни, устоявшееся чередование действия. В основе его лежит образование условнорефлекторных связей и их целесообразное сочетание с рефлексами безусловными, врожденными. В науке эти повторяющиеся жизненные циклы называются динамическим стереотипом.

Физиологическая основа динамического стереотипа - образование в центральной нервной системе определенной последовательности и ритма двух основных процессов - возбуждения и торможения. Организм, таким образом, создает наиболее благоприятные условия для реализации жизненных задач. Так, к моменту приема пищи приводятся в готовность отделы, регулирующие выделение ферментов, переваривание, всасывание и другие процессы. Это происходит в том случае, если прием пищи происходит всегда в одно и то же время.

Перед началом работы на нужный режим переводятся соответствующие группы мышц, усиливается потребление кислорода, усиливается деятельность сердца, мобилизуется внимание, запоминающие биологические устройства (при обучении) и пр. Другими словами, вводятся в действие все компоненты так называемого рабочего тонуса. В обратном порядке идет подготовка организма к торможению, снижению тонуса к отдыху. Таким образом, нервные центры готовятся к «руководству» теми или иными действиями или биологическими функциями и состояниями (сон, покой, движение и пр.). Этим достигается, говоря языком кибернетики, оптимизация процесса. Строго выработанная динамика деятельного и бездеятельного (возбуждения и торможения) состояния различных отделов центральной нервной системы позволяет лучше справляться с задачами, которые ставит жизнь.

Многие, иногда очень сложные операции квалифицированный рабочий выполняет «не думая», автоматически. Но достигнет он этого только после длительного сочетания именно этих процессов и именно в этом сочетании. Для такого профессионального автоматизма необходима выработанная, привычная, закрепленная практикой последовательность действия во времени и пространстве. Эта последовательность, как в зеркале, изначально существует в головном мозге. Она-то и называется динамическим стереотипом, она-то и способствует точному выполнению трудовых операций без значительных затрат «умственной энергии» на обдумывание каждой операции. Это относится не только к физической, но и умственной работе.

Само образование динамического стереотипа тоже не просто. Это, пожалуй, самая трудная работа, так как это приспособление к новым условиям, это процесс познания и обучения новым навыкам, это сочетанная работа мозга и мышц. Она сопровождается различного рода сдвигами в физиологическом состоянии систем и изменении биохимических процессов.

В опытах на животных показано, например, что когда идет образование стереотипа и организм только приспосабливается к новой нагрузке или когда ломается стереотип, развивается гиперхолестеринемия. Затем, когда нагрузка становится привычной, условный рефлекс закрепляется, т. е. когда выработался стереотип, уровень холестерина в крови падал ниже нормы. Если животное перевести на режим отдыха, то в этот период идет лом» ка старого, связанного с работой стереотипа и образование нового - связанного с отдыхом; в этот период вновь развивается гиперхолестеринемия.

Это происходит потому, что нервная система, несмотря на отдых животного в нашем понимании, не отдыхает, а работает. И так как вырабатывается новый стереотип, то эта работа так же трудна для нервной системы, как и в первые дни от начала образования нового условного рефлекса.

Было отмечено, что чем длительнее предшествующее напряжение нервной системы и чем больше она истощена, тем выше и длительнее гиперхолестеринемия во время отдыха. По-видимому, в этом случае образование нового стереотипа идет более трудно; через два года от начала экспериментов животные не могли вырабатывать новый стереотип даже по истечении двух месяцев отдыха. Таким образом, непрерывная и быстрая смена режимов работы и отдыха приводила нервную систему в состояние непрерывного напряжения.

Сделано еще одно новое и весьма важное наблюдение. Оказывается, при длительном напряжении нервной системы у собак развивается распространенный атеросклероз. В тех же условиях у кроликов удалось вызвать только начальную стадию заболевания. Эти исследования наводят на мысль, что чем выше организация нервной системы животного, тем скорее и легче можно у него вызвать нейрогенные нарушения липидного обмена и атеросклероз.

Надо полагать, что применение метода условных рефлексов на кроликах не является адекватным приемом для его слабо развитой коры головного мозга. В связи с этим методика опытов на кроликах была изменена. Был взят наследственно обусловленный стереотип: двигательная активность животных. В одном случае кроликов почти полностью лишали активных движений, С этой целью они помещались в одиночные тесные ящики, в которых могли перемещаться на 6-10 см вперед и назад. В таком положении кролики находились десять дней. Последующие десять дней они выпускались на свободу и активно двигались. Систематическая смена периодов активных движений и пассивного состояния животных приводила к нарушениям в холестериновом обмене, развитию гиперхолестеринемии и тяжелого атеросклероза. Атеросклероз развивался через 12-15 месяцев от начала опытов. Вывод напрашивается сам собой. Частая смена стереотипа двигательной активности на бездеятельное состояние привела к нарушениям в обмене липидов и атеросклерозу.

А вот еще пример. Кроликов лишали пищи и давали только воду в течение десяти дней. В последующие десять дней они находились на обычном рационе. Всякий раз во время голодания у кроликов развивалась гиперхолестеринемия, в период пребывания на обычном рационе уровень холестерина приходил к норме. Четырехкратное голодание приводило к отложению липидов в аорту, т. е. к начальной стадии атеросклероза.

И в этом случае мы можем убедиться, что систематическое приспособление к новым условиям, т. е. перестройка стереотипа (двигательной активности или нормального питания), сопровождается гиперхолестеринемией и отложением липидов в артерии.

Несомненно, что в опытах со снижением двигательной активности оказывало также влияние выключение или ослабление потока импульсов от мышечной системы. Эти импульсы направляются в кору головного мозга, в подкорковые образования и тонизируют, заряжают их.

Каждому виду живых существ (в том числе и человеку) передан по наследству тот или иной уровень двигательной активности, точнее - мышечной активности. Физическая активность не только тонизирует нервную систему, но и влияет на уровень обменных процессов. Поэтому снижение физической активности, чем бы оно ни вызывалось, в конечном итоге приводит к глубоким сдвигам в обмене веществ.

Не ясны еще и такие вопросы. Каким образом смена стереотипа вызывает нарушения в липидном обмене и даже развитие атеросклероза? Каким образом нервные процессы, протекающие в коре головного мозга, влияют на уровень холестерина и других липидов в крови? Вспомним постоянных врагов кошку и собаку. Ведь у них при встрече, как правило, увеличивается уровень холестерина в крови. При встрече животных появляется возбуждение, проявляющееся яростью. А ярость, негодование, ненависть, голод - это примитивные эмоции. Можно думать, что эмоциональное возбуждение является причиной увеличения холестерина и других липидов в крови. И не просто эмоциональное возбуждение, а появление отрицательных эмоций. Ведь при голоде также развивается эмоциональное возбуждение, а эти эмоции никак не назовешь положительными.

Вспомним, - ведь у артистов во время премьеры также развивается гиперхолестеринемия, равно как и эмоциональное возбуждение.

Все приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что отрицательные эмоции приводят к гиперхолестеринемии.

К гиперхолестеринемии также приводит перестройка стереотипа. Из работ академика И. П. Павлова известно, что становление или перестройка стереотипа всегда сопровождается эмоциональным возбуждением. Итак, приспособление к новым условиям никогда не происходит без эмоций, а последние - без гиперхолестеринемии. Атеросклероз у подопытных животных развивался при частой смене стереотипа, т. е. при частом эмоциональном возбуждении.

Все эти факты приводят к выводу, что эмоциональное перенапряжение явилось причиной развития атеросклероза у подопытных кроликов и собак.

И тому есть примеры в научной литературе. Так, известно, что у диких зверей, находящихся в неволе (зоопарках), развивается атеросклероз. При жизни тех же животных на свободе у них это заболевание не встречается. По заключению исследователей, сосудистые поражения у животных зоопарков невозможно было объяснить перекармливанием или старостью. Отмечено также, что атеросклероз был тем более выражен, чем большей популярностью данный вид животного пользовался у публики. Скорее всего развитие заболевания было связано с эмоциональным перенапряжением, вызванным необычными условиями жизни в неволе. Подавление инстинктов, снижение двигательной активности, исключение обычного, привычного способа добывания пищи (охоты у хищных), вид и запах в непосредственной близости самого опасного врага - человека - все это вызывало значительное и длительное эмоциональное перенапряжение, которое в конечном итоге приводило к развитию атеросклероза даже у птиц.

А теперь для того, чтобы понять механизмы развития атеросклероза, необходимо выяснить, что такое эмоции и к каким изменениям в организме они приводят. Этим вопросам и будут посвящены следующие страницы.

Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

36. Особенности ВНД человека. Закономерности условнорефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однакоповедениечеловека настолько сильно отличается отповеденияживотных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразнореагироватьна внешниераздражителии тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления . Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

Две сигнальные системы действительности

Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -этовторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепленияв течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

I СС является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений; а II ССД – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность сигнальных систем у человека является физиологической основой умственной деятельности, основой общественно-исторического уровня отражения как сущности психики и преобразования образов и сигналов в представления.

II СС является высшим регулятором человеческого поведения. II СС, взаимодействуя с I СС, служит физиологической основой специфически человеческих форм отражения действительности – сознательного отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как субъекта общественно-исторической деятельности.

С точки зрениясигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

    первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;

    второй уровень – подсознательный, его основу составляет I СС;

    третий уровень – сознательный, его основу составляет II СС.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая функция слова. В то же время слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их обучения. В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

    образование системности в коре мозга;

    постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение слов в интеграторы различных ступеней следует рассматривать как развитие у школьников более широких понятий. Такие изменения приводят к построению все более сложной системности и к более широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е. его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и памятьего имеет преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием второй сигнальной системы у ребенка зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы. Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление). Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы. В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений между сигнальными системами можно устранить педагогическими приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся А.С.Макаренко. Воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко считал, что главное в развитии ребенка – умелая организация его разнообразной активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.). Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что этим обеспечивается, кроме того, и необходимое развитие нравственного воспитания.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет учителю большие возможности для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным. «Живое слово» учителя уже является средством наглядности. Искусство владеть словом заключается, прежде всего, в умении вызвать у учащихся яркое представление, «живой образ» того, о чем рассказывает учитель. Без этого рассказ учителя всегда скучен, неинтересен и плохо сохраняется в памяти учащихся. Важно в практике учителя также и умелое сочетание слова с наглядностью. В школьной методической практике установилось прочное убеждение в несомненной пользе наглядного обучения, что относится преимущественно к обучению в начальных классах. Действительно, в учебном процессе предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения. Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их интереск изучаемому вопросу.

Сочетание слова с наглядностью принимает одну из наиболее употребительных форм: слово выступает как условный сигнал для деятельности учащегося, например, как сигнал для начала изучения им программного вопроса, а наглядность служит средством восприятия. Причем, сущность явления воспринимается учащимися из словесного объяснения, а наглядность лишь служит средством, подтверждающим правильность объясняемого, и создает убежденность в этом. Учитель может применять каждый метод в отдельности или оба вместе, но всегда следует помнить, что в физиологическом плане они не однозначны. Если при первом способе применения наглядности у учащихся преобладающим оказывается развитие первой сигнальной системы, что выражается в формировании конкретного представления об изучаемом предмете или явлении, то во втором, напротив, преобладающее развитие получает вторая сигнальная система, что выражается в формировании абстрактного представления, которое играет здесь большую роль, т.к. наглядное только подтверждает абстрактное представление. При правильном применении каждого из этих методов можно добиться необходимого взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами, не делая ни одну из них чрезмерно преобладающей. В противном случае у учащегося окажется более развитой или способность воспринимать только конкретное, и тогда он будет в трудном положении каждый раз, когда необходимость заставит его применить способности к абстрагированию, или, может быть, наоборот, - способность воспринимать только абстрактное будет ставить учащегося в трудное положение каждый раз, когда он должен будет обратиться к конкретному материалу. Следовательно, сочетание словесного объяснения с наглядностью может служить педагогике и оказаться эффективным только в том случае, если учитель найдет средства к установлению необходимой взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами действительности, выражающими у людей конкретное и абстрактное представления об окружающей среде.

Индивидуальные свойства нервной системы оказывают влияние на условнорефлекторную деятельность организма. Поэтому характер высшей нервной дея­тельности в значительной мере определяется совокупностью свойств, присущих индивидууму (наследственность, предыдущий жизненный опыт и тип нервной системы). От типа нервной системы но многом зависит скорость обра­зования условных рефлексов, их прочность, интенсивность внут­реннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и кон­центрации нервного процесса, способность к индукции и степень устойчивости к болезнетворным агентам.

Изучая комплекс индивидуальных особенностей ВНД у жи­вотных и человека, И. П. Павлов и его последователи установили три основных функциональных признака ВНД: 1). сила процессов возбуждения и торможения - способность корковых нервных клеток адекватно отвечать на сильные и чрез­вычайно сильные раздражители и в ответ на них развивать возбуждение или торможение; 2). уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т. Е. равновесие их по силе. Иногда у одних организмов возбуждение превалирует над торможением, у других - наоборот. В та­ком случае у первых сравнительно быстро образуются положи­тельные условные рефлексы, но затруднена выработка дифференцировок (особенно тонких), у вторых на те же раздражители развивается общее торможение коры; 3). подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой один процесс может смениться другим (в связи с изменением обстановки).

На основании указанных признаков И. П. Павлов выделил общие типы ВНД, встречающиеся у людей и животных, и част­ные, присущие только людям.

И. П. Павлов выделил четыре общих типа высшей нервной деятельности : I) сильный, неурав­новешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию (дрессировке); 2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к об­становке, активная реакция на новые раздражители; 3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлитель­ность во всех действиях); 4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.

По мнению И. П. Павлова, приведенные четыре типа ВНД, в чистом виде обнаруживаемые в опытах, совпадают с четырьмя видами темперамента человека, которые были известны еще Гиппократу. Так, первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй - сангвиническому, третий - флегматиче­скому, а четвертый - меланхолическому. Однако между типом нервной системы и темпераментом нет тождественности, так как в понятие «темперамент», кроме функциональных особенностей нервной системы, включается оценка положения и условий жиз­ни человека, характеристика исторической эпохи и практической общественно-трудовой деятельности. Тип высшей нервной деятельности проявляется не только во взаимоотношении организма с внешней средой, но и в характере деятельности внутренних органов.

Частные тины высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, анализируя функциональное состояние нервной системы людей с учетом врожденных способностей, выделил три типа: художе­ственный, мыслительный и средний. Правда, в этой области ещё не все ясно: некоторые вопросы не раскрыты до конца, нет адек­ватных методов и тестов для определения этих типов, многое характеризуется чисто описательно.

Художественный тип отличается более усиленной работой первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мыш­ления широко пользуются чувственными восприятиями окру­жающего мира. Они воспринимают действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется более усиленной работой второй сигнальной системы, усиленным мышлением, резко выра­женной способностью к абстрагированию от действительности, основанной на стремлении анализировать, дробить действитель­ность на части, затем соединять их в единое целое.

Средний тип характеризуется уравновешенностью двух сиг­нальных систем, наличием признаков художественного и мысли­тельного типа.

Русский физиолог Н. И. Красногорский (1918) впервые попытался установить типы ВНД у детей. В ра­боте «О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней» он пишет о двух типах - перевозбудимом и инертно-тормозном, положив в основу классификации состояние возбуждения и тор­можения, а также подвижность этих процессов в мозговой коре.

В последующем сделано несколько попыток изучения нерв­ной деятельности детей(В. Н. Осипова в 1926 г., Я. М. Лобач и Д. X. Шапиро и 1930 г., Н. Г. Сорохтин в 1936 г. и др.), однако в каждой из предлагавшихся классификаций упущены те или иные стороны нервной деятельности детей (сила, подвижность и т. д.).

А. Г. Иванов-Смоленский и сотрудники его лаборатории пред­ложили классификацию типов ВНД у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, в которой выделены следующие типы: лабильный, инертный, возбудимый и тормоз­ной. За основу классификации они взяли два принципа: подвиж­ность и уравновешенность нервных процессов. При этом отмече­но, что дети с неуравновешенным типом ВНД (особенно возбудимые) чаще встречаются и младшем школьном, чем в сред­нем и старшем, возрасте.

В 1954 г. Н. И. Красногорский предложил новую классифика­цию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является более полной и включает четыре типа.

Первый - сильный, оптимально возбудимый, уравновешен­ный, быстрый сангвинический тип, характеризующийся быст­рым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и тормо­жение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети отличаются хорошим поведением, жи­вым темпераментом и не представляют трудности для воспита­ния. Речь у них быстрая и громкая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, с богатым запасом слов, иногда силь­ной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Второй - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип флегматичный. Условные рефлексы у детей с таким типом ВНД образуются быстро и прочно, имеют прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе услов­ного раздражителя, отличаются примерным поведением, успешно учатся. Речь у них правильная, с достаточным словарным запа­сом, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. При трудных заданиях дети повышают свою активность и стараются их выполнить.

Третий - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный холерический тип, характеризующийся сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой, Условные связи образуются медлен­нее, чем у детей первых двух типов. Дети учатся удовлетворитель­но, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высокоэмоциональны, возбудимы и вспыльчины, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся подвиж­ностью, поэтому их речь, хотя и развивается нормально, бывает неровной, с колеблющимися интонациями. Воспитание таких де­тей представляет большие трудности.

Четвертый - слабый, пониженно возбудимый, уравновешен­ный, меланхолический тип, отличающийся общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятель­ностью первой и второй сигнальных систем. У таких детей мед­ленно образуются условные рефлексы. Они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь их слабая и тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД и общее поведение каж­дого человека представляют собой «сплав» из врожденных осо­бенностей, полученных по наследству (генотип), и черт, приоб­ретенных в течение жизни (фенотип). Процесс изменения типа ВНД продолжается всю жизнь, а способность к перестройке типов ВНД названа пластичностью нервной системы. Пластичность - процесс динамический.

Поведение школьника обусловлено не только прирожденными физиологическими свойствами нервной системы, но и социаль­ными условиями. Определяя тип ВНД и характер ученика любо­го возраста, надо учитывать социально-бытовые условия, ибо от­ношения в семье и общественном окружении маскируют тип, на­кладывая на него свою печать. Пластичность типов ВНД И. П. Павлов считал «важнейшим педагогическим фактом» воспитания, тренировки и переделки характера человека. А если учесть, что все окружающее влияет на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится ясным, что формирование типа ВНД должно начинаться с рождения и продолжаться в дошкольном, школьном и послешкольном воз­расте. Тип ВНД ребенка и взрослого может измениться в связи с перенесенной болезнью, психическим потрясением и другими факторами. В таких случаях возможно «исправление» и перевос­питание мерами индивидуального и общественного воздействия, т. е. повышением «закалки характера».

38. Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но ихранит ,накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работаетпо своим законам . С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например,О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. В исследованиях советского ученогоЕ. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула».Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания.Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

Расстановка ударений: ДИНАМИ`ЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИ`П

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающая определённую интенсивность и последовательность реакций. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (т. е. внешнем стереотипе). Процесс образования Д. с. состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Поэтому, напр., если у собаки вырабатывается ряд положительных и тормозных рефлексов, ежедневно повторяемых в одной и той же последовательности и с одинаковыми интервалами, то через нек-рое время применение какого-нибудь одного из них (лучше слабого) будет воспроизводить всю систему реакций.

Образование Д. с. представляет собой напряжённый нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны лёгкость, чёткость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение деятельности. В этом состоит его биологич. значение. Инертность Д. с. не является отрицательным качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его «динамичностью», способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.

Д. с. - физиологич. основа множества явлений пси-хич. деятельности человека, напр, навыков, привычек, отношений, приобретённых потребностей и др. Система Д. с. представляет собой физиологич. основу устойчивых особенностей поведения личности.

Знание закономерностей формирования Д. с. полезно для правильной организации обучения. Д. с., как основа навыков, обеспечивает не только лёгкость, точность, но и автоматизированность деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки дают возможность сосредоточить внимание на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Учёт особенностей функционирования Д. с. важен и в воспитательной работе. Создание чёткого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима обеспечивают бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Переделка Д. с. представляет большие трудности для нервной системы. Поэтому очень важно в процессе обучения добиваться от уч-ся с самого начала овладения правильными навыками и умениями, т. к. переучивание, т. е. установление нового Д. с., вредно отзывается на нервной системе уч-ся, отрицательно сказывается на качестве их знаний. Особенности нарушения Д. с. необходимо знать и для понимания и предупреждения психич. «кризисов» личности, к-рые могут возникнуть при изменении образа жизни или характера деятельности человека. «...Часто,- писал И. П. Павлов,- тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» (Поли, собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 243 - 44). Резкие нарушения Д. с. могут в нек-рых случаях иметь тяжёлые последствия, вплоть до невроза, а. Г. Вацуро. Ленинград.

Динамический стереотип (от греч твердый и «typos» -отпечаток) - устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени. (Условные рефлексы приобретаются в процессе обучения, производственного опыта, и др.).

Динамический стереотип в процессе труда проявляет себя как система двигательных условных рефлексов. Поэтому его часто называют двигательным или рабочим динамическим стереотипом. Состояние его характеризует уровень работоспособности человека.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. “Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства”.

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но от хорошо закрепленного стереотипа трудно избавиться, он может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно.

Динамический стереотип в медицине и психологии – это система постоянно проявляющихся условных рефлексов, которые сформировались у человека в результате воздействия одних и тех же раздражителей извне. Система закрепляется за счет вновь образовавшихся нервных связей, происходит процесс реакции организма за счет этих условных рефлексов без сиюминутного осознания происходящего.

Этот термин ввел в науку И.П. Павлов. Он утверждал, что динамическое стереотипное поведение человека распространяется на все сферы его деятельности: от простейших действий конечностями, до образа мышления и всей жизни. Рассмотрим подробнее это явление, как оно проявляется, и чем помогает в жизни человека.

Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:

Роль динамического стереотипа в процессе обучения

Это явление изучается разными науками: биологией, психологией, физиологией и остальными отраслями медицины, педагогикой в ракурсе привычек в обучении. Доказано, что человек лучше усваивает материал, засыпает и работает, если делать это в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Выработать динамический стереотип в учебе сложно. Но когда постоянные действия уже закрепились в коре больших полушарий, они сохраняются на долгие годы. Те условно-рефлекторные действия, которые закрепились в детстве, сохраняются до старости, и их сложно потом переделать, откорректировать.

Формирование навыка обучения, ухода за собой, домом, в раннем детстве положительно влияет на поведение человека в будущем. Поэтому явление, закрепленное в коре головного мозга, при должном поведении играет положительную роль для человека.

Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста

Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:

Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС. Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков.


Запаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.

Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)

Физиология, примеры

Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.

Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.

Теория организации движений Бернштейна

Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.

Уровни организации движений:

Любое повторяющееся действие человека от самого примитивного, до сложно устроенного, является условным рефлексом, динамическим стереотипом. Этим свойством НС в работе пользуются психологи и медики. Мы сейчас не берем физиологию: восстановление после травмы, обучение детей с патологиями. Нас интересует психологическая область, то есть, как выработать полезные привычки.

Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.