Тест «Великая Отечественная война» в формате ЕГЭ
1. Расположите в хронологической последовательности события Великой Отечественной войны. Запишите цифры, которыми обозначены события в правильной последовательности.
1) Полное снятие блокады Ленинграда
2) Оборона Брестской крепости
3) Операция «Багратион»
2. Установите соответствие между событиями Великой Отечественной войны и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ДАТЫ
Б) Начало Сталинградской битвы
B) Освобождение Севастополя
Г) Курская битва
1) 1941 г.
2) 1942г.
3) 1943г.
4) 1944 г.
5) 1945 г.
6) 1940 г.
3. Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением двух, произошли в период Великой Отечественной войны.
1) форсирование Днепра
2) сражение у озера Хасан
3) штурм линии Маннергейма
4) операция «Концерт»
5) Смоленское сражение
6) штурм Зееловских высот
Найдите и запишите порядковые номера событий, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Государственная программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования, вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзным странам, в том числе и СССР, в период Второй мировой войны, называется _______________
5. Установите соответствие между событиями и историческими личностями, участвовавшими в этих событиях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЛИЧНОСТИ
СОБЫТИЯ
A) В.Г.Клочков
Б) Н.Ф.Гастелло
B) Я.Ф.Павлов
Г) А.Н.Сабуров
1) Оборона Сталинграда
2) Московская битва
3) оборона Севастополя
4) воздушный таран
5) блокада Ленинграда
6) партизанское движение
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса.
Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой
дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26
с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. <...>
И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».
Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,
какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.
Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести
решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка
умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 20 млн. жизней наших сограждан.
2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».
6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.
Фрагмент А
Фрагмент Б
7. Что из перечисленного относится к событиям Великой Отечественной войны в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) операция «Багратион»
2) Маньчжурская операция
3) трагедия Перл -Харбора
4)Ясско-Кишиневская операция
5) Потсдамская конференция
6) Восточно-Померанская операция
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Целью операции ____________ было уничтожение войск противника, окружённого в Сталинграде.
Б) Командиром одного из крупнейших партизанский соединений на оккупированной врагом Украине был ____________ ____________, дважды Герой Советского Союза.
B) На северном фасе Курской дуги немцы, не достигнув успеха 5 июля под Ольховаткой, перенесли удар в направлении поселка ____________, но и здесь продвинулись лишь от 10 до 12 км.
Пропущенные элементы:
1) «Уран»
2) Прохоровка
3) С. А. Ковпак
4) «Кольцо»
5) Поныри
6) П. М. Машеров
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между датами и событиями, с ними связанными
а) 16 апреля 1945 г. 1. Водружение Красного Знамени Победы над рейхстагом
б) 25 апреля 1945 г. 2. Полное взятие Берлина советскими войсками
в) 30 апреля 1945 г. 3. Начало Берлинской операции
г) 2 мая 1945 г. 4. Начало антифашистского восстания в Праге
5. Встреча советских и англо-американских войск на Эльбе
6. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите битву о которой идет речь.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие
Дата
Участник(-и)
Наступательная операция «Оверлорд»
_________ (А)
Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери
Сталинградская битва
_________ (Б)
___________ (В)
______________ (Г)
Август–декабрь 1943 г.
Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев
Битва за Москву
__________ (Д)
____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
8) И. В. Панфилов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочтите отрывок из книги В. Афанасенко «56 армия в боях за Ростов. Первая победа Красной Армии. Октябрь-декабрь 1941 г.»
Советские войска впервые с начала войны остановили наступление противника, освободили крупный промышленный и транспортный центр и отбросили вермахт на 60-80 км. Впервые противник отступал, теряя людей и боевую технику, а затем перешел к обороне на всем участке фронта…5 декабря, в день перехода советских войск в контрнаступление под Москвой, И.В. Сталин получил поздравление от премьер-министра Великобритании У. Черчилля, который писал: «Позвольте мне воспользоваться случаем и сказать Вам, с каким восхищением весь британский народ следит за стойкой обороной Ленинграда и Москвы храбрыми русскими армиями и как мы все рады по поводу вашей блестящей победы в Ростове-на-Дону».(Но о победе под Ростовом перестали говорить) под влиянием последующих трагических событий, и прежде всего вследствие второй сдачи Ростова-на-Дону в июле 1942 г., вызвавшей знаменитый приказ наркома обороны № 227, в котором содержались горькие упреки: « Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором…» К сожалению, упоминание об освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 г. стало неактуальным. Только в 1983 г. Ростов-на-Дону был удостоен ордена Отечественной войны I степени и только в 2008 г. стал Городом воинской славы.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
После боев под этим городом были образованы советские гвардейские части.
В конце ноября – начале декабря 1941 года враг впервые отступал, теряя и людей, и технику, впервые был освобожден крупный советский город.
Успех Красной Армии под Ростовом-на-Дону был признан серьезным успехом и союзниками СССР.
Победа под Ростовом стала одним из символов успехов советского оружия в годы войны 1941-1945 гг.
13.
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название военного плана, изображённого на карте.
14. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
15. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».
16. Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Воин-освободитель»
Б) «Василий Теркин»
В) «Два бойца»
Г) «Мать-Родина»
1) Автором данного творения является поэт А. Т.Твардовский.
2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Великой Отечественной войны.
3) Этот памятник находится в Берлине.
4) Данное произведение посвящено событиям заключительного этапа войны.
5) Главные роли в этом фильме сыграл Н.Крючков и П.Алейников.
6) Этот памятник является вторым в скульптурном триптихе Е.Вучетича.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
19. Какие из перечисленных объектов построены в годы руководства СССР политического деятеля, изображённого на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.
С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...
В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».
О каких событиях периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана? В каком году они происходили?
21. Как называлась операция германского командования, о которой говорится в мемуарах? Назовите не менее двух задач, которые ставили перед своими войсками германское командование в ходе данной операции?
22. Опираясь на текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.
23. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1941-1942 гг.;
2) 1942-1943 гг.;
3) 1944-1945 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному п
Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – одна из составных частей Второй мировой войны – продолжалась с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 г . В ходе войны можно выделить 3 периода:
1) начальный период (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) – отступление Красной Армии, Московская битва;
3) заключительный период (начало 1944 – май 1945 г.) – освобождение СССР, освобождение стран Европы, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция фашистской Германии.
После окончания Великой Отечественной войны советские войска, верные союзническому долгу, разгромили японскую Квантунскую армию (9 августа – 2 сентября 1945 г.). Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.
Начальный период. Война началась рано утром 22 июня 1941 г. Первыми на себя удар приняли пограничники. Навсегда вошла в историю героическая оборона Брестской крепости . Почти месяц защитники крепости отвлекали на себя целую фашистскую дивизию. По немецкому плану «Барбаросса» гитлеровское командование, основываясь на тактике «блицкрига» («молниеносной войны»), намечало за 1–2 месяца выйти на линию Архангельск – Астрахань. С первых дней войны советским руководством были приняты меры для организации обороны:
1) 23 июня 1941 г. создана Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны С. К. Тимошенко (впоследствии Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным ) для стратегического руководства вооруженными силами.
2) введено военное положение (29 июня 1941 г.) . Выдвинут лозунг «Все для фронта, все для победы!» ;
3) разработана Директива о ведении войны: мобилизация сил на защиту советской территории, ничего не оставлять врагу, создание подполья и партизанского движения, укрепление тыла, борьба с паникерами и шпионами;
4) 30 июня создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти, во главе со Сталиным;
5) проведена эвакуация 1530 крупных предприятий, 12 млн человек из оккупируемых районов в глубь страны;
6) хозяйство страны перестроено на военный лад;
7) введено нормированное распределение продуктов по карточной системе ;
8) создан единый центр информации – Совинформбюро .
В первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины . До декабря 1941 г. Красная Армия потеряла до 7 млн солдат и офицеров, несколько миллионов оказалось в немецком плену. Для ужесточения дисциплины в армии 16 августа 1941 г. советское руководство издало приказ № 270 , объявлявший всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками. Согласно приказу, семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, а родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны.
В конце лета – начале осени 1941 г. важное значение имели бои за Киев, Одессу, Севастополь . В конце сентября пять советских армий попали в окружение под Киевом. Ожесточенные оборонительные бои за Одессу шли до 16 октября. Наиболее длительной была оборона Севастополя – 250 дней. Еще в августе 1941 г. противник установил блокаду Ленинграда , продолжавшуюся до января 1944 г.
Причинами неудач Красной Армии на начальном этапе войны историки считают следующее:
1) неожиданность нападения фашистов на СССР;
2) неблагоприятный для РККА момент нападения: реорганизация и перевооружение армии не были завершены;
3) просчеты и ошибки руководства страны в определении времени нападения Германии и в мерах по отражению фашистских ударов;
4) недостаточная профессиональная подготовка командиров из-за репрессий в армии накануне войны;
5) культ личности Сталина, порождавший страх и сковывавший инициативу военачальников.
На Московском направлении крупным событием в августе – сентябре 1941 г. стало Смоленское сражение , во время которого начали действовать соединения реактивных минометов («Катюши» ), родилась советская Гвардия, выиграно время для укрепления обороны Москвы.
Битва за Москву является крупнейшим событием начального периода войны. Она проходила с конца сентября 1941 по февраль 1942 г . По плану «Тайфун» на Москву наступала самая мощная группировка фашистских войск, ставившая целью расчленить советские армии и, не допуская отхода к Москве, уничтожить их. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км. Ценой неимоверных усилий 5–6 декабря 1941 г . Красная Армия перешла в наступление, которое продолжалось до конца января 1942 г. Обороной Москвы и контрнаступлением советских войск руководил Г. К. Жуков . По всему фронту от Твери до Ельца враг был отброшен на 100–150 км от Москвы.
Значение Московской битвы:
1. Впервые в ходе Второй мировой войны немецкие войска потерпели поражение.
2. Окончательно провалился план «молниеносной войны», и она превратилась в затяжную.
3. Развеян миф о непобедимости германской армии.
4. Ускорилось складывание Антигитлеровской коалиции .
Однако в общем ходе войны Красная Армия не смогла удержать стратегическую инициативу. Советское командование ожидало летом 1942 г. нового наступления на Москву, но весной – летом 1942 г. враг двинулся в южном направлении – на Крым, Кавказ, Нижнее Поволжье . Это было крупным просчетом Сталина и повлекло огромные потери в Крыму, под Харьковом и на ряде других направлений. Поражение привело к новому отступлению советских войск: в августе одна группа немецких армий вышла к Волге в районе Сталинграда, а другая – на Кавказе. В июле 1942 г. в районе города Любань на сторону фашистов перешел генерал А. А. Власов, создавший затем в составе гитлеровских войск «Русскую освободительную армию» (РОА), формировавшуюся из военнопленных.
К осени 1942 г. на оккупированной фашистами территории оказалось более 80 млн человек. Страна лишилась не только огромных людских ресурсов, но и крупнейших промышленных и сельскохозяйственных районов. Для приостановки отступления войск Сталин применил жесточайший террор. 28 июля 1942 г. им был подписан приказ № 227 (получивший название «Ни шагу назад!» ). Отныне любое отступление без распоряжения командования объявлялось предательством Родины. Создавались штрафные батальоны и роты, заградительные отряды для расстрела отступающих. В армии действовал карательный орган контрразведки «Смерш» («Смерть шпионам») с неограниченными правами.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Начало коренного перелома. Сталинградская битва. В середине лета 1942 г. враг вышел к Волге, началась Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.) . С середины сентября 1942 г. бои шли внутри города. Обороной руководили генералы В. И. Чуйков, А. И. Родимцев, М. С. Шумилов . Германское командование придавало особое значение овладению Сталинградом. Его захват позволил бы перерезать Волжскую транспортную артерию, по которой в центр страны доставлялись хлеб и нефть. По советскому плану «Уран» (окружения противника в районе Сталинграда) 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление, через несколько дней окружив немецкую группировку под командованием генерала-фельдмаршала Ф. фон Паулюса .
С ноября 1942 по ноябрь – декабрь 1943 г. стратегическая инициатива прочно перешла в руки советского командования, Красная Армия перешла от обороны к стратегическому наступлению, поэтому данный период войны получил название коренного перелома .
В окружении под Сталинградом оказалась 330-тысячная армия гитлеровцев. По плану «Кольцо» 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки, разделив ее на две части – южную и северную. Сначала капитулировала южная, а затем 2 февраля 1943 г. – северная часть.
Значение битвы под Сталинградом состоит в том, что она:
1) положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне;
2) в антифашистских странах Европы усилилась освободительная борьба;
3) обострились внешнеполитические отношения Германии с ее союзниками.
В декабре 1942 г. началось наступление Красной Армии на Кавказе. 18 января 1943 г. советские войска частично прорвали блокаду Ленинграда. Коренной перелом , начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражениях за р. Днепр . Битва на Курской дуге (Орел – Белгород) – планировалась немецким командованием уже зимой 1943 г. По плану «Цитадель» фашисты планировали окружить и уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов, сосредоточенные на Курском выступе.
Советскому командованию стало известно о готовящейся операции, оно тоже сосредоточило силы для наступления в этом районе. Битва на Курской дуге началась 5 июля 1943 г. и продолжалась почти два месяца. Ее ход можно разделить на два периода: первый – оборонительные сражения, второй – период контрнаступления. 12 июля 1943 г. под Прохоровкой состоялось грандиозное танковое сражение. 5 августа были освобождены Орел и Белгород . В честь этого события был дан первый в ходе войны салют. 23 августа битва завершилась освобождением Харькова. К этому моменту были освобождены почти весь Северный Кавказ, Ростовская, Воронежская, Орловская, Курская области.
В октябре 1943 г. прошли ожесточенные бои на р. Днепр , в результате которых был сокрушен «Восточный вал» – мощная линия обороны врага. 3-13 ноября 1943 г. в ходе Киевской наступательной операции 6 ноября столица Украины была освобождена. В ходе оборонительных боев к концу декабря 1943 г. враг был отбит от города. Коренной перелом в ходе войны завершился.
Значение коренного перелома:
1) гитлеровская Германия на всех фронтах перешла к стратегической обороне;
2) более половины советской территории было освобождено от захватчиков и началось восстановление разрушенных районов;
3) расширился и активизировался фронт национально-освободительной борьбы в Европе.
Заключительный этап войны. В январе1944 г . советские войска при активном участии партизан разгромили крупную немецкую группировку под Ленинградом и Новгородом, окончательно сняв 900-дневную блокаду Ленинграда.
После разгрома фашистов на Днепре Красная Армия начала бои за освобождение Правобережной Украины и части Молдавии. В ходе Корсунь-Шевченковской операции в феврале – марте 1944 г. враг был разбит в районе Житомира и Бердичева и потерял десять дивизий. В марте – мае очищены от захватчиков черноморское побережье и Крым, освобождены города Николаев, Одесса, Севастополь.
В июне – августе 1944 г. в ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») была разгромлена группа армий «Центр» и освобождены Белоруссия, Латвия, часть Литвы, восточная часть Польши.
В результате Львовско-Сандомирской операции (июль – август 1944 г.) освобождены Львов, Западная Украина, юго-восточные районы Польши, форсирована Висла.
В ходе Ясско-Кишиневской операции (20–29 августа 1944 г.) полностью освобождены территория Молдавии и восточная часть Румынии. В октябре – ноябре освобождены Прибалтика, Заполярье. В ходе операций 1944 г. советские войска вступили на территорию Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Австрии и, наконец, Германии.
6 июня 1944 г. высадкой союзников в Нормандии (север Франции) был открыт второй фронт (командующий американский генерал Эйзенхауэр). Чтобы поддержать союзников, Красная Армия 10 июня предприняла наступление на Севере против финско-немецких войск. Финляндия выступила против Германии. 24 августа Румынии объявила войну Гитлеру. В сентябре Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. В совместных действиях с народно-освободительной армией Югославии Красная Армия помогла освободить в октябре 1944 г. Белград.
В апреле 1945 г. советские войска, проведя Восточно-Прусскую операцию , вступили в Кенигсберг, а затем взяли Гданьск.
С 16 апреля по 2 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция. В ней участвовали 1-й и 2-й Белорусские фронты (командующие маршалы Г. К. Жуков и И. С. Конев ) и 1-й Украинский фронт (командующий маршал К. К. Рокоссовский ). Битва началась с ожесточенных боев у Зееловских высот . 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе произошло соединение армий союзников по Антигитлеровской коалиции. 2 мая берлинский гарнизон сдался. В пригороде Берлина Карлсхорсте 8 мая 1945 г. представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9-11 мая советские войска завершили войну, разгромив группировку немецко-фашистских войск в Праге .
Война с Японией (9 августа – 2 сентября 1945 г.) . В соответствии с союзническими обязательствами 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал советско-японский договор о нейтралитете и 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. США произвели атомную бомбардировку японских городов: 6 августа – Хиросимы , 9 августа – Нагасаки. Это представляло собой акт бессмысленной жестокости и демонстрации силы. В ночь на 9 августа СССР вступил в войну с Японией. В ходе боев советских войск против Квантунской армии Японии были освобождены Маньчжурия, города Дальний и Порт-Артур, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась .
С началом войны страна превратилась в единый боевой лагерь. В начале войны противник захватил огромную территорию, где раньше проживало около 80 млн человек и выпускалось до 50 % промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государственное руководство приняло решение о создании военно-промышленной базы на востоке страны, для чего проводилась эвакуация (перебазирование) предприятий в глубь страны. Вся экономика была перестроена на выпуск военной продукции. В основном трудились женщины, подростки, старики. Возникло движение «двухсотников» : выполнение нормы за себя и за ушедшего на фронт. К осени 1942 г. военное производство восстановило потерянные на начальном этапе войны мощности, а в 1943 г. произошел перелом в производстве военной продукции. Наивысший уровень военного производства был достигнут в 1944 г.
Ещё к началу войны советские ученые разработали новые образцы военной техники: танки Т-34, КВ, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Ил-2. Бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1 превзошли лучшие немецкие аналоги (авиаконструкторы А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, С. В. Ильюшин, А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов) . Большую помощь раненым бойцам оказали представители медицинской службы А. Н. Бакулев, Н. Н. Бурденко, А. А. Вишневский . В 1942 г. было объявлено о создании нового государственного гимна вместо Интернационала (текст гимна написан С. В. Михалковым совместно с Г. А. Эль-Регистаном в 1943 г.). Творческая интеллигенция была вместе с народом. На фронты с концертными бригадами выезжали певицы Л. А. Русланова, К. И. Шульженко . Большой успех имели статьи Ильи Эренбурга , стихи К. М. Симонова , поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» , песни военных лет. Событием культурной жизни мирового масштаба стала созданная и исполненная в блокадном Ленинграде Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича . Большую роль в укреплении патриотизма сыграла Русская православная церковь.
В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре после которой была восстановлена патриархия . В 1943 г. был распущен Коминтерн. Однако официальная идеология сумела использовать народный патриотизм для возвеличивания сталинского тоталитаризма.
Партизанское движение
Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории. По гитлеровскому плану «Ост» предстояло уничтожить 50 млн человек – представителей славянских народов и создать «жизненное пространство» для Германии. На оккупированной территории фашисты установили жесточайший террористический режим, создали концлагеря, угоняли население в Германию.
Партизанское движение. С первых дней войны развернулась ожесточенная борьба советских людей на оккупированной территории. На захваченной врагом территории действовало 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, объединявших более миллиона патриотов. Партизаны уничтожали живую силу противника, проводили диверсии (подрыв поездов с военной силой и техникой, мостов, железных дорог), вели разведку, защищали жителей. Крупными партизанскими соединениями командовали С. А. Ковпак, В. И. Козлов, А. Ф. Федоров и др. В мае 1942 г. для руководства партизанской борьбой был создан Центральный штаб партизанского движения . В 1943 г. произошел наивысший подъем партизанского движения, накануне и в ходе Курской битвы проведена «рельсовая война» .
Антигитлеровская коалиция
В первые дни войны премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф. Рузвельт заявили о поддержке СССР в борьбе с Германией. Подписаны соглашения между странами. В августе 1941 г. принята Атлантическая хартия Англии и США о целях войны по «окончательному уничтожению фашистской тирании» и демократических условий послевоенного мира. СССР присоединился к хартии. 1 января в Вашингтоне 26 стран подписали на ее основе Декларацию объединенных наций. Оформилась Антигитлеровская коалиция. США стали оказывать материальную помощь СССР по ленд – лизу (система передачи взаймы или в аренду вооружения, продовольствия, медикаментов и др.).
В ходе войны состоялись три конференции глав государств – основных участников Антигитлеровской коалиции.
Тегеранская конференция , на которой встретились главы правительств Великобритании – У. Черчилль, США – Ф. Рузвельт и СССР – И. В. Сталин («Большая тройка»), состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 г . На конференции были приняты решения по совместным военным действиям против фашистской Германии, о послевоенном сотрудничестве, об открытии не позднее 1 мая 1944 г. второго фронта в Европе вторжением через Ла-Манш [второй фронт был открыт в июне 1944 г. (операция «Оверлорд» )]. Обсуждался вопрос о послевоенных границах Польши. Сталин обещал объявить войну Японии после окончания военных действий в Европе.
Крымская (Ялтинская) конференция «Большой тройки» проходила 4-11 февраля 1945 г. На конференции были согласованы планы разгрома Германии, условия капитуляции, принципы послевоенного сотрудничества, создания Организации Объединенных Наций (ООН), вопрос о суде над нацистскими преступниками, о послевоенных границах Польши. После окончания войны предполагалось разделить Германию и ее столицу Берлин на зоны оккупации.
На Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) встретились Сталин, Г. Трумэн – президент США, К. Эттли – премьер-министр Великобритании. Подтверждены решения Крымской конференции. Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Восточная Пруссия с г. Кенигсбергом передавалась СССР. Утверждались границы Польши, был решен вопрос об уничтожении германских монополий, о суде над главными военными преступниками, о взыскании контрибуции с Германии. Переговоры велись с позиции силы, что создавало предпосылки «холодной войне».
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн
Разгромлен германский фашизм и японский милитаризм. Окреп международный авторитет СССР и расширились его границы. В состав Советского Союза были включены территории Западной Украины, части Восточной Пруссии, Южного Сахалина, ряда Курильских островов, а также Тува. Сложилась мировая система социализма и биполярная система мира.
Общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн человек, из них невосполнимые потери в действующей армии – 10 млн человек. В годы войны подверглись депортации (насильственному переселению) целые народы: немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки, греки и др. Усилился тоталитарный режим, осуществлялись репрессии против людей, возвращавшихся из немецкого плена. Экономика СССР была подорвана, потери составляли около 30 % всего достояния страны, многое нужно было восстанавливать.
Образцы заданий
При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Важным событием 1942 г. был(о)
1) разгром фашистов под Москвой
2) издание приказа № 227 «Ни шагу назад!»
3) завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне
4) пленение армии генерала Ф. фон Паулюса
Ответ: 2.
А2. В ходе Великой Отечественной войны блокаду немецко-фашистских войск выдержал город
1) Севастополь
3) Мурманск
4) Ленинград
Ответ: 4.
А3. Тегеранская конференция лидеров трех держав состоялась в
2) мае 1945 г.
Ответ: 4.
А4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск
2) под Москвой
3) в Восточной Пруссии
4) на Висле и Одере
Ответ: 1.
А5. Укажите выдающихся полководцев Великой Отечественной войны
1) А. А. Брусилов, Д. Ф. Устинов
2) А. Н. Косыгин, А. А. Громыко
3) И. В. Сталин, С. М. Буденный
4) И. С. Конев, К. К. Рокоссовский
Ответ: 4.
А6. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие
1) оборона Брестской крепости
2) Тегеранская конференция
3) выход на государственную границу СССР
4) форсирование Днепра
Ответ: 3.
А7. Советскую политическую систему 1940-х гг. периода Великой Отечественной войны характеризует
1) переход от унитарного к федеративному устройству государства
2) внутрипартийная борьба за персональное лидерство
3) смягчение политики в отношении церкви
4) многопартийность
Ответ: 3.
А8. Каково главное значение победы советских войск в битве за Москву?
1) сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости гитлеровских войск
2) завершен коренной перелом в Великой Отечественной войне
3) наступательная инициатива перешла к советским войскам
4) завершено складывание Антигитлеровской коалиции
Ответ: 3.
А9. Прочтите отрывок из приказа народного комиссара обороны и укажите, когда был принят этот документ.
«Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках...
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа...
в) формировать в пределах армии 3–5 хорошо вооруженных заградительных отрядов... и в случае беспорядочного отхода частей расстреливать на месте паникеров и трусов».
Ответ: 1.
А10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите пропущенное в нем название города.
«Ожесточенные оборонительные бои велись у Одессы. По приказу Ставки был создан Одесский оборонительный район. Бои шли до 16 октября, после чего Одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре – октябре 1941 г. Наиболее длительной была оборона, она длилась 250 дней. Моряки-черноморцы держались до последнего».
2) Ленинград
3) Севастополь
4) Новороссийск
Ответ: 3.
А11. Прочтите отрывок из плана военного командования и укажите название плана.
«Конечной целью операции является создание защитительного барьера против азиатской России на линии река Волга – Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами».
2) «Тайфун»
3) «Цитадель»
4) «Барбаросса»
Ответ: 4.
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Ответ: 3.
В1. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В. И. Чуйкова и напишите название битвы, о которой в нем говорится.
«...Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра города и там поживиться трофеями... Наши бойцы... выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом, боеприпасами, и снова бросали в бой».
Ответ: Сталинградская.
Установите соответствие между датами и событиями, относящимися к этим датам.
В2.
Ответ: 5132.
Установите соответствие между именами военачальников и войнами, в которых они участвовали.
В3. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 5142.
В4. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) контрнаступление советских войск под Сталинградом
Б) Корсунь-Шевченковская операция
В) оборона Севастополя
Г) освобождение Праги
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: ВАБГ.
В5. Какие три из перечисленных ниже событий произошли в период Великой Отечественной войны? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) «рельсовая война»
2) репрессии против различных народов СССР
3) оккупация японскими войсками Владивостока
4) политика «военного коммунизма»
5) Висло-Одерская операция
6) Х съезд РКП(б)
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 125.
Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.
Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Шаг первый: с чего начать?
Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.
Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.
Шаг второй: читаем источники.
Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».
Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.
Шаг третий: встречи глав государств.
Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!
Шаг четвертый: маршалы Победы.
Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).
Шаг пятый: герои войны.
Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.
Шаг шестой: запоминаем даты.
Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.
Шаг седьмой: ищем глобус.
Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.
Шаг восьмой: даешь культуру в массы.
Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.
Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.
Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.
Шаг десятый: контрольный.
Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!
Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!
Похожие материалы
№1 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.3) Я. Ф. Павлов 4) битва на Курской дуге
№2
СобытиеДата
Участник(-и)
Операция «Багратион»
__________(А)
И. Х. Баграмян, И. Д. Черняховский
операция "Оверлорд"
__________(Б)
__________(В)
__________(Г)
август-декабрь 1943 г.
Г. К. Жуков, И. С. КоневК. К. Рокоссовский
Битва за Москву
__________(Д)
__________(Е)
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. - апрель 1942 г.
3) Д. Эйзенхауэр 4) битва на Курской дуге
№ 3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
1) ноябрь-декабрь 1943 г. 2) Висло-Одерская операция5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль 6) июнь-август 1944 г.
7) 9 августа-2 сентября 1945 г. 8) И. С. Конев 9) Ясско-Кишинёвская операция
№ 4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
СобытиеНазвание населённого пункта (территории)
Год
__________(А)
д. Прохоровка
__________(Б)
__________(В)
г. Сталинград
1942 г.
Первый воздушный ночной таран в период Великий Отечественный войны
__________(Г)
__________(Д)
Первая встреча советских и американских войск в период Великой Отечественной войны
__________(Е)
1945 г.
1) г. Торгау 2) 1943 г. 3) г. Москва и Московская область 4) г. Будапешт
5) окружение 6-й германской армии под командованием Ф. Паулюса 6) первая встреча лидеров стран «Большой тройки» 7) 1941г. 8) крупнейшее танковое сражение в период Великой Отечественной войны 9) 1944 г.
№5. Какое событие Великой Отечественной войны показано на карте.
№6. Какая военная операция Великой Отечественной войны отмечена на карте.
№7.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
№8. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.