Выдающийся русский морской офицер, ученый, мореплаватель и гуманист Ф.Ф. Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель (ныне Саарема) близ города Курессаре (Аренсбург).

Окончил морской кадетский корпус в Кронштадте. В 1797 году получил чин мичмана и был направлен на корабли Ревельской эскадры Балтийского флота. В 1803-1806 годах участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1806 году Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях. В 1819-1821 годах возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851 гг.)). Цель экспедиции была определена Морским министерством как научная - открытие в возможной близости Антарктического полюса с целью "приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре".

4 (16 июля) 1819 года русская антарктическая экспедиция под командованием капитана второго ранга Ф.Ф. Белинсгаузена вышла из Кронштадта. Флагманом шел шлюп "Восток" водоизмещением 900 тонн, длиной по ватерлинии 40 м, шириной около 10 м, площадью парусов более 2000 квадратных метров с командой 117 человек. Вторым шлюпом под названием "Мирный" командовал лейтенант М.П. Лазарев. Шлюпы развивали скорость до 8-10 узлов. К ноябрю 1919 г. экспедиция достигла островов Южная Георгия. Двигаясь к юго-востоку, 30 декабря 1819 года суда достигли "Земли Сандвича", открытой Дж. Куком. Экспедиция исследовала эту землю, которая оказалась архипелагом и была названа Южными Сандвичевыми островами. Русские мореплаватели впервые установили связь этой группы островов с другими островами и скалами юго-западной Атлантики и впервые указали на наличие подводного хребта вулканического происхождения (ныне Южно-Антильский хребет), который имеет протяженность 2,5 тыс. км в западной части Атлантического океана между 53° и 60° ю.ш.

26 января 1820 года суда пересекли Южный полярный круг, 28 января экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69°21" ю.ш. и 2°14" з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена). 18 февраля 1820 года экспедиция почти вплотную подошла к материку (северо-западный выступ берега Принцессы Ранхильды). В третий раз 26 февраля 1820 года русские корабли достигли только 60°49" ю.ш. и 49°26" в.д., приблизительно в 100 км к северу от Земли Принца Олафа.
В ноябре 1820 года экспедиция вторично отправилась к "льдинному материку". 10 января 1821 года был открыт остров, названный именем Петра I (68°47" ю.ш. и. 90°30" в.д.), а 28 января экспедиция открыла берег, названный именем Александра I (Земля Александра I, расположенная между 69° и 73° ю.ш. и. 68° и 76° в.д.). Русские суда не смогли пробиться к берегу из-за сплошного льда. Обойдя их с севера, Беллинсгаузен повернул к востоку и пересек крайнюю юго-восточную часть Тихого океана (в ХХ веке эта часть была названа морем Беллинсгаузена), где отыскал "Новую Шетландию", открытую ранее Вильямом Смитом. Русская экспедиция исследовала новую землю и обнаружила, что она представляет собой цепь островов, вытянутую от пролива Дрейка на восток-северо-восток почти на 600 км. Отдельные Южные Шетландские острова получили названия Березина, Бородино, Ватерлоо, Лейпциг, Малоярославец, Полоцк, Смоленск, а северо-восточные - имена Михайлова, Мордвинова, Рожнова, Шишкова.
11 февраля 1821 года экспедиция Беллинсгаузена повернула на север.
24 июля 1821 года после 751 дневного плавания суда вернулись в Кронштадт. В течение путешествия экспедиция открыла также ряд островов в тропической части Тихого океана.

Беллинсгаузеном и Лазаревым были составлены описания островов и карты, собраны этнографические, ботанические и зоологические коллекции, велись систематические наблюдения за состоянием атмосферы и морской воды.В 1826 году Беллинсгаузен произведен в контр-адмиралы. В 1827 году участвовал в штурме турецкой крепости Варна. 6 декабря 1830 года Беллинсгаузен получает чин вице-адмирала и назначается командующим 2-ой флотской дивизией Балтийского флота. Во время службы он проводил научную работу в области артиллерии, впоследствии им был написан труд "О прицеливании артиллерийских орудий на море".

Путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена описано в его книге "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819-1821, совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"", которая впервые была издана только в 1831 году, через 10 лет после экспедиции. В 1845 году Ф.Ф. Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества. В 1848 году он был назначен почетным членом Морского ученого комитета.

Адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды , адмирал Российского Императорского флота Фаддей Фаддееевич Беллинсгаузен по происхождению – остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен .

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус , взявший русское имя Фаддей , поступает в Морской корпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря» .

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803-1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветном плавании русских судов. На «Надежда» он обошёл вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн . Кстати, большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» , были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре» . При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли» .

А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы» . Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота» , изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

В состав антарктической экспедиции вошли два – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный» . Первым из них командовал сам Беллинсгаузен , вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

Адмирал М.П.Лазарев.

Ход первой российской антарктической экспедиции , продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, заслуживает отдельного рассказа. Здесь перечислим лишь её итоги: русскими моряками были обследованы огромные акватории мирового океана, открыты шестой континент – Антарктида, острова Шишкова, Мордвинова, Петра I – всего 29 островов и 1 коралловый риф. Впервые были произведены точные съёмки архипелага Туамоту, составлены описания и карты, собраны уникальные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, сделаны зарисовки видов Антарктики и редких представителей фауны.

Шлюп «Восток». Художник М.Семёнов.

По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени. О ходе беспримерной экспедиции и её результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов» . Правда, издана она была лишь в 1831 году – через 10 лет после завершения плавания.

Книга Ф.Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…» с приложениями.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822-1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчинёнными сухим путём проходит из Санкт-Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Чёрном море он руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост – его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Памятник Ф.Ф.Беллинсгаузену в Кронштадте.

Адмирал М.П.Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке» , который при этом был «тёплой души человеком» . Фаддей Фаддееевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е.Шведе , после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха» .

20 сентября 1778 года (по новому стилю) родился знаменитый мореплаватель, адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Будущий первооткрыватель появился на свет на острове Эзель (совр. Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. В десять лет он был отдан в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Окончив его в 1797 году в чине мичмана, Фаддей Беллинсгаузен некоторое время ходил по Балтийскому морю на кораблях Ревельской эскадры.

В 1803 – 1806 годах принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Эта экспедиция стала отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтике, а с 1810 года его перевели на Черноморский флот, где он командовал фрегатами "Минерва" и "Флора". За это время исследователь проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья и произвел ряд астрономических наблюдений.

В 1819 – 1821 годах капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев возглавили первую русскую антарктическую экспедицию в воды Южного океана на шлюпах "Восток" и "Мирный". Увидеть берега Антарктиды исследователям удалось в январе 1820 года. Беллинсгаузен высказался осторожно: "За ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу". В феврале того же года экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод, что перед ними действительно "льдинный материк".

Экспедиция также открыла ряд островов в тропической части Тихого океана. Кроме того, во время плавания проводились наблюдения за температурой воздуха и океана, давлением воздуха, были собраны этнографические, зоологические и ботанические коллекции. Фаддей Беллинсгаузен сделал первую попытку классификации полярных льдов и создания теории льдообразования.

Благодарность всего мира за эти открытия обобщил в 1867 году немецкий географ Август Петерман: "Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи".

В 1828 – 1829 годах Беллинсгаузен в звании контр-адмирала участвовал в Русско-турецкой войне. В 1839 году моряк стал военным генерал-губернатором Кронштадта. В 1843 году произведён в чин адмирала.

В 1845 году Фаддей Беллинсгаузен был избран действительным членом только что созданного Русского географического общества.

Именем Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине и остров в архипелаге Туамоту.

Арина Князева

Незадолго до Второй мировой войны Гитлер направил экспедицию в Западную Антарктику, намереваясь присоединить ее к Третьему рейху. Было уже придумано и название – Новая Швабия. С самолетов они сбрасывали свастики, флаги и листовки, заявляющие права Германии на эту землю. В качестве довода приводился тот факт, что Антарктида как материк была открыта немцем. Имя его – Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен.

В одной из старых метрических книг лютеранской церкви острова Сааремаа (Эзель), удалось обнаружить запись, датированную 20 сентября 1778 года, о том, что на мысе Лахетагуссе острова Эзель, в семье Беллинсгаузенов родился мальчик, нареченный Фабианом Готлибом. Род баронов Беллинсгаузенов принадлежит к древним прибалтийским дворянским родам. Грамотой шведской королевы Христины от 30 июля (8 августа) 1661 года шведский генерал-майор от кавалерии, лифляндец Иоанн-Эберхардт фон Беллинсгаузен с нисходящим его потомством возведен в баронское достоинство королевства Шведского. Потомки его по поступлении в российское подданство именовались баронами. Самой знаменитой личностью из этой фамилии, несомненно, был адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Дорога в Кронштадт
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился в имении, принадлежавшем его отцу. Первые годы жизни он провел в деревне и в городе Аренсбурге на своем родном острове, а в десятилетнем возрасте был определен в Морской кадетский корпус, находившийся в те годы в Кронштадте. Поступив в кадетский корпус с абсолютным незнанием русского языка, не имея в Кронштадте ни родственников, ни знакомых, он вскоре выучил русский язык, при этом почти забыв родной немецкий. Русским же языком, который фактически стал ему родным, он овладел в совершенстве. Уже в 16 лет Фаддей Беллинсгаузен совершил свое первое большое плавание.
По окончании кадетского корпуса Беллинсгаузен был произведен в мичманы и 1797 году назначен на ревельскую эскадру. В Ревеле вместе с тремя товарищами по корпусу он зимовал 6 лет, и хотя не имел никаких других средств в жизни, кроме весьма скудного жалования, тем не менее, сумел прожить в этом городе без долгов. Лето он проводил в плаваниях на судах различных рангов, а в зимние месяцы отдавал всего себя постижению знаний в морских науках.
Для участия в первом кругосветном плавании 1803–1806 г.г. под командованием адмирала Крузенштерна Фаддей Беллинсгаузен был назначен мичманом на фрегат «Надежда». Во время этого трехлетнего плавания Фаддей Фаддеевич выполнял все картографические работы, касавшиеся стран либо почти не известных, либо никем еще не описанных.
В 1811 году он принял командование гребной флотилией в Риге, а в следующем году был переведен на Черное море командиром фрегата «Минерва». Этим фрегатом он командовал до 1818 года, а затем некоторое время – фрегатом «Флора». Ему было поручено гидрографическое описание Черного моря, но оно осталось незавершенным из-за назначения его начальником экспедиции в Южные моря. В 1819 году Беллинсгаузен снова прибыл в Кронштадт и вступил в должность командира шлюпа «Восток».

Курс на север
В марте 1819 года император Александр I приказал в целях совершения новых открытий отправить два отряда – один к южным, а другой – к северным морям. Начальником первого отряда был назначен Беллинсгаузен. На протяжении двух лет – с 1819 по 1821 годы – он возглавлял порученную ему кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (командиром на ней был сам Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир – Михаил Петрович Лазарев), посланную в Антарктику с целью максимального проникновения к южной приполярной зоне и открытия новых земель.
В 1919 году Беллинсгаузен открыл несколько островов в антарктической части Атлантического океана, а 16 (21) января экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69 градусов 21 минуту южной широты и 2 градуса 21 минуту западной долготы. 21 января (2 февраля) Беллинсгаузен вторично увидел ледяные берега. Спустя две недели экспедиция подошла почти вплотную к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод, что перед ними находится ледяной материк.
В 1821 году были открыты остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I. Экспедиция открыла также ряд островов в тропической части Тихого океана. Всего в ходе плавания было открыто 29 островов. 24 июля (5 августа) 1821 года суда после 751 дневного похода (из них 527 дней – под парусами), проплыв 86,5 тысяч верст, вернулись в Кронштадт.

Там, где Кук проплыл мимо

Плавание экспедиции Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук в 70-х годах XVIII века первым достиг южно-полярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было ни одной южно-полярной экспедиции. Беллинсгаузен же доказал неверность этого мнения и сделал чрезвычайно много для исследования южно-полярных морей и земель на двух небольших парусных судах, в общем-то не приспособленных для плавания во льдах.
Два с лишним года длилось это плавание. Три раза заходили русские за Южный полярный круг, дополняя исследования Кука и Лаперуза, но не следуя их путем, а, напротив, ходя по новым местам океана. Экспедиция открыла 29 островов и одну Коралловую мель.
Беллинсгаузен никогда не смотрел на совершенное им, как на подвиг, а считал это простым выполнением своего служебного долга, принесшего некоторую пользу науке. По возвращении из антарктического плавания он был принят императором Александром I. Будучи уже контр-адмиралом, великий мореплаватель участвовал в Турецкой кампании 1828–1829 годов.

И снова в Кронштадт…

Спустя 3 года после возвращения из антарктических вод Беллинсгаузен представил адмиралтейству описание своего путешествия со всеми картами и рисунками, но дело об опубликовании его результатов осталось без движения. И только в 1827 году, после учреждения Морского ученого комитета, он снова обратился с просьбой об издании его сочинения, отказываясь при этом от своих авторских прав. Комитет нашел, что «может случиться и едва ли уже не случилось, что учиненное капитаном Беллинсгаузеном обретения по неизвестности оных, послужат чести иностранцев, а не наших мореплавателей».
По Высочайшему повелению Императора (тогда уже Николая I) было выделено 10 840 рублей на издание сочинения Беллинсгаузена с тем, чтобы оно было обращено в пользу автора. Таким образом, в 1831 году вышли в свет «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпе «Восток» и «Мирный», под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток».
6 декабря 1830 года Ф.Ф.Беллинсгаузен был произведен в вице-адмиралы и назначен командиром 2-ой флотской дивизии Балтийского флота. 15 июля он назначается главным командиром Кронштадтского порта и Кронштадтским военным губернатором. На этом посту им был получен орден Владимира I степени.
С 1841 по 1851 годы Беллинсгаузен, почти ежегодно проводя военно-морские маневры и учения на Балтийском флоте, довел его до высокой степени совершенства в морских эволюциях и маневрировании парусами и пушками. Недаром Император Николай I называл Беллинсгаузена мастером своего дела. Особой же заботой Беллинсгаузена было улучшение быта матросов.
В 1843 году Беллинсгаузен был произведен в адмиралы, а 1 мая 1847 (в день 50-летия службы) он был назначен состоять при особе Его Императорского Величества. В 1845 году адмирал Беллинсгаузен был избран членом Российского географического общества и много работал в области географии и корабельной архитектуры. Огромное внимание уделял он и благоустройству Кронштадта, где много было разбито садов, скверов и бульваров, а за городом устроены дачи и огороды. В Кронштадтском летнем саду незадолго до своей кончины он восстановил домик Петра Великого.
Умер Федор Федорович Беллинсгаузен 13 января 1852 года в Кронштадте, не дожив до 73 лет, похоронен на лютеранском кладбище. Он оставил вдову и четырех дочерей. Сыновей, которые могли бы продолжить семейную династию мореплавателей, он не имел. Благородство, спокойствие и хладнокровие были отличительными чертами его характера. Он равно сохранял спокойствие и присутствие духа как в борьбе с полярными льдами, так и в огне против неприятеля. Он никогда не подчеркивал свою принадлежность к аристократическому сословию и не писал свою фамилию «фон Беллинсгаузен».
Когда скончался адмирал Беллинсгаузен, скорбел весь Кронштадт. А когда в журнале «Морской сборник» появился некролог, то загоревала не только вся Россия, но и весь мир – такую добрую память оставил о себе этот человек, таким искренним и глубоким уважением он пользовался.

Человек-памятник

Спустя восемнадцать лет (в 1870 году) в Кронштадте появился памятник адмиралу Беллинсгаузену. Памятник был создан на пожертвования почитателей таланта мореплавателя и его сослуживцев. Об этом прямо сказано на камне пьедестала, где выбиты слова: «Нашему полярному мореплавателю адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену от его почитателей и сослуживцев». Над текстом, выбитым на пьедестале, водружено бронзовое изображение рыцарского герба рода фон Беллинсгаузенов, которые в течение нескольких столетий обживали прибалтийские земли.
Именем Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, советская научная полярная станция в Антарктиде, лунный кратер. В 2005 году на российской антарктической станции Беллинсгаузен был возведен православный храм – церковь во имя Живоначальной Троицы. Она срублена из сибирского кедра и лиственницы, привезенных на Южный материк из России, на благо морского могущества которой великий мореплаватель и удивительный человек всю жизнь служил верой и правдой.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (рожд. 9 (20) сентября 1778 г. – смерть 13 (25) января 1852 г.) – русский мореплаватель, принимал участие в первом русском кругосветном плавании . Руководил первой русской антарктической экспедицией, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его именем названы море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о.Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.

Происхождение. Детство

Будущий адмирал родился в 1778 году на острове Эзель (совр. о. Сааремаа) поблизости г. Аренсбург (совр. Кингисепп) в Лифляндии (Эстонии). По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Вокруг небольшого островка постоянно был слышен шум морских волн. Уже с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без моря. Именно потому в 1789 году он поступает кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Науки давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.

Начало службы

1796 год – гардемарин Беллинсгаузен отправляется в свое первое плавание, к берегам Англии, а по окончании этой стажировки был произведен в мичманы и направлен для дальнейшего прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на разных судах молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Будущий открыватель южного полярного материка жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не осталось незамеченным, и в 1803 году Беллинсгаузена перевели на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции.

Кругосветное плавание. Служба

Это плавание под началом самого И. Ф. Крузенштерна стало замечательной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.

По завершению кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, участвовал в русско-шведской войне. 1811 год – направляется на Черное море, где за 5 лет им была проведена большая работа по составлению и исправлению карт, были определены главные координаты восточного побережья.

К 1819 году капитан 2 ранга Беллинсгаузен имел репутацию талантливого морехода, не только сведущего в астрономии, географии и физике, но и смелого, решительного, исключительно добросовестного. Это позволило Крузенштерну рекомендовать капитана руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузен был срочно вызван в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику.

Подготовка экспедиции

«Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», построенные для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводная часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена была скреплена и обшита медью. На «Мирном» была поставлена вторая обшивка, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. Вместе экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» назначили лейтенанта М. П. Лазарева, который со временем станет знаменитым флотоводцем.

Экспедиция была подготовлена за очень короткий срок – чуть более месяца, но снабжена она была, в первую очередь благодаря стараниям Беллинсгаузена и Лазарева, прекрасно. В распоряжении мореплавателей были лучшие по тем временам мореходные и астрономические инструменты. Особенное внимание руководителями экспедиции было уделено запасу различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий имелись запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.

Открытие Антарктиды

1819 год, 16 июля – шлюпы вышли из Кронштадта, зашли в Копенгаген, после на Канарские острова, а к середине ноября были уже в Рио-де-Жанейро. Там в течении трех недель команда отдыхала и готовила суда к плаванию в сложных антарктических условиях. Дальше, следуя инструкции, суда отправились к островам Южная Георгия и к «Земле Сандвича» – открытой группе островов, которые он принял за единый остров. Мореплаватели установили ошибку и назвали архипелаг Южными Сандвичевыми островами.

Далее продвигаться на юг было невозможно – путь был прегражден сплошными льдами. Потому Беллинсгаузеном было принято решение обогнуть Сандвичевы острова и искать путь вдоль северной кромки льдов. 1820 год, 16 января – в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли не было видно, так как она находилась под сплошным ледяным покровом, но над шлюпами кружились буревестники, а подходя ближе ко льдам, морякам были слышны крики пингвинов. Позднее станет известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, потому именно этот день принято считать официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в то время не таким мощным, моряки наверняка смогли бы увидеть землю. Продвигаясь дальше, 6 февраля снова близко подошли к материку, однако погодные условия вновь не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте это суша.

Снова и снова, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались путешественники пробиться сквозь льды. 4 раза пересекли они Южный полярный круг, порой приближаясь на 3–4 км к берегу Антарктиды, однако результат оставался прежним. В конце концов попытки подойти поближе к предполагаемой земле довелось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные суда, было необходимо пополнить запасы пищи и дров, дать отдохнуть измученной команде. Решили идти в Порт-Джексон (Сидней).

Открытия

Инструкцией предписывалось во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Лишь один месяц провели мореплаватели в Австралии, а 22 мая 1820 года отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов обнаружили также недалеко от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Так-же проводились исследования островов, которые уже посещали другие путешественники.

Снова штурм Антарктики. Еще открытия

1820 год, начало сентября – экспедиция возвратилась в Порт-Джексон, была проведена тщательная подготовка кораблей и уже 11 ноября снова отправилась в Антарктику. 18 января экспедиция отчетливо увидела берег, который был назван Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. При дальнейшем плавании были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые были нанесены на карту, о. Петра I и др. Но работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт мореплаватели добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали судно, после побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 года вернулись на родину.

Итоги экспедиции

Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов. Ими были обследованы большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.

В этом сложнейшем плавании Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен проявил себя как талантливый и искусный командир и был произведен в капитан-командоры. Кроме этого, он оказался еще и талантливым ученым. Именно он первым, задолго до Дарвина, смог догадаться о механизме образования коралловых островов. Он же дал правильное объяснение причин возникновения массы водорослей в Саргассовом море, не побоявшись оспорить мнение самого Гумбольдта. После посещения Австралии Беллинсгаузен решительно выступил против расовой теории, по которой коренных австралийцев считали чуть ли не животными, не способными к обучению.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

Продолжение службы

После своей знаменитой экспедиции Фаддей Фаддеевич продолжил службу во флоте: в 1821–1827 годах он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 году, уже в звании контр-адмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. д.

1839 год – вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, адмирал каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства.

1846 год – на маневрах присутствовал шведский адмирал Норденшельд, который сделал заключение, что такой эволюции не сделает ни один флот в Европе.

Смерть. Наследие

Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года в Кронштадте. На его рабочем столе нашли записку – последнюю в жизни. В ней значилось: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Труд Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный», впервые вышел в 1831 году (переиздан в 1869 г). Кроме этого, по результатам экспедиции сам адмирал подготовил «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена» (1831 г).