Развитие речи карапуза достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.

информация Для речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник).

Рассказывая или рассуждая о чем-либо, кроха старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.

Общая информация

Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.

  • Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
  • Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь .
  • Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:

  • овладеть правильным произношением слов;
  • иметь определенный словарный запас;
  • уметь строить разные по форме предложения;
  • вести монолог и поддерживать диалог;
  • пересказывать небольшие рассказы;
  • ясно выражать свои мысли.

Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

Седьмой год жизни ребенка - это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.

дополнительно Именно от уровня развития речи карапуза в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении.

Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

  1. Четкое и правильное произношение всех звуков.
  2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
  3. Использование в разговоре различных интонаций.
  4. Умение регулировать громкость и темп речи.
  5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
  6. Способность вести монолог и диалог.
  7. Словарный запас от 4000 слов.
  8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
  9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
  10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

  1. Заикание , запинки, чрезмерные паузы между словами.
  2. Скандирование слов.
  3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  4. Трудности различения звуков.
  5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
  6. Смешение звуков.
  7. «Проглатывание» окончаний слов.
  8. Словарный запас менее 3500 слов.
  9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
  10. Неверное построение предложения.
  11. Частая расстановка неправильного ударения.

важно Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.

Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие ребенка 6-7 лет

К 6-7 годам развитие речи карапуза достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.

информация Для речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник).

Рассказывая или рассуждая о чем-либо, кроха старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.

Общая информация

Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.

  • Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
  • Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями .
  • Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:

  • овладеть правильным произношением слов;
  • иметь определенный словарный запас;
  • уметь строить разные по форме предложения;
  • вести монолог и поддерживать диалог;
  • пересказывать небольшие рассказы;
  • ясно выражать свои мысли.

Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

Седьмой год жизни ребенка - это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.

дополнительно Именно от уровня развития речи карапуза в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении.

Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:

  1. Четкое и правильное произношение всех звуков.
  2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
  3. Использование в разговоре различных интонаций.
  4. Умение регулировать громкость и темп речи.
  5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
  6. Способность вести монолог и диалог.
  7. Словарный запас от 4000 слов.
  8. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
  9. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
  10. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.

Отклонения и нарушения речевого развития

  1. Заикание , запинки, чрезмерные паузы между словами.
  2. Скандирование слов.
  3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  4. Трудности различения звуков.
  5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
  6. Смешение звуков.
  7. «Проглатывание» окончаний слов.
  8. Словарный запас менее 3500 слов.
  9. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
  10. Неверное построение предложения.
  11. Частая расстановка неправильного ударения.

важно Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.

Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.

Светлана Викторовна Молчанова
Развитие речи детей 5–6 лет

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей , замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный - короткий, твердый - мягкий, тяжелый -- легкий, пушистый - гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо - перьевая ручка - шариковая ручка)

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир : расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Характеристика речи старшего дошкольника

Что знает и использует в речи ребенок 5-6 лет ? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей , иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности : игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи : словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи , интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь , пользуется в ходе общения развернутыми фразами , точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был . Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении : возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы . Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением - антонимы (друг - враг, высокий - низкий, хорошо - плохо, говорить - молчать) ; слова, близкие по смыслу, - синонимы (ходить - идти, шагать; грустный - печальный, безрадостный) .Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами : наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями : вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других . Это звуки : [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ : определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам .

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка , его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых .

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Публикации по теме:

Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет Игры на развитие речи для детей 2-3 лет. Игра «Дерево». Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги. Описание: педагог.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет» Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Консультация для родителей на тему «Развитие речи у детей 3-4 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет» В нашем современном мире приоритет отдан гаджетам и компьютерным технологиям. Общение заменили на телефонные разговоры и социальные сети.

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 2–3 лет» Консультация для родителей: “Развитие речи у детей 2-3 лет” Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения .

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи детей основывается на овладении ими в процессе собственной речевой практики всеми сторонами языка и состоит из нескольких этапов, для каждого из которых характерны свои возрастные периоды.

У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия.

У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был… В этом возрасте ребенок уже способен раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также грамматическими закономерностями языка. Его речь становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания.

Как утверждает О.С.Ушакова, призносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности .

В возрасте 6-7 лет совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Дети этого возраста обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может помешать пониманию самим ребенком речи других.

Таким образом, от речевого развития ребенка зависит не только умственное развитие, но и психическое. Взрослым необходимо обращать внимание на развитие речи на каждом возрастном этапе, но в возрасте 6-7лет речь должна являться предметом особой заботы.

Нервно-психическое развитие детей в 6-7 лет уже настолько высоко, что позволяет малышу быть не только ребенком для своих родителей, но и их другом. В этом возрасте с дошколятами и младшими школьниками очень интересно общаться – они уже достаточно знают и умеют, бывают порой не по-детски рассудительны, строят достаточно сложные предложения. Как же развивать у ребенка 6-7 лет мышление, память и речь, чтобы с вашим малышом было интересно не только вам самим, но и другим людям?

Особенности нервно-психического развития ребенка 6-7 лет

Особенности психического развития детей 6-7 лет заключаются в том, что этот период является переходным в жизни ребенка. 6 лет - это старший дошкольный возраст, а 7 лет - уже младший школьный. Переход к очередному этапу развития сопровождается появлением новых психических качеств, освоением новых видов деятельности, которые очень разнообразны. Это и рисование, и лепка и танцы, и спортивные занятия. Каждый вид деятельности оказывает своей воздействие на нервно-психическое развитие ребенка 6-7 лет.

Родители должны методом проб выявить его склонности и развивать их. Но это не значит, что все другие виды деятельности не заслуживают внимания. Психическое развитие ребенка 6-7 лет должно быть гармоничным.

Накопленный к 6 годам жизненный опыт позволяет дошкольнику быть более самостоятельным. Он стал рассудительнее и относится ко всему по-взрослому. Не требует ежеминутного внимания, способен сопереживать и стремится искренне утешать. С ним стало легче общаться, поскольку ребенок обладает достаточным словарным запасом, умеет выразить свои чувства, мысли и желания и хорошо понимает то, что от него хотят. Для гармоничного психического развития детей 6-7 лет необходимо особое внимание уделять формированию речи, мышления и памяти малыша.

Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет

В ходе развитие речи у детей 6-7 лет нужно стараться делать ее более выразительной, расширять речевые возможности ребенка. Задача родителей - научить его пользоваться многообразием синонимов, правильно произносить слова и звуки, уметь передавать увиденное или услышанное логично и понятно. В достижении поставленной цели необходимо придерживаться некоторых правил.

Первое правило, очень важное при развитии связной речи детей 6-7 лет, – это следить за своей речью. Чем правильнее и разнообразнее она будет, тем лучше для ребенка, ведь он стремится подражать вам. Кроме того, он пассивно запоминает многие слова и понятия на подсознательном уровне.

Второе правило развития речи ребенка 6-7 лет – говорить с ребенком неторопливо, не используя слишком много новых и непонятных слов.

Третье правило - расширять активный словарный запас с помощью игр с применением слов. Предложите закончить предложение: «Мама на обед сварила…» Посоревнуйтесь, кто знает больше ласковых слов: «Ты мое солнышко! А ты моя рыбка!» Хорошее упражнение для развитие речи у детей 6-7 лет – поиграть в противоположности. Пусть ребенок подберет слова, противоположные по смыслу: «день-ночь», «добрый-злой» и т. д. Всем знакома игра: «Вы поедете на бал…», в которой нельзя говорить «да» и «нет», надевать черное и белое. Ребенку предлагаются условия, когда он должен найти способ дать положительный или отрицательный ответ с помощью других слов.

С ребенком нужно больше читать и заучивать небольшие стишки, разные потешки, дразнилки и скороговорки. Попробуйте разучить вместе скороговорку и посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее ее перескажет. Можно прочитать короткий рассказ и обсудить его: кто из героев глупый, кто умный, кто злодей, а кто молодец. Если ребенку не хватает слов, подсказывайте немного. Очень интересно самим придумывать сказки. Попробуйте переложить старую сказку на новый лад. Конечно, ребенку будет сложно. Помогите ему, задавая наводящие вопросы:

  • Где это происходило?
  • Почему герой так поступил?
  • Как ты думаешь, это хороший поступок?
  • Кто тебе нравится в этой сказке?
  • Если бы герой пошел другой дорогой, что могло бы произойти?

Общаясь с ребенком, учитывайте особенности развития речи детей 6-7 лет – пусть на помощь придут воображение и фантазия. Помечтайте вместе: «Если бы мы могли летать! Если бы у меня была волшебная палочка!» А можно поиграть в театр. Пусть ребенок вообразит себя, например, белочкой. Задавайте ему разные вопросы. Он должен и показать, и рассказать, используя разные интонации (белочка грустит, радуется, устала, прячется). Недостаток знаний вы должны восполнить сами. В игровой форме можно расширить и речевые возможности ребенка, и его кругозор. Очень занимательно придумать и разыграть сказку наоборот. Например, про злую Красную Шапочку и доброго Серого Волка. Можно придумать новое окончание к известной сказке: Колобка не съела лиса, а мышка не разбила яичко.

Побуждайте ребенка к творчеству, давая ему неожиданные задания. Например, Золушка потеряла не туфельку, а брошь, как же принц смог ее найти? Игры со сказками могут быть многообразны и бесконечно интересны.

В развитии речи у детей 6-7 лет немаловажно научить ребенка пересказывать кратко, образно. Для этого можно сочинять короткие истории о самых обычных вещах, таких, как старый ботинок, забытая игрушка, солнечный зайчик, чашка с блюдцем. Все это удобно делать во время прогулки, или после чаепития, или убирая игрушки.

Придумывайте вместе небылицы и перепутаницы. Чем сложнее задания, тем интереснее будет результат.

Помните, что выполняя упражнения для развития речи у детей 6-7 лет, вы стимулируете развитие у ребенка мышления и воображения.

Как развивать мышление у ребенка 6-7 лет

Мышление – сложный процесс, направленный на решение какой-либо увлекательный для ребенка задачи. Чем интереснее задание, тем дольше и продуктивнее ребенок будет заниматься. В процессе того как развить мышление у ребенка 6-7 лет, немаловажно все время усложнять условия задачи, чтобы ему не стало скучно. Однообразие и простота - враг мыслительного процесса. Ведь преодоление трудностей, решение сложного вопроса повышают самооценку ребенка, он растет в собственных глазах.

Стремитесь, чтобы ребенок искал в простых предметах то, что скрыто от глаз. Если вы спросите «Что это?», то получите простой ответ. Но это уровень раннего возраста. Для развития мышления ребенка 6-7 лет вопросы должны быть развернутыми: «Для чего нужен этот предмет? На что он похож? Где его можно встретить?» Чтобы на них ответить, ребенок должен произвести анализ, сопоставить свои знания и опыт, включить воображение, т. е. произвести сложную умственную работу.

Учитывая особенности психического развития ребенка 6-7 лет, не забывайте, что успешность мыслительного процесса напрямую зависит и от кругозора малыша, и от степени развития речи, и от его памяти.

Как развить память у ребенка 6-7 лет

От рождения все дети обладают различными способностями к запоминанию. Но развить память можно у любого ребенка. Это поможет ему в будущем тратить минимум времени на усвоение школьной программы.

Развитие памяти у ребенка 6-7 лет происходит очень активно. Поэтому очень важно не упустить это время. Родители должны позаботиться не только о том, чтобы ребенок запомнил ту или иную информацию, но и умел пользоваться этими знаниями. А самое главное - необходимо постоянно закреплять полученные умения и навыки.

Память бывает зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная (на ощупь). В этом возрасте преобладает зрительная память. Необходимо развить у ребенка и все остальные виды памяти. Как развивать у ребенка 6-7 лет тактильную память? Её можно тренировать с помощью следующей игры. В коробку положите предметы, разные по форме и из разного материала: карандаш, яблоко, клубок ниток, чайную ложку, кубик, спичечный коробок и т. д. Пусть ребенок на ощупь угадает, что именно лежит в коробке. Другая игра для развития памяти у ребенка 6-7 лет связана с воображением. Малыш должен сказать, каковы на ощупь радость, облако, неприятность. Чтобы помочь ему подобрать подходящие сравнения, необходимо составить список приятных и неприятных ощущений. Например, наждачная бумага, грубая ткань, кактус, холодный металл - это неприятные на ощупь материалы. Проговорите ощущения ребенка при прикосновении к ним. Вата, шелковая ткань, кусочек поролона, мех вызывают приятные ощущения, а значит, могут ассоциироваться с положительными эмоциями.
Трогайте предметы с закрытыми глазами и говорите, на что это похоже по ощущениям.

Обонятельная память очень яркая. Не секрет, что мы часто запоминаем события именно в связи с определенными запахами. Многие взрослые скажут, что для них Новый год ассоциируется с елкой и мандаринами. Мы помним человека по запаху его любимых духов или туалетной воды. Как развивать память у ребенка 6-7 лет с помощью простых игр? Предложите ребенку с закрытыми глазами нюхать разложенные на блюде фрукты, не трогая их при этом руками. Он должен назвать, что именно лежит перед ним. Конечно, предварительно вам следует познакомить его с разными фруктами, назвать их и дать понюхать. Можно фрукты заменить духами. Ребенок должен угадать, где чьи духи. Это, помимо обонятельной памяти, развивает также и наблюдательность.

Зрительная память является доминирующей, поэтому и нуждается в усиленной тренировке. Нарисуйте изломанную линию, например по клеточкам - 2 вверх, 3 в сторону, 3 вниз и т. д. Ребенок смотрит на нее в течение 1 минуты, затем пытается воспроизвести. Для развития памяти детей 6-7 лет используйте картинки, где есть небольшие отличия, предложив ребенку найти эти отличия. Со временем можно перейти на окружающую обстановку. Ребенок осматривает комнату, а затем с закрытыми глазами отвечает, где что лежит или стоит. Потом измените что-нибудь в обстановке и пусть он определит, что именно изменилось. Если ребенок уже умеет считать, можно разложить на столе различные предметы и попросить назвать, сколько и какие предметы он видит.

Неотделима от зрительной памяти слуховая. Этот вид памяти тренируется заучиванием стихов, которые вы читаете ребенку. Стихи должны быть интересные, простые, забавные. Учите ребенка пересказывать рассказы и сказки. Лучше всего это делать в лицах. Можно использовать при этом игрушки, тогда у вас получится настольный кукольный театр. Для психического развитие ребенка 6-7 лет нет необходимости сидеть и специально заниматься. Все это легко делать в повседневной жизни, на прогулке. Например, увидев на ком-либо белую шапочку, спросите, у кого ребенок видел подобную. Наблюдая за облаками, хорошо играть в игру «На что это похоже?». Вы готовите обед или ужин, предложите ребенку угадать по запаху, какое именно блюдо.

Используйте любые возможности легко и ненавязчиво развить память ребенка. Ведь память - это основная составляющая учебы в школе. Но не стоит излишне перегружать ребенка, иначе он попросту перестанет воспринимать информацию.

Развивающие игры и упражнения для детей 6-7 лет

Далее вы узнаете о лучших развивающих играх и упражнениях для детей 6-7 лет, которые помогут развить память и мышление ребенка.

Полезна игра с палочками или спичками. Например, предложите перенести поочередно из кучки (20 штук) на край стола все спички и палочки и сложить их ровными рядами. Можно усложнять задание - спичку брать только двумя пальцами, сначала большим и указательным, потом большим и средним и т. д. Потом предложите построить разные фигуры (квадрат, треугольник, домик и т. д.), используя опять же разные пальцы.

Усложните эту развивающую игру для детей 6-7 лет, завязав ребенку глаза. Также устройте соревнование, кто быстрее оденет куклу одной рукой. Или сначала сомнет лист бумаги, а потом расправит - опять же с помощью одной руки.

Есть еще одна веселая игра - «Крупные виражи». Нарисуйте две волнистые линии параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Предложите ребенку проехать по этой дорожке, не выезжая за пределы и не останавливаясь. В качестве автомобиля используйте карандаш. Постепенно сужайте дорожку и делайте ее более извилистой.

Существуют специальные дошкольные прописи. Они также направлены на развитие руки. В основном прописи содержат точечные контуры линий, цифр, фигур, которые ребенок должен обводить. Дошкольные прописи призваны лишь подготовить руку, чтобы она обрела твердость и уверенность. Если ребенку по какой-либо причине не нравятся прописи (иногда бывает и так), не заставляйте его, иначе вы рискуете попросту отбить желание учиться.

В 6-7 лет дети обычно уже умеют считать, но просто перечислять цифры недостаточно. Научите ребенка пользоваться ими в жизни. Сделайте математику веселой и занимательной. Попробуйте прочитать и разучить стишки о цифрах, как образно они звучат.

Помимо счета, осваивайте с ребенком понятия о различных геометрических фигурах. Выполняя такое развивающее упражнение с детьми 6-7 лет, сначала покажите ребенку треугольник, круг, квадрат, а потом поищите вместе эти фигуры вокруг. Например, круг - это солнце, тарелка, колесо машины, а треугольник - крыша домика, кусочек пирога и т. д. Когда геометрические фигуры будут разучены, усложните задачу. Нарисуйте квадрат, а внутри множество разных фигур и попросите ребенка найти эти фигуры и сосчитать.

Немаловажно развивать глазомер. Для этого можно выполнять следующее развивающее упражнение для детей 6-7 лет: попробуйте измерить разные предметы с помощью карандаша или спичечного коробка либо размеры комнаты в шагах. А потом сравните предметы, что больше, что меньше, и на сколько. Сравните на глаз, какая стопка открыток толще, а потом пересчитайте количество, чтобы проверить. Математика замечательно развивает мышление: логику, смекалку, формирует интеллектуальную активность.

И все-таки в этом возрасте главной в деятельности ребенка остается игра. С помощью развивающих игр дети 6-7 лет познают мир и тонкости человеческих взаимоотношений. Он переносит в нее то, что видит в повседневной жизни. В игре дети учатся контролировать свои эмоции и сотрудничать друг с другом. Если ребенок хочет быть всегда только героем, то другие дети перестанут с ним играть, и он вынужден будет принять правило, что каждый по очереди играет второстепенную роль. Так постигается истина, что с желаниями других следует считаться, иначе окажешься вне коллектива, вне игры. В 6-7 лет для развития мышления ребенка наибольшей популярностью пользуются ролевые игры.

По сравнению с 4-5 годами, сюжеты игр более разнообразные, с множество деталей, обязательными атрибутами (белый халат, шприц у доктора, оружие у полицейского, весы, гирьки, деньги у продавца и т. д.). Появляется понятие «понарошку». Это позволяет расширить границы игры и возможности играющих. Можно понарошку перелететь в безопасное место, понарошку исчезнуть, чтобы не поймали, а потом неожиданно появиться. Игра еще хороша тем, что в ней ребенок может, приняв определенную роль, быть лучше, сильнее, поскольку этого требуют правила игры. Все играющие строго следят, чтобы правила соблюдались. Для развития мышления детей 6-7 лет очень важно, чтобы в игре был партнер. В большинстве случаев он хотел бы, чтобы это был сверстник или кто-то близкий по возрасту. Ребенок в среде своих сверстников самоутверждается, учится взаимодействовать, каждый играющий привносит в игру что-то свое, обогащая ее и делая более интересной. Играя с взрослым, ребенок всегда чувствует себя подчиненным, а ему хочется быть в разных ролях. Поэтому старайтесь, чтобы у него были партнеры для игр. Помимо ролевых, должны быть игры развивающие и спортивные.

Развивающие игры готовят ребенка к школе, формируют усидчивость, спортивные способствуют нормальному росту и развитию, укреплению здоровья, выработке таких качеств, как целеустремленность, воля и твердость характера.

Статья прочитана 5 088 раз(a).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи ребенка 6-7 лет

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений.
Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.