Диагностика речи

1. Методика «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

Существительные

Прилагательные в обычной форме

Местоимения

Предлоги

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7баллов – средний

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

2. Методика «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных

с различными группами.

0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Определение понятий»

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

связывать, щипать, колючий.

Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни

одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед".

Как бы ты объяснил это?».

Ребенку предлагается 1 набор слов.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

4. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов.

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,

связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда - «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с первого раза, т. е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда « велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед ", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов

Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до

40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов,

то он получает 6-7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.

Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

0-3 балла - низкий.

7.5. Методика «Определение активного словарного запаса»

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Таблица . Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

Существительные

Причастия

Деепричастия

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Предлоги

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Исследование ригидности речи

Цель исследования : определить степень ригидности речи. Материал и оборудование: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.

Инструкция испытуемому : "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке". Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз "и" также является словом, и все его повторения считаются.

Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента "КР".

Анализ результатов

Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.

№п/п сотни слов в сочинении

Степень ригидности

лабильность

количество повторов

Первая сотня

10 и больше

Вторая сотня

12 и больше

Третья сотня

14 и больше

В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь.хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.

7. Исследование темпа устной речевой деятельности

Цель исследования : определить темп устной речи по тесту для чтения.

Оборудование : тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.

Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом .

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носонромор воров иушчцфх 000756 котонрортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = мама = ма! мама = папа каша + ша = ка

Инструкция испытуемому : "По моему сигналу "Начали!" как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!"

Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.

Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.

Время чтения

Темп чтения

Примечание

40 с и меньше

За допущенные при чтении

ошибки ранг темпа чтения

уменьшается путем снижения

на одну строку вниз

от 41 до 45 с

от 46 до 55 с

от 56 до 60 с

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.

Развитие речи детей дошкольного возраста — процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется наравне с развитием других умений. Активное развитие речи происходит в возрасте 1-3 лет, поэтому крайне важно уделить особое внимание формированию общения именно в этом возрасте.

Если речь ребенка раннего возраста связана главным образом с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник начинает понимать и сам ведет разговоры о вещах более отдаленных, которые он может лишь вообразить, мысленно себе представить. При правильном построении работы над формированием общения связная речь дошкольников в возрасте 3-7 лет намного лучше, чем у некоторых их старших товарищей. Малыши могут похвастаться довольно обширным словарным запасом, умением активно и грамотно им пользоваться. Развитие речи у дошкольников включает в себя умение владеть речью как средством общения с окружающим миром, понимание речи взрослых, умение пользоваться ею во время совместной деятельности, формирование собственной речи, изучение родного языка. Чем раньше будет начато развитие связной речи у дошкольников, тем свободней ребенок будет чувствовать себя в дальнейшем общении и понимании происходящего вокруг.

Речевые этапы

Развитие речи дошкольников можно разделить на 2 этапа:

  1. Возраст 1-3 года. Период активного знакомства и освоения окружающего пространства. Характеризуется основной мотивацией к общению, увеличением словарного запаса. Слова между собой грамматически не связаны, нет четкого применения множественных чисел и предлогов.
  2. Возраст 3-7 лет. Речь грамматически связная за счет собственного восприятия произношения фраз и предложений. Увеличение словарного запаса до 5 тысяч слов, применение множественных чисел. Появление дефектов произношения шипящих, свистящих звуков и букв.

Проблемы и диагностика

Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения. Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам. Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста имеет большое значение. Сюсюканье и изменение слов могут в дальнейшем негативно повлиять на речевое развитие детей дошкольного возраста. Наряду с новыми словами ребенок должен также овладеть и их значениями. Важно тщательно истолковывать значение нового слова, т. к. порой, не имея конкретного представления о значении того или иного слова, в разговоре ребенок не может четко выразить свою мысль. Произносимые не по возрасту сложные речевые конструкции или односложное общение могут также привести к отрицательному результату. В процесс формирования развития речи дошкольников можно и нужно включать игры, например, с названием предметов или составлением предложений по определенным сюжетам, ведь всем известно, что для детей игра — один из самых простых и действенных методов восприятия и изучения окружающего мира. Применение разного вида игр будет способствовать наилучшему результату — дидактических или творческих.

Нельзя не принять во внимание влияние сверстников на развитие речи у старших дошкольников. Огородить ребенка от произносимых слов на улице, в детском саду или любом другом месте просто невозможно. Но в этом можно найти положительный момент — это является поводом и возможностью для объяснения недопустимости произношения определенных фраз и выражений и отсутствия их в словарном запасе культурного человека.

На правильное и грамотное развитие связной речи может также повлиять и психологический фактор. Между речью и психологическим состоянием малыша стоит довольно тонкая грань. Начиная с 3 лет бурно развивается воображение и логика, и родители обеспокоены чрезмерным проявлением фантазии, начиная обвинять ребенка во лжи или большом проявлении эмоций. Делать подобное совершенно не нужно, т. к. это может привести к замкнутости, и ребенок совсем перестанет разговаривать. В данном случае лучше всего будет не ограждать малыша от фантазии, а направить ее в нужное русло.

Помощь логопеда

Нередко развитие речи детей дошкольного возраста требует вмешательства специалистов. Ожидание момента, когда малыш сам начнет разговаривать, может привести к ухудшению состояния. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш начинает говорить довольно поздно или его словарный запас крайне невелик. Переживать по этому поводу не стоит, ведь это не является нарушением, и методы коррекции имеют очень щадящее воздействие. И такие детские состояния вполне удачно поддаются корректировке, принося малышам огромное удовольствие от полученного результата.

В данном случае крайне важно взаимодействие специалиста с родителями, возможно даже составление особой индивидуальной программы, по которой малыш будет заниматься не только в логопедических и психологических группах, но и дома. При правильно выбранной тактике и совместной тщательной работе к окончанию корректирующего курса ребенок будет обладать необходимым словарным запасом, основами звуковой культуры речи и правильным построением предложений, что положительно повлияет на дальнейшее обучение.

Существующие методики

Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи у дошкольников. У каждого комплекса упражнений определенная направленность и специфика, исходя из этого, пренебрегать тем или иным комплексом не советуется.

Для проведения анализа словарного запаса и правильности построения определенных фраз можно использовать упражнения, такие как:

  • перечисление слов, начинающихся на определенную букву;
  • составление фраз с включением слов и словосочетаний на выбранную тематику;
  • решение загадок на угадывание предмета по имеющемуся описанию.

При исследовании звуковой стороны речи предлагается разобрать слова по слогам, буквам и звукам. Для отработки дикции используются стишки-потешки, несложные скороговорки, фразы, содержащие определенные звуки. Данная методика развития речи детей дошкольного возраста позволяет уделить внимание использованию интонации, правильному голосовому звучанию, спокойному изъяснению.

Упражнения на развитие грамматической составляющей направлены на правильное построение предложений:

  • образование существительных во множественном числе и разных падежах;
  • согласование существительных с прилагательными;
  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с применением приставок.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста состоит из упражнений на составление рассказа по готовым картинкам. Предлагается несколько картинок на определенную тему, которые ребенок должен составить в правильной последовательности и самостоятельно сочинить по ним рассказ. Рассказ может быть не только повествовательного характера, а, например, с описанием конкретного предмета или животного.

Монолог

Развитие монологической речи — это правильное построение речи одного человека перед определенной аудиторией. Обучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

  1. Составление рассказа исходя из определенного события или произошедшего факта. Рассказ может быть в объяснительной форме или сравнительной.
  2. Подробное описание предмета.
  3. Пересказ услышанного литературного произведения.
  4. Повествование о себе или своей семье, любимом занятии.

Диалог

Диалогическая речь — это разговор между двумя и более собеседниками, в процессе которого одни слушают, другие повествуют. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста может включать в себя:

  • беседы на конкретные темы;
  • коллективное обсуждение события, с выражением мнения и сложившегося впечатления;
  • создание ситуаций, требующих максимального речевого изъяснения;
  • ролевые игры;
  • совместную деятельность, требующую максимального изъяснения.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста активно развивается в быту, так как основное общение между людьми складывается из диалога. Ввиду этого стоит максимально обращать внимание на правильное построение и ведение диалога с малышами в период активного развития.

Параллельно со всеми вышеперечисленными методиками будет развиваться логическое мышление ребенка, фантазия, представление об окружающем мире.

Заключение

Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания. Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.

    Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

    Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

    Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

    логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

    грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

    точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

    богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень . Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень . Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень . Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень . Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ . Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ . Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ . Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

Литература

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

2. Диагностика старших дошкольников

2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

6. Психопросвещение о нарушении развития речи

7. Психопрофилактика нарушений развития речи

8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценка проводимого занятия для гр.3).

Согласно годовому плану педагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемые результаты в данном дошкольном учреждении.

Основные направления в деятельности:

1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.

Планируемые результаты:

1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.

2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.

Дата Содержание работы
21.09 Ознакомление с дошкольным учреждением
22.09 Знакомство с психологом, воспитателями
23.09- 25.09 Ознакомление с документацией психолога, знакомство с группами дошкольников, составление и согласование плана работы на период прохождения практики
28.09 Работа психолога с детьми. Первичная диагностика вновь поступающих детей.
29.09 Проведение первичной диагностики в группе № 4. Участие в консультации педагогов на тему «Как помочь ребенку в период адаптации?»
30.09 Диагностика интеллектуального развития группы «Фантазёры». Выявление детской одаренности. Проведение методики диагностики развития речи в гр.№ 3
1.10 Коррекционно-развивающее занятие с детьми гр. 4 по развитию когнитивной сферы. Участие в родительском собрании. Выступление психолога на тему: «Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников» Диагностика родителей. Анкета «Какой я родитель?»
2.10 Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в социально-психологической помощи. Оформление консультативно – психологической агитации в групповом родительском уголке на тему «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»
5.10 Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 3 Участие в консультации педагогов на тему «Особенности психологической безопасности личности ребенка» (группа раннего возраста № 2)
6.10 Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 4. Проведение школы педагога «Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников»
7.10 Диагностика уровня психического развития детей гр. № 2 Оформление информационной странички «Психолог советует»
8.10 Проведение игры- занятия для развития общения(гр.№3). Психодиагностика. Изучение творческого потенциала педагогов(методика Е.Торранса для взрослых)
9.10 Проведение психогимнастики для детей, имеющих трудности в поведении. Проведение методики изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
12.10 Проведение сказкотерапии для детей, имеющих проблемы в личностном развитии
13.10 Психопрофилактическое мероприятие для психологического сопровождения процесса адаптации детей гр.№ 2.
14.10 Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска среди сверстников(проведение социометрии). Индивидуальное развивающее занятие с ребенком 4 лет с низким уровнем развития
15.10 Коррекционно-развивающее занятие с гр. № 3 по подготовке к обучению в школе
16.10 Психологический тренинг для психопрофилактики негативных личностных отклонений и школьной дезадаптации гр. № 4

2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

Задание Б. (Окончание слов).

Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Задание В. (Образование предложений с данными словами).

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....

Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Результаты методики диагностики развития речи

В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.

Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо .

Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

Подготовка исследования

Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

2. Если зимой будет сильный мороз, то…

3. Если взлететь высоко как птица, то…

4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

5. Если наступит день рождения, то…

6. Девочка стояла около окна, хотя…

7. Если снег растает, то…

8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

9. Если пойдет сильный дождь, то..

10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

Проведение исследования.

Проводятся 3 серии эксперимента.

Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

2013

Содержание:

Пояснительная записка

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

Морфология:

Словообразование:

Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

5)Приложение.

Пояснительная записка.

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

Развитие фонематического слуха и звукового анализа;

Развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

Формирование грамматического строя речи;

Осознание речевой деятельности.

Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях (изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

Организация обследования:

Отбор слов для проверки (словари-минимумы);

Обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

Материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

Должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

Речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

Диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

1) Изучение словарного запаса.

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты:

Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест- словарь (для детей 5 лет).

Инструкция:

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Результаты:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Классификация понятий».

Цель: выявить уровень обобщения.

Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

Инструкция:

Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

Результаты:

В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов.

Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

Методика № 4 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 5 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

2) Изучение лексико- грамматического строя речи.

Морфология.

Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

Цель: проверить умение употреблять в речи несклоняемые существительные.

Оборудование: словесный и наглядный материал (альбом О. И. Соловьевой).

Инструкция:

А) Дети должны рассмотреть картинки в альбоме и ответить на вопросы полным предложением:

Сколько пальто висит в шкафу?

Какого цвета пальто висят в шкафу?

На чем играет мальчик?

Б) Дети должны закончить предложение:

Оля учится играть на … (пианино);

Утром мы пьем чай или … (кофе);

Мне мама налила целую чашку … (кофе или какао).

Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:

Как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).

Мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?

Как сказать про Колю? (Коля хочет петь).

Оля, ты хочешь петь? (хочу).

Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).

Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

Цель: проверить употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: словесный материал, игрушки, картинки, реальные предметы.

Инструкция:

А) Игра «Чего не стало?»: сапог, туфель, сандалей, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров; медведей, волков, лисиц.

Б) Для освоение слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение «Закончи предложение»:

Мама печет оладьи, так мне захотелось … (оладий);

На день рождение купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор … (тортов).

Словообразование.

Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

Цель: проверить языковое чутье, восприятие и понимание словообразовательных форм.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается ответить на вопросы:

Как ты объяснишь, кто такой учитель, строитель, мойщик?

Человек может работать велосипедистом, читателем?

Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

Методика № 2 «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Цель: проверить умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение (можно так сказать? как сказать правильно?).

Масло лежит в «масленице» (масленке).

Соль насыпана в «сольницу» (солонку).

Бабушка положила вкусное варенье в «вареницу» (вазочку для варенья).

На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки» (поросята и котята).

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.

Оборудование: наглядный материал.

Инструкция:

Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы- лисята, у лисы много лисят).

Методика № 4 «Проверка употребления сравнительной степени прилагательного».

Цель: проверить употребление сравнительной степени прилагательного.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается закончить предложения:

Этот дом высокий, а этот еще … (выше).

Наша река глубокая, а пруд еще … (глубже).

Этот цветок красивый, а тот еще … (красивее).

Трава зеленая, а после дождя еще … (зеленее).

Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее).

Синтаксис.

Методика: «Проверка умения конструировать предложения».

Цель: проверить умение конструировать предложения.

Оборудование: словесный материал:

Инструкция:

Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

Дети, гулять, парк;

Рыбка, аквариум, плавать.

Методика № 1 «Обследование звукопроизношения».

Цель: проверить звукопроизношение.

Оборудование: наглядный и словесный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предъявляются картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова. Для старших дошкольников это свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Принцип подбора картинок:

Возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

Доступность по содержанию;

Реалистичность изображения.

Ребенку предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, кА тот произнесет звук, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

2) Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие- шипящие, звонкие- глухие.

3) Проверяется нарушение слоговой структуры слов и слов со стечением согласных в виде сокращения слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, пакетик, аквариум, телевизор, мотоциклист и др.

5) Изучение связной речи.

Цель: обследовать связную речь.

Оборудование: словесный и наглядный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предлагается прослушать незнакомую сказку или рассказ небольшого объема. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям (результаты, оценка):

Понимание текста: правильное формулирование основной мысли;

Структурирование текста: умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

Лексика: полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

Грамматика: правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения;

Плавность речи: наличие или отсутствие длительных пауз;

Самостоятельность: наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

2) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно- логического содержания и языкового оформления.

Критерии:

Целостность: единство темы;

Последовательность и структурное оформление;

Связность: оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

Развернутость рассказа, его объем: измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

Самостоятельность: оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

Плавность: оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Результаты:

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведенного текста 12 баллов. 2 балла- правильно воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений. Отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл- незначительное отклонение от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов- неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Оценка: высокий уровень воспроизведения текста- 12 баллов, средний- свыше 6 баллов, низкий- меньше 6 баллов.

Приложение:

1) Словарный запас:

Методика № 1 (Ю. С. Ляховская, Ч. Осгуд).

Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

Езда

Врач

Змея

Фрукты

Девочка

Язык

Стул

Ухо

Зуб

Товарищ

Смерть

Деньги

Удовлетворение

Суп

Любовь

Мир

Смех

Боль

Жара

Голод

Методика № 3 «Классификация понятий».

Береза

Девочка

Яблоко

Лиса

Методика № 4 «Подбор синонимов»

Методика № 5 «Подбор определений» (см. Методику № 3).

2) Протокол № 1. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Морфология».

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

1. Девочка «рисовает» красками.

2. А мальчик лепит из глины «матрёшков».

3. Я ем «красный спелый яблок».

4. Я построю много домов «из песков».

2) Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные. Закончи предложение:

1. Оля учится играть на … (пианино)

2. Утром мы пьем чай или … (кофе)

3. Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао)

3) Проверка употребления разноспрягаемого глагола «хотеть». Продолжи предложение.

1. Девочка хочет гулять. Как можно сказать про многих девочек?

Девочки … (хотят гулять)

3. Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

Мальчики … (хотят петь)

5. А как сказать про Колю? Коля … (хочет петь)

4) Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа. Игра «Чего не стало».

Сапоги

Туфли

Сандалии

Тапочки

Апельсины

Яблоки

Груши

Помидоры

Протокол № 2. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Словообразование».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

1. Как ты объяснишь, кто такой строитель?

2. Как ты объяснишь, кто такой врач?

3. Человек может работать велосипедистом? Читателем?

2) Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

1. Масло лежит в «масленице»? (масленке)

2. Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

4. На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки». (поросята и котята).

3) Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей.

1. Собака

2. Кошка

3. Корова

4. Белка

5. Коза

6. Утка

7. Курица

4) Проверка умения образовывать слова:

А) С помощью слияния двух основ (морфолого- синтаксический способ).

1. У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

2. У бабочки пестрые крылья. Какая бабочка? (пестрокрылая)

3. У жука длинные усы. Какой жук? (длинноусый)

Б) Путем перехода из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико- морфологический способ).

1. Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

2. Если горшочек из глины, он глиняный.

3. Если нож из стали, он стальной.

4. Если тарелка из бумаги, она бумажная.

5. Если чайник из фарфора, он фарфоровый.

5) Проверка умения подбирать однокоренные слова.

1. Снег

2. Зима

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № 3. Методика «Формирование грамматического

строя речи. Синтаксис».

Цель:______________________________________________________________

Дата:______________________________________________________________

Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

1) Проверка умения конструировать предложения:

1. Дети, гулять, парк

2. Рыбка, аквариум, плавать

2) Самостоятельное составление предложения по предложенной картинке:

1. Картинка № 1

2. Картинка № 2

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Изучение звуковой стороны речи.

Методика: «Обследование звукопроизношения».

4) Изучение связной речи.

Методика: «Обследование связной речи».

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

Самостоятельность

Заключение и рекомендации педагога по изучению развития связной речи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________