Введение

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слы­шание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной язы­ка имеет фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звуча­нию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенно­го развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обла­дающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одно­временно происходит интенсивное овладение активным сло­варем и правильным произношением слов.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у де­тей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окру­жающих и при собственном проговаривании слов в соответ­ствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальней­шего развития фонематического восприятия важно сознатель­ное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Ме­ханизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложе­ния слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия зву­ков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, содействует усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетли­вые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка - камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу - определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР - пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон - н-о-с.

Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на наруше­ние не только фонематического восприятия, но и на простран­ственные нарушения, влияющие на правильность выполне­ния заданий.

Значимость исследования фонематического восприятия свя­зана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Диагностика фонематических процессов

Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фоне­матического недоразвития.

В ее задачи входят:

− определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;

− выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

− оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок зву­ков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

Дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па - ба; са - за; то - до;

Дифференциация изолированных пар согласных п - б; ж - ш; с -з; к - г;

Дифференциация слов - квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка - почка; коза - коса; крыша - крыса;

Деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых этало­нов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциа­ция одной или нескольких групп фонем при сохранной спо­собности к различию остальных (даже более сложных) зву­ков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

Исследование фонематических (фонетических)

Представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 - б лет):

са - ша;

ша - са;

са - за;

за - са;

за - жа;

жа - за;

ша - жа;

са - са - ша;

са - ша - са;

ша - ша - жа;

Жа - ша - жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

Состояние кратковременной слуховой памяти;

Дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонемати­ческая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответству­ющие определенным парам согласных, нечетко дифференци­рованы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] - [б]; [ш] - [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить со­стояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4. Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем пре­дыдущее, так как оно требует большей степени произвольно­сти и зависит от объема активного словаря ребенка.

Лук - люк.

Мак - мука - комок.

4. Определение количества звуков в словах, которые ребе­нок произносит неправильно (дефектно).

Фонематический синтез

1. Составление слова из звуков, данных в правильной по­следовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной по­следовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

Полполдника проболтали.

Оцениваются:

Особенности нарушений слоговой структуры слов;

Элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

Парафазии (перестановки при сохранении слова);

Итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и на­править усилия логопеда на их разрешение. Они - часть проектирования, контроля и регулирования процесса форми­рования фонематического восприятия у детей старшего до­школьного возраста с ОНР.

Диагностические задания

Просодическая сторона речи

Проводится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа.

При оценке учитываются данные, полученные в ходе об­следования воспроизведения громкости, высоты, интонаци­онной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, нали­чие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, дли­на речевого выдоха.

  • сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
  • высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормаль­ный; тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие но­сового оттенка.

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Земляника Зою с Зиной

Заманила в сад с корзиной:

Заработали два рта,

А корзина-то пуста.

4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоя­тельно;

3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь ло­гопеда;

1 балл - задание не выполняется.

Звуковой анализ слов

1) выделить первый и последний звуки в словах:

аист - ослик - угол;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

рыба - мухи - котик - жабы;

3) определить количество слогов в слове:

дом - рука - метро - кенгуру;

4) определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук - врач, 3-й - мышка, 4-й - крот, лодка;

5) добавить звук в словах:

вор - двор; вол - волк; елка - телка;

6) заменить звук в словах:

сок - сук - лук; лиса - липа - лупа.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в ос­тальных допускаются ошибки;

2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпол­няется;

Звуковой синтез

Слова для обследования должны быть малоупотребляемы­ми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:

р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;

2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:

к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или сло­гами, воспроизвести его правильно:

н, с, ы - сын; р, г, у, к - круг;

шад, ло, ка - лошадка.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоя­тельно;

3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при вы­полнении задания 3 требуется повторение слов (помощь ло­гопеда - название звука или слога);

2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполне­нии задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не вы­полняется;

1 балл - задания не выполняются.

Слоговая структура слова

Материалом исследования служат предметные картинки.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назо­ви кто или что это?

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;

2) трех-четырехсложные слова из открытых слогов: пана­ма, пионы, пуговица;

3) односложные слова: мак, лес, дом;

4) двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;

5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тык­ва, утка, мышка;

6) двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;

7) трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым сло­гом: котенок, самолет, колобок, милиционер;

8) трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;

9) трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;

10) трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями со­гласных: винтовка, морковка, сковородка;

11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;

12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кноп­ка, клетка;

13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: пау­тина, батарея, мороженое.

Оцениваются:

Особенности нарушений слогов структуры слов;

Элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

Парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

Итерации, персеверации (добавление звуков, слога);

Контаминации (часть одного слова соединяется с час­тью другого).

5 баллов – без ошибок;

4 балла – одна-две ошибки;

3 балла – три-четыре ошибки;

2 балла – пять-шесть ошибок;

1 балл - ошибки почти во всех сериях.


Пути коррекции недостатков

Фонематического восприятия

При обучении 5-6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразви­тие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой струк­туры слова, умения слышать и различать звуки речи (фоне­мы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дис­лексии у школьников.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошиб­кой сказать, что современные дети много знают, а восприя­тие, воображение их менее продуктивны.

По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто от­носятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обуче­ние необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприя­тия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них дея­тельности - игры, взрослым нужно отнестись к игровому обу­чению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушения­ми речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуко­вым, смысловым и грамматическим содержанием слова, на­учить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структу­ра слова» для подготовки детей к новой языковой ориента­ции на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладе­вают первичными навыками моделирования. Чтобы заня­тия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

Один из центральных принципов методики - достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему - начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение за­крытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-про­тяжным чтением звуковой схемы.

В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Этот метод имеет два преимущества:

  • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  • моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период (период пропедевтики чтения) уместен при­ем: буква отдает команду:

а, о, у, ы, э - читаются твердо;

я, ё, ю, е, и - читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мыш­ления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны зада­ния-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

Игры, которые используются на занятиях по обучению гра­моте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, пе­рестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуко­вая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персо­нифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических по­нятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ - охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ - заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

В качестве поощрения используются медали - знаток слогов;

Знаток слов;

Знаток гласных... и т.д.;

Знаток согласных.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприя­тие, образная память, наглядно-образное мышление, вообра­жение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система - речь. Логопеду очень важно добиться взаимодей­ствия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а об­раз, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамо­те играм необходим наглядный и словесный материал (за­гадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают иг­ровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

Хвостоглав;

Слоги рассыпались;

Шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

Пословицы в стиле «ребус»;

Сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

Собери паз л, прочти слово;

Где слог? кому слово?;

Отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

Найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

Изографы;

Деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

На заданные звук и букву;

Кроссворды-« загадки »;

- «времена года»;

Кроссворды-« шутки ».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии

Найди слева такие же:

Сочетание букв;

Геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять граммати­ческое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наибо­лее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

Поговорим на языках (вороньем, гусином);

Загадочный круг;

Для кого этот звуковой домик?;

Волшебный круг;

Веселый поезд;

Звуковой тир;

Звуковая стройка.

Конспекты занятий

Дифференциация звуков [с] - [з], [с"] - [з ’ ]

* Развивать фонематический слух.

* Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.

* Закреплять навык послогового чтения.

* Активизировать словарь по теме «Зима».

* Обучать словообразованию.

* Развивать память, внимание, абстрактное мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из дале­кой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.

Выставляется картинка мальчика и девочки.

Звуковая разминка

Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК - ЛЕС - СЫР - НОС - ЗОНТ - ЛОСЬ - ЗВУК - СТОЛ - ЗАЛ.

Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:

Согласный, звонкий, твердый?

Согласный, глухой, мягкий?

Согласный, звонкий, мягкий?

Согласный, глухой, твердый?

Игра «Звуковой тир»

4 стрелы: кра[с]ная, [с"]иняя, [з"]еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, кор­зина, синица, капуста, кукуруза.

Игра «Буквы заблудились»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Лишь вошла туда буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться...

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Забодал меня котел, на него я очень зол.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом.

На виду у детворы крысу красят маляры.

А. Шибаев

Читаем буквы С и 3

Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)

Шифровка

Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?

1. Зима - коса - коза - маска.

2. Чем отличаются слова: коСа - коЗа?

Динамическая пауза

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по-порядку:

Весело шагать: раз-два-раз-два.

Руки поднимать: раз-два-раз-два.

Приседать и вставать: раз-два-раз-два.

Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.

Урок русского языка

Логопед . Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?

СЭМ ЛИЗИ
ЗАНОЗА СУСЫНЯ РЕЗИНКА МАГЗИН КЕНРУГУ ЗАНОЗА ГУСЫНЯ РЕЗИКА МАГАЗИН КЕНГУРУ

Словообразование. Игра «Подскажи словечко»

Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от сло­ва снег. Поможем им?

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю... СНЕГ.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые... СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью... СНЕГОВОЮ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

Все сильнее... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком

Все украшено... СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился... СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... СНЕГ.

Работа в тетрадях

Логопед . Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях

Отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

Закончить дорожку на звуковую стройку;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнаты для звуков;

Записать слово буквами.

Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)

На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки - ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.

Организационный момент

Логопед . Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки слу­чилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказ­ку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?

(Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)

Игра « Дорога в замок»

Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:

Поделим слово ДОРОГА на слоги;

Определим ударный слог;

Запишем слогоударную схему слова.

А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал доб­рый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и ко­варный. Вам бы с каким хотелось встретиться?

Где звуковая схема слова КОНИ?*

Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, на­зовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)

А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей стра­нице книги.

Рисунок замка

На горе замок.

Значит, Ролан скачет в замок.

Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от са­мой маленькой до самой большой) и узнать его имя.

Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕР­ЛИН).

Поиск нужных вещей

Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:

а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в назва­нии картинок составить слово - КЛИНОК).

б) КРЕМ - волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).

Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подо­шел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):

а) б)

Игра «Сравни картинки»

Ворота свободны. Но вот незадача - дорогу рыцарю пре­градили две отвратительные старушки-ягушки, которые за­явили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:

У Бабы Яги справа - платок в горошек;

У Бабы Яги слева - платок в клетку и т.д.

Динамическая пауза

Логопед . Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны - согнули,

Вверх подняли - помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще. \

Дружно все присели.

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили ручки вниз.

Игра «Расколдуем принцессу»

Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением ка­мина).

Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина вы­ползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.

КОЛОКОЛ КО
МАКАРОНЫ РО
ЛУНА НА

Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страш­ный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:


Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная прин­цесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! - Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.

В ее имени пять звуков и пять букв:

Оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени - А;

Вторая буква имени стоит на третьем месте твоего име­ни - Л;

Четвертая буква имени стоит в конце твоего имени - Н;

Последнюю гласную надо взять в слове ТРИ - И:

Принцессу зовут АЛИНА.

Работа в тетрадях

Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно за­крепить его в тетрадях:

Записать слогоударную схему;

Построить звуковой домик;

Раскрасить комнатки;

Записать слова буквами АЛИНА;

Итог занятия

Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.

Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.

Занятие-сказка «Сорока-воровка»

* Формировать звукобуквенный анализ слов.

* Уточнить представления о слоге.

* Совершенствовать навыки чтения слов со стечением со­гласных.

* Формировать адекватную самооценку.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

Логопед . Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?

СОРОКА-ВОРОВКА

С картинкой;

Со слогом.

Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.

Какую букву утащила сорока? 3.

Какую поставила вместо з? Б.

Звуковой анализ слов

Логопед . Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.


Поиск слогов

Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.

Записать слоги в нитки бус;

Обратить внимание на то, что в слове СЫР - СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.

Чтение скороговорок

КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успе­ла утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.

Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откро­ются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написан­ное на дверях.


В разном темпе повторить 2-3 раза, сопровождая хлоп-

Работа в тетрадях

Задания:

Раскрасить комнатки для звуков;

- записать слово буквами;

Игра «Да - нет»

Логопед . Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет оконча­тельной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!

Записать ответ (ДА или НЕТ);

Правда, я читаю быстро?

Правда, я знаю все буквы?

Правда, я всегда говорю правду?

Итог занятия

Логопед . У каждого из вас по две фишки:

1 - с картинкой - придумать предложение, в котором три слова;

Фонематическое восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, а так же самостоятельно при сохранности остальных сторон речи. При обследовании звукопроизношения необходимо проверить его состояние, так как недоразвитие фонематического восприятия может быть причиной дисграфии и дислексии.

При обследовании ребенку предлагается поднять руку, хлопнуть в ладоши, если он услышит заранее оговоренный звук, слог в ряду слогов. Можно также предложить ребенку написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Предлагают отраженно проговорить ряды прямых слогов, с оппозиционными согласными, которые ребенок умеет правильно произносить, но обязательно учитывается противопоставление по признакам:

· звонкость – глухость «П» «Б»;

· мягкость – твердость;

· место образования «Б» «Д»;

· способ образования «С» «Ш».

Детям в возрасте младше 5- 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести два слога, старше 5,5 - три. Обследование проводиться в форме игры, ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда. (Экран) Задание предъявляется в замедленном темпе, несколько раз, при этом необходимо менять последовательность слогов. Ребенок должен повторить в точном соответствии с образцом, в случае затруднения количество слогов уменьшается.

Можно также использовать и другие приемы, при этом необходимо так же учитывать те же признаки противопоставления:

Разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга оппозиционными согласными, например: крыша – крыса, бочки – почки, лак – рак. Логопед называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку;

Попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему слова, отличающиеся одним звуком, например: кит – кот – ком или сом – сок – сук, жук – сук – лук, том – дом – ком – лом- сом, мишка – миска, коза – коса, лужа – лыжи, день – тень – тень.

Проверять можно разными способами: предложить ребенку объяснить, например, что такое «лужа», что такое «лыжи» и т.д. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия ребенка, но и его внимание, а также слуховую память. При заполнении речевой карты отмечаются все пары, которые ребенок различает недостаточно четко.

У детей предшкольного возраста необходимо проверить состояние фонематического анализа. Ребенку предлагают задания на определение наличия или отсутствия заданного звука в слове. Предлагают классифицировать картинки по наличию в названиях заданного звука.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.


Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий: несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.); 2- 3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием; серию последовательных картинок; несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т. п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков; наборное полотно; кассу с буквами; 2- 3 различных букваря; книги для чтения I, II, III классов, такие, как «Маленькие рассказы» Л. Н. Толстого, иллюстрированные сказки; несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т. п.

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например: Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

2. Какие формы выявления нарушения звукопроизношения вы знаете? Каковы цели фронтального и индивидуального обследования?

3. Почему при обследовании произношения необходимо обращать внимание на состояние артикуляционного аппарата? Объясните, какие звуки и почему могут нарушаться при аномалии подъязычной складки, зубного ряда, прикуса, неба?

4. Какова система выявление нарушений звукопроизношения у детей? Какие фонетические группы необходимо обследовать? Какова система выявления особенностей произношения каждого из выявляемых звуков?

5. Методика проведения обследования звукопроизношения: в какой последовательности проводится обследование звуков, какие приемы используются при обследовании лиц разного возраста, какой материал подбирается для обследования, как проводится фиксация результатов обследования.

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОШ-интернат VIII вида, п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия

Тема:

I. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Навыки элементарного звукового анализа.

Заключение

Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

З) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем,

6) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

№ п\п

Задание

Критерии оценки

Узнавание неречевых звуков

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

  1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».
  2. Инструкция: «Скажи или покажи».

Что шумит?

Что гудит?

Кто смеется?

Что звучит?

Что шуршит?

Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при простукивание о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

  1. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко – тихо»
  2. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо»
  3. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

  1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

Ребенка зовут по имени – 4 раза (каждый раз другой человек)

Произносят короткое (ау) – 4 раза (каждый раз другой человек).

  1. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

Кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

Свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

Коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

Корова - теленок му (низко) му (высоко)

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

  1. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»

Мяу (громко) - белый;

Мяу (тихо) - черный.

4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) - собака;

Ав (высоко) - щенок.

5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Кто спал на моей кровати? (низко)

Кто ел из моей миски? (средне)

Кто сидел на моем стуле? (высоко)

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;

баман, панан, банан, ваван, баван;

танки, фанки, шанки, танки, сянки;

витанин, митавин, фитамин, витамин;

бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

альбом, айбом, яньбом, альмом, альном;

птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч;

квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение, дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы)

[п - б, п’- б’]: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;

[т - д, т’ - д’]: тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина;

[к - г, к’ - г’]: класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот;

[ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа;

[л - в, л’ - в’]: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок;

[л - и, л’ - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка;

[р - л]: рожки - ложки;

[р - л]: роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, Марина - малина;

[с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза;

[с - ц]: свет - цвет, лиса - лица;

[ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа;

[ч - щ]: челка - щелка, плач - плащ, дочь – дождь;

[ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка;

[ч - т’]: челка - телка, печка - Петька, речка - редька;

[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;

[с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши;

[с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ;

[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;

[з - ж]: роза - рожа, луза - лужа;

[м - м’]: Мишка - мышка;

[л - л’]: ел - ель, Юля - юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстньий способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях.

3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение».

Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже»

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Дифференциации слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

на-на-на-па

ка-ка-га-ка

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.

У - поезд Т - молоток

А - ребенок В - ветер

И - птичка З - комар

М-корова Э-жук

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э].

3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».

(Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)

Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».

Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к].

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

Ао, уа, аи,ио

Аиу, иао, уао, оиы

Аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

  1. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук»

Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]

[щ]: [ш, с’, щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с’, ц, т’, ш, ц];

[ч]: [ч, ш, т’, ч, с’, ч];

[с]: [с, с’, ж, ц, с, ч];

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

  1. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения

элементарного звукового анализа.

1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»:

а ау иоа

2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»:

а, ауи, иуа, ау.

5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».

Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».

Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.

тан- ро-

пау- ко-

вени- самоле-

7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

аист Иван утка

арбуз Илья улитка

альбом иголка улица

8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»:

малина волны капуста

молоко вафли кошка

10. Инструкция «Назови первый и последний звуки в слове»:

иголка избушка

улица осы

ослики антилопа

избушка

Примечание

1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов.

2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

4 балла – точное выполнение задания

3 балла – допускает негрубые ошибки

2 балла – выполнил 0,5 задания верно

1 балл – более 0,5 задания выполнено неверно

0 – отказ или невыполнение задания

Заключение.

1. Фонематический слух - это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме.

2. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими.

3. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи.

4. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка.

5. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения.

6. В ряде случаев нарушение фонематического слуха у детей со стертой дизартрией носит вторичный характер.

7. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха.

8. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

9. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

10. Слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивном словаре. В случае необходимости проводят разные способы семантизации.

Литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В нашем обследовании мы опирались на методику психолого- логопедического обследования детей с нарушением речи Г.А.Волковой.

Приёмы и методы обследования данной методики были использованы и адаптированы с учётом целей исследования и контингента исследуемых детей. Материал для обследования подбирался с учётом программных требований для старшей группы детского сада.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня сформированности фонематических процессов у детей с ОНР III уровня для дальнейшего планирования, осуществления коррекционной работы посредством дидактических игр.

В задачи обследования входили:

  • -определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
  • -выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
  • -оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонематических нарушений.

Обследование строилось на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста.

Логопедическое обследование фонематических процессов, включало в себя:

  • 1) Исследование фонематического слуха;
  • 2) Исследование фонематического восприятия;
  • 3) Исследование фонематических представлений;
  • 4) Исследование фонематического анализа;
  • 5) Исследование фонематического синтеза

Подготовка к обследованию начиналась с предварительной беседы в ходе которой оценивались личностные качества детей, адекватность их поведения, критичность, отношение к себе и окружающим. Все задания предъявлялись детям индивидуально, с учётом ведущей деятельности данного возраста, в знакомой им обстановке, неоднократно.

При анализе выполнения заданий учитывались следующие параметры:

  • - контакт дошкольника со взрослым и поведение во время процедуры исследования;
  • - принятие задачи и понимание инструкции;
  • - самостоятельность в работе;
  • - характер выполнения задания;
  • - уровень обучаемости;
  • - длительность выполнения задания;
  • - результативность работы;
  • - наличие ошибок и характер;

В обследовании использованы 5 серий заданий на исследование всех составляющих фонематического восприятия, т.е. на фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез. В ходе логопедического обследования, все полученные данные заносились в таблицы.

1серия. Исследование фонематического слуха.

№1.Опознание фонем

  • А) Подними руку, если услышишь гласный звук [О] среди других гласных: А, у, о, ы, у, а, о, ы, и
  • Б) Хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [К] среди других согласных: П, н, м, к, т, р

№2. Выделение исследуемого звука среди слогов. «Подними руку, если услышишь слог со звуком [С]»

Ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га

№3. Выделение исследуемого звука среди слов. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Ж]»

Лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

№4. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам (изолированно, в слогах, в словах):

А) Звонких и глухих

Инструкция: «Если услышишь звук [П] - подними правую руку, а если услышишь звук [Б]- левую руку».

  • Б) Шипящих и свистящих: С, З, Щ, Ш, Ж, Ч
  • В) Соноров: Р, Л, М, Н
  • 2серия. Исследование фонематического восприятия.

№ 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: «Внимательно слушай и повтори за мной».

различные по звучанию:

Та - ка - та

Ба - та - ба

Па - ка - та

Са - фа - ла

Ма - да - ма

близкие по звучанию

Ба - па - ба

Ка - га - ка

Та - да - да

Са - за - са

Ша - жа - ша

Ра - ла - ла

Ша - жа - жа - ша

За - са - за - са

Са - ша - ша - са

Ра - ра - ла - ла

№2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

А) Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребёнка показать соответствующие им картинки.

Инструкция: «Покажи, где КОТ, а где КИТ. Покажи, где ДОМ, а где ДЫМ и т. д.» дидактический фонематический недоразвитие речь

Б) Затем ребёнку предлагается самостоятельно назвать картинки

Почка-бочка

Трава - дрова

Пашня-башня

Катушка-кадушка

Крот-грот

Мышка-мошка

Корка-горка

Сова-софа

№3 Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. (Инструкция аналогичная с заданием №2)

Чёлка-щёлка

Сайка-чайка

Галка-галька

Собор-забор

Касса-каша

3 серия. Исследование фонематического представления.

№ 1. Подобрать слова определённой тематики на заданный звук. Инструкция: «Подбери название ягоды, начинающееся на звук [М]».

№ 2. Подобрать слово на заданный звук.

Инструкция: «Назови любое слово, которое начинается на звук…[С] и т.д»

№3 . Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков.

Инструкция: «Назови слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков».

№4 Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Инструкция: «Выбери картинки, в названии которых 5 звуков».

(Роза, крыша, машина, лампа, сахар, диван, книга, волк, марка).

№5 . Подобрать картинку на заданный звук с указанием его места в слове: Инструкция: «Подбери слово, в котором звук [К] будет стоять на 4 месте»

№6 Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Инструкция: « Придумай слово, первый звук «твоего» слова должен быть такой же, как у «моего» слова».

4 серия. Исследование фонематического анализа.

№ 1. Выделение начального ударного гласного из слова.

(Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра)

.№2 . Выделение конечного согласного из слов

Инструкция: «Какой последний звук в слове?»

(Кот, сом, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ)

№3. .Выделение начального согласного из слов

Инструкция: «Какой первый звук в слове?»

(Мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щётка).

№4 Определить место звука в слове:

Инструкция: «Определи, где находиться звук [Л] в слове - в начале, середине или конце слова.

[Л] - лук, пила, стол

[Н] - нос, окно, слон

[С] - собака, коса, нос

[Х] - хлеб, ухо, петух».

№5. Определение последовательности звуков в слове

Инструкция: «Назови звук, который услышишь в начале слова

утка (сумка, полка, лапа, рыба, зубы). Ответ ребёнка: «[У]». Назови звук, который слышишь после звука [У]. Ответ ребёнка: «[Т]». Назови звук, который слышишь после звука [Т]. Необходимо несколько задержать смычку при произношении звука [К]. Ответ ребёнка: «[К]». Назови звук, который слышишь после звука [К]. Ответ ребёнка: «[А]».

(Кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина).

№ 6. Определить сколько звуков в слове (слова из 2-5 звуков)

Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове.

Кот, лак, сом;

рыба, шуба, лапа

лимон, забор, полка»

№7 Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком [С], во второй со звуком [Ш]

Инструкция: «Картинки со звуком [С] отдай мне, а со звуком [Ш] оставь себе».

5 серия. Исследование фонематического синтеза.

№1Составить слова из заданного количества слогов

Инструкция: «Составь слово из слогов»

(Па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на).

№ 2. Составить слово из звуков, данных в правильной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, они поссорились и разбежались, нужно подружить их и поставить рядом, чтобы получилось слово:

[Д], [О], [М]; [Р], [У] , [К], [А]; [К], [Р], [О], [Т]; [М, [О], [Ш], [К], [А]».

№3. Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нём поменялись местами. Поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово:

[н], [с], [о]; [т], [к], [о]; [с], [о], [т], [л]».

Цель исследования: выявление особенностей фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Нами ставились следующие задачи :

1. Проведение исследования состояния фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и старших дошкольников с нормальным развитием речи.

2. Анализ полученных данных.

База и организация исследования. Экспериментальное изучение было проведено в 2011 году в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи ЦРР № 13 «Радуга» г. Гусиноозерска и в старшей группе детей с нормальным развитием речи МДОУ Д/С №10 «Сказка» г. Гусиноозерска. Возраст детей 5 - 6 лет.

Исследованием было охвачено 30 человек. В целевую группу входило 15 испытуемых с ОНР, в контрольную группу 15 нормально развивающихся детей.

В ходе исследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ и сравнение полученных данных.

Констатирующий эксперимент проводился в 3 этапа.

На 1 этапе были собраны анамнестические данные: как протекала беременность, роды; как развивался ребенок, в соответствии ли с возрастной нормой формировалась речь, какие заболевания перенес в первый год жизни, какова речевая и социальная среда ребенка (образец бланка сбора анамнестических данных представлен в Приложении 1). Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Целью 2 этапа являлось исследование фонематических процессов у детей с нарушенным и нормальным развитием речи. Данные заносились в протоколы обследования (протоколы обследования представлены в Приложение 4).

На 3 этапе были обработали полученные данные, проанализированы показатели детей с ОНР и детей с нормальным развитием речи и даны методические рекомендации (итоговые данные исследования фонематических процессов у детей ОНР представлены в Приложении 2, у детей с нормой в Приложении 3).

В нашей методике мы разработали серии заданий на исследование всех составляющих фонематического восприятия, т.е. на фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ, фонематический синтез и слоговую структуру слова. При разработке этой методики мы опирались на методики диагностики состояния фонематических процессов у старших дошкольников Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой.

1серия. Цель - исследование фонематического слуха.

№ 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: внимательно слушай и повтори за мной.

различных по звучанию

Та - ка - та

Ба - та - ба

Па - ка - та

Са - фа - ла

Ма - да - ма

близких по звучанию

Ба - па - ба

Ка - га - ка

Та - да - да

Са - за - са

Ша - жа - ша

Ра - ла - ла

Ша - жа - жа - ша

За - са - за - са

Са - ша - ша - са

Ра - ра - ла - ла

5 баллов - все задания точно воспроизводятся;

4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию;

3 балла - задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию;

2 балла - большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно;

1 балл - задания не выполняются.

№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.

Инструкция: ответь на вопрос.

В тарелке СУП или ЗУБ?

Может заболеть ЗУБ или СУП?

У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ

В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

5 баллов - на все вопросы отвечает правильно;

4 балла - дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса;

3 балла - 2 - 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла - требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок;

2 серия. Цель - исследование фонематического представления.

№ 3. Придумать слова, начинающиеся со звуков:

Инструкция: придумай слова, которые начинаются со звука [С].

[С], [Ш], [Б],[Л]

5 баллов - называет слова на все звуки;

4 балла - не может назвать слова на какой-то один звук;

3 балла - не может назвать слова на какие-либо 2 звука, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе.

2 балла - называет слова на какой-либо 1 звук, нужна помощь логопеда.

1 балл - задание не выполняется.

№ 4. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук.

Инструкция: дай мне картинки в которых живет звук [С], а себе возьми картинки в которых живет звук [З].

[С]-[З]; [Ш] -[Ж]; [Р] - [Л]

5 баллов - все задания выполняются верно;

4 балла - единичные ошибки в какой-то одной паре звуков, выполняет самостоятельно;

3 балла - самостоятельно не справляется, задание выполняется правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука в словах;

2 балла - большинство заданий недоступно, даже при помощи логопеда допускает ошибки.

1 балл - задание не выполняется.

3 серия. Цель - исследование фонематического анализа.

№ 5. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове.

утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка

4 балла - не может назвать или неправильно называет первый звук в одном слове;

3 балла - неправильно называет первый звук в 2 - 3 словах, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - правильно называет первый звук в 1 - 2 словах, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

№ 6. Определить сколько звуков в слове:

Инструкция: сосчитай, сколько звуков в слове.

Кот, стул, рыба, лимон.

5 баллов - называет правильное количество звуках во всех словах;

4 балла - не выполняет пробу из 5 звуков;

3 балла - не выполняет 3 (2) и 4 пробу, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - выполняет только 1 пробу, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

№ 7. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове - в начале, середине или конце слова.

[Л] - лук, пила, стол

[Н] - нос, окно, слон

[С] - собака, коса, нос

[Х] - хлеб, ухо, петух.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - единичные ошибки;

3 балла -допускаются 3-5 ошибок, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - допускаются 6 и более ошибок, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

4 серия. Цель - исследование фонематического синтеза.

№ 8. Составить слово из звуков, данных в правильной последовательности.

Инструкция: прослушай слово, я произнесу его по отдельным звукам и воспроизведи слово слитно.

[д], [о], [м]; [р], [у] , [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а].

4 балла - не справляется с 4 пробой;

3 балла - не справляется с 3 (2) - 4 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - не справляется с 2 - 4 пробой; , нужна помощь логопеда;

1 балл - не справляется ни с одной пробой.

№ 9. Составить слово из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Инструкция: прослушай слово с переставленными звуками и воспроизведи его правильно.

[н], [с], [о]; [т], [к], [о]; [с], [о], [т], [л].

5 баллов - правильно воспроизводит все слова;

4 балла - не справляется с 3 пробой;

3 балла - не справляется с 2 (1) - 3 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - выполняет одну пробу только с помощью логопеда;

1 балл - задание не выполняется

5 серия. Цель - исследование слоговой структуры.

№ 10. Назвать по картинке (холодильник, автомобиль, вентилятор, мотоцикл, велосипед, пуговица).

Инструкция: посмотри на картинку и назови что это?

5 баллов - правильно называет все слова;

4 балла - неправильно называет одно слова;

3 балла - допускаются 2 - 3 ошибки;

2 балла - допускаются 4 - 5 ошибки;

1 балл - неправильно называет все слова.

№ 11. Повторить слова:

Инструкция: повтори за мной.

цыпленок, скакалка, сковорода.

Повторить предложения:

Милиционер остановил велосипедиста.

Водопроводчик чинит водопровод.

На перекрестке стоит регулировщик.

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - единичные ошибки в повторении предложений;

3 балла - 2-4 ошибки в повторении слов и предложений;

2 балла - предложения для повтора недоступны, единичные ошибки в повторении слов;

1 балл - все предложения и все слова повторяет неправильно.

Самый высокий возможный бал - 55 баллов, самый низкий - 11 баллов.

5-бальная система оценки позволила осуществить уровневое распределение ответов испытуемых сопоставляемых групп по успешности и установить статистическую достоверность различий между ними.

Высокий уровень - 44-55 балла

Средний уровень - 32 -43 балла

Низкий уровень - ниже 31 балла