АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МБОУ СОШ № 20

за 2014-2015 учебный год

Цель:

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

В этом учебном году работа логопеда осуществлялась в пяти направлениях :

организационная работа, коррекционная, научно-методическая работа, работа с родителями,

взаимодействие с педагогами.

1. Организационная работа.

1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего

времени, оформлена другая необходимая документация: речевые карты, журнал обследования

устной и письменной речи, журнал учета посещений занятий, журнал для консультаций

родителей.

2. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал. Подбор учебно-методического пособия для работы по коррекции различных видов дисграфий, и нарушений устной речи.

2. Коррекционная работа.

классах. По результатам данных диагностики коррекционно-логопедическая работа строилась на

письма и чтения у младших школьников, в работе использовались технологии Мазановой Е.В., Садовниковой и др.

Основная цель работы – своевременное выявление и оказание помощи детям с

нарушениями устной и письменной речи, формирование предпосылок для дальнейшего усвоения

материала по русскому языку, воспитание у детей правильной, четкой речи, развитие умения

пользоваться родным языком, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Все учащиеся первых классов прошли диагностику устной речи. С учащимися 2 классов

была проведена диагностика письменной речи. По результатам диагностики на занятия с

логопедом были зачислены 22 учащихся среди 1-2-х классов.

С ними проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда

согласно циклограмме рабочего времени, по устранению отдельных нарушений звукопроизношений, а также работа по устранению дефекта оглушения парных

согласных. Особое внимание уделялось работе по устранению нарушений фонематического слуха.

Из 1-х классов зачислено 11 учащихся, из 2 классов 11 учащихся.

учащихся-логопатов, по результатам диагностики 10 учащихся 1-х классов выпущены с

значительными улучшениями, остальные дети (1 человек) нуждаются в продолжение

коррекционных занятий, это объясняется тем, что учащийся был зачислен только в марте месяце. Из учащихся 2 классов выпущено 5 учеников (в течение года выбыло 5 учащихся 2 классов), 1 ученик нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

3. Научно-методическая работа

За 2014-2015 учебный год посетила различные городские семинара посвящённые проблеме инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ.

На школьном сайте размещался различный материал как для родителей так и для учителей

4. Работа с родителями:

Индивидуальные консультации с родителями детей имеющих различные нарушения речи

(сентябрь-май), где осуществлялся показ приемов и упражнений по преодолению нарушений

звукопроизношений, обучению чтению, дети направлялись на дополнительные консультации к

психологу, психиатру, невропатологу. Беседы с родителями учащихся выведенных на городскую ПМПК;

5. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие

мероприятия:

1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития -

по результатам мониторинга.

2. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку),

психолога, учителей физ. культуры.

3. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПК совместно с другими

специалистами ОУ.

4. Консультировалась со специалистами ОУ.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший

учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные

специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Учитель-логопед М.В. Щерба

Приложение №________

к анализу работы МБОУ

«Новоаганская ОСШ № 2»

за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся через сайт школы.

Работа на логопедическом пункте строится согласно инструктивным документам.

Инструктивное письмо Минобразования РФ определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

обучающихся.

Логопедическая работа в школе

условно делится на III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Цели и задачи этапа:

1. Проведение первичного и углубленного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) учащихся, анкетирование родителей.

По результатам обследования в августе и сентябре выявлены и заявлены на тарификацию 32 уч-ся, имеющие недостатки в развитии речи.

Результаты обследования речи показали в большей степени несформированность у детей 1 классов фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связность речи, а также бедный словарный запас.

В связи с сокращением штатной единицы до 0,5 ставки были зачислены 15 человек, скомплектованы для коррекционных логопедических занятий три группы с общим недоразвитием речи и ФФН из учащихся 1-х классов. Учащиеся с недостатками письменной речи получали помощь на индивидуальных и консультативных занятиях.

17 учащихся поставлены на очередь.

Педагоги были ознакомлены с результатами обследования речи уч-ся, с расписанием занятий, воспитатели ГПД и родители принимали активную помощь в организации посещения детьми логопедических занятий.

Родителям учеников-логопатов было доведено расписание занятий. Ими заполнялись анкеты для оформления необходимой документации. На каждого учащегося заведена индивидуальная и речевая карта.

По результатам беглого и углубленного обследования были составлены и утверждены планы работы: методический план и коррекционные (как индивидуальные, так и групповые).

Поставленные цели и задачи данного этапа решены в полном объеме.

Задачи этапа :

Устранение речевых нарушений;

Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Обучение организовано с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений.

Кроме этого коррекционная работа II этапа с учащимися включала в себя:

Работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, задания с пуговицами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

В процессе работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

На занятиях сочетались учебные, коррекционные и игровые методы работы, происходил постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно велась работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Использовались компьютерные логопедические программы.

При организации коррекционной работы с детьми учитывалась «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, как для детей с сохранным интеллектом, так и для детей с задержкой психического развития и учащихся с системным нарушением речи. Для последних процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается.

С учащимися проводилась следующая работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания с помощью «звуковых дорожек», упражнения на развитие фонематического слуха.

Задания давались в игровой форме с присутствием элементов соревнования, сосредоточенности, внимания, наблюдения, сравнения. Использовались наглядный, дидактический материал и компьютерные технологии.

Для первоклассников : наблюдение и поиск соответствующих букв, шнуровка, работа с пуговицами, штриховка, узнавание и печатание букв, выкладывание фигур, а затем и букв по образцу, выделение нужного звука из ряда слогов, слов, определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение слогов в слове, слов в предложении, работа с деформированным текстом.

Для учащихся 2-3 классов : задания по звуковому составу слова, работа с речевыми профилями, зашифровка звука в словах, в предложениях, графическая запись слов, предложений, работа с деформированным предложением и текстом, работа с сигнальными карточками, методика медленного чтения вслух, работа над дикцией.

Задачи данного этапа решались на логопедических занятиях в течение всего учебного года. Учащиеся, успешно освоившие данный курс коррекционной программы и имеющие положительную динамику, выпускались из логопункта, на их место зачислялись другие учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи и ранее поставленные на очередь.

По мере необходимости проводилась консультативная работа с родителями или лицами, их заменяющими. Родители приглашались на беседу по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные собеседования по контролю за выполнением домашних заданий.

К семинару по преемственности с ДОУ была представлена информация о речевом развитии поступивших в школу детях. Был дан анализ и характеристика речевых нарушений с дальнейшими рекомендациями в работе с данным контингентом учащихся.

Для речи учащихся с ОНР (3 уровня) характерны недостатки в развитии активного словаря, грамматическом строе речи, звукопроизношении. Они также нуждаются в развитии связной речи, мелкой моторики и психических процессов.

Анализ рисунков поступивших в 1 класс детей показывает то, что дети не видят мелких деталей, в рисунках человека отсутствуют глаза, уши, пальцы на руках. Нажим карандаша говорит о слабости мышечной моторики рук.

Отсюда даны участникам семинара были следующие рекомендации в работе с детьми:

Учителю: работать спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопить ребёнка, пусть работает медленно. Постараться каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. При неудаче повторять задания, давая аналогичные. Усложнять задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешить получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе. Во время занятий с ребёнком не отвлекаться. Помнить, если не можете найти полчаса для такой работы в день, помощь невозможна.

Воспитателям и родителям: Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. Закреплять дома поставленные логопедом звуки. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Контролировать посещение детьми логопедических занятий.

В первом полугодии учебного года содействовала в подготовке документов на учащихся для районной ТПМПК. По результатам обследования на этих учащихся подготовлены логопедические Представления. В октябре, ноябре и декабре работала в составе районной комиссии согласно приказам МАУ «ЦРО».

В октябре присутствовала на районном МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

10 февраля выступила с обобщением опыта работы «Роль логопедических занятий в развитии памяти детей-логопатов» на районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов (г.п. Излучинск).

17 февраля участвовала в работе кустового семинара «Организация работы ПМПк в ОУ» (пгт Новоаганск).

Поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов, которые получают рекомендации по содействию в выполнении домашнего задания с ребёнком. Консультативную помощь за год получили 32 человека.

Задачи этапа:

Подведение итогов;

Проведение анализа коррекционной работы;

Определение перспективы дальнейшей деятельности.

По текущему учебному году получены следующие результаты:

Количество учащихся - логопатов

Устная речь

Письменная речь

(дисграфики)

Зачислено на логопункт

Выпущено из логопункта

Оставлено для продолже-ния занятий

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-педагогическое воздействие со стороны школы и родителей. Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием успешности воздействия на ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

В беседах с родителям объяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

Создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам;

Проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах;

Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений.

По мере необходимости проводилась индивидуальная работа с родителями. Они приглашались на собеседования по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные беседы по контролю за выполнением домашних заданий.

По заявкам оказывалась консультативно-методическая помощь учителям школы. На школьном семинаре по преемственности между I и II ступенями прослеживалась интеграция детей-логопатов в основное звено школы. Результаты презентации «Фонематические процессы, как показатель успешности учащихся» опубликованы в «Логопедической страничке» на сайте школы.

Повышая свой профессионализм, участвовала в заочных конкурсах муниципального и федерального уровней. Результаты:

- «Диплом за III место во Всероссийском конкурсе презентаций «Консультация логопеда».

(ДП-№17022015-9)

- «Диплом участника во Всероссийском конкурсе презентаций «Лучший конспект логопедического занятия». (№ПП-13022015-3)

Победитель районного конкурса - «Диплом III степени в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для обучающихся с ОВЗ в школе».

(Приказ МАУ «ЦРО» от 24.02.2015г № 41).

На сайтеВсероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» опубликована статья: «Дифференциация согласных Ц-Ч». Получены Диплом и Сертификат о публикации. Материалы статьи на диске и в сборнике тезисов: 206-773-525/ОУ-12.

В настоящее время прохожу дистанционный курс повышения квалификации по теме «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей».

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися-логопатами по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.

I . Диагностика.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.

Перед собой ставила следующие задачи :

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования:

В работе использовались:

Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,

- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,

Логопедические тесты Е. Косинова,

Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,

Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.

В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. - 2 «А», 12 чел. - 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. - 3 «Б», 6 чел. - 4 «А», 1 чел. - 4 «Б»).

С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

II . Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

Оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

Артикуляционная гимнастика.

Выполнение домашнего задания.

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

Проявление заикания у детей.

Речевые игры.

В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III . Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развивать фонематическое восприятие и слух;

Развивать органы артикуляционного аппарата;

Развивать дыхание;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Вызвать звук;

Автоматизировать звук;

Дифференцировать звук;

Развить психические функции;

Развить мелкую моторику;

Совершенствовать навыки чтения;

Коррекция дисграфии.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.

Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

Постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;

Упражнение по развитию дыхания;

Игры на развитие психических процессов;

Работа над связной речи;

Упражнения по развитию фонематических процессов;

Работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.

Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 - 2014 уч. г.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

Высокий

32%

75%

68%

60%

60%

80%

Средний

40%

56%

16%

28%

20%

12%

28%

12%

28%

12%

Низкий

60%

12%

96%

72%

12%

88%

12%

88%

12%

88%

12%

Для большей дос-товерности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагнос-тики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на сред-ний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи , пространственная ориентировка , артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года :

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.

Состояние связной речи школьников в конце учебного года:

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.

За период с 2013 - январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно - развивающей работы следующие: 27 чел. - положительная динамика, 36 чел. - продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.

Эффективность коррекционной работы за 2013 - 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 - 2.

Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.

Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.

IV . Просветительско-профилактическая деятельность

В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р"] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.

V . Повышение квалификации и самообразование.

Изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.

Обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

Изучила следующую литературу:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор- рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.

2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 80 стр.

VI . Вывод

Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.

3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.

Отрицательными моментами считаю:

Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).

Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.

2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.

3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.

5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).

В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.

VII . Перспектива.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.

Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Учитель - логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.

Анализ работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР д/с №5 «Золотая рыбка» Романовой Е.Г. за 2013-2014 учебный год.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6 лет с нарушениями речи в 2013-2014 уч.гг. проводилась в условиях специальной логопедической подготовительной группы. Эта группа была укомплектована детьми, которые прошли ПМПК и были направлены в мае 2012г. сроком на 2 года.

Работа по коррекции нарушений речи детей в подготовительной логопедической группе МДОУ ЦРР д/с № 5 «Золотая рыбка осуществлялась по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина.

Основная цель коррекционной работе: Оказание помощи в нормальном формировании и дальнейшем развитии речи детей, имеющим какой-либо дефект речи.

Задачи коррекционной работы:

1.Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.

2. Предупреждение и устранение различных речевых расстройств методами и средствами специального обучения и воспитания.

3. Организация логопедической помощи, коррекция речевых расстройств.

4. Работа над звуковой и лексико-грамматической стороны речи.

Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза;

Обобщать и активировать словарный запас детей;

Формировать понятие о грамматических категориях;

Развивать творческие способности детей и воображения.

В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель – стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку физически, социально и интеллектуально совершенным.

Методы работы:

1. Пальчиковые игры;

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Звукоподражание;

4. Проговаривание различных форм слов;

5. Составление и проговаривание различных форм слов (словоизменение: по роду, числу и по части речи);

6. Составление различных слов с заданным слогом - видоизменение;

7. Составление различных конструкций предложений;

8. Игры на развитие восприятия, память и мышления;

Проговаривание слов по слогам,

Доскажи, отгадай слово,

Кто больше знает слов с определенным звуком?

Назови слова по порядку или подбери признаки к предметам?

Повтори название слов в определенной последовательности,

Выбери слова с заданным звуком,

Назови, какой звук повторяется в этих словах.

9. Работа над активизацией словаря:

Однокоренные, родственные слова;

Отгадывание загадок;

Составление предложений и рассказов по картинкам.

10. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, пословиц, стихов и рассказов.

11. Упражнения на развитие фонематического слуха:

Выбери звук из слова, текста;

Место звука в слове.

12. Собери разрезную картинку;

13. Выкладывание букв, картинок из палочек, фишек;

14. Составление рассказов по описанию погоды, предметов, праздников. Действий и деятельности людей.

Контингент детей логопедической группы.

Подготовительную логопедическую группу в течение года посещали 16 детей с разными речевыми патологиями:

НСЯ уровня у ребенка с дизартрией -2 чел. (Исмагилов Ж., Кашина М.)

ОНР III уровня у ребенка с дизартрией - 3 чел. (Бобин Д., Спасских К., Шиховцева М.)

ФФНР у ребенка дизартрией - 3 чел. (Помехин А., Недбаев Р., Сытытов Л.)

ФФНР у ребенка с дислалией - 6 чел. (Гордеева А., Лозовая А., Макаров И., Плешивцев С., Симонов Е., Шудренко М.)

ФФНР у ребенка с ринолалией – 1 чел. (Валиахметова А.)

НРСХ, у ребенка у моторной алалией- 1чел. (Кузин И.)

В мае 2014 года дети логопедической группы были выпущены из логопедической группы, и результаты ПМПК таковы:

Всего детей в подготовительной логопедической группе

Детей выпущены из логопедической группы с чистой речью

Детей выпущены из логопедической группы со значительными улучшениями

Дети оставленные на повторный курс обучения в группе.

Дети выбывшие

из логопедической группы в течении года

Кол-во человек

Проценты

100 %

69,2%

30,8%

15,4%

Сведения о повышении квалификации и участии в методической работе за 2013-2014уч.гг.

С декабря 2013года вхожу в состав районной аттестационной комиссии.

Курсы ПК:

Постоянный участник вебинаров на педагогическом портале МЕРСИБО. Сертификаты участника вебинаров.

Самообразовательная работа над темой:

  1. Общедетсадовские темы:
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
  1. Индивидуальная тема :
  • Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

В течение года посетила 4 методических объединения учителей-логопедов ДОУ :

  • Консультации
  • Мастер класс: «Постановка шипящих звуков»
  • Просмотры открытых НОД
  • Участие в методической выставке: «Картотека по постановки звуков»
  • Участие в группе поддержки на конкурсе «Педагог ДОУ»

В течение года мною были проведены беседы с воспитателем на следующие темы:

1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

3. Загадка как средство развития речи и мышления.

4. Работа по развитию артикуляционной моторики.

5. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

6. Вербальные и невербальные коммуникации.

7. Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

8. Развитие внимания и памяти детей.

9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

Обсуждение рабочих моментов.

Взаимодействия со специалистами ДОУ: с инструктором по физ. развитию, муз. руководителем, психологом, воспитателями групп для детей с НР.

Выступления на родительских собраниях:

  • « Цели и задачи коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе для детей с нарушениями речи». Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий.
  • «Подведение итогов коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе. Рекомендации родителям на летний период».

Консультации для родителей:

1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования.

2. Как организовать логопедические занятие дома.

3. Зеркальное написание букв

4. Роль родителей в развитии речи детей.

5. Развитие внимания и памяти детей.

6. Игры по развитию словаря.

7.Как помочь ребенку, если забывает, путает, неправильно пишет буквы он?

8. Речевая готовность ребёнка к школе.

Участие Интернет в конкурсах методических наработок:

1. Статья на тему: «Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией» . Диплом лауреата международного фестиваля педагогического мастерства «Аксиус»;

2. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте детского сада МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт.

3. Сайт - Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте , ссылка на портфолио. Сертификат о создании персонального сайта, сертификат на электронное портфолио, благодарность от администратора социальной сети за активное участие в работе сайта (2013 г.); Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

4. Участие в III Всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых "Талантоха" ("Талантоха - III"), Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р. Диплом лауреата

6. Фото на сайте газеты "Вектор образования" Челябинск
7. Электронный педагогический журнал "Большая перемена", материал на Конкурс эссе ко дню учителя "Я - воспитатель!", посвященный дню дошкольного работника: Эссе учителя-логопеда . Диплом участника конкурса.

8. "Талант с колыбели"

Участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и родителей «ОТКРЫТАЯ КНИГА - III», электронного портфолио учителя-логопеда . Диплом лауреата конкурса.

10.Клуб логопедов "Логобург" , участие в конкурсе "Лучший логопед - Осень 2013год". Диплом участника конкурса.

11. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте МААМ.RU . Свидетельство о создании электронного портфолио; Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ФФНР «Кот Том идет на день рождения»

12. Публикация на творческом Центре СФЕРА, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

13. Участие в IХ Всероссийском конкурсе "Творчество умников и умниц". Конспект подгруппового НОД в подготовительной логопедической группе «В гости к лесным друзьям». Диплом победителя конкурса, I место.

Пополнение учебно-методического комплекса:

  • новинки методической литературы
  • пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми
  • пополнение консультаций для педагогов и родителей

Пополнение учебно-дидактического комплекс:

  • новые игры и игрушки для работы с детьми
  • пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Анализ работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №10

Улитиной Юлии Петровны

за 2013-2014, 2014-2015 уч. года

В процессе педагогической деятельности учитель-логопед школы решает следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых, третьих и четвёртых классов.
4. Описание типологии ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
5. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
6. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
7. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Разъяснительная работа среди них по подготовке учащихся к ПМПК.

8. Работа по оформлению логопедического кабинета, изготовлению наглядных пособий, пополнению кабинета дидактическим материалом и его дальнейшей систематизации.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

В кабинете логопеда на школьном логопункте за прошедшие 2 года проводилась следующая работа:

I . Диагностическая работа

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

1. Выявляются учащиеся из числа первоклассников с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявляется группа школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определяется характер и причина нарушения письма и чтения.
3. Определяются пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) анкетные опросы родителей и устные беседы с педагогами.
В рамках данного направления в течение учебного года проводится исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей, дети направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проводится по следующим направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики
- исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование фонетико-фонематических представлений
- звукового анализа и синтеза
- зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
- общих представлений о предметах
- представлений о времени
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям предлагаются такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же предлагаются тематические картинки и т.д.

Результаты работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов за период с 01.09.2013 по 25.05.2015 г.

2013-2014уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

2014-2015уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

В первую очередь на школьный логопункт зачисляются те учащиеся, речевой дефект которых мешает успешному школьному обучению: дети с дислалией, с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР, НВОНР, ФФНР, а так же учащиеся с ОВЗ.
Дети комплектуются в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разрабатываются перспективные планы работы и учебные программы, а также проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Контроль посещения занятий осуществляют учитель-логопед, классный руководитель и родители.

По данному направлению проводится следующая работа: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на исправление нарушения звукопроизношения, коррекцию нарушений письменной речи, развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводятся на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год и учебных программ.

На логопедических занятиях широко применяются здоровьесберегающие технологии: используются физминутки, электронные физминутки (создана подборка электронных физминуток на CD диске), упражнения для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика с применением различных шариков, мячиков, грецких орехов, развитие мелкой моторики с применением палочек, зубочисток, круп. Используются упражнения для развития правильного речевого дыхания с применением трубочек для коктейля, флюгеров, пенопластовых шариков и др.
Применяется ароматерапия, элементы логоритмики, сказкотерапия с логосказками, Суджок терапия. Используются наглядно-дидактические материалы, настольные печатные игры, логопедические лото и т.д. На групповых занятиях по коррекции нарушения письменной речи для развития графомоторики и развития пространственной ориентировки проводятся графические диктанты с элементами штриховки. Используются самодельные маракасы, наполненные различными крупами, для определения глухости-звонкости звуков. Большой и маленький плюшевые медведи для определения твёрдости-мягкости звуков. Применяются пластмассовые крышки от бутылок трёх цветов: зелёный, красный, синий, для фонетического анализа слова.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Поэтому в систему обучения каждого ребенка включаются ИКТ, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученикам свободу выбора форм и средств деятельности. Для этого в кабинет приобретена компьютерная логопедическая программа коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры“ разработанная Ларисой Рейновновной Лизуновой в Пермском краевом ИПКРО. Систематически используются логопедические игры на портале «Мерсибо» онлайн и на дисках. Приобретена в 2015 году в рамках программы «Доступная среда» компьютерная программа «Дельфа» для коррекции речи. Это позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности устной речи детей, составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ, а также специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи детей и в целом содействуют гармонизации развития.

Пополняется копилка продуктивной деятельности: рисунки домиков гласных букв; цветы на настенных полянах с фотографиями детей и их ласковыми именами после внеклассных занятий “Назови меня ласково, мама!”; творческие графические диктанты.

С целью выявления нарушений чтения и письма у учащихся, а также с целью контроля произношения детьми поставленных звуков в самостоятельной речи, для установления контроля между учителем и логопедом в совместной работе по развитию речи и установления межпредметных связей логопедом посещаются уроки чтения и письма в первых классах. Учителям начальной школы даются рекомендации по развитию мелкой моторики на уроках, а также по проведению пальчиковой гимнастики.

Регулярно ведётся работа в составе школьного ПМПк, а именно: проводится обследование устной и письменной речи учащихся, представленных на комиссию, с выдачей логопедического заключения и рекомендаций по обучению. Каждый год логопед школы присутствует на ПМПК в качестве представителя школы. А также является ответственным за подготовку и проведение ПМПК в Правобережном округе.

В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявляются причины и даются рекомендации по их преодолению, по исправлению нарушения звукопроизношения, по подготовке детей к ПМПК.

Активная работа проводится по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям даются рекомендации или направления для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Два раза в год проходят выступления на родительских собраниях. Оформлены стенды для родителей в фойе начальной школы “ ЛОГОПЕДиЯ” .

При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществляется работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляются конспекты занятий.

Вы ступления с докладами:

26.03.2014 г. Выступление с докладом «Формирование обще учебных универсальных действий через элементы моделирования на логопедических занятиях» на секционном заседании логопедов, дефектологов ОУ «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных учреждениях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы» в рамках весенней сессии «Школа современного педагога и руководителя».

15.02.2014 г. награждена Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель» благодарностью за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения во Всероссийских олимпиадных проектах;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада по информатике». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада для начальных классов». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

Февраль 2014 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках IX городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2014»;

25-27 марта 2014 г. приняла участие в работе «Школы современного педагога и руководителя». Тема «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных организациях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы»;

12.04.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом 1 степени за научную статью, занявшую первое место в секции «Естествознание» региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» в Колледже бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

12.04.2014 г. Улитина Ю.П. награждена благодарственным письмом за участие в III региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» и сотрудничество с Колледжем бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;

24.04.2014 г. Улитина Анастасия ученица 9А класса награждена грамотой за 3 место в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

24.04.2014 г. Улитин Антон ученик 2Б класса награждён грамотой за 1 место в секции начальных классов в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.05.2014 г. ученики начальных классов, зачисленные на школьный логопункт,приняли участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Начальные классы» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П. Итоги: Диплом 1 степени – 4 человека, Диплом 2 степени – 21 человек, Диплом 3 степени – 6 человек;

20.05.2014 г. Улитина Анастасия 9А кл. награждена дипломом 1 степени, Ощепков Александр 3Г кл. награждён дипломом 3 степени за участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Экология» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П;

20.05.2014 г. Улитин Антон 2Б класс награждён Дипломом Победителя в Международной олимпиаде для начальных классов «Первые открытия» Центр дистанционного развития креативности Teachers .kz Наставник Улитина Ю.П.

Май 2014 г. награждена Дипломом за руководство учеником, представившим работу «Театр Петрушки на Руси» на Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в Издательский дом «Первое сентября» г. Москва;

15.11.2014 г. Улитин Антон 3Б кл. награждён дипломом Лауреата во II городской научно-практической конференции среди 1-4 классов «Ступеньки открытий». Секция «Окружающий мир». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.12.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом Призёра городской научно-практической конференции «Юность. Творчество. Поиск» секция «Биология». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

13.02.2015 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках X городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2015»;

25-28.03.2015 г. Улитиной Анастасии ученице 10 класса присужден Диплом III степени XXI Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» г. Усолье-Сибирское за исследовательскую работу