Отсталость русской армии, которую со всей очевидностью проде­монстрировало поражение в Крымской войне, появление новых угроз (например, объединенной милитаризованной Германии), рост револю­ционного движения и необходимость отстаивания внешнеполитичес­ких интересов России обусловили необходимость перестройки воору­женных сил страны.

Военная реформа проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина. В рамках реформы была проведе­на реорганизация военного управления, были созданы военные окру­га, осуществлялось перевооружение армии, в том числе замена крем­ниевых ружей капсулоными, улучшилась система подготовки военных кадров, был принят новый военный устав, проведена военно-судебная реформа. В ходе этих преобразований были созданы военные гимна­зии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное вни­мание боевой и физической подготовке солдат. В целом это должно было усилить боеспособность войск. Однако наиболее важным эле­ментом военной реформы было изменение принципов комплектова­ния вооруженных сил.

На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет), несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии дей­ствовала вплоть до 1874 г. И только быстрое усиление западноевро­пейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в рус­ской армии.

1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, ко­торый для всего мужского населения России вместо рекрутских набо­ров вводил всесословную воинскую повинность. Военнообязанны­ми были лица мужского пола всех сословий, достигшие 21 года.

Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет с последую­щим зачислением в запас на 9 лет, во флоте соответственно 7 лет и 3 года в запасе. Для лиц, имевших образование, продолжительность службы сокращалась. Так, лица, окончившие высшие учебные заведе­ния, должны были служить всего 6 месяцев, гимназию - 1,5 года, го­родское училище - 3 года, а начальную школу - 4 года.

Однако призыву на действительную службу подлежали далеко не все. Действовали многочисленные льготы, освобождавшие от службы в связи с семейным положением, религиозными взглядами, националь­ной принадлежностью. Так, не подлежали призыву единственные сы­новья, кормильцы престарелых родителей и др. От военной повиннос­ти освобождались служители культа, хотя часть их находилась в войс­ках в качестве армейских священников, некоторые сектанты, по зако­нам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (в военное время). От военной службы освобождались также отдельные народности Край­него Севера, народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа. Остальные граждане, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Лица, не призванные в регулярные войска, зачислялись в ополчение.

Новый порядок призыва в армию позволил России при сокраще­нии срока действительной военной службы создать крупные обучен­ные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позво­ляло в случае войны отмобилизовать значительную обученную воен­ную силу.

Командный состав по-прежнему сохранял корпоративный и сослов­ный характер, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы. Для получения офицерского звания требовалось специаль­ное военное образование.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

– комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.

Предпосылки военной реформы

Военная реформа стала одной из основных в комплексе великих реформ Александра 2. Основной предпосылкой для проведения преобразований в армии стала Крымская война , которая была проиграна. Неудача правительства не только подорвала доверия народа к царю, но также обнажила все недостатки существующей армии – плохая подготовка рядовых солдат и офицеров, несовременное оснащение, хаос в управлении армией, недостаток человеческих ресурсов.

Армия, как один из самых необходимых государству институтов, начала подвергаться изменениям еще в 50-ых годах сразу после войны, однако своего пика реформы достигли чуть позднее, в 60-ых. Большая часть преобразований была совершена выдающимся русским военным деятелем, военным министром Д.А. Милютиным.

Целью военной реформы было создание армии, которая бы была незначительной в мирное время (и не требовала больших средств на содержание), но при этом могла бы быстро мобилизоваться и развернуться в период военных действий.

Главным событием всей военной реформы стал выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устава о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян. Откупиться от службы в армии было невозможно, призывались лица старше 20 лет. Это не только позволяло создать более обширную и мобильную армию, но также давало возможность представителям низших сословий достигнуть успеха благодаря службе в армии.

Однако еще до принятия манифеста модернизации подверглась система управления армией. В частности, в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру. Это позволило избежать многих трудностей в управлении армией и сделать систему более организованной.

Кроме того, для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.

Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.

Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.

Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.

Результаты и значение военной реформы Александра 2

Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

Поражение в Крымской войне 1853-1856гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.Начало военной реформе было положено в 1864 г.: был сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшено техническое оснащение армии и т. п. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.1 января 1874 г. был принят Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность для всего мужского населения. Призыв на военную службу проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 года. Не вытянувшие жребий зачислялись в ополчение и участвовали только в учебных сборах.Срок службы для пехотинцев устанавливался в 6 лет, для моряков - 7 лет. Отслужившие зачислялись в запас: на 9 лет - для лиц, проходивших службу в сухопутных войсках, и на 3 года - для проходивших службу на флоте. Для лиц, получивших высшее образование, срок действительной службы сокращался до полу-года, среднее образование - до полутора лет.Офицерский корпус комплектовался лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.В 1863-1864 гг. с созданием новых пограничных округов, подчинявшихся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа, была упорядочена пограничная служба.В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).

^ 52.Контрреформы 70-80 гг 19 века.

Контрреформы 1880- 1890гг. в России- это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. 19 в.

Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления.Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием с нота с участием сословных представителей.В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведен дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суд В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.


Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании гос.порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, Союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Гос.думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.Госюдума и Гос.совет,в случае достижения между ними единства,могли противостоять монарху в области контроля над бюджетом и принятия новых законов.Однако право изменять основополагающие законы,контролировать работу правительства и использовать армию было выведено из сферы их компетенции и предоставлено исключительно монарху.Поэтому говорить о введении в России на этой стадии конституционной монархии как законченной формы правления будет не вполне правомерно ввиду большого числа изъятий из законодательства в пользу монархического компонента полит.системы

В Манифесте от 20февр.1906г.расширялись права законодательной деятельности Гос.совета и Гос.думы.Они наделялись законодательными полномочиями.Положение о том,что законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и,по одобрении ею,поступают в Гос.совет,говорит о том,что Гос.совет превратился во вторую палату российского парламента,Дума стала первой палатой парламента.Согласно указу «О переустройстве учреждения Гос.совета»от 20февр.1906г.были радикально изменены принципы формирования Гос.совета.Ранее его члены назначались царем.По новому Закону Госсовет состоял из двух категорий членов:назначаемых монархом и выборных.Указ содержал 5 категорий выборных членов Госсовета:избираемые Синодом от православного духовенства,избираемые от Академии наук и университетов,выборные от промышленности и торговли,выборные от каждого губернского земского собрания,выборные от дворянских обществ.

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные гос.законы» (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл. 1 была дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Гос.советом и Гос.думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Гос.думой и Гос.советом вопросы об исключении или сокращении платежей по гос.долгам, о кредитах Министерству двора, о гос.займах.

Гос.совет и Гос.дума ежегодно созываются указами государя императора. Продолжительность ежегодных занятий Гос.совета и Гос.думы и определяются указами государя императора.Гос.совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.Гос.дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет.Гос.совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Гос.дума проверяет полномочия своих членов. Членом Гос. совета и членом Гос.думы одно и тоже лицо одновременно быть не может.Состав членов Гос.совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий. Гос.дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Гос.совет и Гос.дума пользуются равными в делах законодательства правами. Ведению Гос.совета и Гос.думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат дела, указанные в учреждениях Совета и Думы. Законодательные предположения рассматриваются в Гос.думе и, по одобрении ею, поступают в Гос.совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Гос.Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. Законопроекты, не принятые Гос.советом или Гос.думою, признаются отклоненными.

^ 57.Аграрная реформа 1906-1911г.

Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905- 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:1.разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;2.скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;3.организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов.5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян». В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении гос.службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука.Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известный как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Порядок землеустройства регламентировался в законе «О землеустройстве». Согласно ему образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян.

^ 58.Изменеия гос.строя в 1915г

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Гос.регулирование эк-ки приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.В августе 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий и др. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Осенью 1916 г. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

^ 59.Изменение гос.строя в период Февральской революции.

1сентября 1917г.Россия была провозглашена республикой.Было создано Временное пр-во,в кот.вошли практически все структуры Совета министров с главой в лице князя Г.Е.Львова.Другие гос.органы были распущены или не работали.В связи с крушением самодержавия была упразднена Канцелярия его величества.Временный комитет Гос.думы выступал в роли общественного органа.Сохраняется Сенат,но с изменениями(упразднен дисциплинарный суд и особое присутствие).Ликвидирован Департамент полиции(вместо него создан Главный комитет полиции),Главный комитет печати(его заменила Всероссийская книжная палата).Создан уголовный розыск.Появл.новые Министерства:труда,продовольствия,призрения.Создан эк-кий совет,с целью выработки общего эк-кого плана.Временным правительством были упразднены должности генерал-губернатора,градоначальника,частных приставов.Вместо них созданы должности комиссаров.Впервые организовано повсеместное управление.Суд.система была дополнена временными революционными судами в составе мирового судьи.Претерпело изменения и гражданское право.Вводится гражданство(вместо подданства),уравнены права женщин и мужчин,проводится амнистия полит.заключенных,смертная казнь заменяется каторгой,наблюдается гуманизация наказаний.Несмотря на то,что в уголовном процессе в основном действовали дореволюционные нормы,происходит дальнейшая демократизация.

^ 60.Законотворческая деятельность Временного правительства(март-октябрь 1917 года)

После Февральской революции Временное пр-во не хотело ломать систему права-сохраняли свое действие правовые нормы,оставались в силе основные источники права,но в области гос.права произошли изменения:отменены Основные гос.законы 1906года,разработано положение о выборах в Учредительное собрание.Увеличился объем политических прав граждан:свобода слова,печати,собраний,демонстраций. Временным правительством было узаконено создание фабрично-заводских комитетов-органов рабочего представительства.Некоторые изменения произошли в уголовном законодательстве:была отменена смертная казнь(но после июльских событий 1917 г.вновь вводится).Были созданы военные-революционные суды.В августе 1917г.была усилена уголовная репрессия по ряду преступлений,устанавливалась угол.ответственность за агитацию против правительства.Был принят Закон устанавливающий пожизненную каторгу за насильственное посягательство на изменение существующего строя.

^ 61.Законодательные акты,принятые на 2-ом Всероссийском съезде Советов(октябрь 1917г)

25 октября в 22.45 открылся II Всесоюзный съезд Советов (провозгласил себя высшим органом власти в России). Из 670 делегатов 380 - большевики, 100 - левые эсеры, 72 - меньшевики, 14 - меньшевики-интернациональсты.Осудив "военный заговор", организованный за спиной Советов съезд покинули меньшевики, эсеры и бундовцы. Их уход обрек на поражение Мартова, который предлагал создать правительство, в котором были бы представлены все социалистические партии и демократические группы. После ухода Мартова Троцкий предложил резолюцию, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить Съезд представительности. Ленин предложил резолюцию "Вся власть Советам!"После ухода меньшевиков, через два часа после ареста Временного правительства были ратифицированы "Декрет о. мире" и "Декрет о земле".Декрет о мире - немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуции; отменить тайную дипломатию; опубликовать секретные договоры Царского и Временного правительств. Декрет о земле - конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены.На съезде было сформировано временное (до созыва Учредительного собрания) советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК), в которое вошли большевики и левые эсеры.

Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы само управления. Советы рабочих и солдатских депутатов. Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления. Процесс слома старого и создание советского гос.аппарата на местах были взаимосвязанными и сравнительно продолжительными. Руководство этим процессом осуществляли Всероссийские съезды Советов, Петроградский ВРК, ВЦИК, НКВД и другие органы. Всероссийские съезды Советов, Петроградский ВРК, ВЦИК, НКВД и другие органы.Уже П Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановки о переходе всей власти па местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, закрепив тем самым принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд также постановил о ликвидации комиссаров Временного правительства на местах. Таким образом, сразу же после победы Октябрьского восстания начался процесс слома прежнего и создание нового аппарата на местах. Советское гос-во дифференцированно подходило к ликвидации земских и городских органов самоуправления. Там, где они активно выступили против Советской власти, их упраздняли. Там же, где они лояльно отнеслись к новой власти, их временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Процесс слома земских и городских органов самоуправления начался в ноябре 1917 г. и завершился к августу 1918 г. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.Власть на местах переходила к Советам. Так, за время с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных, в том числе и из местных Советов. В соответствии с постановлением НКВД от 28 октября 1917 г. местные Советы рабочих и солдатских депутатов получили право создавать свои вооруженные формирования - отряды рабочей милиции, что, несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых порах становления новей власти

Органы милиции возникли по инициативе НКВД в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Милиция формировалась на основе принципа добровольности,на работу принимались граждане РСФСР, достигшие 21 года, имеющие рабочее или крестьянское социальное происхождение. Инструкцией определялись основные задачи милиции: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, пресечение действий против власти, проведение в жизнь законов Советской власти и т. д. Система милицейских органов окончательно сложилась к июню 1920 г., когда было принято Положение о рабоче-крестьянской милиции. В соответствии с ним на органы милиции возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, проведению следственных действий и дознания по уголовным делам.Систему органов милиции составляли:городская и уездная милиция;промышленная - фабрично-заводская, лесная, горнопромышленная и т. п.;железнодорожная; водная - речная, морская;розыскная милиция.Руководство системой органов милиции осуществлял НКВД.

7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. В ВЧК были созданы след.отделы: информационный, организационный,борьбы с контрреволюцией и саботажем,по борьбе со спекуляцией,по борьбе с преступлениями по должности,тюремный и хозяйственный. В конце июля 1918 г. были созданы железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.

^ 64Правовая основасозданияКраснойАрмии1918г

15 января 1918 г. СНК принимает декрет "О рабоче-крестьянской Красной Армии". Красная Армия создавалась на следующих основах: во-первых, создавалась она на классовом принципе - "из наиболее сознательных неорганизованных элементов трудящихся классов". Во-вторых, новая армия комплектовалась на принципе добровольности. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы были рекомендации войсковых комитетов или общественных демократических организаций. Принцип добровольности строительства новой армии в тот период был вызван, во-первых» тем, что население еще не осознало необходимости защиты Советской власти, воина народу надоела, солдаты рвались домой; во-вторых, старый аппарат военного управления был ликвидирован, а новый еще не был создан. Верховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии являлся СНК, а непосредственное руководство и управление армией было сосредоточено в Комиссариате по военным дедам и созданной при нем Всероссийской коллегия. 2января 1918 г. СНК принял декрет о создании рабоче-крестьянского красного флота на тех же основах, что Красная Армия. Конкретное руководство созданием новой армии возлагалось на созданную СНК всероссийскую коллегию по формированию РККА. В армии вводился институт военных комиссаров.Весной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась иностранная военная интервенция. В этих условиях декретом ВПК от 22 апреля 1918 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Был взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., в ст. 19 закрепилась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. В постановлении V Всероссийского съезда Советов "Об организации Красной Армии" от 10 июля 1918 г. отмечалось, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывай армии. Они должны были быть взяты на учет и "обязаны становится на те посты, какие им укажет Советская власть". Нужно сказать, то еще в марте 1918 г. СНК узаконил привлечение военных специалистов в Красную Армию. В первые месяцы в Красную Армию вступило добровольно свыше 8 тыс. бывших офицеров и генералов.

Военные реформы в России в 60-70-х годах ХIХ века

1. Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Значение Юстинианова права

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия...

Кодификация законодательства первой половины XIX века

Главное противоречие в развитие российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм...

Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы

В истории Российского государства насчитывается пять конституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. и действующая Конституция РФ 1993 г...

Крестьянская реформа и отмена крепостного права в России

В первой половине XIX в. сформировалась социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те...

Министерство внутренних дел в первой половине XIX века

Областная реформа Петра I

На исходе XVII века отчетливо определились те черты исторического развития России, с которыми связаны последующие прогрессивные явления в экономическом, культурном и международном положении страны...

Модернизация государственного управления охватила многие страны в конце XX века. Соединенные Штаты Америки не стали исключением. Страна относилась к числу тех государств, где реформы были вызваны давлением со стороны общества на государство...

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

Опыт становления местного управления в Росии

1) Место земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины ХIХ века...

Планы и проекты государственного преобразования России М.М. Сперанского и причины их неудач

План государственного преобразования, представленный Сперанским, очерчивал устройство, скорее, не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. Противоречивость (и, скажем...

Реформа государственной службы в Российской Федерации: основные направления современного развития и проблемы

В ходе преобразований, начатых в 1992 г., на смену прежнему партийно-государственному аппарату (хотя в значительной мере на основе его структур и кадров) пришла государственная служба...

Реформы Петра Великого

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа...

Управление городами от Древней Руси до периода реформ Александра II

Экономическая основа конституционного строя

Пришло время совсем новых приоритетов. И это отразилось на конституционном уровне. Из Конституции СССР в 1990г. исключается положение о том...

Аннотация: В статье анализируются отдельные стороны военной реформы, проведенной в России во второй половине ХIХ века. Ключевые слова: армия, реформа, война, государство, император, закон, общество, льготы, поражение, результат, министерство, конфликт, критика.

В начале пятидесятых годов ХIХ века в очередной раз обострились русско-турецкие отношения. Исторически сложившихся причин для конфликтов было достаточно, о чем говорили многочисленные войны прошедших столетий. Одним из поводов, послужившим для открытия боевых действий, явилось то, что Россия добивалась от султанского правительства права защищать своих единоверцев на территории Османской империи и особенно в Палестине. Когда из Стамбула (Константинополя) последовал категорический отказ, русские войска заняли Молдавию и Валахию. В свою очередь, турецкий султан предъявил правительству Николая I ультиматум с требованием об очищении дунайских княжеств в 15-дневный срок, но, не дождавшись его окончания, начал наступление в Закавказье. Вследствие этого, 20 октября 1853 г. (по старому стилю) император Николай I издал манифест о войне с Турцией, и уже в скором времени в Синопской бухте черноморская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова полностью уничтожила турецкое военно-морское соединение, обладавшее существенным численным перевесом. Сражение явилось «лебединой песней» отечественного парусного флота, ибо уже фактически наступила эпоха судов с паровыми двигателями, при производстве которых широко применялись сталь, чугун и другие металлы.

Возможное усиление русского влияния на Востоке сильно обеспокоили европейские державы и, прежде всего, Англию, опасавшуюся, что Российская империя, не только завладеет Стамбулом, установив контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, но затем своим черноморским флотом вытеснит британское присутствие из Средиземного моря. «Враждебную къ России политику Англии поддерживала и Франция, где императоръ Наполеон III, достигший престола путемъ государственного переворота, искалъ случая вмешаться в европейские дела и принять участие въ какой-либо сериозной войне, чтобы поддержать свою власть блеском и славой победъ французскаго оружия» .

Встревоженные победоносным Синопским сражением Англия и Франция ввели объединенный флот в Черное море, явно обнаруживая враждебные намерения против России. В ответ император Николай I отозвал послов из Лондона и Парижа и манифестом от 9 февраля 1854 г. объявил этим странам войну. Позднее к образовавшейся европейской коалиции примкнуло королевство Пьемонт, состоявшее на тот момент из северных итальянских областей и острова Сардиния. Одновременно, российский самодержец искренне надеялся, если не на прямую поддержку, то хотя бы на дружественный нейтралитет Австрии и Пруссии, но его ждало глубокое разочарование. Австрийские войска стали прямо угрожать ударом во фланг нашей Балканской армии, а прусское правительство отказалось даже дипломатически содействовать своему давнему союзнику. В последней декаде августа 1854 г. англичане и французы высадили на Крымском полуострове около Евпатории десант первоначальной численностью в 62000 военнослужащих и 207 орудий. Это высококлассная операция была осуществлена благодаря наличию у них современного скоростного, парового флота и почти полной неподготовленности русской стороны. Ни в Севастополе, ни тем более в столице не верили в возможность осуществления такого масштабного маневра многочисленными силами и в крайне сжатый срок. В Крыму 11 месяцев продолжалась героическая оборона Севастополя, но наиболее крупное сражение сухопутных войск произошло в сентябре 1854 г. на реке Альма, где VI корпус русской армии был разбит, в результате чего из общего количества в 33 тысячи военнослужащих погибли 4 генерала, 193 офицера и 5511 рядовых.

Считается, что лишь отсутствие у союзников кавалерийских частей не позволило отступлению превратиться в катастрофу. Через месяц в жестоком Инкерманском сражении русскую армию постигла очередная серьезная неудача. Действия командования отличались разобщенностью и непоследовательностью, а офицеры даже не имели карт местности, пересеченной глубокими и крутыми оврагами, что крайне затрудняло возможность быстрого передвижения. Поэтому вполне закономерно, что безвозвратные русские потери превысили 10000 человек. Наиболее точно состояние дел в русской армии характеризует фраза, произнесенная французским маршалом Сент-Арно после сражения на реке Альма: «их тактика отстала на полстолетия». Его слова подтверждает то, что наши колонны, как и десятилетия назад, ходили в атаку сомкнутым строем, в ногу, соблюдая, как на параде, равнение на середину. Ружейный огонь проводился побатальонно и не причинял сколь значительного ущерба противнику.

Солдаты умели героически умирать, но не побеждать. Бессмысленная суровая муштра прошедших десятилетий в корне подорвали энергию и способность российской армии к самостоятельным боевым действиям, где навыки парадного строя оказались совершенно неприемлемыми. Кроме того, вскрылись широкое казнокрадство, полная дезорганизация системы тылового снабжения войск, явный недостаток инженерных частей, низкое качество медицинского обеспечения больных и раненых. Весьма отрицательно на боеспособности войск отразилось плачевное состояние путей сообщения, поскольку из центральной части страны на юг не были проложены не только железные, но и шоссейные дороги. Оружие, боеприпасы, снаряжение и продовольствие доставлялись гужевым транспортом. При этом масса лошадей и волов погибала из-за отсутствия кормов и недостатка питьевой воды. В свою очередь, военнослужащим также приходилось проделывать тысячеверстные пешие марши, что, безусловно, негативно отражалось на их физическом и моральном состоянии, приводило к болезням и значительному числу не боевых, безвозвратных потерь. В тоже время французские соединения, участвовавшие в Крымской войне, прошли тяжелые африканские походы, покоряли Алжир, Марокко и Тунис, закалились в горах и пустынях.

В войсках императора Наполеона III не только генералы, но и все офицеры обладали широкой инициативой, отличались активным стремлением к поиску выхода из сложной ситуации и принятием неординарных решений. Через несколько лет 24 июня 1859 г. в битве при деревне Сольферино, на итальянских полях, именно эти французские дивизии, поддержанные союзной армией королевства Пьемонта и Сардинии, наголову разгромили австрийские войска, законсервировавшиеся в рутине муштры и плацпарадов. Между тем, в Российской империи совершенно не признавалось, что у нее есть пехотные и кавалерийские части, владевшие соответствующим для того времени передовыми и бесценными знаниями ведения боевых действий. Это Кавказская армия, за плечами которой остались пятьдесят лет суровой и кровопролитной войны. С одной стороны, она хорошо знала горечь потерь и отступлений; с другой, ее знаменовали победы над персидскими и турецкими войсками, а также выигранные бесчисленные жестокие схватки с воинственными горцами в дагестанских горах и чеченских лесах. «Ее не коснулись гатчинские вахтпарадные эспантоны, ее не осквернили шпицрутены военных поселений, ее бессмертный дух не стремились угасить плацпарадной фикцией «линейного учения». Горсть русских и русских солдат, не стесняемая тлетворным рационализмом доморощенной пруссачины, показала здесь, на что способен русский офицер, что может сделать русский солдат», подчеркивал историк-эмигрант первой волны А.А. Керсновский .

Однако, в петербургских министерских кабинетах, в академии Генерального штаба и военных учебных заведениях этот опыт не учитывался, не подвергался анализу и какому-либо глубокому изучению. Как правило, различные столичные ревизоры, приезжавшие на Кавказ, в своих докладах подвергали критике несоблюдение армейцами формы одежды, плохой строевой шаг, неумение солдатами выдерживать интервал и дистанцию. В военную науку ничего не внесли любимцы и выдвиженцы императора Николая I: военный министр генерал от кавалерии князь А.И. Чернышов, генерал-фельдмаршал князь М.С. Воронцов, генерал-фельдмаршал князь И.Ф. Паскевич, адмирал князь А.С. Меньшиков, генерал от артиллерии князь М.Д. Горчаков. В молодые годы они отличались личной храбростью и мужеством, но с годами закостенели по достижению высоких званий, почестей и должностей. В сущности, самые высшие армейские чины николаевской эпохи стали тормозом на пути военного прогресса. Крымская война или, как ее называли в Европе, Восточная закончилась для России крайне неудачно. Она вскрыла перед обществом и государством многочисленные проблемы, характеризующие отсталость империи во всех сферах социальной жизни и, прежде всего, показала реальное состояние вооруженных сил и экономики.

Так, архаичные военные заводы, основанные на примитивной технике и ручном труде, при практически полном отсутствии паровых машин в среднем производили в год для сухопутных и военно-морских сил 100-120 орудий при втрое большей надобности и 50-70 тыс. винтовок и пистолетов, хотя их потребность во время войны возросла многократно. Техническую отсталость нашей страны характеризует и тот факт, что весь российский флот на Балтийском и Черном морях состоял из 115 судов, из них только 24 представляли собой пароходы, а объединенный англо-французский флот насчитывал 454 боевых корабля, включая 258 пароходов. Известный либеральный историк и публицист второй половины ХIХ века Г.А. Джаншиев отмечал, что «богатая отдельными примерами военной доблести эта кровавая и бесплодная эпопея обнаружила в печальном свете, как бесчисленные недостатки военной организации, так и всей старой системы управления, основанной на чиновничьей опеке, на полном порабощении общественной самостоятельности, гласности и свободы слова, на самодовольном охранении всего существующего, начиная от народных суеверий и кончая таким краеугольным камнем старого государственного строя, как крепостное право» .

Николай I скончался 18 февраля 1855 г. до завершения войны, приказав отправить в Москву, Киев и Варшаву телеграммы следующего содержания: «Император умирает и прощается со всеми». Наследнику престола цесаревичу Александру он сказал: «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот». Фактически, уходящий монарх признал печальные итоги своего правления, дипломатическую изоляцию России на международной арене и крах химерических идей Священного союза, приведших нашу страну в политический, экономический и социальный тупик. Для нового императора Александра II и его окружения первоочередная задача состояла в том, чтобы выйти из неудачного и затянувшегося военного противостояния с наименьшими потерями. В этот период главным начальником Третьего отделения, шефом жандармов и командующим императорской главной квартирой являлся герой Отечественной войны 1812 г., участник заграничных походов и других сражений, блестящий дипломат, генерал от кавалерии граф А.Ф. Орлов.

Представляя отчет о положении дел в стране и на международной арене за 1855 г., он твердо советовал Александру II заключить мир. В своем докладе граф подчеркивал, что «война чрезвычайно тягостна для России: рекрутские наборы, ополчение, остановившаяся торговля умножают нужды и бедность, и хотя русские готовы переносить и дальнейшие бедствия, но если бы правительство, сохраняя твердость и свое достоинство, достигло мира на условиях честных, то это было бы общею радостью в империи». Именно этот государственный деятель в феврале-марте 1856 г. возглавлял российскую делегацию на Парижском конгрессе. Умело используя противоречия между членами англо-франко-турецкой коалиции, А.Ф. Орлов сумел добиться смягчения для России мирных условий. На родине за выполнение столь важной дипломатической миссии его возвели в княжеское достоинство, а французское правительство наградило орденом Почетного легиона. 18 марта 1856 г. в столице Франции был подписан Парижский мирный договор. По нему Россия получила обратно Севастополь, но возвратила Османской империи крепость Карс, взятую на Кавказе. Черное море объявлялось нейтральным, наша страна лишилась права держать на нем военный флот и обязалась не возводить укреплений на побережье.

Восточные христиане перешли под покровительство всех европейских держав. Теперь перед Российской империей, самодержцем и правительством в полном объеме встали грандиозные задачи по решению копившихся десятилетиями проблем и кардинальному изменению общества. Поэтому военную реформу необходимо рассматривать в комплексе с иными мероприятиями подобного рода во всех социально значимых сферах: перестройка судебной системы, земского и городского самоуправления, цензуры, университетского образования, но вершиной преобразований явился Манифест от 19 февраля 1861 г., ставший эпохальным актом исторического значения. С момента его обнародования миллионы крестьян обрели возможность выйти из крепостного положения, поскольку объявлялись лично свободными гражданами, получившими многие права, предоставленные имперскими законами, в том числе и право собственности. Однако, как справедливо отмечал В.О. Ключевский, «Имп. Александр II совершил великую, но запоздалую реформу России: в величии реформы – великая историческая заслуга императора; в запоздалости реформы – великое историческое затруднение русского народа» . Несмотря на различные противоречия и проблемы, реформы второй половины ХIХ века открыли простор для бурного развития капитализма, способствовали выдвижению на политическую, экономическую, военную и общественную сцену инициативных, одаренных людей, способных без страха и оглядки назад брать на себя ответственность за состояние вверенных им дел. Позитивным фактом явилось то, что с 1862 г. впервые за всю отечественную в газетах стал публиковаться государственный бюджет, содержащий полные сведения о составе и суммах государственных доходов и расходов.

Это дало возможность не только отдельным специалистам, но и всем заинтересованным лицам в стране знать реальное состояние дел в сфере финансов, в том числе связанными с содержанием военной инфраструктуры. В области военной политики соответствующие преобразования не были одномоментным мероприятием, а представляли собой ряд последовательных и целенаправленных действий, длившихся многие годы, поэтому их, весьма условно, можно разделить на два этапа. Первый представлял собой лишь частичные изменения, вносимые в организационную структуру прежней армии николаевской эпохи, объективно уходящей в . Второй – создание вооруженных сил современного образца, призванных в перспективе качественно и эффективно решать встающие перед ними задачи по защите интересов Российской империи на различных театрах военных действий. На первом этапе еще осенью 1855 г., после падения Севастополя, была учреждена «Комиссия для улучшений по воинской части». Ее возглавил генерал граф Ф.В. Ридигер. Цели, поставленные перед комиссией, фактически определялись настоятельными требованиями текущего дня: а) снижение бремени огромных военных расходов, поглощавших больше половины государственного бюджета; б) количественное уменьшение армейских формирований, штабов и тыловых служб; в) вместе с тем, сохранение боевых качеств сокращаемой армии. Так, на 1 января 1856 г. сухопутные вооруженные силы насчитывали 37 тысяч и 2266000 нижних чинов. Кроме того, во время Крымской войны армию пополнили 866000 рекрутов и 215000 призванных из запаса бессрочно отпускных, что позволило сформировать 11 резервных пехотных дивизий и два корпуса – Гвардейский резервный и Балтийский. На основании положений коронационного Манифеста 1856 г. император Александр II отменил рекрутские наборы на три года, а срок действительной военной службы для нижних чинов сократил с 19 лет до 15 лет .

Затем в бессрочный отпуск и в отставку из армии были отправлены 490000 военнослужащих и расформированы 4 резервные дивизии. В последующие годы очередные рекрутские наборы не возобновлялись, а солдаты, выслужившие свой срок службы, сразу подлежали увольнению. Второй период военных реформ и все последующие армейские преобразования неразрывно связаны с именем генерала Д.А. Милютина. Исследователями его личность оценивается неоднозначно, но в качестве руководителя военного ведомства он прошел с императором Александром II почти весь путь его правления. Собственную позицию о необходимых переменах министр изложил императору в ежегодном докладе, представленном 15 января 1862 г. Прежде всего, требовалось реорганизовать слишком дорогостоящий и неэффективный высший армейский аппарат управления, уменьшить его состав и значительно сократить общий срок службы. Последнее позволяло иметь в запасе большое число подготовленных резервистов. Значительное место в докладе уделялось необходимости создания территориальных органов армейского управления – военных округов. Среди других наиболее существенных проблем министр назвал вопросы реорганизации системы военного образования, строительства казарм и укрепления государственных границ. Безусловно, самое пристальное внимание уделялось ускоренному перевооружению пехоты нарезным оружием и оснащение артиллерии новыми видами орудий. По мнению Д.А. Милютина, в комплексе это позволило бы решить две, на первый взгляд, прямо противоположные задачи: сократить военные расходы и увеличить боевую мощь вооруженных сил страны. Действительно, уже к концу 1862 г. армия насчитывала лишь 800 тыс. человек, а материальные и финансовые расходы на ее содержание значительно снизились. Следует подчеркнуть, что, несмотря на безусловную поддержку со стороны монарха, деятельность министра постоянно подвергалась и серьезной, и далеко не всегда обоснованной критике.

В частности, организация военных округов, существующих и поныне, встретило жесткое противодействие. Конфликт возник между людьми не только давно знавшими друг друга, но в предшествующие годы успешно и плодотворно служившими вместе в рядах Кавказского отдельного корпуса, переименованного затем в Кавказскую армию. Во второй половине 50-х годов ее возглавлял наместник на Кавказе, фельдмаршал князь А.И. Барятинский, давний личный друг императора, а начальником штаба армии являлся генерал Д.А. Милютин. При наместнике, в качестве офицера «для особых поручений», состоял Р.А. Фадеев, сочетавший в себе качества храброго солдата, серьезного исследователя и публициста. Именно ему главнокомандующий доверил работу над официальной историей взаимоотношений Российской империи с народами Кавказа. В 1860 г. книга «Шестьдесят лет Кавказской войны» вышла в свет и получила широкую известность в стране и за рубежом. Об этом говорит тот факт, что автора избрали действительным членом Русского географического общества. Затем Р.А. Фадеев издал в 1868 г. труд «Вооруженные силы России», где подверг критике многие направления проводимых реформ и, особенно, систему военных округов, считая ее крайне рискованной .

В дальнейшем он подготовил такое исследование как: «Мнение о восточном вопросе»; опубликовал в периодических изданиях статьи: «Переустройство русских сил», «Сомнения насчет нынешнего военного устройства» . Реформы военного министра казались Р.А. Фадееву механическим, некритичным перенесением западной специфики на отечественную почву. Он активно выступал за всесторонний учет национальных особенностей и широкое использование предыдущего российского опыта. Оппонент Д. А. Милютина отстаивал идеи, что в перспективе наша страна должна готовиться не к оборонительной, а к наступательной войне, где ей будут противостоять превосходящие силы коалиции различных государств. Поэтому основное внимание необходимо уделять подготовке резерва, ополчения и не забывать о морально-нравственных началах в деле воспитания солдат. Р.А. Фадеев излагал не только свои взгляды, но фактически озвучивал позицию князя А.И. Барятинского, ибо по различным вопросам реформ готовил для него тексты докладных записок. Последние, оспаривая почти каждый поступок военного министра, князь регулярно направлял императору. О.В. Кузнецов считает, что «Барятинского волновали вопросы боевой мощи русской армии, но он имел также и личный интерес. В новых условиях, созданных «Положением 17 апреля 1868 г.», в армии не оставалось должности соответствующей его положению, во всяком случае, как он себе представлял. Данное обстоятельство имело далеко не последнее значение и наложило отпечаток на многолетнее противостояние Барятинского (и его сотрудников, к числу которых принадлежал и Фадеев) и Военного Министерства. Фельдмаршал считал себя обойденным, если не обманутым, и не кем-нибудь, а человеком, который стал министром, благодаря его протекции» . Кроме того, в высших кругах петербургского общества против Д.А. Милютина активно интриговали шеф жандармов граф П.А. Шувалов, граф И.И. ВоронцовДашков и другие лица.

Однако, несмотря на всестороннее давление, император не изменил своего отношения к министру и его реформам, поскольку лично хорошо знал военное дело и его проблемы. По оценке ряда исследователей отдельные предложения Р.А. Фадеева заслуживали серьезной поддержки, но мысли о наступательном характере будущей войны на европейском театре военных действий вызывали споры и сомнения. Уже в советское время известный специалист в области военной истории П.А. Зайончковский положительно оценивал создание округов. По его мнению, позитивный момент нововведения заключался в том, что «военный округ сосредоточивал в своих руках все нити как командного, так и военноадминистративного управления, представляя собой как бы «своеобразное военное министерство» в миниатюре» . Таким образом, складывалась достаточно стройная система местного военного управления, устранялась излишняя бюрократизация и централизация. Безусловно, не все из задуманного Д.А. Милютиным выдержало испытание практикой и временем, имелись ошибки и заблуждения. Многие начинания не удалось претворить в жизнь по причине общей экономической отсталости народного хозяйства и не способности государства поднять на должный уровень собственное оборонное производство.

Поэтому империя была вынуждена проводить закупки вооружения за рубежом. В те годы во всех промышленно развитых странах оружейники трудились над созданием различных вариантов винтовок, револьверов и пистолетов. Шел активный поиск оптимальных видов оружия, по своим техническим и баллистическим характеристикам отвечавшим условиям современного боя: идея многозарядной винтовки витала в воздухе. Так или иначе, в течение двадцати лет, в России проводилось переоснащение сухопутных войск оружием европейских конструкторов: Минье, Карле, Крнка, а затем американским изделием, имевшим скользящий затвор: «скорострельная малокалиберная винтовка Бердана № 2». Хотя к началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. требуемая работа не завершилась, но при Д.А. Милютине русская армия стала качественно иной, по сравнению со своей предшественницей. Существенным образом коренные преобразования коснулись военно-учебных заведений. В частности, изменились программы подготовки высшего офицерского звена в уже существовавших академии Генерального штаба, в Артиллерийской, Инженерной и Медико-хирургической академиях. Учитывая объективные запросы армии, в 1867 г. была образована Военноюридическая академия. Поскольку потребность в хорошо подготовленных офицерских кадрах постоянно возрастала, кроме военных училищ, возникла сеть юнкерских училищ. К началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. в стране насчитывалось 11 пехотных, 2 кавалерийских и 4 казачьих юнкерских училищ, выпустивших к этому времени 11536 человек. Другим важным направлением в своей деятельности Д.А. Милютин и его единомышленники считали кардинальное изменение законодательной базы, связанной со всеми направлениями военной реформы, что также находило реальную поддержку со стороны Александра II.

29 марта 1867 г. именным высочайшим указом Правительствующему сенату Военно-кодификационная комиссия, созданная еще прежним императором, переименовывалась в Главный военно-кодификационный комитет как высший центральный орган Военного министерства, «главное назначение которого – содействовать Военному совету в усовершенствовании военного законодательства» . Благодаря плодотворной работе данной организации, своевременно вышли в свет необходимые нормативно-правовые акты: «Строевой устав» (1860 г.), «Положение о военно-окружных управлениях» (1864 г.), «Сборник штатов» (1864 г.), «Положение о полевом управлении войск в военное время (1868 г.), «Свод штатов» (1870 г.)» и др. Отдельное место среди направлений военной реформы являлись преобразования в военно-судебной сфере. В течение короткого времени были разработаны и вступили в действие: «Военно-судебный устав» (1867 г.), «Устав воинский о наказаниях (1868 г.), «Дисциплинарный устав (1869 г.). На основании положений Военно-судебного устава закреплялись три вида военно-судебных инстанций: полковые суды, военноокружные суды и главный военный суд. Полковые суды образовывались в каждом соответствующем подразделении и состояли из трех человек: председателя в чине штаб-офицера и двух членов – обер . По представлению командира полка они рассматривали дела о проступках нижних чинов, по своей общественной вредности аналогичных тем, что в гражданской жизни подлежали юрисдикции мировых судов. Военно-окружные суды создавались при военных округах и предусматривали состязательность процесса судопроизводства. К их компетенции относились все дела о противоправных деяниях, совершенных генералами, офицерами и гражданскими чиновниками военного ведомства.

Главный военный суд состоял при министерстве и выполнял роль высшей кассационной инстанции. Его председатель и члены назначались лично императором из числа авторитетных и заслуженных генералов. Кроме того, суд был наделен полномочиями по обсуждению различных законодательных проектов и внесению необходимых корректировок и дополнений в военные нормативно-правовые акты. По сравнению с ранее действовавшими требованиями содержание Устава воинского о наказаниях отличалось более совершенной законодательной техникой и четким изложением правовых норм. Закон закреплял два вида наказаний: уголовные и исправительные. К числу первых относились: заключение в крепости, ссылка на каторжные работы, поселение с лишением всех прав состояния, смертная казнь. Сурово каралось неповиновение, за что в мирное время полагалось тюремное заключение на срок от 4 до 12 лет, а в военное – расстрел.

Тяжкими противоправными деяниями признавались нарушения обязанностей при несении караульной службы, нарушения обязанностей в военное время, дезертирство, должностные преступления. Наказаниям второго вида подвергались военнослужащие, совершившие менее тяжкие деяния. В отношении могли применяться такие меры как: временное заключение в тюрьме или крепости с последующим увольнением из армии, содержание на гауптвахте, денежные взыскания, ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав. Для нижних чинов (рядовой и унтер-офицерский состав) предусматривались следующие меры ответственности: направление в военно-исправительные роты на определенный срок, заключение в военную тюрьму, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом в разряд штрафников. Однако наиболее значимым, поистине фундаментальным шагом вперед явилось введение в действие с 1 января 1874 г. Устава о воинской повинности . Он формулировал положение, что главным способом комплектования рядового и унтер-офицерского состава являлся призыв по жребию на военную службу молодых людей, достигших двадцатилетнего возраста. Кроме того, разрешалось добровольное поступление на военную службу в качестве вольноопределяющихся и охотников.

Согласно ст. 17 гл. II «О сроках службы в постоянных войсках и о запасе», общий срок службы в сухопутных войсках определялся в 15 лет, из них 6 лет состояла действительная служба и 9 лет пребывания в запасе. В свою очередь, общий срок службы на флоте определялся в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и три года в запасе. Исключение из правила допускалось только для лиц, направляемых в воинские части, расположенные в Туркестанском военном округе, а также в Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморских областях. Для них вводился общий 10-летний срок службы, из коих 7 лет приходилось на действительную службу и 3 года в запасе. Это объяснялось значительными трудностями, связанными с доставкой призывников в отдаленные края империи, где отсутствовали какие-либо удовлетворительные пути сообщения. Российское общество и армейская среда восприняли долгожданный закон спорно и критически. С одной стороны, не вызывала сомнения необходимость сокращения срока несения военной службы. С другой стороны, формально Устав обязывал служить в армии представителей всех классов, социальных слоев и национальностей, ибо в ст. 1 гл. I подчеркивалось: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское сословие без различия состояний подлежит воинской повинности». Однако в реальности закон не обеспечивал введения фактической всеобщей воинской повинности, поскольку его нормы предоставляли очень широкие льготы, связанные с семейным или имущественным положением призывника, а также его образованием. Посредством использования льгот огромное количество подданных империи вообще не подлежали призыву в мирное время, или служили заведомо недостаточный срок, чтобы считаться качественно подготовленным резервистом. Так, на основании ст. 45 Устава закреплялись три разряда льгот по семейному положению.

К первому разряду относились единственно способные к труду сын, брат, внук. Условия второго разряда касались единственно способного к труду сына, при отце, также способном к труду, и братьях моложе 18 лет. Третий разряд составляли лица, у которых старший брат находился по призыву на действительной военной службе или погиб (скончался) при ее исполнении. В свою очередь, обширную систему льгот по образованию нельзя было сравнить ни с какой-либо европейской страной. Например, по правилам ст. 63 Устава призыву на действительную службу в мирное время не подлежали и сразу зачислялись в запас на 15 лет работники здравоохранения со степенью доктора медицины, магистра ветеринарных наук или фармации, преподаватели государственных средних и высших учебных заведений и лица некоторых других профессий, требующих наличия специального образования. Для представителей учащийся молодежи соответствующие льготы заключались в получении отсрочки от призыва лицам, обучавшимся в средних и высших учебных заведениях до достижения возраста – от 22 до 28 лет. Затем, в зависимости от уровня полученного образования и профессии для призывников сокращались сроки службы; они вправе были поступать на службу, в том числе вольноопределяющимися. «Исследователя этого Устава не может не поразить огромный размер льгот по образованию. Введя эти льготы, Д.А. Милютин преследовал благую цель содействовать народному образованию.

Однако при этой системе наиболее ценный в интеллектуальном отношении элемент хуже всего был использован (вольноопределяющиеся первого разряда служили всего 6 месяцев – ясно, что из них могли получиться лишь посредственные прапорщики запаса)», подчеркивал А.А. Керсновский . Как принципиальный критик военного министра, исследователь отмечал, что в Германии (а затем и во Франции) никто не имел права занимать казенной должности, и даже выборной, не имея чина или звания офицера или унтер-офицера запаса. Через ряды армии там пропускалось все наиболее ценное, что было в стране, и связь общества с армией была действительной и действенной. По мнению оппонентов, наиболее серьезным недостатком Устава являлось то, что на службу в российскую армию не призывалось население Средней Азии и Туркестанского края, Приморской и Амурской областей, ряда округов Архангельской, Томской, Тобольской и Якутской губерний. Кроме того, положения закона не распространялись на коренное население Северного Кавказа и Закавказья. В свою очередь, отдельный порядок исполнения воинской повинности предусматривался для коренного населения Великого княжества Финляндского, обладавшего в пределах Российской империи особым статусом. В течение двух десятилетий сохранялись льготы менонитам, переселившимся на территорию России и принявшим русское подданство в 50-60-х гг. девятнадцатого века.

У многих аналитиков не вызывал сомнения тот факт, что совместное прохождение военной службы, так или иначе, выступало бы в качестве действенного средства по сближению и взаимопониманию представителей различных наций и народностей, населявших страну; ознакомлению с обычаями и нравами, элементами истории и культуры. К сожалению, эти справедливые и обоснованные доводы не были приняты во внимание разработчиками Устава. Выводы: при Д.А. Милютине благополучно завершилась более чем полувековые военные действия на Кавказе. За сравнительно короткий срок и без серьезных потерь была присоединена Средняя Азия и подавлено польское восстание. Успехом увенчалась не потребовавшая всеобщей мобилизации русско-турецкая война 1877-78 гг. за освобождение Болгарии; отличительный аспект, характеризующий все направления военной реформы, состоял в том, что она осуществлялась гласно, доводилась до широкой общественности, обсуждалась в печати и корректировалась в процессе проведения; основным законодательным актом военной реформы явился Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г.; создание сети военных и юнкерских училищ, куда могли поступать юноши вне зависимости от сословия и происхождения, в известной степени служило позитивному изменению социального состава офицерского корпуса; вне зависимости от наличия действительно серьезных недостатков в ходе проведения реформы Российская империя получила мобильную и в достаточной мере боеспособную массовую армию; Д.А. Милютин стал последним военнослужащим дореволюционной армии, которому в 1898 г. императором Николаем II было присвоено звание генерал-фельдмаршала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трехсотлетие дома Романовых. 1613-1913: репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. М. : Современник, 1990. С. 276.

2. Керсновский А. А. История русской армии: в 4 т. Т. 2. М. : Голос, 1993. С. 115.

3. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008. С. 98.

4. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. : Правда, 1990. С. 554.

5. О всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений по случаю Коронации Его императорского Величества: Манифест. Августа 26 // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. ХХХI. Отделение первое. 1856. СПб., 1857. С. 785-798.

6. Фадеев Р. Вооруженные силы России. М., 1868. С. 244.

7. Биржевые ведомости. 1871. № 1, 2, 5, 9, 12, 14.

8. Кузнецов О. В. Р.А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград, 1998. С. 37.

9. Зайончковский П. А. Военные реформы 18601870 годов в России. М., Изд-во Моск. ун-та, 1952. С. 95, 118-119.

10. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. XLII. № 44412.

11. ПСЗ РИ. Собрание второе. Т. 49. Огд. 1. № 52983.

12. Керсновский А. А. История русской армии. М., 1993. С. 186.

А.А. Гогин, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и трудового права Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)